Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (920) → Протоиерей Владимир Волгин: Евхаристия – это вхождение в таинство Пресвятой Троицы

Протоиерей Владимир Волгин: Евхаристия – это вхождение в таинство Пресвятой Троицы

№23 (920) / 20 июня ‘17

Таинства Церкви

Продолжение. Начало в №21 (870) – №36 (885), №44 (893) – №45 (894) 2016, №5 (902), №17 (914) 2017

Мы продолжаем разговор о Божественной литургии, а именно о Евхаристическом каноне.

– В прошлой передаче мы остановились на первой евхаристической молитве, которую читает священник после слов «благодарим Господа». Окончание этой молитвы звучит так: «...Благодарим Тя и о службе сей (то есть о Божественной литургии), юже от рук наших прияти изволил еси…». От наших греховных рук. Ведь Свят только Господь. И пророк Исаия говорит, что любая святость человеческая, даже самая святая святость, все равно что грязное рубище в очах Господа. То есть мы не можем быть святыми. А тем более сейчас, в это время, которое раздираемо страстями, разными грехами, впечатлениями, безусловно, несмотря на то что мы хотели бы очиститься от всего этого, к сожалению, мы подходим к Божественной литургии с нечистыми руками, нечистой душой, нечистым сердцем.

И вот мы благодарим Господа: «...Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси (хотя совершает Божественную литургию Сам Господь), аще и предстоят Тебе…» Если вдуматься в это, то представить себе невозможно, и в каком-то смысле страшно, как велико это таинство, во время которого предстоят Ему (Господь присутствует) ...тысящи архангелов и тмы ангелов, херувими и серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии». То есть во время Божественной литургии предстоят все перечисленные ангелы, все чины ангельские. Поэтому, конечно, священник восклицает, произносит удивительные слова о победной песне, которую поют, вопиют, взывают и глаголют: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще».

Из видений пророку Иезекиилю и святому Иоанну Богослову – вокруг Престола Божиего предстоят ангелы в виде четырех животных. Один из них поюще – это орел; второй вопиюще – это вол, телец; третий взывающе – лев; и четвертый глаголюще – в виде человека. По этому видению сокровенного, недоступного для нас Царствия Божиего, а тем более Божественного Престола, по откровению в Апокалипсисе апостола и евангелиста Иоанна Богослова, ангелы в виде этих четырех животных, каждое из которых олицетворяет царственность (орел является царем птичьего мира, телец – домашнего животного мира, лев – царь зверей, человек – царь этого мира, вселенной), в течение двадцати четырех часов, не умолкая, взывали ко Господу с песнью: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!»

Не случайно здесь трижды повторяется: «Свят, Свят, Свят». Каждое из восклицаний, которые поет хор, относится к каждому Лицу Пресвятой Троицы: Свят Бог Отец, Свят Бог Сын, Свят Дух Святой. С одной стороны, для невнимательного глаза, для человека, не занимающегося глубоким анализом текста Священного Писания, в этом повторении как бы ничего особенного и не содержится. Казалось бы, можно было ограничиться одним разом: «Свят Господь Саваоф» – и все. А здесь трижды.

С другой стороны, через эту формулировку (формулу) мы видим нераздельность Пресвятой Троицы. Ведь мы веруем в то, что Пресвятая Троица Нераздельна и Единосущна, и это единосущие подчеркивается словом «Свят». Каждое Лицо Пресвятой Троицы Свято, Они связаны между Собой. «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». То есть Небо и земля преисполнены Его славы.

В одной из молитв мы произносим, что Господь исполняет благодатью все, то есть переполняет все благодатью. Не просто наполняет, а переполняет: все наполнено этой благодатью, этой Божественной славой.

«Исполнены небо и земля славы Твоея».

– Да. «Осанна в вышних! благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!» «Спаси нас, Господи!» – так переводится слово «осанна».

В Вербное воскресенье особенно поют: «Осанна в вышних!» Так же встречали Спасителя в Иерусалиме.

– Да. Причем это те слова, которые возмущали иудеев. Конечно, не сами по себе эти слова возмущали их, а то, что они были посвящены Господу Иисусу Христу, Богочеловеку, Который входил как Царь в Иерусалим.

Священник читает молитву, упоминая силы (серафимов, херувимов и так далее, весь ангельский чин): «С сими и мы блаженными силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят Ты (то есть Бог Отец), и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый (опять прославляется Святая Троица). Свят еси и Пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати…» Почему такое благодарение? Потому что Господь Иисус Христос исполнил крестный подвиг вплоть до смерти крестной. И Господь Бог Отец пожертвовал Своим Сыном ради спасения рода человеческого – вот так нас возлюбил Господь, так Господь возлюбил мир. «…да всяк веруяй в Него (то есть в Господа Иисуса Христа) не погибнет, но имать живот вечный (имеет живот вечный). Иже пришед и все еже о нас смотрение исполнив...»

Что Он исполнил? Что такое «смотрение»? Волю Божию, Промысл Божий о человеке, о домостроительстве человеческого спасения. «...в нощь, в нюже предаяшеся (когда исполнил все то, ради чего Он пришел), паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек...»

С одной стороны: в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот. Ведь без воли Божией, без воли Господа Иисуса Христа не произошло бы того, что произошло в этом мире, – это тайна нашего спасения. Несмотря на то что Иуда предал Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, несмотря на то что пришло огромное количество людей и воинов в Гефсиманский сад, без воли Господа Иисуса Христа (а Он молился перед этим Своему Отцу: «чашу эту мимо пронеси», и пот Его был как капли крови, капающие на землю, – так Он страдал, так Он переживал, так Он сотрясался всем Своим человеческим естеством и существом) этого бы не произошло.

Святитель Иоанн Златоуст замечательно повествует о последних днях жизни Иисуса Христа, о Гефсиманском саде. Когда воины пришли брать Иисуса Христа, Христос спросил: «Кого ищете?» Они ответили: «Иисуса Назарянина». Христос ответил: «Это Я», – и все воины, вооруженные до зубов, пали на землю ниц... А во второй раз, когда на этот же вопрос Господь ответил: «Это Я», – они взяли Его и отвели на суд к Понтию Пилату и Синедрионовскому суду. И святитель Иоанн Златоуст говорит, что в первом случае Господь показал Свое Божество, а во втором – человечество.

И когда ученики просили о том, чтобы Он не предавал Себя на смерть, Он говорил: «Разве Я не могу призвать легионы ангелов, которые бы защитили Меня?» То есть по собственной воле Второе Лицо Пресвятой Троицы, воспринявшее на Себя плоть человеческую, естество человека, предает Себя на крестную смерть.

И вот во время Тайной Вечери, в последний день Своей проповеди, Он совершает Божественную Евхаристию в Сионской горнице словами (когда Он показал хлеб): «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы (за вас) ломимое во оставление грехов». Оно будет ломимо: Тело Господа Иисуса Христа было распято во оставление наших грехов. Обращаясь к апостолам, Он обращается ко всему человеческому миру: «Подобне и Чашу по вечери, глаголя: Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Хор поет: Аминь.

Драгоценность, которая превышает все драгоценности во всем мире: золото, бриллианты, хлеб или какую-либо иную пищу, человеческую любовь, – это тот дар, который Господь Иисус Христос оставил в виде Божественной Евхаристии – преложения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Господни.

И дальше священник опять молится и читает такую замечательную молитву: «Поминающе убо спасительную сию заповедь...» Какую спасительную заповедь – здесь, в Евхаристии, этого не говорится. После того как Господь Иисус Христос сказал: «Пийте из нея вси, сия есть кровь Моя Новаго Завета, за вас изливаемая во оставление грехов», Он заключил это словами: «Сие творите в Мое воспоминание». Это и есть воспоминание этой заповеди. Почему сия заповедь спасительна? Потому что Господь Иисус Христос в Евангелии от Иоанна говорит: «Кто будет есть Тело Мое и пить Кровь Мою, в том буду пребывать Я, и тот будет пребывать во Мне, и того Я воскрешу в последний день». В Причастии Святых Христовых Таин, если мы достойно причащаемся, заключено наше спасение.

А что значит достойно?

– Достойно – это значит с осознанием своих грехов, своих немощей. Это значит подходить на Исповедь и приступать к Чаше Христовой с желанием больше не совершать этих грехов с помощью Божией. Конечно, этого не происходит в нашей жизни...

Безусловно. Так же и продолжаем жить.

– Тем не менее, если каждый из нас, ведущий более-менее ровный образ жизни, вглядится в свое прошлое, то увидит те перемены, которые произошли; пусть за большой диапазон времени, но они произошли в нас, благодаря Исповеди и Причастию – таинствам, которые изменяют душу человека.

Отец Владимир, прошу прощения. То есть все-таки полезно заглядывать в свое прошлое и понимать, что ты изменился в лучшую сторону? Нет ли в этом какой-то надменности и самовосхваления?

– Вы знаете, я думаю, что иногда полезно. В особенности тогда, когда человек впадает в уныние от сегодняшнего своего дня и своего духовного состояния; когда он забывает, кем он был, когда пришел в Церковь: например, прелюбодеем, вором, лжецом...

Курил, пил...

– И так далее. Множество можно назвать грехов. А сейчас он уже этого не совершает, а если совершает, то только мысленно.

«Поминающе убо спасительную сию заповедь и вся, яже о нас бывшая (то есть весь тот подвиг Христов, который совершил Христос; и далее здесь перечисляется конец этого подвига): крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение (потому что Второе Лицо Пресвятой Троицы воссело одесную Бога Отца), второе и славное паки пришествие». Опять вспоминаем пришествие, потому что мы все живем в ожидании Второго Пришествия. Даже если оно совершится не через десять, пятьдесят или сто лет, а когда-то намного позже, все равно оно совершится. Это будет последний акт творения Бога, когда праведники отделятся от грешников, когда праведники наследуют землю и будут жить как ангелы на Небесах в любви и благодати Божией.

И после этих замечательных, дивных слов священник берет в руки дискос и потир и, сложивши крестообразно руки и вознося возношение, восклицает такие слова: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Что значит «Твоя от Твоих»? Ведь этот хлеб – по существу дар Божий, поэтому «Твоя». И «от Твоих», то есть от этого хлеба, мы Тебе приносим. «Тебе приносяще о всех и за вся», то есть этот хлеб, который вот уже сейчас станет Телом Христовым. «О всех и за вся», то есть нет и не будет человека, не воспомянутого Господом во время Божественной литургии.

Мы поговорили и о начальных возгласах Евхаристии, о том, что мы благодарим Господа. Благодарим за Божественную Евхаристию каждую Ипостась Пресвятой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Бога Отца – за то, что Он создал весь этот мир, создал Эдем, за то, что создал человека и все посвятил человеку. Бога Сына благодарим за то, что, во-первых, Он сотворил мир (Имже вся быша). Человечество на протяжении продолжительного времени жаждало своего спасения, потому что с тех пор, как Адам и Ева отлучили себя от Бога, они отлучили себя и от Эдема и врата в Царствие Божие были закрыты. Второе Лицо Пресвятой Троицы величается еще и Премудростью Божией, потому что все премудро сотворено. Ученый мир до сих пор не может познать законов, по которым существует мир. Предполагают какие-то догадки, но все это невразумительно и неточно. Так же как неточно (простите за это сравнение) устанавливают прогноз погоды на следующий день или на месяц. То, что предполагают синоптики со своими точными приборами, как правило, разваливается от воли Божией. Так и мы не можем проникнуть в замыслы Божии.

Безусловно.

– Может быть, и есть какие-то признаки будущей погоды, и люди их отмечают, но, опять-таки, это не всегда совпадает с Божиим Промыслом в отношении нас и мира. Поэтому мы благодарим Второе Лицо Пресвятой Троицы, Который все создал и после изгнания человека из рая сладости явился на землю две с небольшим тысячи лет назад, для того чтобы искупить первородный грех человеческий. Ведь никто не мог искупить этого греха, никакая святость человеческая, потому что любая святость человека не может сравниться со Святым безгрешным Господом. И только Господь, Второе Лицо Пресвятой Троицы, по Промыслу Божиему, по замыслу Бога Отца мог прийти, воплотиться и искупить первородный грех человеческий.

И мы прославляем Духа Святого. Что мы читаем в Символе христианской веры? Веруем «в Духа Святаго, Господа, Животворящаго». Животворящего – то есть Того, Который творит жизнь в этом мире, дает жизнь этому миру и нам, всем людям, которые живут на земле. Только Им дается оживотворение, жизнь и наполнение жизнью. Отходит Дух Святой – и человек умирает. Дух Святой отходит – и растения становятся сухими и не приносящими никакого плода. И если от человеческого мира отойдет Дух Святой, то вскоре явится антихрист. Некоторые святые отцы толкуют, что под словами «пока не взят из мира удерживающий» имеется в виду Дух Святой, что, как только Он будет взят из этого мира, сразу же придет антихрист. Свято место пусто не бывает, и мы, человечество, руководимы либо Богом, если мы живем в Его заповедях и стараемся прислушиваться к Его воле, либо, если Дух Святой отступает и мы забываем о Боге, забываем о заповедях Божиих, сразу же вступает в силу дьявол, антихрист, сатана.

Поэтому во время Божественной Евхаристии мы благодарим всю Пресвятую Троицу. И поэтому некоторые отцы Церкви и некоторые богословы говорят о том, что Евхаристия – это вхождение в тайну, в таинство Пресвятой Троицы, ибо вся Пресвятая Троица участвует в Божественной Евхаристии. (Продолжение следует)

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс