Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (918) → Gротоиерей Григорий Григорьев: Ветер радости

Gротоиерей Григорий Григорьев: Ветер радости

№21 (918) / 6 июня ‘17

Беседы с батюшкой

Отец Григорий, радостно вновь Вас приветствовать!

– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Божие благословение да пребудет со всеми вами!

Тема нашего эфира – «Ветер радости»: мы начинаем цикл программ о проблемах, мешающих нам радоваться. В последний четверг каждого месяца, если у нас будет получаться (мы на это очень наде-емся, как и на ваши звонки по теме), будем встречаться в прямом эфире; у каждой передачи будет своя тема.

– Сегодня, когда я служил, очень хотелось сказать: «Христос Воскресе!», но уже не положено, по церковному Уставу. И от этого всякий православный человек невольно немного огорчается. Но когда мы читаем сегодняшнее Евангелие, то видим, что ученики ушли с Елеонской горы в великой радости. Они расстаются со Христом, но радость их не уменьшается от этого, а даже, скорее, увеличивается. Потому что Он говорит им: «Я буду с вами всегда, и никто вам не повредит, и вы пройдете любые испытания».

Почему мы говорим о ветре радости? В богословии есть много определений Бога. Одни называют Его океаном, другие – любовью. Конечно, Бог – и океан, и любовь, это понятно. Святой Василий Великий говорил: когда солнце утром восходит над землей, оно отражается в каждой капле росы на цветах, на деревьях, на травах. Как солнце отражается в каждой капле росы, так и Бог присутствует повсюду. Очень красивое определение Бога, но мне немножко его не хватало. И, изучая эту тему, я обратил внимание на то, что Бог везде воспринимается как Дух, а «дух» в переводе с греческого – «ветер» (греческий эквивалент один – πνεῦμα, «пневма»). И как раз в День Троицы (Пятидесятницы), когда благодать Святого Духа сходит на апостолов, они услышали как бы шум несущегося сильного ветра. В таинстве Крещения через дуновение происходит вхождение благодати Святого Духа, во время Божественной литургии воздýхом священники создают движение воздуха. Если мы вспомним Иова Многострадального, Господь явился перед ним тоже в виде столба воздушного ветра. Илие пророку, когда тот разговаривал с Богом, Он тоже являлся в виде ветра.

Конечно, Господь может явиться в любом виде, Он повсюду, Он может принять любой облик. Но Бог – это Ветер радости, который охватывает, опоясывает всю землю. Всякий человек, любящий Бога, будет всегда чувствовать ветер радости.

И наша передача – именно для того, чтобы помочь людям установить эту связь и выявить причины, по которым люди иногда теряют контакт с ветром радости, с любящим Богом. А ведь первая заповедь Божия так и говорит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Но многие люди не любят себя, не видя в себе образ и подобие Божие. Пусть это будет поврежденный образ, возможно, это будут его осколки, но все силы души надо, в первую очередь, направлять на то, чтобы найти в себе образ и подобие Божии.

Образ Божий восстанавливается для православных людей во время таинства Крещения, а подобие Божие достигается во время таинства святого Причастия, когда Сам Господь сходит внутрь человека. И только когда человек восстановит любовь к себе, которую дал Господь именно при Вознесении, дал нам надежду, восстановил наши отношения с ангельским миром, только тогда он сможет полюбить других людей и Бога и будет всегда чувствовать ветер радости.

Дай Бог! Трудно представить, наверное, чтобы апостолы переживали и нервничали – мы видим из Книги Деяний святых апостолов, что как раз очень решительно они и восприняли то, что с ними произошло, и вышли на проповедь, и жили, и действовали. В современном человеке очень много тревожности, которая не дает ему расслабиться и, что самое главное, не дает жить здесь и сейчас. Молитва – это состояние, когда человек предстоит перед Богом здесь и сейчас, не опережает события и не отстает от них. А ведь очень трудно этого достичь. Почему сегодня мы так одержимы тревожностью?

– Это проблема потери духа любви. Когда в лесу горит костер, то все комары от него отлетают, а когда костер гаснет, комары налетают. Когда гаснет костер души человека, на него налетают комары невидимого мира, духи злобы поднебесные. Это происходит, когда благодать Святого Духа уходит от человека, уходит Сам Господь. Собственно говоря, не Господь уходит, а человек уходит от Бога, именно тогда возникает состояние тревожности.

Состояние тревожности – не просто усталость, хотя она тоже имеет значение, но это потеря связи с Живым Богом и ощущение контакта с духами злобы поднебесными. Опять же, сегодня, в день Вознесения, можно сказать: Если Бог за нас, кто против нас? Если с нами Бог, нам бояться некого. Тревога и все возможные страхи возникают, когда мы теряем живую связь с Богом. Почему происходит оскудение духа любви? Человек не пытается восстановить образ и подобие Божие – он настолько велик по своему устройству, что его тело, дух и душа могут вместить Господа, но это бывает сейчас, возможно, не так часто. Зато другие духовные силы – отрицательные – легко вмещаются в человеке. Поэтому, несомненно, это важнейший вопрос.

Чтобы не было тревоги, надо «жить как у Христа за пазухой». А для того, чтобы жить как у Христа за пазухой, надо оказаться в лодке Божественной любви на реке Божиих заповедей. Тогда ветер радости, Господь, надует паруса этой лодки курсом на Царствие Небесное. Когда навигатор души человека будет установлен курсом на Царствие Небесное, то никакой тревоги у него не будет.

Тревога появляется, когда лодка причаливает к берегу и человек выходит на топкие болотистые берега греха: грех – это уход с реки Божиих заповедей. Происходит это нередко потому, что человек видит впереди непреодолимые трудности – водопады, острые камни, течения, а на пологом топком берегу греха, кажется, есть обходные тропы и можно это все обойти. И вот когда человек уходит с этой реки, у него появляется тревога.

Тревога – аварийный сигнал души, что человек удаляется от Источника любви, света и тепла – Бога. Невозможно отмыться от грязи в болоте, надо возвращаться в кристально чистую реку Божественных заповедей и садиться в лодку Божественной любви.

Вера – не просто верность заповедям Божиим, верность курсу на реке заповедей Божиих на Царствие Небесное, но это и доверие Богу. Тревога появляется нередко потому, что люди не доверяют Богу, а иногда обижаются на Бога. Нередко это бывает, когда человек попадает в затруднительные обстоятельства, молится Богу, но обстоятельства все-таки его настигают...

Отец Григорий, у нас звонок, вопрос телезрительницы: очень трудно любить человека, который рядом, – он каким-то образом постоянно притесняет. От этого тяжело. И непонятно, как быть.

– На самом деле, нельзя дать какой-то общий совет, как быть, он всегда будет очень индивидуальный. Но если мы сами оказываемся в затруднительных обстоятельствах, то следует вспомнить слова преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам – и тысячи возле тебя спасутся». То есть надо приблизиться к Богу: разогнать густой туман, который нас начинает окружать, и оказаться в лодке Божественной любви. «Спасись сам – и тысячи возле тебя спасутся, стяжи дух мирен»...

Чтобы разобраться в затруднительных обстоятельствах, надо восстановить внутреннюю прозрачность мышления и духовного видения, насколько это возможно в нашем искаженном и больном мире. Конечно, мы не можем восстановить полную прозрачность, мы видим этот мир мутно, гадательно, как бы сквозь тусклое стекло, как говорит апостол Павел, но мы можем попробовать это сделать. Я лично считаю, что во всяких затруднительных обстоятельствах следует как можно чаще принимать Тело и Кровь Христа, это очень важно. И, в принципе, постепенно все восстановится. Надо приблизиться к Богу – я бы дал такой совет; а если один утопающий помогает другому, оба идут ко дну.

До какой степени следует терпеть несправедливости близких людей рядом – нет ответа на этот вопрос. Наверное, только любовь может подсказать этот ответ. До тех пор, пока хватит любви. Но любовь тоже может оскудеть в такой ситуации. Поэтому здесь надо все решать глубоко индивидуально.

Вы говорили, человек может испугаться непреодолимых рифов, что могут ему показаться на водоеме, по которому он следует в лодке Божественной любви, и свернуть на берег. Часто людей, много тревожащихся и не знающих, как выбраться из этой ситуации, как раз одолевает безысходность: «Почему я не могу никак расслабиться? Почему меня постоянно подгоняет тревожность, не продохнуть?»

– Тут вот еще какой аспект можно увидеть. Когда дух, душа и тело человека – единое целое, то никакой тревоги нет. А когда человек совершает какой-то грех, у него происходит духовное повреждение. Если грех этот начинает повторяться, наступает психическое повреждение – грех переходит в страсть, это уже форма зависимости. А застарелая страсть может перейти в болезнь, когда человек уже поврежден физиологически. То есть вследствие тревоги может наступить и физиологическое повреждение, ведь тревога – неестественное состояние для человека: для него естественное состояние – радость.

Я неоднократно говорил, что центральная нервная система человека устроена таким образом, что в головном мозге нервных клеток, вырабатывающих гормоны стресса или, если хотите, гормоны тревоги, в 7 раз меньше, чем нервных клеток, вырабатывающих гормоны радости. По-хорошему, зона стресса должна быть стартером, запускающим двигатель радости, так должно быть в идеале. А человек, находящийся в тревожном состоянии, как бы все время ездит на этом стартере, пока не сядет аккумулятор: у него не включается двигатель. Ведь радость всегда должна быть семикратна. И происходит это потому, что нарушена связь с Богом.

Вопрос телезрительницы из города Челябинска: – Вы подняли хорошую тему: ветер радости. А вот когда наступает ветер горести, когда тебе пытаются причинить вред, совершенно незаслуженно говорят какую-то клевету, – хотелось бы знать, как с этим бороться.

– Вы правильно сказали, что разные ветра дуют над нами. Помните песню: «Вихри враждебные веют над нами, темные силы нас злобно гнетут»? Вот как бы есть ответ: когда враждебные вихри веют над нами, то темные силы нас злобно гнетут.

Конечно, есть ветра перемен, пожарищ, тревоги, сомнений, но все это ветра, которые низко над землей стелются. А ветер радости – над всем, он охватывает землю, и надо всегда уметь подняться над тучами. Земля – очень солнечная планета, просто в разных местах бывают тучи. Например, в Санкт-Петербурге 300 дней в году бывают тучи, но если над ними подняться, то можно сказать, что Санкт-Петербург – самый солнечный город земного шара. Так что многое зависит от нас.

Очень важно понять, что все, что называется борьба, – это, скорее, от лукавого. Как сказал Федор Михайлович Достоевский, «тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Бог не борется с сатаной, Бог – Творец, а сатана – падшее создание, у него есть время появления и время исчезновения. Поэтому, начиная бороться с чем бы то ни было, мы невольно испытываем тревогу, выходя из лодки Божественной любви. Наша задача – не бороться с чем-то, а к Богу приближаться: когда замерзающий в зимнем лесу путник видит впереди свет костра, он из последних сил стремится к источнику света, тепла и любви.

Господь сказал: «Я с вами и никто против вас». Вот когда те, кто против нас, нас начинают задевать, значит, мы не с Богом, значит, надо сразу приближаться к Богу. И первое, что следует делать, – приходить в церковь на таинство Святого Причастия. Конечно, у нас сбито это распознавание. Я хотел бы, чтобы мы находили образ и подобие Божие в себе и чтобы все научились чувствовать ветер радости.

Вопрос телезрителя: – Понятно, что тревога проистекает от нашего маловерия, малодушия. Если бы радость о Воскресшем Христе мы могли постоянно нести так, как преподобный Серафим встречал всех: «Радость моя, Христос Воскресе!», то какие могут быть вообще печали, тревоги? Ведь Христос Воскрес! Но нам духа не хватает этот мир игнорировать или как-то пренебрегать им, нашего духовного потенциала не хватает. И если мы будем это делать искусственно, у нас начинаются конфликты с домашними, с окружающими, даже с самими собой – мы порой не знаем своей меры во всей этой ситуации. Как нам найти эту меру для себя, как ее выявить?

– Знаете, Бог сказал, что Он повсюду (когда Он встретил самарянку у колодца): поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… И Бог – ветер радости. Его можно почувствовать в любых обстоятельствах, совершенно необязательно загораживаться, спасаться и закрываться от мира. Как сказал Шота Руставели в своей гениальной поэме «Витязь в тигровой шкуре»: «Что кому дано судьбою – то ему и утешенье: пусть работает работник, воин рубится в сраженье». Апостолы всегда чувствовали ветер радости, у них всегда была связь с Богом, где бы они ни находились: на общественном ли служении, в скитах, пещерах, темницах, среди людей. Многие из них были семейными людьми, у них были большие семьи и было очень много забот и тревог, жизни их постоянно что-то грозило, но Господь был с ними.

Ветер радости проникает повсюду и охватывает весь мир. Поэтому самое главное – приблизиться к Богу. И, конечно же, чтобы почувствовать этот ветер, надо чаще причащаться, надо восстановить в себе подобие Божие: когда ветер радости от нас уходит, богоподобие исчезает, а бесоподобие начинается. Иногда спрашивают: «Как я выгляжу?». Отвечают: «Бесподобно». Вот важно, чтобы это ушло. В противном случае, когда у нас возникает бесоподобие, мы будем чувствовать ветер хаоса: это ад, это туман, который стелется из дебрей болот, лесов, это ветер тревоги, сомнений, двоения мыслей, и он низко над землей. Всегда, когда мы находимся в напряжении и тревоге, мы уперлись носом в землю.

Мы не видим ветер радости, который вверху нас: у нас гаснет костер души. Надо разжигать его, тогда мы почувствуем ветер радости. Надо помнить, что наша главная цель – стяжание благодати Святого Духа, как сказал преподобный Серафим Саровский. Ветер радости и есть благодать Святого Духа, Сам Господь, живущий в душе человека.

Еще раз говорю: надо, в первую очередь, приближаться к Богу и находить в себе все самое светлое, самое радостное, собирать в своей памяти как можно больше положительных, светлых, радостных воспоминаний. Надо, по образному выражению преподобного Паисия Святогорца, аэродромы наших мыслей занять своими самолетами, тогда самолеты неприятеля не смогут там приземлиться – взлетные полосы будут заняты.

Вопрос телезрительницы из Ростова-на-Дону: – Как любить себя, если все время копаешься в своих грехах? И как сохранить радость, если видишь, что с грехами, которые ты исповедуешь, все-таки трудно бороться, ты их повторяешь вновь и вновь (например, грех осуждения)?

– Очень хороший вопрос. Знаете, когда студенты медицинского института изучают психиатрию и прочитывают учебник, то все диагнозы, которые написаны в учебнике, они находят у себя: и невроз, и психопатию, и маниакально-депрессивный психоз, и шизофрению, и все акцентуации личности, просто 100% всех диагнозов. Это очень похоже на наше «изучение грехов».

Грех – это талант без духа любви. С одной стороны, человек должен понимать, что такое грех (это когда он сходит с дороги Божиих заповедей), но гораздо важнее понимать, что такое заповеди. И, конечно, надо не с грехами бороться, а к Богу приближаться. Потому что, занимаясь «изучением» своих грехов, невольно мы погружаемся в топкие болота. Святые отцы говорили, что одно из самых тяжелых повреждений духа человека – гордыня ума. Попытка проникнуть в помыслы сатаны приводит к гордыне ума, и мы невольно иногда этим занимаемся. А ведь, на самом деле, грехи можно увидеть только по благодати Божией («вдруг у разбойника лютого// Совесть Господь пробудил»).

Вот представьте: растет огромное дерево греха, и современный человек обрывает листья с этого дерева. А у дерева есть ветви, есть ствол, есть корень. И выкорчевать этот грех может только любящий Отец Господь. Поэтому, когда вы изучаете грехи, очень глубоко в это не погружайтесь. Вы не видите корня. Чтобы увидеть темноту и мрак, надо оказаться в свете, а для этого надо приблизиться к костру Божественной любви, оказаться в лодке Божественной любви… Как сказал Михаил Юрьевич Лермонтов: «С души как бремя скатится, // Сомненье далеко – // И верится, и плачется, //И так легко, легко...»

Да, я понимаю, что многих людей так научили – «изучать грехи» по книгам. Но по книгам сильно грехи не изучишь, и от такого изучения можно очень сильно повредиться.

А что касается греха осуждения, то, наверное, рассуждение нередко переходит в осуждение, но здесь границей должна быть любовь – если человек находится в любви, то у него никогда не возникнет осуждения. Можно более формально к этому подойти. Например, начальник на работе, его функциональные обязанности: не имея ничего личного, он вынужден делать какие-то замечания работникам, это не является грехом осуждения. А если у начальника еще и любовь есть, то он будет очень аккуратно делать такие замечания.

Осуждение – тот грех, от которого уходит вся благодать. Не судите, да не судимы будете. Мы все время попадаем под дамоклов меч своего осуждения. Я считаю, что надо причащаться, надо просить Бога о преумножении духа любви. Если вы восстановите в себе образ и подобие Божие, то увидите живую икону в своем ближнем и не сможете его осуждать.

Отец Григорий, остается время для пожелания.

– Дорогие братья и сестры, когда благодать Святого Духа сойдет на весь мир, постарайтесь настроиться на это, откройте свои души для ветра радости. Просите Бога, чтобы почувствовать этот ветер, чтобы он наполнил наши души и весь мир был наполнен им. И он разгонит ядовитый туман с топких болот, разгонит ветер хаоса, ветра сомнений и искушений.

Нельзя построить счастливое общество из несчастных людей. Поэтому православные христиане должны быть примером духа любви, через них ветер радости должен переходить ко всем остальным людям. Я всем вам желаю действительно стать избранными Божиими сосудами (собственно, на что мы, православные люди, и обречены) и нести Благую Весть и ветер радости по всему белому свету.

Спасибо, отец Григорий, за эти очень утверждающие слова. Поскольку, конечно, о радости стоит говорить, напоминать, что Евангелие именно радостная Весть, сообщаемая нам через апостолов, которые совсем скоро возрадуются в Сионской горнице, и с ними совсем скоро обрадуемся все мы. Спасибо Вам огромное за наше сегодняшнее общение!

– Спасибо! И Божие благословение да пребудет со всеми вами!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс