Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (922) → Диакон Павел Сержантов: Человеческая история продолжается, пока люди спасаются

Диакон Павел Сержантов: Человеческая история продолжается, пока люди спасаются

№25 (922) / 4 июля ‘17

Догматическое богословие

Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №24 (921) 2017

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г.Москва: – Как вы знаете, существует до нас дошедшее какое-то количество древних манускриптов Священного Писания, в том числе и Апокалипсиса. И в этих манускриптах порой встречаются разночтения. Они имеют не принципиальный характер, но все-таки мы их учитываем. И в критических изданиях Библии эти разночтения приводятся. Оказывается, есть в этом стихе Апокалипсиса разночтения. В большинстве рукописей речь идет о числе 666, а в некоторых рукописях речь идет о числе 616 – почему так? Почему разница на 50? Что за разница такая? Эту разницу дает последняя буква. Если вы называете полное имя Нерон, то сумма всех букв будет 666. Последняя буква равна 50, и без нее мы получаем сумму 616. Это означает, что реконструкция «кесарь Нерон», без буквы н, это просто краткое имя. Когда мы рассматриваем, с точки зрения полной и краткой формы, имя – Нерон, то мы выясняем, что это «кесарь Нерон». И тут все встает на свои места.

Апостол не мог это написать в открытую в письме про римского императора, поэтому он дает числовое соответствие, и тот, кто ошибочно списал 616, он это числовое соответствие знал: в древности христиане понимали, о ком идет речь. Речь идет о римском императоре, великом злодее, гонителе христиан, и этот человек сравнивается с антихристом. Был ли он антихристом? Нет, – это был не конец времен. Но он был выразителем духа антихриста: когда антихрист придет, он будет похож на Нерона – такой же будет злодей, та же будет попытка выстроить империю всемирного масштаба, те же будут развернуты гонения на христиан.

Вот прописаны две трактовки эсхатологического Откровения. Одна трактовка сектантская, когда число 666 понимается как число антихриста, которое мы можем найти в компьютерных кодах. Это «откровение» вышло на международный уровень и было популяризировано благодаря усилиям американских неопятидесятников (к сожалению, некоторые православные очень доверчиво к нему отнеслись и тоже поддержали его по-своему – хотя и держались в стороне от неопятидесятников, но именно вот это учение почему-то поддержали). Вторая трактовка основывается на исследованиях историков, библеистов. Это мы можем встретить и у православных авторов.

Если придет антихрист, значит, история человечества не представляет собой процесса прогрессивного – прогресса от лучшего к худшему не бывает. Православная вера и учение о прогрессе плохо друг с другом стыкуются. Мы с вами можем видеть прогресс в отдельных сторонах нашей жизни. Например, технический прогресс есть, но мы не можем сказать, что прогресс носит характер всесторонний. Такая заявка, такая интуиция была свойственна новому времени.

Помните, мы говорили, что после Средневековья наступило Новое время, и в XVIII–XIX вв. действительно ожидали, что будет какое-то развитие, что человечество выходит на новую ступень, на которой христианство особо-то и не нужно – все на себя берет наука: она сделает людей счастливыми, люди будут наконец-то сыты, счастливы, жить станет лучше и лучше. Так думали в XVIII в., в XIX в., а в XX в. произошли ужасные социальные катаклизмы – мировые войны, страшные революции, тоталитарные режимы со зверствами, кровопролитиями; он ударил по идее прогресса со страшной силой.

Причем в этих войнах было использовано новое оружие, наука дала оружие: убивайте друг друга эффективнее! То есть науку тоже можно по-разному использовать – можно во благо, а можно и во зло. И всеохватного прогресса, на самом деле, по факту нет, не было и быть не может. Человечество движется очень неровно, очень по-разному: где-то мы преуспеваем, где-то отстаем, где-то оказываемся в катастрофическом положении. Вот учение об антихристе очень плохо понималось в эпоху нового времени, а вот в XX и XXI вв. оно, наоборот, думается, для людей становится яснее и понятнее.

Да, действительно очень по-разному складываются повороты истории. И будет такой поворот, когда придут всемирные правители, и это будет правитель кошмарный. Но при этом Христос не просто наблюдает за этим, а вмешивается – когда нужно будет вмешаться, Он возьмет власть в свои руки и завершит историю человечества. Это история спасения. Человеческая история продолжается не до тех пор, пока там звезды не погаснут, метеориты упадут, кислород закончится. Человеческая история продолжается, пока люди спасаются – пока кто-то есть на земле, кто идет в Царство Божие. Пока есть спасаемые, до тех пор Господь нас терпит со всеми кошмарными историями, которые происходят на земле и еще будут происходить. Вот этим определяется, когда история закончится: как только спасение станет невозможным, тогда Христос прекращает властным образом эту тупиковую дорожку истории. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс