Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (920) → Архимандрит Сергий (Воронков): Монастырь Иосифа Волоцкого

Архимандрит Сергий (Воронков): Монастырь Иосифа Волоцкого

№23 (920) / 20 июня ‘17

Беседы с батюшкой

Рады приветствовать Вас в нашей московской студии. Тема сегодняшней передачи посвящена монастырю Иосифа Волоцкого, наместником которого Вы являетесь. Давайте начнем по порядку, с истории монастыря, истории преподобного Иосифа Волоцкого.

– Сам преподобный родился или в 1439 или в 1440 году (мнения некоторых ученых расходятся), в семье выходца из Литвы (его прадед Саня был выходцем из Литвы). Он поселился в пределах Волоколамского княжества, там и вырос сам преподобный. Учился он в волоколамских монастырях. Как говорят его жития и житийные источники, он рано овладел грамотой, знал все Священное Писание. Источники говорят, что он был чтецом и певцом в храме, учился сначала в Крестовоздвиженском монастыре Волоколамска, потом пришел на Возмище, в Богородичный монастырь. Но затем перешел в монастырь Пафнутия Боровского. Есть разные мнения, почему это случилось, но, по всей видимости, в то время отрок (Иосиф был еще совсем молодым), освоив книжное знание, церковную грамоту, Устав, хотел уже более подвижнической жизни.

В то время в тверских пределах был очень известный духовник Савва. Он направил его к Пафнутию Боровскому. Тогда Пафнутий был действительным светилом. Преподобного Сергия уже не было, Серафима Саровского еще не было; ну и других святых, конечно. Кирилла Белозерского тоже уже не было, он преставился. Но был светильник Пафнутий Боровский. И вот будущий преподобный отроком пришел к нему и сразу был пострижен в монашество с именем Иосиф, в честь Иосифа Прекрасного. Пафнутий Боровский провидел его чистоту души, как говорит житие; не затягивая взял его себе в келейники, где он потом нес другие послушания – и клиросное, и на поварне. И большое для него было [послушание] (можно сказать, тяжелое; но, может быть, он вымолил своего отца), потому как его отец потом пришел в монастырь и в скором времени слег. На протяжении более десяти лет (практически пятнадцать лет) преподобный ухаживал за своим отцом. Видно, он молился, чтобы все его родственники приняли монашество. Таким образом Господь привел его отца, он принял монашество с именем Иоанникий, а его мама постриглась в Волоколамске с именем Мария.

Восемнадцать лет прожил Иосиф в Пафнутий-Боровском монастыре. Когда преставился сам Пафнутий Боровский, братия избрала Иосифа игуменом. Он захотел ввести более жесткие монастырские правила, потому как не было строгого общежития в русской обители. Такой, как сейчас говорят по афонской традиции, идиоритм. Не было строгости. Может быть, сам преподобный Пафнутий достиг в монастыре святости, но другим было сложно жить таким образом, своевольно, самочинно. Братья не приняли его, и преподобный Иосиф начал искать себе новый монастырь. Два раза он предпринимал путешествие по российским монастырям, ему очень понравился Кирилло-Белозерский монастырь. Он там прожил практически год, но был узнан, поэтому ему пришлось оттуда уходить.

Уже в волоколамских пределах он основал свой монастырь. В то время удельный князь Борис Васильевич был этому очень рад, потому что если появляется знаменитый монастырь, тем более если есть подвижник, который ставит монастырь, то это очень возвышало удельное княжество в глазах других княжеств. Нашли место. Были чудеса на этом месте. Среди ясного неба был гром, молния, вихрь, который разбросал на болоте деревья и указал таким образом место, что именно здесь нужно строить монастырь. Так получилось, что это произошло практически в тех родовых имениях, которые были у рода Саниных (фамилия Иосифа после его прадеда Сани). Был основан монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Сразу же начали приходить на послушание братья, которые также были подвижниками. Но, думаю, у вас сразу же будет вопрос о нестяжателях.

Да, это как раз очень важный вопрос, целая глава, его спор с Нилом Сорским.

– Как раз с Нилом Сорским на самом деле не было спора. Они уважали, почитали, любили друг друга. Более того, каким-то образом и Нил Сорский участвовал в полемике...

Дискуссии, наверное, правильно сказать.

– Сейчас ученые доказали, что часть «Просветителя» (трактат Иосифа Волоцкого против ереси жидовствующих. – Прим. расш.), которая относится именно к еретикам, переписывал сам Нил Сорский, своими руками. И известно, что они могли друг от друга что-то заимствовать в своих сочинениях. Иосиф Волоцкий посылал своих учеников к Нилу Сорскому, чтобы они учились у него скитскому житию. Поэтому на самом деле это немножко надуманно. Первоначально это было сделано точно после смерти Нила Сорского, (в конце жизни и после смерти), так как в полемике именно борьбы жидовствующих с Православием надо было выставить в неприглядном свете преподобного Иосифа. И потом уже именно такая, к сожалению, линия была у либеральных людей. Следование именно такому западничеству, либеральным взглядам на Церковь, на взаимоотношения Церкви, государства и общества. Родоначальником этой полемики явился князь Вассиан Патрикеев, по прозвищу Косой. Это отдельная личность; думаю, историки знают.

Давайте разъясним, кто такие нестяжатели; осветим более широко дискуссию, о которой мы говорим.

– Каким образом все это начиналось? Преподобный Иосиф Волоцкий был строгим последователем общежительного монашества. На Руси был преподобный Сергий Радонежский, внес у себя общежительный устав устроения монастыря.

Другие монастыри, отличавшиеся благочестием, конечно, вводили общежительный устав, не идиоритмический (афонское слово). Но на самом деле монастырь Нила Сорского был немножко другой. Он был скитом, это скитское житие. Оно отличается и от идиоритмического жития, и от отшельнического, и от общежительного. Но это другое. Христианство глобально: спасаются люди по-всякому, не только в монастырях и скитах, но и в миру. Это как бы разные направления спасения человека. Нельзя одно противопоставлять другому. Сейчас при монастырях есть скиты, особенно на Афоне это очень развито. У нас это не очень развито. Даже монастыри, которые называются скитами, тоже общежительные на самом деле, сам устав устроения жизни.

А Нил Сорский, пожив на Афоне, увидел пользу такого жития, когда несколько человек живут друг от друга на некотором расстоянии, чтобы друг друга не слышать, только в церкви (по скитскому житию это, скорее всего, по праздникам, субботам, воскресеньям). И занимаются они сугубо молитвенным келейным деланием и, возможно, трудом, потому как скитское житие подразумевает, что человек сам должен себя обеспечивать. Большей частью и на Руси, и в других местах скиты образовывались при больших монастырях. Часто скитские жители не могли себя обеспечить, а пользовались обеспечением из больших монастырей. Даже скит Нила Сорского был при Кирилло-Белозерском монастыре. Таким образом, нельзя противопоставлять одно другому. Это монашеское житие. Да, оно может быть отшельническим, может быть скитским, может быть общежительным. Более того, святые отцы говорят, что перед тем как пойти в скитское житие или отшельничество, лучше какое-то время научиться жизни в общежитии. Одно за другое: человек научился жить в общежитии; если хочет уединения, – можно попробовать себя в скитской жизни. Если человек хочет полнейшего уединения, – можно пойти в отшельничество или затвор.

Как получилось в нашем случае? Преподобный Иосиф явился как бы человеком, который боролся с ересью жидовствующих, в какой-то степени вросшей в верхушку общества того времени. Некоторые идеи (например, как с церковным землевладением) последователи этой ереси взяли себе на вооружение. Нил Сорский говорил, что монастырям не надо иметь много земель. Конечно, это имело место больше при скитском жительстве, но в то же время он говорил про большие монастыри. Но большие монастыри не могли в то время жить без этого (сейчас, в принципе, конечно, не так), потому что это являлось основой жизни монастыря, его социальной деятельности.

Кормились же за счет этих земель.

– Да, кормили голодающих, то есть это был механизм перераспределения богатства. Люди жертвовали что-то в монастырь, монастырь прирастал богатствами, землями, развивалось церковное строительство, искусство, благотворительность. Поэтому без этого было невозможно. Но некоторые идеи Нила Сорского были таким образом преподнесены с другой стороны людям, будто он говорил, что для монаха не очень хорошо землевладение, чтобы не обременять свою жизнь какими-то лишними заботами, чтобы человек, особенно монах, посвящал жизнь молитве, богомыслию и всему, что требует от него монашеское призвание. Таким образом, были привнесены какие-то идеи Нила Сорского. И Вассиан Косой, о котором мы уже начали говорить, считал себя последователем Нила Сорского. Он отразил несколько идей по-своему. Был очень грамотный человек в свое время, полемист; начал слать письма, послания и говорить о том, что он последователь Нила Сорского. И начал противопоставлять учение Нила Сорского учению Иосифа Волоцкого. Но он это начал делать уже после смерти Нила Сорского и практически в конце жизни. Можно сказать, после смерти началась вся эта полемика, дискуссия.

К сожалению, так получилось, что он в то время уже был снова приближен к великому князю. В свое время он был изгнан от двора великого князя при Иване III, был пострижен в монахи. Но жил, конечно, разгульно, потому что был из князей, приближенных к великому князю, родовые имения ему позволяли, он мог себе позволить прислугу и жить как монах – но с прислугой. И когда он снова приблизился ко двору великого князя, он жил так же, на широкую ногу, и мог размышлять о нестяжательстве Нила Сорского, в то же время питаясь от стола великого князя, имея прислугу, живя разгульно. Он поносил Иосифа Волоцкого и его монастырь, монахов как стяжателей; мол, стяжают богатство, кровопийцы, не дают никому жить.

Как сейчас модно говорить, двойные стандарты.

– Да. Иосиф Волоцкий все-таки отстоял земельные владения. Состоялся Собор 1503 года. Находились в нерешительности даже епископы, бывшие на Соборе, потому что великий князь был в то время за то, чтобы отнять земли у Церкви и раздать ее служилым людям. Но есть описание того Собора, и почему-то приписывается главенство, начало этой борьбы именно Иосифу Волоцкому, который восстал и говорил, что церкви всегда имели земли, могли от них жить и помогать людям; таким образом, вести благотворительную жизнь. Он начал опираться на святых отцов, на родоначальников монашеского жительства. Потом уже эту идею подхватили и другие члены Собора, епископат. На имя великого князя была составлена грамота. Хотя князь не сразу это принял (он думал, что Собор его послушается), но все-таки Церковь отстояла свое. Ведущая роль в этом приписывается уму Иосифа Волоцкого и его пониманию этого вопроса.

Потом был Собор против ереси, 1504/1505 год (такое было в то время летоисчисление, по-своему немного). Ересь была осуждена на Соборе. Как в послании говорил преподобный Иосиф, после великий князь сам каялся пред ним, что он знал ересеначальников, что ересь проникла в среду его родственников. Его невестка с внуком также были заражены этим, а еще ближайшие дьяки, Курицыны. И даже подозревали (обличал его митрополит Зосима), глава Церкви тоже был каким-то образом заражен; он был снят с престола, но не лишен епископства, жил потом на покое в Троице-Сергиевой лавре.

Таким образом, именно отсюда идет это непонимание вопроса, разность позиции Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. На самом деле, как мы уже говорили, они сами при жизни никогда таким образом не противопоставлялись, никогда не боролись. Это уже были направления политической жизни, взаимоотношения Церкви и государства, таких людей, которые хотели добиться чего-то своего, но в то же время были сами заражены, потому как потом князь Васьян Патрикеев был на Соборах осужден как еретик за свои послания, умствования и сослан в Иосифо-Волоцкий монастырь, в заточение. Есть предположения, что он даже умер и погребен у нас, но мнения ученых разнятся. Возможно, он после вторичного осуждения был сослан еще куда-то.

Тут есть, конечно, путаница, что иосифлян и последователей Иосифа Волоцкого обвиняют в каком-то стяжательстве. На самом деле устав был очень строгий. Надо еще попутно сказать, что Иосиф Волоцкий явился на Руси первым, кто ставил первый монастырский устав, довольно хорошо регламентированный. Там описывается, каким должен быть монах в Иосифо-Волоцком монастыре. Был и Успенский Волоцкий монастырь, потом уже... На самом деле должно было быть крайнее личное нестяжание. В келье все регламентировалось: одна-две рясы (летняя и зимняя), обувь, одежду имели только монастырскую, ничего лишнего.

Более того, говорили, что в монастырь к Иосифу преподобному идут князья, бояре. На самом деле такие люди, как князья и бояре, были самыми большими подвижниками. Они имели по одной одежде, зимой ходили в летней, имели крайне нестяжательный образ жизни. Наоборот, почему-то выходцы из крестьян давали себе какие-то поблажки, лучшее питание. А выходцы из высшего или приближенного к высшему общества, наоборот, проявили себя как подвижники. Там, например, были разные столы. Люди, которые хотели подвизаться (большей частью это были как раз выходцы из высшего общества), имели крайне скудную пищу. А те, кто из крестьян, может быть, из-за того, что они...

...не имели никогда вообще ничего.

– Может быть, это. Может быть, большая физическая трудность, трудно сказать. Но были такие подвижники, у которых именно личное нестяжание было поставлено во главу угла. Но в то же время церковно развивалась культура, строились храмы, украшались фресками. В монастыре в то время, при преподобном, работал великий живописец Дионисий, расписывал храм, писал иконы для монастыря. Преподобный Иосиф очень почитал творчество преподобного Андрея Рублева. В монастыре у него хранились его иконы. Было налажено певческое искусство. Деньги шли на благоукрашение и на помощь людям. Известно, что монастырь мог кормить в день от семисот до тысячи человек. Некоторые исследователи пишут, что до нескольких тысяч человек (возможно, где-то есть такие сведения).

Более того, известен случай, когда был голод и люди пришли в монастырь, а монастырь исчерпал все свои запасы. Братья начали уже роптать, преподобный сказал, надо кормить людей, они умирают, и все закрома были опустошены, есть было нечего. Приехал великий князь, увидел, что преподобный израсходовал все на голодающих, и сам привез продукты. Более того, преподобный начал продавать какие-то церковные сбережения, предметы искусства, даже то, что было нужно самому монастырю (церковные сосуды), чтобы кормить нищих. И вот, увидев такое, великий князь проникся и сам много привез хлеба и того, что нужно для голодающих. Его примеру последовали другие бояре и приближенные к великому князю. Таким образом в то время монастырь выжил. Преподобный, конечно, приобрел славу именно нищелюбца, заложил, можно сказать, программу для развития, для социальной деятельности монастыря и, может быть, дал пример другим монастырям.

В то время, так как люди умирали и не знали, что делать, они приносили к вратам обители своих детей – кто-то младенцев, кто-то еще какого-то возраста. Детей надо было кормить и где-то поселить. В монастыре преподобный ввел строгий устав: детям, безбородым юношам был вход воспрещен, для женского пола тоже. Поэтому он рядом с монастырем создал специальные помещения для детей. И дети жили, кормились при монастыре. Уже в более поздние века у нас там была школа, училище. Был открыватель нашего монастыря в советское время митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). Когда школа, существовавшая в советское время внутри монастыря в братском корпусе, переводилась, он говорил, мол, преподобный так заботился, что то, что начал еще при жизни (строил для отроков, для детей специальные помещения и воспитывал их там, кормил), он продолжал даже в советское время, [после смерти]. Таким образом, прослеживается связь времен.

Благодарим Вас за эту беседу. Надеемся, что все Ваши проекты, начинания, реставрация монастыря, приведение его в благоприятный вид будут успешными. Напоследок благословите наших телезрителей.

– Всем помощи Божией и помощи Царицы Небесной Божией Матери и, конечно же, преподобного Иосифа Волоцкого.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс