Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (924) → Протоиерей Григорий Григорьев: Страх и бесстрашие (беседа из цикла «Ветер радости»)

Протоиерей Григорий Григорьев: Страх и бесстрашие (беседа из цикла «Ветер радости»)

№27 (924) / 19 июля ‘17

Беседы с батюшкой

Дорогие друзья, мы продолжаем цикл бесед «Ветер радости»... Что такое страх, как его победить и возможно ли стать бесстрашным человеком? Наши телезрители очень часто звонят в эфир и спрашивают, как бороться со страхами. И первый вопрос: что такое страх? Почему он присущ всем живым существам? Мы можем увидеть, поднеся руку к какому-нибудь насекомому, как оно в ужасе будет от нас убегать – и животное может бояться, и человек тоже испытывает страх. Что это за явление такое?

– Если кратко, то страх – недоверие Богу, это основа. Почему это возникает? Ведь Господь говорит в Евангелии: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Дам вам Духа Утешителя, и радости вашей никто не отнимет от вас» – пока есть страх, мы не имеем радости, которую нельзя от нас отнять. Вот если мы будем жить как у Христа за пазухой, если будем находиться в лодке Божественной любви на реке заповедей Божиих, то страхи исчезнут.

Но даже когда человек живет по заповедям Божиим в этом мире, он всегда грешен, в каждой душе есть темные места. И вообще, жить по заповедям Божиим абсолютно невозможно для человека, но возможно Богу. Чтобы этот план состоялся, надо проявлять полное доверие Богу. Когда мы попадаем в реку Божественной любви заповедей Божиих, то, как испытание, иногда возникают страхи. Например, на этой реке мы видим водопад, который совершенно невозможно преодолеть, или острые камни, или сильное течение, то есть перед нами возникают непреодолимые препятствия – это материализация наших страхов. Мы должны пройти испытание, проявив доверие Богу, и не выйти на берег греха, чтобы обойти препятствия и сказать: да, конечно, это невозможно преодолеть для человека. Но невозможное для человека возможно для Бога.

В конечном счете все страхи – это форма страха смерти, который довлеет над каждым человеком после грехопадения Адама. У него не было этих страхов, потому он и был бессмертным. Собственно говоря, страх смерти и делает человека смертным. Для того чтобы уничтожить страх смерти, надо открыть ад своей души для любящего Отца. Как Господь Воскрес, сошел в ад и разрушил державу смерти, так Он разрушит державу смерти, если сойдет к нам в душу.

Проблема в том, что мы не можем выполнить первую заповедь – возлюбить самого себя. Адам любил себя, он был создан по образу и подобию Божьему и видел в себе образ и подобие Божие, он любил Бога в себе и оттого любил себя как создание Божие. Но когда он был изгнан из рая, у него исчезла любовь к себе, он превратился в лакированный гроб. Любовь к себе заменилась любовью к мнению окружающих о себе – для нас очень важно, что о нас думают другие люди. Я не хочу сказать, что к мнению других людей мы должны быть абсолютно безразличны (люди иногда могут и полезные вещи до нас донести), но это мнение не должно быть главным. Главное – это мнение Бога, главное – это своя собственная совесть. И главное – любить себя, восстановить в себе образ и подобие Божие. Образ Божий восстанавливается в таинстве Крещения, а подобие Божие – когда мы открываем двери своей души для Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на таинстве святого Причастия, когда принимаем Тело и Кровь Христа, открывая свою душу.

Значит, можно сказать, что страхи – это когда душа закрыта, когда человек не пускает Бога в темный подвал, в адские бездны своей души. А если человек откроет душу, то Господь сойдет в нее, разрушит державы смерти, и человек поймет, что Бог – это ветер радости, Он наполнит всю его душу. Человек получит такую радость, которую никто у него не отнимет.

Спасибо. Говоря о любви к себе, можно сказать, что тот, кто в этой любви к себе (правильной) не утвердился, испытывает неуверенность? То есть человек не уверен в себе, раз не может себя полюбить. Неуверенность и страх идут рядом? Или же неуверенность не всегда приводит к тому, что человека начинают одолевать страхи?

– В значительной степени это одного поля ягоды. Ведь первая заповедь говорит: возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всею крепостию своею, всем разумением своим и ближнего своего, как самого себя. Исходя из главной Божией заповеди, если не возлюбишь себя, не сможешь возлюбить ближнего, если не возлюбишь ближнего, не сможешь возлюбить Бога. То есть всякая неуверенность – это форма недоверия Богу, это невидение образа и подобия Божия в самом себе, в ближнем и большие сомнения в Боге: если мы в себе образа Его не видим, нам кажется, что Господь несправедлив, что в мире много зла, что в мире много несправедливости.

Духовная жизнь человека – это не видение и раскапывание своих грехов, чем многие занимаются, а нахождение в себе осколков образа и подобия Божия и восстановление их. Вот когда мы начнем видеть в себе образ и подобие Божие, поймем, насколько этот образ нарушен. Тогда и возникнет действительное видение грехов (повреждений). Чтобы увидеть повреждения, надо увидеть, что повреждено.

Поэтому видение грехов должно быть следствием правильного духовного вектора движения курсом на Царствие Небесное, а не должно становиться целью. Ведь Господь сказал: «Ищите прежде Царствия Небесного и правды его, а все остальное приложится вам». Он также сказал, что Царствие Небесное внутри вас есть. Так вот, если мы находим в себе образ и подобие Божие, то мы ищем дорогу в Царствие Небесное и видим, насколько она повреждена. Вот это и будет действительное, благодатное видение греха. То есть сначала загорается свет, а потом мы обнаруживаем темные места.

А если мы механически займемся изучением темных мест в своей душе, то начнем вторгаться в помыслы сатаны, и это может привести к серьезному духовному повреждению – гордыне ума. Это будет дорога не к ветру радости, а дорога в державу хаоса и смерти. То есть мы не Христа пустим в недра своей души, чтобы Он это разрушил, а сами туда полезем и начнем с этим бороться. Тогда мы поймем: за что боролись, на то и напоролись. «Дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей»: любая форма борьбы человека – и он невольно вступает в лагерь сатаны. Надо не с сатаной бороться, не с грехами, а к Богу приближаться, уходить под Его покров, уходить за пазуху Христа, в лодку Божественной любви, под Покров Пресвятой Богородицы.

Видение грехов очень важно, но важно, чтобы это было следствием правильного духовного движения курсом на Царствие Небесное. Но это не может быть целью. Наша цель – стяжание благодати Святого Духа. А если мы видим грехи, то что же мы будем стяжать тогда? Вот откуда все страхи. Страхи – это неправильный вектор духовного движения, страхи – это недоверие Богу, несоблюдение Его заповедей. Человек, не верный заповедям, будет в страхе.

Поэтому нужно правильно расставить приоритеты духовой жизни. И я еще раз подчеркиваю, что образ Божий восстанавливается в таинстве святого Крещения. Всякая Исповедь (настоящее покаяние) должна быть как второе Крещение, но это должно прийти только через видение благодати. А для этого надо открыть недра своей души и впустить Христа. То есть понятно, почему первые христиане первые 300 лет причащались каждый день. Да, сейчас другие духовные практики, но заповеди Божии никто не отменял. Шесть дней работай, седьмой – отдай Богу. Никто не отменял молитву «Отче наш»: хлеб наш насущный (духовный хлеб) даждь нам днесь (дашь нам каждый день) и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим.

То есть уход грехов происходит по мере того, как Господь нам дает благодать прощения тех, кто нас обидел. Если есть люди, которые нас обидели, значит, мы обижаемся на Бога, мы проявляем недоверие Богу. Значит, мы можем просить Бога о прощении этих людей, о благодати, открыть душу и на таинстве причастия перед причастной Чашей простить Бога, чтобы пришла благодать прощения тех, кто нас обидел. Господь сойдет в нашу душу и многие наши грехи уйдут, потому как мы простим тех, кто нас обидел. Тогда мы будем любить тех, кто нас обидел, любить ближнего и любить Бога.

Отец Григорий, сегодня часто встречается во всякого рода медицинских сводках, в СМИ, что очень много появилось людей, боящихся других или их ненавидящих. У нас есть такие термины, как социофобия, социопатия. Например, в Скандинавии есть большая проблема (я точно не помню название этой болезни, но это именно болезнь), когда человек ведет себя довольно странно. Общее для всех таких типажей, странно себя ведущих, – это и страх, и в то же время ненависть к любому, кто пытается вторгнуться в личное пространство. А в Японии даже появилось такое явление, как хикикомори: люди годами, десятилетиями готовы сидеть дома – они не хотят никого видеть или боятся, и вот так они замыкаются. Замкнутости сегодня становится все больше и больше, у молодого поколения в том числе. Этому многое способствует. Как с этим бороться?

– Это говорит, что ад проникает в мир. Это свидетельствует, что люди все дальше и дальше уходят от реки Божественной любви. И чем дальше люди уходят в дремучие леса ада, в топкие трясины и болота, в ущелья и пещеры подземелий, тем сильнее они чувствуют ветер хаоса. Ветер радости высоко. Когда человек находится на реке Божиих заповедей, навигатор его души наведен на горнее место. А когда человек уходит от Бога, навигатор его души наведен в адские бездны. И вот именно нарастание страхов, сомнений, тревог, одиночества, отчужденности, потеря связи с миром свидетельствуют о том, что значительная часть людей в мире сегодня вольно или невольно уходят от Бога все дальше и дальше. Но чем дальше люди уходят от Бога, тем Бог больше любит людей. Он – любящий Отец, и как бы далеко человек ни ушел, стоит ему повернуться в сторону реки Божиих заповедей, Бог побежит навстречу человеку.

Так что на самом деле все очень просто. Ветер хаоса, который стелется низко над землей, проникает в душу. Когда человек движется в ад, он смотрит вниз, а не вверх и наполнен ветром хаоса. По-гречески «хаос» – ад. Вместо ветра радости ветер хаоса заполняет душу человека, все очень просто. Просто людей никто не научил, как быть счастливыми. Они много знают, но не знают самого главного – как жить все лучше и лучше с каждым днем во всех отношениях, что значит жить как у Христа за пазухой, что значит находиться в лодке Божественной любви. Это знает только Господь, и Он дал нам дорогу Божиих заповедей. Ничего не надо придумывать, у Бога все просто. Как сказал Амвросий Оптинский: «Где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного».

Как можно объяснить иногда возникающий даже животный страх (так скажем, прямо-таки вводящий в ступор) во время молитвы? Человек молится, читает молитвы, и в какой-то момент подступает такой ужас, что даже и молиться становится тяжело. Я неоднократно слышал от людей, которые, читая вечернее правило, подбираясь к молитве «Да воскреснет Бог», испытывали такое состояние. Как это можно (хотя бы примерно) объяснить?

– Это показатель потухших костров. Когда костры в лесу гаснут, то поначалу комары и мошки начинают лететь, а по мере угасания могут и крупные звери подойти. Когда человек читает молитву «Да воскреснет Бог», он обращается к Богу и отказывается от бесов, от всей вражьей силы. А света нет, благодати в душе нет, душа закрыта для Бога. И тогда тот, кого он поминает, к нему подходит, это приближение демонических сил, которое наступает вследствие недостатка внутреннего света. Им не нравится то, что человек поминает Бога.

Такое должно служить сигналом, что надо причащаться, возможно, каждый день, пока это не пройдет. Может быть, 3 дня подряд, может быть, 5, может быть, 7, а может быть, и 10. Разжечь огонь – и тогда все «звери» разбегутся. А уже потом количество причастий установить такое, чтобы пламя не угасало, тогда те не приблизятся. Это показатель внутреннего мрака и показатель действенности, эффективности молитвы. Мы призываем Бога, но душа закрыта, ведь мы не причащаемся, не можем восстановить подобие Божие. Зато те отрицательные, кого мы поминаем, как бы живущие в нас, напоминают нам о себе. Это как если бы зашевелился солитер, который живет в душе человека. И правильно – когда бесы приближаются, мы испытываем ужас, холод, вполне может даже появиться неприятный запах. Но в конечном счете это укрепляет веру и должно привести к приближению к Богу.

То есть надо просто бежать к Богу, начать причащаться каждый день. Даже если 3 раза подряд причаститься, это уйдет и не будет повторяться: если с нами Бог, то к нам никто не приблизится. Мы ни с кем не боремся, мы просто идем по другой дороге. И они нам ничего не могут сделать, когда мы на своей дороге, – они нам могут что-то сделать, когда мы становимся на их дорогу и их развязываем. Как в сказке про Василису Прекрасную – Ивану-царевичу было сказано: «Все комнаты открывай, а вот эту не открывай». Он открыл, а там Кощей Бессмертный, привязанный к стене, говорит: «Ваня, дай водички». Ваня напоил его, развязал, тот схватил Василису и исчез. И потом потребовалось много усилий, чтобы ее вернуть – прийти в тридевятое царство, тридесятое государство, семь пар железной обуви износить и семь железных хлебов изглодать. Вот ведь как получается.

Господь всех демонов связал, когда сошел в ад и разрушил державу смерти. Прежде чем они получают силу над нами, мы должны сами их развязать. Если бы они были свободны, никого бы из нас в живых не осталось: самый малый бес одним когтем землю проткнуть может. Но он ничего не может сделать, так как связан Богом. Но если мы его развяжем, то мало не покажется. А вот связать мы сами не можем, только Господь это может сделать.

И вот молитва говорит: «Господи, свяжи демонов, свяжи». А душа закрыта. То есть мы зовем внешнюю помощь внутрь себя, но дом закрыт, двери затворены. Вот этот мрак и поднимается из недр нашей души.

Теперь о бесстрашии, поскольку наша тема сегодня – «страх и бесстрашие». Есть ли бесстрашные люди? Мы видим сегодня примеры удивительных поступков некоторых людей, после которых можно сказать: «Это бесстрашный человек». Например, прыжок из космоса: человек прыгает из космоса, летит в скафандре с бешеной скоростью, снимает все это на экшн-камеру, приземляется – он совершил вот такой поступок. Мотивы, конечно, по-разному объясняет. Часто люди, пытаясь преодолеть страх, ударяются в экстрим. Может это привести к бесстрашию или нет?

– Дело в том, что страх смерти – это физиологическое наследие грехопадения человека. Поэтому в видимом мире приходится все время страх преодолевать, он естественен. И то, что мы называем бесстрашием, – это преодоление страха. Он есть всегда, если бы он ушел, то не надо было бы это без конца повторять. Повторение – это бесконечное преодоление. Бесстрашие, с человеческой точки зрения,– это некая иллюзия, это способность преодолевать страх.

Бесстрашие возможно только когда человек начинает реально осознавать свое бессмертие. Как великие святые, которые знали точное время своей смерти. Знание о времени своей смерти – один из критериев святости, потому что они знали, что смерти нет: для них смерть была как полет на самолете в некий аэропорт, откуда никто не возвращается, но они ждали этого, для них это был самый желанный в мире полет. Вот у них страха смерти не было. А у всех экстремалов он, несомненно, есть – для того и существуют экстремальные виды спорта, чтобы постоянно преодолевать свои страхи. Это может приблизить к Богу, а может и не приблизить. Многие из тех, кто занимается экстремальным спортом, становятся глубоко верующими, но все-таки не все. Как правило, те из них, кто не приходит к Богу, нередко приходят к наркотикам – такая взаимосвязь есть. Это тоже показатель, что наркотики вводят человека в державу смерти и под наркозом он может попасть в могилу и адскую бездну.

И последнее, касающееся проявления бесстрашия в поступках. «Не искушай Господа Бога своего», – говорит Господь в Евангелии. Можно ли эту фразу употреблять по отношению к подобного рода поступкам – прыжки с парашютом, который может и не раскрыться, быстрые поездки (даже по треку) на мотоцикле, который может вдруг занести на повороте и гонщик может разбиться насмерть?.. Стоит ли помнить об этом перед тем, как прыгнешь с парашютом, например?

– Помните, когда Христос проходил искушения, сатана поставил Его на крыле храма и сказал: «Бросься вниз, Ты не разобьешься, Тебя подхватят ангелы, ибо ангелам Твоим заповедает: да не преткнешься о камень ногою Твоею»; ангелы понесут тебя, если ты живешь по Промыслу Божьему, если ты – орудие в руках Божьих. Но если ты пойдешь по своему промыслу, то откроешься для державы смерти. Иначе говоря, сатана пытался Его убить таким образом, у него была такая надежда. И была надежда, что, когда Он в ад сойдет, Его там удержат и убьют.

Поэтому очень важно понимать, когда человек живет с Богом, что Бог есть любовь и Бог не давит на человека, на его волю. Но если человек пытается надавить на Божественную волю, то он оказывается на берегу греха, и там начинается судьба: «посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Судьбу творит сам человек. Когда он находится в руках Божьего Промысла, у него нет судьбы – Господь все творит. Но когда он берет самоуправление в свои руки, начинает искушать Бога, у него появляется судьба. И в данном случае ангел-хранитель может и не защитить человека, когда тот сильно приблизится к аду, к могиле, державе смерти. Бесы скажут: «Он наш, он к нам идет, на его волю нельзя оказать давление». Вот это и есть искушение Бога. Искушать Бога – это когда ты летишь в самолете Божественной любви, которым управляет Сам Господь, автопилот, но вдруг решаешь взять штурвал в свои руки: «Сам человек – кузнец своего счастья и творец своего здоровья».

Никто не даст нам избавленья:

Ни Бог, ни царь и не герой.

Добьемся мы освобожденья

Своею собственной рукой.

А какого освобождения мы добьемся? «Кипит наш разум возмущенный и смертный бой вести готов»... Вот что значит «не искушай Господа Бога твоего»: это высшая форма недоверия. Гордыня – это высшая форма недоверия Богу, состояние, противоположное Божественной любви.

Спасибо, отец Григорий, за ответ. У нас остается время для подведения итога, пожелания нашим телезрителям.

– Дорогие братья и сестры! Откройте Богу свою душу, впустите Его туда, доверяйте Богу. Бог – это любящий Отец, Он войдет в душу, разрушит ее адскую бездну, и все грехи превратятся в таланты. Вы окажетесь в лодке Божественной любви на реке Божиих заповедей, и ветер радости наполнит вашу душу, наполнит ее паруса.

Ни при каких обстоятельствах не сходите на берег греха. Помните: грех – это недоверие Богу. Невозможное человеку возможно Богу. И помните самое главное: чем дальше человек уходит от Бога, тем Бог больше любит человека. И когда блудный сын делает один шаг навстречу любящему Отцу, любящий Отец бежит навстречу человеку.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс