Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – 9 (858)
Ольга Баталова: – Напомним, догматикой принято называть тот раздел православного богословия, в котором в систематическом порядке раскрывается содержание основных христианских вероучительных истин – догматов. Отец Павел предложит нашему вниманию 11 ключевых тем этого раздела и на первых трех уроках сделает исторический обзор православного богословия, ведь богословие может быть не только православным. Само это слово появилось в греческом языке еще в языческом контексте, когда под ним понимались рассказы о Богах, а богословами древние греки называли тех, кто учил об этих богах. Однако, отцы и учителя Церкви, взяв этот термин из языческого употребления, сообщили ему иной смысл, подразумевая под ним не вообще учение о некоем божестве, а учение о единстве Существа Божия и о различии Божественных Лиц, то есть о тайне троичности. Разумеется, становление христианского богословия произошло не вдруг. За две тысячи лет оно проходило определенные этапы и имело определенные богословские школы или направления. И на прошлом уроке отец Павел говорил о том, какие школы существовали в античные времена, как они развивались и кто являлся их представителями. В частности, речь шла об Александрийской богословской школе.
Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва: – Помимо Александрийской школы, еще какие-то другие школы назовем? Антиохийскую школу назовем. Антиохийская школа очень хорошо себя проявила в борьбе с очень мощной ересью. Это была такая же проблема по своему масштабу, как и арианство – монофизитство. Антиохийская школа очень помогла в борьбе с монофизитством. Александрийская школа очень помогла в борьбе и с арианством и с несторианством. Огромное было влиятельное движение, которое называлось гностицизм и против гностицизма, против нехристианского гнозиса, против вот этого полуязычества-полухристианства мы можем найти стихи у апостола Павла, и у апостола Иоанна Богослова, знаменитая книга «Против ересей» Иринея Лионского (в т.ч. и против гностицизма).
Александрийская школа, Антиохийская школа, – мы с вами находимся на границе эпохи античности и эпохи средневековья, это уже эпоха Вселенских соборов. Вселенские соборы начались в эпоху поздней античности, IV век – I–II Вселенские соборы. А VI–VIII века – это уже Средневековье. Можем мы кого-то здесь назвать из догматистов православных, из святых отцов? Применительно к I собору мы назвали, это святитель Афанасий Александрийский, святитель Кирилл. А во времена Средневековья – преподобный Максим Исповедник, преподобный Иоанн Дамаскин. В эпоху Вселенских соборов прп Иоанн Дамаскин аргументировал против ереси иконоборчества, его книга «Точное изучение православной веры» – это учебник догматики, где взяты все темы, которые только можно было взять на тот момент и это для нас тоже важно.
В Средние века в богословии происходит еще одно событие, которое существенно сказалось на православном богословии. Хотя произошло оно на западе – появление схоластики. Что такое схоластическое богословие? Слово «схоластика» вы можете встретить в смысле ругательства: «читал я книгу, схоластика, скучно, невозможно, на третьей странице сразу же заснете». Мы, конечно, о схоластике будем говорить не в этом ключе, не как ярлык ее использовать, а как термин, точный богословский термин. Схоластика – это определенная какая-то школа богословия. Какая же это школа, с чего она началась? Исторически схоластика началась с переоткрытия одного античного автора. Имя этому автору – Аристотель. Переоткрыли Аристотеля, еще раз открыли. Он известный, влиятельный ученик Платона, мощный автор, видный, первого порядка.
Но даже такие мощные авторы, бывает, предаются забвению, а бывает, что приходит кто-то со стороны и говорит: «надо же, как интересно пишет человек». И в данном случае открыли для себя Аристотеля арабы и попытались сделать какие-то богословские разработки в русле мусульманской культуры. Результаты у них были достаточно интересные и вот это переоткрытие Аристотеля зазвучало, стало событием, вышло за рамки только лишь одной религиозной культуры. С Аристотелем еще раз познакомились христиане запада, а это уже были к тому времени западные христиане, которые ушли из православной церкви, разорвали с востоком. То есть это были католики. Возникает католическая схоластика.
Чтобы картина была полной, я могу вам сказать, что возникает и в иудаизме такое же течение, которое аналогично схоластике. Дальше появляются разработки католической схоластики, с которыми знакомятся образованные православные люди и богословы. И некоторых это очень интересует и они пытаются адаптировать католическую схоластику для православного читателя. Сначала это происходит у греков в средние века, потом это происходит у нас в стране, и в XVIII веке и в XIX веке мы с вами можем назвать целый ряд произведений, которые принадлежат к этой школе – православной схоластике.
Итак, схоластическое богословие. Самый знаменитый, самый известный схоласт, образец – это католический мыслитель Фома Аквинский, католики его канонизировали как святого. Мыслитель не православный, у него есть антиправославные полемические сочинения. Но помимо католической схоластики существуют схоластики в других исповеданиях, существует протестантская схоластика и существует православное схоластическое богословие или школьное богословие, как его еще иногда называют. (Продолжение следует)
Расшифровка:
Ирина Еремина
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.