Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (924) → Протоиерей Димитрий Беженарь: Поучительный пример святых

Протоиерей Димитрий Беженарь: Поучительный пример святых

№27 (924) / 19 июля ‘17

Беседы с батюшкой

Отец Димитрий, тема нашей передачи: «Поучительный пример святых». Кто святые для нас?

– Сам Господь наш Иисус Христос в святом Евангелии говорит: «Кто Меня любит, тот заповеди Мои соблюдет; и Я возлюблю его и приду к нему Сам; Мы придем к нему с Отцом и обитель у него сотворим». Святые – это самые близкие друзья Божии, те, кто свою любовь к Богу, свою веру, свое самоотвержение, свою решимость так проявили, что возненавидели грех в корне, победили страсти силой благодати Божией и стали сосудами благодати Святого Духа. То есть они исполнили то предназначение, ради которого Господь человека изначально создал. Когда мы прославляем святых, внимательно читаем их жития, стараемся по мере сил подражать им, то мы прославляем Бога Творца, Который дивен во святых Своих, таким образом и Бога благодарим, и сами видим цель, ради которой Господь нас сотворил.

Смотрите, как удивительно: вчера Святая Вселенская Церковь праздновала память великого чудотворца, святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, которого, без преувеличения, называют апостолом XX века, апостолом Запада. Он родился в благочестивой дворянской семье, в Харьковской губернии, прожил удивительную, самоотверженную жизнь. И величие его подвига, его самоотвержения от юности было таково, что даже когда он, еще будучи в Белграде, преподавал студентам богословские дисциплины, многие говорили: если вы хотите видеть живого святого, идите посмотрите на отца Иоанна.

Когда в 1934 году Владыка Антоний, предстоятель Русской Зарубежной Церкви, хотел рукоположить его в епископский сан, близкая знакомая (впоследствии его духовное чадо) вспоминает, что встретила его в смущении, он говорил: «Произошла какая-то ошибка, меня приглашают вместо какого-то иеромонаха Иоанна рукоположить в епископа». А когда она на следующий день его увидела, он с еще большим смущением говорил: «Произошла еще большая ошибка: вместо какого-то более достойного иеромонаха Иоанна рукоположили недостойного меня, хотя я ссылался на свое косноязычие». У него с самого детства и всю жизнь были некоторые дефекты речи. На что ему спокойно сказали, что и Моисей тоже был косноязычен, но это не мешало ему служить Богу.

Этот великий чудотворец, апостол XX века, фактически проповедовал и на Востоке, и на Западе. Все, кто читает, изучает его житие, хорошо знают, что он в Шанхае организовал сиротские приюты, которые начинались с 8 человек, а потом количество детей в них увеличилось до 2000. Во время японской оккупации Китая каждую ночь, несмотря на суровый военный режим, он ходил по темным переулкам, собирал всех бездомных, нуждающихся, кормил, исцелял своей молитвой. А затем, когда возникла историческая необходимость, помог эмигрировать из коммунистического Китая всей русской общине сначала на Филиппины, затем в Латинскую Америку, а потом в США. Он восстановил церковный мир, построил собор в Сан-Франциско. Святитель Иоанн (Максимович) до конца своих дней воплощал в своей жизни три очень важные подвига: это был ревностный иерарх Церкви, нес подвиг столпничества (столь редкий в наше время). Столпничество состояло в том, что он по древнему монашескому правилу никогда не ложился спать. Он иногда забывался легким сном сидя в кресле или его находили келейники в поклоне перед иконами, когда он совсем ненадолго засыпал от естественной физической усталости, но он никогда не ложился спать в течение всей своей жизни.

Всякий ли человек призван к святости?

– Несомненно. Потому что Господь Иисус Христос говорит: Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершен есть (ср.: Мф. 5, 48) Господь же не говорит: «если желаете», или: «если сами хотите». Это призыв, заповедь: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Отец наш Небесный бесконечно совершенен, поэтому мы призваны к бесконечному совершенству. А это и есть святость – бесконечное приближение к Богу, уподобление Богу в тех качествах, в тех добродетелях, которыми Господь как Творец обладает во всей полноте. Как пишет один из великих отцов Церкви, преподобный Симеон Новый Богослов, человек может стать богом по благодати, то есть стяжать все те качества и благодатные дары, которые у Бога есть по природе, а человек их получает по благодати. Вот почему в Евангелии мы и читаем, что в Царствии Божием праведники просветятся как солнце. Мы сейчас смотрим на Солнце, на это удивительное светило, и радуемся (правда, сейчас оно в нашей европейской части все реже и реже появляется по нашим грехам). Вот так просветятся праведники в Небесном Царстве – как Солнце.

Отец Димитрий, какова роль решимости в деле стяжания святости?

– Одна из самых главных. Вот почему преподобный Серафим Саровский, один из великих святых Русской Православной Церкви и вообще Вселенской Церкви, которого почитают сейчас везде, особенно на Горе Афон, задаваясь вопросом, что отличает простого грешного человека от великого святого, говорит: единственное, что отличает, это решимость. Святой человек, казалось бы, такой же, как все мы, но он решительно будет бороться с грехом до смерти, готов умереть, но согрешать не будет, не будет падать в грехи, а если будет падать, то головой – ко Христу, каяться и просить у Бога милости и помощи. Как говорит преподобный Паисий Святогорец, решимость помогает выйти за пределы собственного «я», то есть полностью отложить эгоизм, не брать себя в расчет, не думать о себе, а только о том, как исполнить заповеди Христа, Которого возлюбил всем сердцем. Поэтому решимость – главная движущая сила в стремлении к святости.

Что мешает человеку в стремлении к святости?

– А мешают как раз страсти нашего ветхого человека. В первую очередь, гордыня, эгоизм. И производные от нее: тщеславие, осуждение, высокомерное отношение к ближним, когда мы считаем себя вправе всех направо и налево осуждать, не зная ни человека, ни обстоятельств его жизни. Естественно, мешают плотские грехи, которые происходят от чревоугодия. Невоздержание чрева приводит к невоздержанию во всем остальном. Это леность, душевредная печаль, уныние, отчаяние. То есть восемь главных страстей и производные от них – это то, что мешает человеку даже не просто к святости приблизиться, а просто быть хорошим человеком.

К преподобному Паисию Святогорцу, когда он стал уже достаточно известен, в келью Панагуда приходило много людей за советом. Особенно молодежь с университетским образованием, у которых образование и дипломы-то были, а в голове еще в каком-то смысле сумбур, они были дезориентированы. Некоторые, увидев его, сразу стремились принять монашество, еще не зная о тяжести и суровости монашеского подвига, некоторые хотели сразу жениться и так далее. И преподобный Паисий очень мудро говорил: «Ты сначала стань просто хорошим человеком, а потом станешь хорошим христианином».

Наверное, к препятствиям нужно еще добавить суету, неорганизованность, особенно в мегаполисе?

– Суета есть везде. Видите ли, проблема в том, что куда бы мы ни пошли, мы везде несем самого себя. Не случайно есть такая поговорка: от самого себя не убежишь. Вот представьте: современный человек вдруг захочет обрести покой и тишину и поедет в глухую деревню. Как Вы думаете, Дионисий, что он возьмет с собою обязательно?

Телевизор, планшет.

– И мобильный телефон. А вместе с телефоном, планшетом он возьмет с собой суету. По крайней мере, он будет искать возможность через интернет опять с кем-то общаться. То есть суету мы несем с собой, и куда бы мы ни пошли, мы ее с собой принесем.

Если человек все-таки решился вступить на путь пусть не святости, но становления себя хотя бы как хорошего христианина, каковы должны быть его первые шаги?

– Все святые отцы Церкви говорят однозначно. Но я бы процитировал преподобного Паисия Святогорца, потому что это близкий нам святой, который жил в XX веке, и всю современную суету, хорошо нам знакомую, понимал, потому что к нему приходили как раз люди, обремененные и измученные этой суетой. Он очень мудро говорил, что Бог от нас требует самой малости – хоть немножко смирения, потому что через добродетель смирения мы становимся родственными Богу. Преподобный Паисий во время гражданской войны был радистом и очень часто в своих назидательных беседах с людьми приводил примеры из своей армейской службы. Он говорил: как радист, чтобы связаться с центром, должен попасть на должную частоту для передачи сигнала, чтобы пришла помощь, так и нам, чтобы выйти на нужную волну, на связь с Богом, надо приобрести очень важное качество – смирение.

Это и есть та самая волна...

– Да. Потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Вот почему в третьем томе («Духовная борьба») в своих ответах преподобный Паисий говорит, что человеку смиренному Бог как бы обязан помочь. Почему? Потому что человек через это качество сродняется с Богом: Бог гордым противится, а смиренным дарует Свою благодать. Поэтому даже один смиренный помысел уже приближает человека к Богу. Смиренный помысел – это осознать себя действительно не достойным Бога, не достойным Его милости. А там, где есть это осознание, в сердце рождается чувство благодарности Богу – ты не достоин, а Господь все равно тебя хранит и бережет, дарует тебе здоровье, силы, жизнь, терпит тебя.

Отец Димитрий, я знаю, что многие люди хотели бы увидеть святых рядом с собой, то есть в наше время увидеть живых святых. Какими качествами обладают святые и как их можно узнать?

– Святитель Игнатий (Брянчанинов), великий богослов и подвижник на архиерейской кафедре XIX века, говорил в пророческом ключе, что святые последних времен будут всячески скрывать себя от любопытных очей мира. Именно потому, что само общество будет все дальше и дальше уходить от Евангельских идеалов, от праздного любопытства, от человеческих взоров святые будут себя всячески скрывать. То есть чтобы увидеть святого человека и узнать, надо самому хоть чуть-чуть очищать свое сердце, регулярно каяться в своих грехах, исповедоваться, приобщаться к таинствам Церкви, и тогда благодать Божия даст тебе извещение и ты узнаешь благодатного человека. Свой своего сразу узнает по духу.

Преподобный Паисий Святогорец говорит, что святой имеет обо всех суждение. Почему? Потому что у него ум, Богом просвещенный. Не случайно же, когда к преподобному Паисию в келью Панагуда приходили, он даже из окна, видя множество людей, монахам, которые в данный момент были с ним в келье, говорил: «Посмотри, у этого человека действительно серьезная проблема, надо его принять и ему помочь. А вот этот человек свое сердце превратил в свиной хлев: что бы я ему сейчас ни сказал, он ничего не примет, а потом еще начнет хвастаться, что был у геронды Паисия и тот оправдал его образ жизни». То есть человек, который получил благодать, сразу видит, кто в каком состоянии. И святой святого сразу узнает.

Так что, если современные люди хотят увидеть святых и их узнать, надо начать хотя бы понемножечку исправлять самих себя. Для начала посмотреть в зеркало (в духовном смысле этого слова) и увидеть, что в себе надо исправлять. Самое лучшее зеркало – это хорошая книжечка, которая издавалась в Троице-Сергиевой лавре, называется «В помощь кающимся». Посмотреть в это зеркало и увидеть, что в себе надо исправить.

Раньше на Руси основными книгами для чтения были Евангелие, Псалтирь и жития святых. Почему со временем так падает интерес к подобному чтению, к чтению житий?

– Очень мудро преподобный Паисий отвечал на примерно такой же вопрос: почему вообще интерес к святости, к подвигам если и есть, то где-то в университетах на кафедре теологии, а у широких масс людей нет? Потому что в древности, когда было изобилие живых примеров святости, то грех и пороки падали в цене в глазах общества. А когда общество, наоборот, все дальше и дальше уходит от Христа и пороки становятся нормой жизни, то люди, обличаемые совестью, даже не хотят вспоминать, что есть другой образ жизни. А некоторые об этом просто даже не знают: кто не имел христианского воспитания, даже не знает, кто такие святые. У большинства современных нецерковных людей если спросить, кто такие святые, они скажут, что знают блаженную Матрону или вспомнят святителя Николая (хотя представление о нем будет очень-очень превратное), а так о святости понятия не имеют.

Стоит ли современному человеку буквально подражать телесным подвигам святых?

– Именно телесным? Святые угодники жили в разные эпохи. Как сейчас любят говорить люди, либерально настроенные, тогда была хорошая экология, продукты были другими, воздух чище, сами люди крепче и якобы по этой причине они могли поститься, столько поклонов класть и пешком ходить в паломничества в Иерусалим и другие святые места – якобы из-за экологии и своих физических данных. Конечно, это не совсем правильно. Разумеется, есть доля истины в том, что человечество со временем становится все слабее и слабее, мы все становимся более немощными, ведем малоподвижный образ жизни. И, может быть, телесным подвигам святых, даже если бы пожелали, не сможем подражать в той мере, как они это несли.

Но с нас же Господь и не требует того, что выше сил. Господь говорит: «Сыне, даждь Ми сердце твое». «Стяжи дух мирен», – говорит Господь устами преподобного Серафима Саровского. А мирный дух можно стяжать, не накладывая суровых внешних подвигов. Стремиться к тому, чтобы иметь добрые помыслы. Почему преподобный Паисий и говорит, что надо возгревать в себе добрые помыслы. Стараться найти в своем сердце оправдание любому поступку ближнего, иметь добрые помыслы обо всех. А это можно сделать и без внешних физических подвигов.

Отец Димитрий, в житиях святых можно прочитать, что святые часто обличали пороки общества. Следует ли нам подражать в этом святым? Если следует, то как это делать правильно?

– Не случайно передачу мы начали с упоминания святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Сан-Францисского. Во время его служения на Сан-Францисской кафедре известен такой факт: накануне большого христианского праздника многие из интеллигенции, в том числе русская община, пошли на праздник хэллоуин – такой сумасшедший праздник для людей, которые не верят в истинного Бога, не заботятся о будущей жизни, о своем ответе перед Богом. И немалая часть прихожан Сан-Францисского собора пошла на этот шабаш, на это безумие. Как поступил святитель Иоанн? Видя, что храм полупустой (а предполагалось, что это «празднество» будет совершаться всю ночь), он, после совершения всенощного бдения, с посохом один пошел в тот конференц-зал, где этот шабаш происходил. Молча туда зашел, при виде его музыку сразу выключили. Он поднялся на сцену и при абсолютной тишине (там все в изумлении застыли) строго посмотрел на всех присутствующих. Затем молча спустился и обошел полностью весь зал при полном молчании всех.

Он не сказал ни одного слова, никаких пламенных речей, обличений, он просто своим видом ревностного архипастыря, поборника веры, пастыря который душу готов положить за ближнего, на всех посмотрел. Там не все были прихожане его собора, был и светский бомонд, элита общества. Но все были поражены. Молча обошел по периметру все помещение и вышел. А уже на следующий день на Божественной литургии, когда было намного больше людей, в пламенной проповеди призвал людей серьезнее относиться к своей жизни, к ответственности перед Богом. Вот какой пример. Каждый ли из нас так может? Это надо иметь великое дерзновение перед Богом.

Или святитель Николай, которого мы сейчас упомянули… Какое надо было иметь великое дерзновение, чтобы в присутствии императора и других отцов на Первом Вселенском Соборе, услышав ересь, хулу, лжеучение Ария, подойти и его заушить. Это очень дерзновенный, решительный поступок, и далеко не каждый на это способен.

К слову говоря, насколько искажен образ святителя Николая в светском сознании и какой он должен быть в православном сознании… Он – правило веры и образ кротости, образец веры, этот человек за апостольскую веру, за Священное Предание готов был жизнь положить. Святитель Николай не является сторонником так называемого «просто христианства» – абстрактного, виртуального христианства, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, чистоты веры, хранения догматов. Святитель Николай не был сторонником такого либерального христианства, он был защитником твердых догматов – и видите, как он поступил.

Преподобный Паисий Святогорец говорил, что для того, чтобы обличать пороки общества, надо этим порокам не подражать самим своим образом жизни. Необязательно везде появляться с пламенной речью (например, заходить в ночные клубы и там проповедовать, потому что можно и не выйти оттуда). И потом сотрудники «скорой помощи» скажут: «Дорогой, ты же сам туда пошел. Зачем?». Разумеется, нужно благоразумие. Самим образом жизни, противоположным порочному, обличаются пороки.

Отец Димитрий, спасибо большое Вам за беседу. Благословите наших телезрителей.

– Надеюсь, не последний раз видимся. Благодарим за мудрые вопросы, дорогие друзья, за внимание и терпение. Храни вас всех Господь!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс