Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (857) → Диакон Павел Сержантов: Ключевые темы церковной догматики

Диакон Павел Сержантов: Ключевые темы церковной догматики

№8 (857) / 24 февраля ‘16

Догматическое богословие

Ольга Баталова:– Наша программа названа «Уроки Православия» не случайно – тема ученичества в духовной жизни самая что ни на есть актуальная. Это в светском образовании мы вольны выбирать – продолжать нам учиться или ограничиться справкой об окончании начальной школы. А в жизни христианской (не внешней, внутренней) учиться надо всегда и очень многому. Об этом в своих творениях часто пишет святитель Тихон Задонский. Так, свой труд «Об истинном христианстве» он начинает со статьи «Что нужно знать о слове Божием» и будто бы обращается именно к нам – сегодняшним телезрителям и пользователям интернета, говоря, что люди, перестающие изучать слово Божие, неблагодарны и неразумны. У них нет времени читать Священное Писание, зато есть время читать забавные книжки, пишет святитель.

Они стараются узнать, что делается в Италии, Азии, Африке и прочих местах, но не хотят познавать из слова Божия, что делается в их душах и к чему они идут – к вечной жизни или вечному мучению. Христианин, заключает святитель Тихон, должен поучаться в слове Божием день и ночь и по нему исправлять свою жизнь и свои нравы. Однако в Священном Писании Господь говорит не только о том, как нам должно жить и спасаться. Он еще открывает нам и Себя, и такое свидетельство Бога о Самом Себе является отдельной церковной наукой, именуемой богословием. Кого следует считать создателями этой науки и как она развивалась за прошедшие два тысячелетия?

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва: – Что такое догматическое богословие? Слово «богословие» появилось в греческом языке еще до того, как греки были крещены. То есть появилось оно во внехристианском, языческом контексте. Что же греки-язычники понимали под «богословием»? Они верили в богов, получается, что и богословие – это какие-то рассказы о богах. Из мифов Древней Греции мы знаем, какой «непоседливый народ» были эти греческие боги: чего там только не было, каких только событий не происходило, прямо-таки неприятных, а иногда и просто непристойных! К богословию это, конечно, трудно отнести, но когда-то относили. Но в то же время, помимо этих мифов и выдумок о богах, было еще и философское богословие, достаточно рафинированное и возвышенное – богословие как высшая ступень философии. Можно привести пример такого богословия – это трактат Прокла «Первоосновы теологии». Сочинение Прокла переведено на русский язык, и каждый желающий может ознакомиться с этим языческим творением, лежащим в русле определенной древней философско-неоплатонической школы. Там присутствует размышление о том, что такое божественное начало. Интересно, что обозначается оно как единое. То есть выходит – не совсем многобожие? Может быть, это единобожие, что-то близкое нашей религии? Нет, не близкое! Единое божественное начало имеет прямое отношение к человеку; оно находится внутри человека, его можно в себе «раскопать», воссоединиться с ним. То есть между этим божественным началом и человеком нет никакой дистанции или разрыва. Это утверждение не подходит для православного богословия, которому свойственно понимание, что человек – это одно, а Бог – совсем другое. То есть «Первооснова теологии» в варианте, предложенном Проклом, это богословие, которое очень далеко отстоит от православного догматического богословия.

Что же такое православно-догматическое богословие? Надо, наверное, объяснить и слово «догматическое». Происходит оно от греческого глагола «докин», который переводится разными способами: думать, полагать, верить. Отсюда происходит и слово «догмат». Что у древних греков подразумевалось под этим понятием – догмат? Это то утверждение или положение философской школы, которое имеет фундаментальное значение, на котором строится вся остальная система философского учения или же целое философское направление. В христианской мысли мы тоже находим это слово, но оно, конечно, отличается по своему значению. В IV веке у двух очень важных для православной мысли авторов мы видим уже определенную христианскую специфику: у святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского, и у святителя Григория Нисского догмат – это истина вероучительная, причем отличная от истины нравственной. Одно дело – богословие, другое – христианская этика.

Впоследствии, по прошествии веков, под догматами стали понимать те вероучительные истины Церкви, которые были провозглашены на Вселенских Соборах. Догматы – это те истины, о которых спорили, по поводу которых высказывались отцы Вселенских Соборов и которые были объявлены Вселенской Церковью вероопределительными.

Для того чтобы лучше представлять себе не только суть догматического богословия, определенную нами как учение о Боге и привязывающую нас к тому, что происходило на Вселенских Соборах, но и видеть как оно существовало в истории от древности до наших дней, нам надо схематически, обзорно обозначить главные события, которые происходили в области православного догматического богословия. Я думаю, что лучше всего это сделать в виде схемы, в которой я постараюсь разложить все по полочкам (ну если не все, то хоть какие-то основные вещи).

Схема эта поделит всю историю человечества на несколько эпох. Это школьная схема, не специфически богословская, показывающая эпохи, которые прошла человеческая культурная цивилизация. Богословское содержание у нее будет, но эпохи – везде одни и те же, хоть в богословии, хоть в физике и философии или других каких-то науках. Вот эти четыре эпохи: Античность, Средневековье, Новое время и Новейшее время. Возрождение часто включают в перечень эпох, но «много чести» выносить его в отдельную эпоху. Возрождение – это либо часть Средневековья, либо часть Нового времени. Четких разделительных линий между эпохами нет, за исключением Новейшего времени, граница которого определена началом XX века. Историки до сих пор спорят между собой: когда закончилась Античность и началось Средневековье, когда закончилось Средневековье и началось Новое время, но разговор у нас не об этом. Разговор о том, когда началось христианское богословие. В эпоху античности? Правильно. А когда именно? Мы называем одного из евангелистов Богословом – это святой Иоанн Богослов. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Наталья Коваль

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс