Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (824) → Диакон Илия Кокин: Обращать людей ко Христу надо радостью

Диакон Илия Кокин: Обращать людей ко Христу надо радостью

№23 (824) / 23 июня ‘15

Есть что сказать

У нас в гостях диакон Илия Кокин, клирик храма Казанской Иконы Божией Матери, что на Калужской площади в Москве, кандидат богословия, кандидат культурологии, педагог, сценарист, мультипликатор, поэт. Но не об этом будем говорить сегодня с отцом Илией. Дело в том, что отец Илия был иподиаконом Патриарха Алексия II. Батюшка, расскажите о Святейшем Патриархе, о Вашем общении с ним.

Часто бывает, что даже хорошая перемена в жизни, воспринимается в штыки. Когда меня вызвали к руководству Московской духовной семинарии (я только перешел в третий класс), сказали, что мне нужно ехать в Москву, что я переведен на иподиаконское послушание у Святейшего Патриарха, я очень расстроился: я только что стал уставщиком братского хора Троице-Сергиевой лавры, пел у отца Матфея. Это было верхом моих мечтаний, у меня был ключ от лаврской колокольни. О чем еще может мечтать семинарист? И тут, только ты чего-то достиг, тебе Господь дает другое.

Я понимал, что это гораздо большее, но, честно говоря, это и вызывало тревогу, ведь это же Патриаршие службы. Такая ответственность! Съемки, – а это означало быть в центре внимания.

Но, спустя годы, я вспоминаю пять с половиной лет, которые я был у Святейшего иподиаконом, с благодарностью и теплотой, получив удивительный опыт, удивительную школу общения, я не побоюсь этого слова, со святым человеком. Из 5 лет 3 года я был книжником у Святейшего. Это такое послушание, когда человек держит Архиерейский молитвослов. То есть три года я наблюдал, как Святейший молится, на расстоянии, что называется, вытянутой руки.

Если одной фразой попытаться суммировать тот урок, который я получил за годы общения со Святейшим, то эту формулу выразил сам Святейший. Когда он рукополагал священнослужителей и они подходили к нему под благословение, то он их напутствовал, давал отеческий совет. И это были удивительные слова. Он говорил всего два слова: «Утешай людей».

Наверное, в этих двух словах выражена суть современного христианского служения, служения церковного, служения пастырского. Потому что скорбей много. Нужно зажечь какой-то маячок для человеческой души, что-то теплое, доброе, горячее, чтобы это человеку было путеводной нитью. Христос говорит: «Иго мое благо и бремя мое легко есть». В христианстве нет ничего сложного. Можно быть христианином и быть радостным, не обязательно быть унылым. Сейчас идет пост, и Господь дает нам и относительно этого указания, что не надо уподобляться фарисеям, не надо ходить с постными лицами...

Если по апостолу, то можно быть христианином и нужно быть радостным.

Да. То есть наш подвиг не предполагает какого-то унылого, напряженного состояния. Мы можем радоваться, и именно эта радость будет и других людей привлекать ко Христу. Как говорил Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи людей вокруг тебя спасутся». Именно радостью надо обращать людей ко Христу.

За годы, которые я был при Святейшем, особенно запомнилось несколько интересных случаев. Это случаи не войдут в официальную биографию, это не какие-то масштабные деяния, как объединение Церквей. Эти события происходили среди ограниченного круга людей, между Святейшим и его ближайшим окружением. Но они тем и дороги, что это что-то такое, что тебе тоже принадлежит.

Например, случай, ставший для меня настоящим уроком христианской любви. Хотя эта история даже в чем-то комичная. Был Патриарший визит в Белоруссию. Очень насыщенная программа, много богослужений. Каждое утро начиналось или с молитвы, или с молебна. Но где-то посередине программы было одно свободное утро. Мы, наконец, выспались, пошли на завтрак. Естественно, все из делегации Патриарха думали, что Святейший где-то отдельно кушает, а вот делегация, пресса, иподиаконы, наверное, будут в обычной столовой питаться. Я иду, отстал от всех. Я мальчик мечтательный был. Захожу последним и вижу страшную картину: большой стол, посередине сидит Патриарх, вся делегация сидит аккуратненько по периметру, и остается последнее место прямо напротив Святейшего. И вся делегация поворачивает голову ко мне, а я замыкаю это шествие, и все улыбаются, понимая, что я сейчас окажусь в центре всеобщего внимания. Помолились, сели, я сижу, хочу сквозь землю провалиться. Святейший сидит через стол от меня, смотрит и улыбается своей знаменитой теплой улыбкой. Я понимаю, что надо что-то делать.

Вообще, надо еще и есть...

Да, просто сидеть и ничего не делать – это самое страшное, я поду-мал, что есть – это как раз выход. Взял хлеб, масло, намазал, сыр положил. То есть что-то делаю руками. Все продолжают на меня смотреть. Я кусаю бутерброд и краем глаза вижу, что на лицах ребят, которые сидят напротив, ужас. Они показывают на часы, я прокручиваю ситуацию и понимаю, что это среда, постный день. Понимаю, что лучше бы я просто сидел, ничего не делал. Я положил бутерброд, опустил голову и стал ждать своей участи. Святейший выждал еще несколько секунд, смотрел, улыбался. Потом взял хлеб, намазал его маслом и стал есть. Мне кажется, настоящая любовь – это способность, даже если человек рядом с тобой ошибся, его ошибку разделить, лишь бы дать ему понять, что ты с ним, что ты его сейчас поддерживаешь. Это очень важно.

Это можно и в патериках встретить. У Антона Павловича Чехова есть фраза, что вежливость не в том, чтобы не пролить соус на скатерть, а чтобы не заметить, что это сделал кто-то другой.

Само присутствие рядом со Святейшим – это удивительный опыт. Не все можно выразить словами, не обо всем можно рассказать.

Есть замечательная история из патерика, когда к известному старцу приходят монахи из далекой обители, он их принимает. Они садятся вокруг него, он задает вопросы о духовной жизни, каждому из них подробно отвечает. Когда монахи собираются уходить, старец обращает внимание, что один из них ничего не спросил. И он обращается лично к нему: «А почему ты ничего не спросил? У тебя нет никаких вопросов?» На что монах отвечает: «Авва, мне достаточно тебя видеть». Святейший был таким – его достаточно было видеть.

Отец Илия, в Екатеринбурге всегда будут особо благодарны Святейшему Патриарху за то, что сейчас на Ганиной Яме есть монастырь Святых Царственных Страстотерпцев. Причем, когда в сентябре 2000-го года Святейший посетил Екатеринбург, ему пришлось проявить всю решительность, потому что власти не пускали его в это почитаемое народом место, которое было уже местом молитвы. В сентябре 2000-го Святые Царственные Страстотерпцы уже были прославлены, но вот такое было отношение к Ганиной Яме – месту уничтожения останков. И Святейший сказал, что даже если вы снимете охрану (а грозили именно этим), я поеду туда все равно. И он это сделал. Именно тогда им были сказаны слова, что это живой антиминс, пронизанный останками святых, и тогда же было дано благословение.

Можно сказать и об истории Храма-на-Крови на месте убиения Царской Семьи. Храм заложен был в начале 90-х, до 2000-го года стройка не двигалась с места, а Первосвятительская молитва на этом месте дала мощный толчок. Мы здесь видим и администратора, который может управить так, как считает нужным, и молитвенника.

Это не только в Екатеринбургской епархии. Пастырские Патриаршие визиты по стране всегда были переломным моментом в какой-то сложной ситуации. Очень часто после Патриаршего визита, когда он лично говорил с руководством области или города, проблемы, которые годами не решались, сдвигались с мертвой точки. Это, конечно, была колоссальная заслуга Святейшего.

Отец Илия, а Вы помните свою самую-самую первую встречу с ним в качестве иподиакона? Вот Вы пришли, Вам надо представиться...

Первую службу я просто стоял и молился, наблюдал за действиями иподиаконов. Мне сказали: «Ты будешь ходить с рипидой». Я внимательно следил, что надо делать с рипидой, а вот на следующую службу подошел к Святейшему с подносом. Когда Святейший разоблачался, мне на поднос положили одну из частей облачения, тогда Святейший посмотрел, улыбнулся и сказал: «Как тебя зовут?». Я представился.

Огромное Вам спасибо, что Вы нарисовали такой живой портрет: когда люди такого уровня уходят, очень важно, чтобы они оставались в нашем сознании не только как личности в истории Церкви, но и как живые люди, молитвенники, старцы, кого-то наставлявшие, и просто христиане, в глазах у которых был отблеск Царствия Небесного.

Несколько раз в году Патриаршие иподиаконы собираются в Богоявленском соборе на месте его захоронения, служат панихиду. И самое интересное, приходят не только иподиаконы, мы-то, понятно, мы – люди верующие, приходим за Святейшего помолиться, приходят охранники Святейшего, то есть люди, которым дали назначение охранять одно из первых лиц государства. Для них это была работа. Так вот, за те годы, что они были с Патриархом, для них это стало больше, чем работа, для них он уже стал родным человеком, и они несколько раз в году собираются, чтобы помолиться за него. Это дорогого стоит.

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс