Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Этот человек последние годы жизни плохо ходил и был почти слепой. Но до последних минут, находясь в здравом уме и твердой памяти, перебирал события своей жизни, восстанавливал их ход и последовательность, терзаясь сомнениями, — все ли он сделал, чтобы дать добрый ответ на страшном судищи Христове — за долгие годы своей жизни.
Жизнь его на протяжении более полувека была неразрывно связана с Уралом и Екатеринбургской епархией в самые ее трудные годы. Его имя — Фесвитянинов Дмитрий Федорович.
Родился он в 1881 году в селе Шала Пудожского уезда Олонецкой губернии в семье псаломщика. В 4-летнем возрасте лишился матери и до 12 лет находился на воспитании отца, который и обучил его церковному чтению и пению. В 1893 году поступил в Каргопольское Духовное училище, а по окончании его в Олонецкую Духовную семинарию.
Выполняя волю своих родителей, которые с его рождения мечтали, что он станет священником, Дмитрий заявил о своем желании ректору семинарии архимандриту Фаддею (впоследствии епископу Житомирскому) и получил благословение.
В мае 1903 г. он закончил семинарию, и в сентябре епископом Олонецким Анастасием рукоположен во священника с назначением на бедный приход с. Полуборье. Первые 2 года прошли не только в приходских заботах, но и стали началом его миссионерской деятельности. Именно в это время о Дмитрий начал работать под началом окружного миссионера священника Александра Здравомыслова (впоследствии Епархиального миссионера Екатеринбурга). Результатом стала организация миссионерского кружка в Полуборье.
В 1905 году был переведен на Нигижемско-Пречистенекий приход, на котором пробыл 4 года, затем назначен окружным миссионером Лодейнопольско-Олонецкого округа, что окончательно склонило о. Дмитрия к миссионерской деятельности. Зимой он ездил по приходам со старообрядческим и сектантским населением, проводил беседы, летом участвовал в областных курсах в качестве преподавателя по вопросам миссионерства.
В 1912 году о. Дмитрий перешел на службу в Уфимскую епархию и был назначен окружным миссионером. В то время Уфимским спископом был Михей, однако вскоре его сменил епископ Андрей (кн. Ухтомский). Уже в течение нескольких лет Святейший Синод поднимал вопрос о возможных церковных реформах. С назначением епископа Андрея в епархии стали проходить собрания духовенства и мирян, связанные с изменениями приходской жизни. Был организован Епархиальный комитет, в состав которого вошел и священник Фесвитянинов, причем в большинстве случаев на него возлагалось ведение секретарских обязанностей.
В 1914 году он назначается строителем Вознесенского храма Уфы, и на его плечи легла обязанность об изыскании средств на постройку нового храма. В 1918 году церковь была освящена, а о. Дмитрий назначен ее настоятелем и благочинным 1-го округа. В этом же году он вошел в состав Епархиального управления, как представитель от духовенства.
В стране шла гражданская война. Под натиском большевиков колчаковская армия с боями отходила на восток. Вместе с армией Уфу покинули епископ Андрей, его викарий Николай и часть духовенства епархии. Из всех членов прежней Духовной Консистории остался лишь один священник Фесвитянинов. Связь с Москвой была прервана. В таких трудных, экстремальных условиях о. Дмитрий показал себя отличным организатором. Он фактически взял на себя управление обширной Уфимской епархией. Ближайшим епископом был Аркадий в Кунгуре. Он по представлению о. Дмитрия рукополагал священников для покинутых приходов.
По восстановлении связи с Москвой на Уфимскую кафедру был назначен Симон — бывший единоверческий епископ, а священник Фесвитянинов стал заведующим канцелярией епископа.
В августе 1920 года о. Дмитрий был командирован в Москву к Патриарху Тихону с докладом. За богослужением в храме Троицкого Подворья Святитель возвел священника Дмитрия Фесвитянинова в сан протоиерея, как значится в указе: «За ревностное служение церкви и за особо исключительные заслуги по Епархиальному управлению».
Епископ Симон управлял недолго. 18 августа 1921 года он был убит бандитами в своей квартире после Всенощного бдения. Опять во главе епархии встал о. Дмитрий. Вскоре на кафедру прибыл епископ Борис. При нем произошло отделение обновленцев. Председателем Обновленческого Церковного Управления был избран протоиерей Фесвитянинов. В 1926 году он был принят в Нижне-Тагильскую обновленческую епархию и назначен настоятелем Введенской церкви Н. Тагила. С этого времени и до 1930 года он являлся заместителем председателя Епархиального управления и правой рукой архиерея.
С 1930 года о. Дмитрий последовательно перемещался на приходы Н. Салды, Челябинска, Алапаевска, В. Туры. Начало Великой Отечественной войны он встретил в Кушве.
Поскольку обновленческих епархий с 1938 года на Урале не существовало, несколько оставшихся приходов находились в ведении о. Дмитрия. К тому времени он носил сан протопресвитера. Страшная война, обрушившаяся на нашу землю, объединила всех и обновленцев и староцерковников, и верующих и атеистов. Не место церковным раздорам, когда враг стоит у стен Москвы. Все оставшиеся приходы на территории Свердловской области объединились, чтобы общими силами защищать Отечество против врага. В начале 1945 года о. Дмитрий принес официальное покаяние и епископом Свердловским Товией был принят в общение с Патриаршей Церковью и назначен благочинным 3-го округа, в составе которого были наиболее мощные церкви Н. Тагила, Кушвы, Алапаевска, Серова. Эти приходы дали значительные денежные средства на оборону страны. За свой личный вклад в достижение победы над врагом о. Дмитрий был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1946 году он был из Кушвы переведен в Свердловск настоятелем Всех-Святской церкви Михайловского кладбища и назначен секретарем Свердловского Епархиального управления. В должности секретаря состоял 12 лет до 1 июня 1958 года при епископах Товии, Донате и Мстиславе.
В 1956 году Святейшим Патриархом Алексием I награжден вторым Золотым Крестом с украшениями. В 1961 вышел за штат ввиду закрытия Всех-Святской церкви. Последние годы жизни по слабости своего здоровья нечасто служил в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе.
7 ноября 1977 года протоиерея Дмитрия Фесвитянинова не стало. Большой, тернистый путь прошел на земле сей маститый священник: из 96 лет жизни 74 года в сане. Осталось главное — добрая память в сердцах людей, тех людей, которые помнят и будут помнить своих пастырей. Вечная память.
Священник В. Лавринов
Екатеринбург
Вместо веры — цинизм, вместо покаяния — самокритика, вместо свободы духа — свобода страстей, вместо послушания — насилие, вместо памяти — беспамятство… Хотим построить рай на земле часто адовыми методами.«Не пора ли грехи замаливать?» — спрашиваю у одного богатого человека, тем самым предложив помочь в постройке православной церкви на Буланаше.
Париж. Накануне рождественских праздников Франция ужаснулась — на плато Веркор, неподалеку от швейцарской границы, были найдены 16 обгоревших трупов. Определить причины массового убийства не составило большого труда: все жертвы принадлежали к известной религиозной секте «Храм Солнца».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.