Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (924) → Архимандрит Алексий (Вылажанин): Духовность – это образ жизни, это внутреннее пребывание человека вместе с Богом

Архимандрит Алексий (Вылажанин): Духовность – это образ жизни, это внутреннее пребывание человека вместе с Богом

№27 (924) / 19 июля ‘17

Беседы с батюшкой

Первый вопрос от наших телезрителей: «Что такое духовность? Часто под этим словом понимают разные вещи: высокий интеллект, высокую чувствительность, тонкое восприятие мира. Иногда искусство называют духовной пищей. Что же такое истинная духовность?»

– Те вещи, о которых вы говорите, очень относительны, в этом тоже надо разобраться. Что такое искусство и какое искусство духовно и недуховно? Что такое понятие интеллекта и интеллектуальности человека, культура человека? Духовность – это составляющая многих факторов, но прежде всего это образ жизни человека, когда человек живет с Богом. Духовный человек тот, который ощущает присутствие Бога в своей жизни постоянно и свою жизнь выстраивает в согласии с волей Божией. Вот тогда человек может называться духовным.

У нас начитанного человека называют духовным, который абсолютно не является верующим, находится вне церкви, вне церковной ограды. Его можно назвать образованным, как угодно, но назвать духовным невозможно, если исходить из точки зрения православного человека. Духовность – это образ жизни, это внутреннее пребывание человека вместе с Богом. Если бы наши святые угодники не ощущали в себе присутствия Божия и не осознавали той искупительной жертвы, которую Господь принес за нас, то, наверное, у них состояния духовности не было бы. Они находились в общении с Богом. Когда человек находится в общении с Богом, живет по-божески (не просто говорит о том, что он находится в общении с Богом; как известно, судите по делам, а не по словам), то такого человека действительно можно назвать духовным.

Можно ли, как говорится, с первого взгляда определить, духовный человек или нет, по каким-то словам, его поведению, еще по каким-то признакам?

– Иногда наше первое мнение бывает очень обманчиво. Иногда мы смотрим на человека, и нам кажется, что в нем ничего особенного нет, а потом, в процессе общения, этот человек раскрывается, и ощущение такой внутренней благодати присутствует, так называемой духовности. Она бывает совершенно потрясающей. Можно, наверное, и с первого взгляда понять то, насколько человек духовен. Но еще раз говорю, что внешность бывает обманчива, первое ощущение иногда бывает ложным, все происходит в процессе общения человека с человеком.

Меня лично волнует такой вопрос: возможно ли средствами искусства, показывая пороки человека (может быть, не самые лучшие ситуации, характеры), привести человека к чему-то хорошему как бы через обличение этих пороков? То есть не будет ли такая демонстрация темных сторон человеческой жизни закладывать что-то негативное?

– На самом деле, как показать или рассказать об этом. Взять, допустим, классический русский театр, произведения Чехова или Островского, пьесы, которые ставились, – там много говорится и о пороке, и о проблемах, которые существуют, но настолько тонко и духовно об этом говорится, что это непо́шло. У нас, к сожалению, иногда бывает так, что, пытаясь говорить о пороке и грехе, мы опускаемся до уровня пошлости – вот этого не должно быть. А когда в искусстве опускаются до уровня пошлости, то это уже не говорит о грехе и не дает человеку возможности задуматься о грехе. Поэтому, считаю, когда это глубоко раскрывается, преподносится непо́шло, ненавязчиво, тогда это интересно, тогда начинаешь задумываться, начинаешь исправляться, начинаешь заглядывать в глубину человека…

Сегодня ведь в искусстве как бывает? Мы ставим классические произведения, и каждый автор пытается выразить свое видение. Но ведь автор, который написал эти пьесы, свое видение уже выразил. И в каждом произведении, в каждой пьесе написано, какая сцена, где, как и что происходит. Поэтому, наверное, в рамках того, что написал первоисточник, надо выражать себя, а не в своем видении. Ну, напишите тогда что-то свое, достойное, покажите, поставьте, тогда это будет ваше видение. А у нас часто бывает так, что говорят о классическом, духовном искусстве, а это уже не то классическое, авторское искусство, это уже фантазии на тему автора получаются. Поэтому можно говорить и в искусстве о грехе, но если это не опускается до пошлости, а у нас очень часто это опускается до пошлости, к сожалению.

Следующий вопрос: «Я хожу в храм недавно, около двух лет. Недавно на Исповеди батюшка сказал, что хорошо бы мне пойти учиться в семинарию. В себе я горячего желания становиться священником не чувствую, да и не соответствую я такому ответственному делу. Я еще и мирянин не ахти какой, а тут сразу священником... Иногда думаю: может быть, все-таки послушать батюшку и пойти учиться, а там будь что будет, как Бог даст. Посоветуйте, пожалуйста, что-нибудь».

– Что можно было бы ответить на этот вопрос? Во-первых, не сразу священником. Потому что все-таки в семинарии придется поучиться как минимум четыре года, для того чтобы хотя бы рукоположиться в диакона. Только после этого можно думать о священническом пути. Но, по моему опыту и духовному разумению, если это можно так сказать, поступая в семинарию, человек все-таки должен иметь твердое желание связать свою жизнь со служением Богу, в сане священника или в сане диакона, но это первоочередная задача для поступающего – иметь твердое желание и горение. Если мы не имеем этого горения, то можно, конечно, отучиться, рукоположиться, и не факт, что оно придет. Вот эта хладнокровность, которая изначально была, будет огромной помехой на пути пастырского служения в будущем, поэтому, конечно, должно быть прежде всего огромное желание.

С другой стороны, бывают случаи, когда человек с большим желанием поступает в духовную школу, заканчивает, но потом так складывается его жизнь, что он не принимает сана, однако все равно вся его жизнь связана с Церковью, он трудится в каких-то церковных структурах. У меня, допустим, перед глазами было много примеров, когда люди в силу жизненных обстоятельств или каких-то других причин не могли рукополагаться или возникали канонические препятствия, но они всю жизнь оставались в Церкви, посвящали себя ей. И то образование, которое они получили в Церкви, использовали на благо и пользу Церкви. Но каждый из них, поступая в семинарию, все-таки ставил перед собой цель служения Богу. Поэтому если такого горячего желания нет, то, может быть, на сегодняшний день и не стоит поступать в семинарию.

Если вы хотите получить какое-то духовное образование углубленно, сейчас есть при семинариях катехизаторские отделения, есть богословские институты, куда можно пойти поучиться. А вот если вы когда-то созреете и в вашем сердце возгорит это желание посвятить свою жизнь (не просто получить профессию священника) служению Богу, то тогда, конечно, надо пойти в семинарию, потому что в семинарии не столько должно быть образование, сколько воспитание человека к его дальнейшему пастырскому служению на том месте, на которое Церковь его поставит.

Следующий вопрос: «В чем заключается польза и смысл чтения молитв на церковнославянском языке?»

– Часто со стороны очень образованных людей мы слышим о том, что в этом нет смысла, время движется, ничто не стоит на своем месте и давно бы уже Церкви пора где-то адаптироваться в церковном делании. Но есть традиции церковные, Церковный Устав, который сложился даже не на протяжении десятилетий, а на протяжении столетий; есть язык, являющийся в момент образования нашей Русской Церкви тем языком, который был краеугольным камнем в просветительской деятельности на Руси; тот язык, которым слово Божие распространялось во все концы нашего Отечества, который послужил основой для создания и нашей литературы, и нашей музыки: церковной и на ее базе светской духовной музыки. Поэтому сегодня Церковь, как бы храня эти традиции, сохраняет единение сегодняшней современной Церкви с той Церковью, которую принес в наше Отечество благоверный князь Владимир.

Можно ли молиться на русском языке? Никто не запрещает, молитесь так, как вы можете. Нужно ли переводить церковное богослужение на русский язык? Поверьте мне, теряется красота церковного богослужения. Приводятся аргументы, что кто-то не понимает ни молитв на церковнославянском, ни смысла богослужения... А не понимаем почему? Потому что мы не понимаем того, что говорит Церковь, мы невнимательны, мы не слушаем, не стремимся вникнуть в строй богослужения, особенно Божественной литургии.

Вы посмотрите, как мы себя ведем в храме. Часто бывает, что разговариваем, невнимательны, вроде стоим ко Причастию, но тут же с соседями хорошо если обмениваемся новостями, а то еще и перебранка какая-нибудь возникает: кто-то кого-то толкнул, кто-то кому-то ответил. И если служба будет на русском языке, ничего от этого не изменится. Ведь Царствие Божие нудится, достигается трудом, оно не бывает просто так: взял и получил. Поэтому, родные, потрудитесь немножко вникнуть. И когда вы вникнете, каждое церковное слово, прозвучавшее на церковнославянском языке, будет согревать вашу душу, вы будете видеть красоту и церковного песнопения, и звучания церковной музыки. И ход церковной службы будет совершенно другим для человека, который потрудился для того, чтобы это понять.

Поэтому переход на русский язык, чтение на нем молитв – это не панацея для того, чтобы духовность в человеке возникла. Многие и на русском-то молиться не хотят, не говоря уже о церковнославянском. Поэтому это внутреннее состояние человека. Хотите дома молиться на русском языке – никто вам не мешает. Ведь молитва – это разговор человека с Богом, общение с Ним, и на каком языке вы общаетесь, это не важно, главное, чтобы душа ваша в этот момент была чиста и открыта для Бога. Я так считаю.

Я слышал, что молитва на церковнославянском языке имеет особую духовную силу и ограждает человека от различных влияний. В наше время очень много влияний и телевидения, и рекламы, и интернета, и так далее, а зная древний язык, человек как бы себя от этого ограждает.

– Еще раз говорю, через церковнославянский язык мы как бы соприкасаемся с тем огромным духовным опытом, который накопил наш народ на протяжении тысячелетий. Понимаете, больше тысячи лет нашей духовной истории. И сегодня, если мы от этого отказываемся, мы отказываемся от всего того богатого опыта, который был у нас.

А потом, понимаете, полноценно перевести на современный русский язык какие-то вещи с церковнославянского невозможно. На русский язык можно переводить, конечно, любые языки, это будет гораздо богаче, эмоциональней. И мы знаем, что, допустим, переводы классической литературы или какого-то стихотворного наследия на русский язык с иностранных не утрачивали своей красоты, даже наоборот. Но как тяжело переводится русский язык на иностранные, особенно если это касается поэзии! Вот тогда утрачивается красота, смысл всего. Так получается и здесь. Когда мы начинаем отступать от церковнославянского языка, мы теряем вот эту красоту, которая сегодня в нем есть. Поэтому постарайтесь потрудиться. На самом деле все это не так сложно, только немного усилий, внутреннего желания и горения.

Следующий вопрос: «Мне хочется приобщить моих неверующих родственников и друзей к храму, показать им свет и радость веры. Не является ли это желание проявлением скрытого высокомерия: мол, я в Церкви, я лучше вас?»

– Желание совершенно замечательное. Ведь и Христос говорит Своим ученикам: «Идите и научите народы, во все концы земли проповедуя Святое Евангелие». Но из каких соображений и какими методами мы это делаем? Что значит привлечь своих родственников к Церкви? Можно настолько назойливо это делать, что не то что не привлечете близких к Церкви, а, наоборот, еще отодвинете. Ведь наше свидетельство о Церкви – это прежде всего наш образ жизни. Если приходя из храма и начиная рассказывать о нем, мы пытаемся давить на наших близких или навязывать какую-то свою точку зрения или вместо умиротворения приносим какую-то озлобленность и агрессивность, то, наверное, это не будет свидетельством и не сподвигнет наших близких к тому, чтобы сделать первый шаг на пути к Церкви. Свидетельство – это не столько слова и убеждения, сколько наша с вами жизнь: если мы действительно будем вести христианскую жизнь внутри своей семьи, будем незлобивы, ненавязчивы, не будем выставлять свою веру напоказ, не будем заставлять и давить на наших близких в духовном плане...

Понудить еще можно маленького ребенка, младенца, когда он возрастает, но для этого надо его с младенческих лет начинать носить в храм, причащать Святых Христовых Таин, потом учить молитовкам каким-то. Но опять – это можно делать через любовь, не через давление, жестокость... Фундамент любой веры – это любовь, и Бог возлюбил нас, поэтому принес жертву за нас. Вот если все не строится на этом, а делается только показное или неправедное, то тогда никого и никуда вы не привлечете.

Если вы сами не ощущаете своего превосходства над ближними… А прежде всего надо благодарить Бога, что вам Господь дал такую возможность и открыл ваше сердце для Него. Это не ваша заслуга, что вы ходите сегодня в храм, Господь вам дал этот дар. Вы счастливый человек, но, может быть, в вашей искренней домашней молитве надо помолиться за своих близких, но не так, чтобы вы им на каждом шагу твердили: «Я сегодня за тебя молился, а ты вот в храм идти не хочешь, я за тебя записку сегодня подавал». Поверьте, если ваша внутренняя молитва будет искренняя, то она быстрее даст какие-то результаты, даже в вашем маленьком «семейном огороде» произрастут совершенно другие, добрые плоды. А вот если это будет с гордыней, с самодовольством, с чувством своего превосходства над всеми остальными, то тогда ничего это не даст. Помните всегда одно: наши только грехи, все остальное от Бога. Поэтому, может быть, наши родственники, которые не всегда ходят в храм, в моральном плане иногда бывают чище и лучше нас, посещающих храм. Поэтому идите по этому пути и ищите Царствие Божие, стяжайте его, но прежде всего думайте, для чего вы все это делаете и какими методами.

Следующий вопрос: «Не является ли грехом чрезмерная забота о своем здоровье? Человек, уделяя много внимания здоровью, желает продления земной жизни, земного счастья и не ставит во главу угла Небесное. Да и к тому же бывает так, что телесная немощь приближает человека к Богу».

– Не всегда телесная немощь приближает человека к Богу. Безусловно, когда мы получаем какие-то скорби, мы чаще задумываемся о Боге, нежели когда находимся в каком-то благополучном состоянии… Но мы же от Бога ищем не укрепления нас в несении креста, а исцеления от того недуга, который Господь послал нам в этот момент. И мы, как капризные дети, требуем от Бога этого исцеления. Когда человек этого исцеления не получает, он озлобляется на Бога и может прийти к неверию. Такое тоже часто бывает, к сожалению. Поэтому здесь нельзя сказать, что только через физические немощи Господь человека как бы призывает к Себе. Умение нести эти немощи – тоже дар, который Господь дает нам, поэтому здесь надо подходить с точки зрения христианина. А чрезмерная забота о здоровье... Мы сегодня говорили, что здоровье – это дар Божий, о каждом даре мы должны заботиться. Это как таланты, которые надо приумножить. Здоровье, может быть, не приумножить, но, по крайней мере, постараться его сохранить. Но, опять же, это не должно доходить до паранойи. Такое, к сожалению, тоже бывает, когда мы думаем о физическом здоровье, совершенно забывая о своем внутреннем духовном состоянии.

Есть такое мнение, что Церковь диктует людям единый стандарт поведения, ограничивает личность. Скажите, как Церковь способствует раскрытию личности, раскрытию творческого потенциала человека?

– Что значит «Церковь навязывает стандарт»? Церковь вообще никому ничего не навязывает, Церковь предлагает. Господь никого не заставляет, Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы». А вот придете вы или не придете – это уже ваша воля. Не зря же говорят: «Невольник – не богомольник». Нельзя человека заставить, человеку можно предложить. «Много званых, мало избранных». Это евангельская истина, евангельское начало.

А как дать человеку раскрыться? Прежде всего научить человека заглядывать внутрь себя. Вот тогда через внутреннее духовное совершенствование человек начнет видеть окружающий его мир совсем по-другому, по-другому начнет его воспринимать. И тогда он начнет духовно совершенствоваться.

Дети и подростки говорят: «Зачем мне идти в храм? Я и так живу интересной, насыщенной жизнью». Как все-таки убедить детей и подростков, чтобы они ходили в храм?

– Сами ходите в храм, причащайтесь Святых Христовых Таин. Мы сегодня в самом начале об этом говорили, что только своим примером можно убедить. Но если ваш ребенок видит, что вы без радости, а с понуждением себя идете в церковь Божию в воскресный день или в церковный праздник? Или, еще хуже, ссылаясь на усталость или еще что-то, позволяете себе в воскресный день не пойти, когда вам не хватает времени для того, чтобы приготовить себя к таинству Покаяния и таинству Причащения… То есть вы не соединяетесь со Христом в таинствах. Вы можете что угодно говорить. Когда вы не живете и не ощущаете радости от посещения дома Божиего и пребывания вас самих внутри Церкви, когда не ощущаете радости от молитвы, то вы можете говорить ребенку все что угодно, но он это не воспримет.

Конечно, в окружающем его мире ему хорошо, весело, этот мир позволяет ему делать многое, не налагая никаких ограничений. Но ребенку надо дать понять, что эта радость очень быстро проходит, что она не оставляет какой-то внутренней духовной радости. Если у ребенка было хотя бы в детстве малое соприкосновение с церковью, с каким-то церковным праздником, допустим Рождества… Совершенно преображенный храм! Мои детские воспоминания, когда елка или березки на Троицу. Совершенно по-другому живет храм! Ребенок попадает в такую атмосферу любви, причащаясь Святых Христовых Таин! Потому идет на какой-то церковный детский праздник. Или после церковный службы окончания Рождественского поста они знают, что придут домой, будет праздничный стол, когда вместе готовили этот стол, вместе сядут и будут радоваться. Ребенка надо воспитывать, пока он лежит поперек скамейки. Когда он лег вдоль скамейки, воспитывать уже поздно, только своим примером. Если у вас этого нет, то что бы вы ему ни говорили, в нем этого тоже не будет.

Благословите наших телезрителей.

– Дорогие телезрители, да благословит вас Бог, укрепит Пречистая Его Матерь! Простите за какую-то, может быть, сумбурность, которая сегодня была. Или, может, не все было стройно и ладно в плане моих ответов, но мне было очень приятно общаться с вами. Бог да благословит всех нас во все дни жизни нашей. Спасибо вам!

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс