Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3-4 (81) → Исследование религиозной ситуации в Свердловской области

Исследование религиозной ситуации в Свердловской области

№3-4 (81) / 4 января ‘98

Екатеринбургская епархия

В этой теме:

Екатеринбургская епархия
Защитник Отечества немыслим без веры

Отделом социально-политических технологий Законодательного Собрания Свердловской области (канд. социол. наук Г. Е. Маклакова, канд. филос. наук С. Г. Панова, гл. специалист И. С. Тришкина) был проведен социологический опрос населения об отношении к религии, оценке ее значения как для общества в целом, так и для отдельного человека. Опрос проходил в десяти территориях области, охватив жителей и городов, и сельской местности разных возрастов, образования и социального статуса.

70 процентов опрошенных считают, что за последние годы религиозность жителей области возросла, усилилась роль религии и церкви в жизни общества. Выяснилось, что по мнению населения религия более высоко значима для индивидуально-личностной жизни человека. Так, 60 процентов опрошенных указали, что верующий человек всегда помогает другим, хорошо воспитывает детей, легче справляется с жизненными трудностями, а 50 процентов надеются, что религия поможет им выстоять в тяжелой жизненной ситуации.

Заметно нижеопрошенные оценили социальную роль религии. Так только 36 процентов ответили, что религия может объединить людей в обществе независимо от того, к какой вере они принадлежат и еще меньше, 9 процентов, считают, что возрождение религиозной веры поможет России преодолеть трудности сегодняшнего времени. Надежды на выход России из кризиса в большей степени связываются с развитием высокоэффективной экономики (47 процентов), а обеспечить процветание России, по мнению опрошенных, сможет сильный, решительный лидер, опираясь на инициативу, предприимчивость и терпение народа.

В ходе опроса изучалось мнение жителей области по поводу развития в России разных религий и конфессий, а также атеизма. Население области главным образом ориентировано на православие. По сравнению с другими религиями и конфессиями к его активному развитию положительно относится 67 процентов, безразлично 23 процента и отрицательно 4 процента опрошенных. По отношению к другим религиям и конфессиям преобладает скорее безразличие, чем поддержка или отрицание. В то же время возможность активного развития атеизма воспринимается более негативно, чем развитие каких-либо религий и конфессий.

Сегодня в области помимо традиционных появились различные нетрадиционные религиозные организации (Белое братство, церковь сайентологии и др.). В ходе исследования выяснялось мнение людей о том, почему в эти организации приходят новые члены. Ответы распределились следующим образом: активная пропаганда — 34 процента, необычность учения — 21 процент, возможность совершенствовать не только дух, но и тело — 12 процентов, критическое отношение к жизни — 11 процентов, возможность тесного общения с другими членами организации — 9 процентов, высокий авторитет учителя, гуру, проповедника — 7 процентов. Характерно, что третья часть опрошенных вообще не смогла ответить на этот вопрос.

Особая задача исследования — выявить как население понимает суть религии. Ответили, что в религии главное: моральные заповеди — 36 процентов, служение людям — 29 процентов, верность традициям — 24 процента, подлинная духовность — 18 процентов, личное спасение — 17 процентов, воссоединение с Богом — 16 процентов, священные книги — 11 процентов. Полученные ответы свидетельствуют таким образом о том, что для населения области главным в религии является ее моральный смысл.

Одним из главных аспектов исследования являлось выяснение того, как самоопределилось население относительно веры. Были получены следующие результаты: колеблются между верой и безверием — 39 процентов, верующие — 30 процентов, неверующие — 26 процентов, атеисты — 5 процентов.

Среди тех, кто назвали себя верующими — 71 процент — определились как православные, 18 процентов — христиане вообще, 6 процентов — мусульмане, 2 процента — представители других конфессий, 3 процента — верят, но не в Бога. То есть, почти все, кто назвал себя верующими, являются приверженцами традиционных религий.

Вопросы анкеты позволяют посмотреть насколько высказанное опрошенными самоопределение подтверждается их реальным поведением. так частота посещения церкви (мечети и т. д.) регулярна у 18 процентов верующих и 3 процентов колеблющихся. От случая к случаю — 69 процентов верующих, 66 процентов колеблющихся и 23 процента (! — ред.) неверующих и атеистов. Не посещают — 13 процентов верующих, 31 процент колеблющихся и 77 процентов неверующих и атеистов.

Исполняют религиозные обряды: регулярно — 17 процентов верующих и 1 процент колеблющихся. От случая к случаю — 64 процента верующих, 54 процента колеблющихся и 16 процентов (!! — ред.) неверующих и атеистов. Не исполняют обрядов — 19 процентов верующих, 45 процентов колеблющихся и 84 процента неверующих и атеистов.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о существовании зависимости между тем, как самоопределяется человек относительно веры, и его реальным религиозным поведением.

Показательно, что верующие значительно отличаются от остальных групп своими моральными оценками. Подавляющее большинство членов этой группы считают, что непозволительно отступать от моральных норм ни при каких обстоятельствах. Среди верующих в два раза меньше людей допускающих, что можно брать взятки, оставить себе найденные чужие деньги, обманывать для собственной выгоды, изменять супругу.

Сегодня на сознание людей оказывают влияние не только религиозные, но и разного рода паранаучные и парарелигиозные учения (магия, астрология, учение о переселении душ). Исследование показало высокую степень присутствия таких учений в сознании людей, причем независимо от их религиозного самоопределения. Интересно, что истинность астрологии признают 19 процентов неверующих и 21 процент атеистов, в силу магии верят 14 процентов неверующих и 15 процентов атеистов, в существование НЛО 27 процентов неверующих и 29 процентов атеистов, а в переселение душ 7 процентов неверующих и 14 процентов атеистов. Показательно также, что и у трети определивших себя верующими вера в Бога уживается с верой в магию, астрологию, переселение душ.

Наибольшей противоречивостью, размытостью мировоззренческих позиций отличаются те верующие, которые считают себя христианами вообще (по-видимому, это представители различных сектантских направлений — ред.). По сравнению с верующими православными «христиане вообще» больше верят в астрологию, магию. У них сильнее выражено светское начало в понимании сущности религии, они реже посещают церковь и исполняют обряды. В своем пути к Богу рассчитывают больше на себя, чем на пастыря, церковь. Для этой группы характерны менее жесткие моральные оценки: они чаще православных допускают, что можно брать взятки, изменять супругу, оставить найденные чужие деньги, и реже категорически осуждают такое поведение. Среди них больше молодых людей в возрасте 20–30 лет, им присущ более высокий уровень образования, среди них заметно больше непроизводственной интеллигенции.

Проведенное исследование позволяет заключить, что сегодня существует положительное отношение к религии. У большинства жителей области представление о религии связано с православием, что в значительной мере объясняется этнической структурой Свердловской области, в которой преобладают русские.

Несомненно, что в духовном поиске религия занимает все более заметное место, к ней возникает все больше интереса, проявляется доверие к православной духовности. Это создает благоприятные условия для религиозного просвещения населения, его приобщения к богатым духовным традициям. Но у значительной части населения духовные искание связаны не с церковью, а происходят под влиянием средств массовой информации, массовой культуры, ближайшего окружения, собственных размышлений и раздумий. Церковь и государство должны найти свое место в этом процессе, активнее влиять на приобщение людей к подлинной духовности.

 

В других номерах:

№11 (85) / 11 января ‘98

Екатеринбургская епархия

Визит архиепископа Ионафана

№7 (20) / 7 января ‘95

Екатеринбургская епархия

Отец Феликс

 
 
Екатеринбургская епархия

Защитник Отечества немыслим без веры

Так считает руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Екатеринбургского епархиального управления Русской Православной Церкви Илья Константинович Новожилов. В беседе с корреспондентом он, в недалеком прошлом, сам — кадровый офицер, преподаватель военного вуза, поделился своими размышлениями о месте и роли православного духовенства в формировании нравственного облика современного воина в процессе реформирования Российских Вооруженных Сил.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс