Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Так считает руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Екатеринбургского епархиального управления Русской Православной Церкви Илья Константинович Новожилов. В беседе с корреспондентом он, в недалеком прошлом, сам — кадровый офицер, преподаватель военного вуза, поделился своими размышлениями о месте и роли православного духовенства в формировании нравственного облика современного воина в процессе реформирования Российских Вооруженных Сил.
— Илья Константинович, с чем связано создание Вашего отдела?
— Чтобы полно ответить на Ваш вопрос, необходимо обратиться к истории. Надо сказать, что Русская Православная Церковь всегда считала защиту Отечества священным делом, стояла на патриотических позициях. Достаточно вспомнить, что на Куликовскую битву Димитрия Донского благословил Сергий Радонежский, а первым в схватку с татаро-монголами вступил схимонах Пересвет — бывший Брянский воевода. С момента создания регулярной Русской Армии, она и Православная Церковь были неразделимы. Церковь освящала боевые знамена, и боевое оружие. Военное духовенство было выделено в отдельную структуру. На флоте с 1720 года, с начала XIX века в остальных родах войск. Департамент военного и морского духовенства просуществовал вплоть до октября 1917 года и его представители вписали немало славных страниц в историю Российского воинства. Вспомним Великую Отечественную войну, когда победа над демоническим врагом началась с победы духовной — с благословления Русской Православной Церкви в первый же день войны 22 июня 1041 года. Контрнаступление под Москвой совпало с Православными праздниками: началось 5 декабря 1941 года, на следующий день после Введения во храм Пресвятой Богородицы, а закончилось к Рождеству Христову, повернуло ход всей мировой войны. Основные боевые действия великой войны были закончены 6 мая 1945 года, в день Великомученика и Победоносца Георгия. Капитуляцию принял маршал Георгий Жуков, возивший в войну под крышей своего автомобиля образ Казанской Божией Матери.
До сих пор народу нашему не сказано во всеуслышание о том как Пресвятая Богородица спасла Россию в Великой Отечественной войне. О том, что митрополиту гор Ливанских Илие была присуждена Сталинская премия за неоценимую услугу, которую он оказал нашему народу. Впрочем такой загадкой остается для наших современников вся Православная составляющая победы в Великой Отечественной войне. Эта тема заслуживает отдельного обстоятельного рассказа.
После вступления России на путь демократических преобразований, Священным Синодом Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в 1995 году было принято решение о создании отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и Правоохранительными учреждениями. Синодальный отдел возглавил епископ Красногорский Савва. После подписания соглашения между Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Министерством обороны Российской Федерации, по благословлению нашего епископа создан одним из первых среди епархий Православной Церкви наш отдел. Замечу, создание отдела по взаимодействию с силовыми структурами, это не только дань традиции, но важный шаг по заполнению мировоззренческого и духовного вакуума в умах и душах защитников нашей Родины.
— С чего Вы начали свою деятельность и каковы ее основные направления?
— Конечно, мы в епархии на первых порах не имели представления о той большой работе, которая нам предстояла. Я — подполковник запаса, поэтому по традиции Российского офицерства начал с представления всем воинским начальникам, части, соединения которых дислоцируются на территории Свердловской области. Мало, кто из военных руководителей тогда знал о создании нашего отдела, о возможных путях взаимодействия в вопросе духовного и нравственного воспитания воинов. После первого знакомства, практически с нуля пришлось разрабатывать направления сотрудничества. Дело в том, что в 1995 году в отделе я был один и потребовалось два года работы, чтобы получить благословение Правящего Архиерея на расширение нашего отдела. Сегодня в отделе работают со мной полковник медицинской службы запаса Владимир Филимонов и выпускник Горной Академии Костюков Сергей. Мы планируем, что в перспективе в отделе будут работать направленцы по родам войск и силовым структурам, так, чтобы все, кто носит погоны были охвачены нашим влиянием. Что же касается направлений нашей деятельности, то в основном в первое время это было заключение соглашений с руководством Уральского Военного округа и других силовых структур о направлениях взаимодействия и сотрудничества. Такие соглашения были успешно разработаны и подписаны уже в 1995 году. Одним из первых — было соглашение о взаимодействии со Свердловским областным военным комиссариатом, которое подписали Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии и областной военный комиссар генерал-майор Юрий Батурин. К слову, этот генерал — первый в после революционной России был удостоен награждения орденом Святого Благоверного Князя Даниила Московского III степени. Эта награда результат плодотворной совместной работы Екатеринбургской епархии и Областного Военного комиссариата по нравственному воспитанию призывников и призывной молодежи. Но вернемся к направлениям работы нашего отдела. Одно из важнейших — закрепление священнослужителей за конкретными воинскими частями и исправительными учреждениями. Оно осуществляется по прошению командования, представленному на имя Правящего Архиерея. Сегодня священнослужители закреплены за военными комиссариатами Свердловской области, окружным военным госпиталем, воинскими соединениями, частями и военно-учебными заведениями, которые дислоцируются на территории Свердловской области. Все духовники наладили тесный контакт с командирами и личным составом окормляемых частей. Вот только один пример: иерей Алексей Горин окормляет Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище и местное мотострелковое соединение. Отец Алексей неизменный участник всех воинских ритуалов: принятие присяги, посвящение в курсанты, выпуск из училища. Им освящены Боевые Знамена. Он не только выступает с лекциями перед солдатами, сержантами, офицерами и членами их семей, но и находит время поговорить по душам, дать мудрый совет. Такие священнослужители, как отец Алексей, думается, достойно продолжают дело прежних пастырей: своим добрым, проникновенным, доходчивым словом формирует нравственный облик паствы — людей в погонах!
— Илья Константинович, Вам как бывшему офицеру, безусловно известны все проблемы наших воинских коллективов: неуставные взаимоотношения, пьянство, самовольные отлучки, нерешенные жилищные и финансовые проблемы офицерства… Без сплочения воинских коллективов, укрепления воинской дисциплины, формирования нового духовного облика военнослужащих, невозможно реформирование Вооруженных Сил России. Что делает Православная Церковь и епархиальное управление в частности, в этом направлении?
— В канонах Православия клятвоотступничество, в том числе и от военной присяги, есть великий грех. Духовник, разъясняя это положение солдатам, может кого-то отвести от нарушения военной дисциплины и повернуть к добросовестной службе. У нас есть такие примеры. В первое время существования нашего отдела со стороны отдельных командиров чувствовалось недоверие к священнослужителям. Но когда с помощью того же, упоминаемого уже отца Алексея удалось снизить число «самовольщиков» в одной из самых неблагополучных по воинской дисциплине частей нашего Екатеринбургского гарнизона, отношение изменилось. Или еще один пример. Сборный пункт областного военкомата в Егоршино. В год там проходит до 15 тысяч призывников. Традиционно со всеми встречаются священнослужители. Выступают, показывают фильмы о православии. Осуществляют таинство крещения. Только за весенний призыв окрещено около трехсот человек. Я не склонен относить успешное выполнение планов по призыву области, только к заслуге православных священников, но, несомненно, в том, что в юношах-призывниках планка патриотизма растет, поднимается все выше, их не малый вклад. С целью дальнейшего духовного и патриотического воспитания молодежи нашим отделом подготовлена брошюра «Дни воинской славы», в которой нами взят за основу Указ Президента Российской Федерации «О днях воинской славы и победных днях России». Эта брошюра предназначена для вручения выпускникам военных вузов и призывникам. Мы сделали попытку не только вычленить тот или иной исторический факт или событие, но и связать их с духовностью русского народа, как важной чертой национального менталитета.
— До революции департаменту военного и морского духовенства подчинялись 24 собора, 437 полковых, 32 госпитальных церкви. Как обстоят дела с культовыми сооружениями сегодня?
— К сожалению, сегодня в Екатеринбурге нет воинских храмов и церквей. До революции в городе был один воинский храм, там, где сегодня располагается Октябрьский РОВД, рядом размещались Аравайские казармы. Сегодня, к слову на месте их полк связи. Солдаты и офицеры из этих казарм посещали также Крестовоздвиженский храм. В архиве сохранились приказы начальника гарнизона, из которых видно, как пунктуально, до мелочей регламентировалось посещение храма. Сегодня о подобном приходится только мечтать, хотя определенные подвижки в позитивном направлении уже есть: заложены часовни в артиллерийском училище и в местном соединении. В остальных частях и соединениях есть, так называемые, молитвенные комнаты, в которых, конечно, нельзя совершать таинства, но православный священник имеет возможность встретиться с солдатами и сержантами, побеседовать, найти точки соприкосновения. Конечно, было бы хорошо, чтобы в каждом из гарнизонов был свой воинский храм, где военнослужащие могли бы исповедоваться, креститься, венчаться. Не зря же говорят, что в наиболее намоленных храмах лучше отпускаются грехи. Если же священник встречается в комнате досуга или ином, не приспособленном для совершения таинств помещении, где после его ухода могут совершаться богонеугодные поступки, то, понятно, что результат встречи с духовником для того же солдата будет куда меньшим. По счастью у нас есть примеры другого свойства. Вот один из них и, хотя он относится не к части Министерства обороны, а к войскам Министерства внутренних дел, думаю, сказать необходимо. По просьбе командования Уральского округа Внутренних войск, впервые в послереволюционной России, создан переносной походный воинский храм. создание его благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, вручил антиминс. В октябре 1997 года произошло освящение храма во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского и этот храм с настоятелем иереем Александром и четырьмя духовными лицами убыл с частью внутренних войск в район Моздока, где данная часть будет выполнять боевую задачу на административной границе с Чечней. На встрече с заместителем командующего Уральским округом Внутренних войск генерал-майором Юрием Денисенковым, было мне сообщено, что часть благополучно прибыла на место дислокации, храм развернут. И люди потянулись к нему.
— История знает немало примеров, что именно в условиях войны, боевых действий, солдаты и офицеры больше обращают свои взоры к Богу, а священнослужители показывают образцы мужества и самопожертвования. Так, к началу XX века в России, было 111 священников, награжденных золотым наперсным крестом на георгиевской ленте, а четыре войсковых священника награждены были орденами Святого Георгия Победоносца. Но, спросить Вас я хотел о другой святой миссии, которую всегда выполняли военные духовники — заботились о том, чтобы убитые не остались без погребения. Как отражено это направление в деятельности Вашего отдела?
— В церковном лексиконе есть такие слова: «На поле брани живот свой положи». В них видно отношение к проблеме: человек, отдавший жизнь за свое Отечество, должен быть обязательно погребен. К сожалению в нашем Отечестве в последние годы и десятилетия, об этом святом деле как-то забывают. До сих пор не захоронены тела сотен тысяч россиян, погибших в годы Великой Отечественной войны. Есть много таких фактов, относящихся и к боевым действиям в Чеченской Республике… Вот почему мы стараемся не проходить мимо каждой семьи военнослужащего, потерявшей мужа или сына. Священники, закрепленные за воинскими частями стараются добрым словом и участием облегчить родственникам период наиболее острого переживания утраты, помогают им духовно реабилитироваться. Кроме того, нами ведется широкая благотворительность: к Дню Защитника Отечества в этом году каждая семья, где есть погибший воин, на территории епархии была посещена священнослужителями и получила ценный подарок. Для детей погибших военнослужащих проведена Рождественская благотворительная елка, на которой побывали и получили подарки более двухсот малышей. Несколько миллионов рублей выделено на подарки ветеранам войны к Дню Победы. Если говорить о благотворительности, то нельзя не вспомнить и другие акции подобного рода. Окружному госпиталю, областному сборному пункту, артиллерийскому училищу, войсковой части 34081 епархией были приобретены телевизоры, видео- и аудиотехника. А военной школе младших специалистов закуплены кроссовки для участия во всеармейских соревнованиях пожарников. По благословению Правящего Архиерея мы оказываем финансовую помощь в подписке на светские газеты и журналы целому ряду воинских частей Екатеринбургского гарнизона. Кроме того, мы безвозмездно передаем ежемесячно 5000 экземпляров «Православной газеты» и даже сами арзвозим ее по частям. В библиотеки военных училищ и воинских частей по благословлению Правящего Архиерея нами передано также безвозмездно духовной литературы (Библия и Закон Божий) на значительную сумму. Недавно к нам обратился заместитель командующего УрВО по воспитательной работе генерал-майор Александр Городничев с просьбой подготовить такую книжную посылку для воинов-уральцев, находящихся в составе 201 мотострелковой дивизии в Таджикистане. Владыка благословил это дело и в ближайшее время такая посылка будет отправлена.
— Илья Константинович, не получится ли так, что наших многонациональных воинских коллективах, где есть немало военнослужащих, принадлежащих к другим конфессиям, будет представлена только Православная Церковь?
— Думаю, что нет. Хотя исторически Православие было государственной религией России, никто из других конфессий не ущемлялся. В настоящее время в войсках есть солидный аппарат по воспитанию личного состава, который в состоянии не допустить никаких перекосов. Тем паче, соглашение с командованием Уральского Военного Округа и Уральского Округа Православной Церкви одновременно с Председателем Духовного управления мусульман города Екатеринбурга и Свердловской области муфтием Хазратом Сибагатуллой Хаджи. Это соглашение предполагает взаимодействие в духовном воспитании военнослужащих представителей всех конфессий, которым дорога и близка идея защиты нашего Отечества. Но, само собой разумеется, наши священнослужители, направляясь в воинские коллективы для исповедания православия, никого за собой насильно не поведут. Мы говорим так командирам частей: если у вас есть воины, исповедующие иные духовные наследия, вы вправе приглашать соответствующих представителей. Мы со своей стороны делаем все от нас зависящее, чтобы воины — православные христиане не остались без нашего внимания. К слову, недавно нами предложена командованию округа 20-часовая программа «Духовные традиции Российского воинства», которую мы предлагаем включить в раздел общественно-государственной подготовки. У меня состоялся разговор с представителями муфтиата — у них разработаны аналогичные программы. Так что проведение подобных занятий не ущемит представителей других религиозных конфессий.
— Благодарю Вас, Илья Константинович, за интересное интервью. Позвольте выразить уверенность, что совместная деятельность командования и духовенства по формированию духовного и нравственного облика военнослужащих принесет свои добрые всходы на ниве военной реформы.
Послесловие: Интервью с руководителем отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Екатеринбургского епархиального управления Русской Православной Церкви И.К. Новожиловым мы попросили прокомментировать офицера по связям с государственными органами, общественными и религиозными организациями управления воспитательной работы Уральского военного округа подполковника Валерия Островского, который отметил: «Посещение воинских частей округа православными священниками, участие их во всевозможных ритуалах, праздниках, событиях вошло в норму, стало вполне обычным явлением. Во многом это результат тесного взаимодействия командования округа с епархиальным управлением и его военным отделом. Справедливости ради, надо сказать, что такие же отлаженные контакты у нас и с Тюменской епархием, где только в этом году, мы уже провели две научно-практические конференции «Духовные истоки воинской славы России». Но самые добрые отношения у нас несомненно с Екатеринбургским епархиальным управлением. Совместно проведено немало воспитательных мероприятий, давших положительные результаты. Могу отметить хорошее взаимодействие с местным духовенством в войсковых частях, где заместителями по воспитательной работе подполковники Пономарев, Зирка, полковник Мясников. Мы планируем в ближайшее время организовать встречу командования частей с представителями духовенства, чтобы подвести итоги совместной работы. Что же касается взаимодействия с другими конфессиями, мы открыты для всех. Правда, активности их представители почему-то не проявляют. С нашей стороны, принимаются все меры, чтобы военнослужащие исповедующие другие религии, могли в увольнении посетить свои культовые учреждения, не испытывали на себе никакого давления. И наконец, что касается курса «Духовные традиции Российского воинства», занятия будут проводиться в виде факультатива, чтобы не ущемлять ничьих интересов. делая вывод по всему сказанному, добавлю, что в целом наше сотрудничество с духовенством в вопросах духовного и нравственного воспитания военнослужащих и членов их семей — это не дань моде, а настоятельная потребность современного этапа военного строительства».
беседовал постоянный корреспондент журнала «Ориентир»
по Уральскому военному округу подполковник А. КЕРДАН
Отделом социально-политических технологий Законодательного Собрания Свердловской области (канд. социол. наук Г. Е. Маклакова, канд. филос. наук С. Г. Панова, гл. специалист И. С. Тришкина) был проведен социологический опрос населения об отношении к религии, оценке ее значения как для общества в целом, так и для отдельного человека.
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покоянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.(Тропарь Богородице, глас 4-й)
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.