Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (918) → Протоиерей Димитрий Беженарь: Сокровище Православной веры и отступление от нее

Протоиерей Димитрий Беженарь: Сокровище Православной веры и отступление от нее

№21 (918) / 6 июня ‘17

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи «Сокровище Православной веры и отступление от нее» выбрана не случайно, ведь Святая Церковь чтит память святых отцов семи Вселенских Соборов. Чему учит нас их опыт?

– Да, Святая Церковь чтит память святых отцов Соборов: это настоящие богатыри духа – они не щадили своей жизни, самоотверженно боролись за чистоту Православной веры, за то, чтобы сокровище Священного Предания и Священного Писания изложить понятным языком, против ересиархов и еретиков, которые потрясали основы христианской веры и уводили многих чад Церкви Христовой в дебри своих заблуждений.

Почему Святая Церковь установила память святых отцов семи Вселенских Соборов? Есть отдельный воскресный день, когда Святая Церковь чтит память отцов I Вселенского Собора, VII Вселенского Собора, шести первых Вселенских Соборов и память отцов всех семи Вселенских Соборов. VIII Вселенского Собора, разумеется, не будет – вся Божественная истина изложена человеческим языком, записана и хранится в Святой Церкви. Хочется в общих чертах напомнить даты этих Соборов и против кого они были созваны.

I Вселенский Собор был созван в городе Никее в 325 году, при императоре – святом равноапостольном Константине Великом, против ересиарха Ария, который был пресвитером Александрийским. Он был образованным человеком и, как бы мы сказали современным языком, очень энергичным, амбициозным; даже, может быть, он был успешным миссионером в ту эпоху (прошу меня простить за горькую иронию), который по-своему трактовал Евангельские истины, исповедуя, что Господь Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, что Он всего лишь первое творение Бога. А раз Иисус Христос не Бог, а лишь первое творение, раз не было истинного, реального Воплощения Бога, значит, и невозможно спасение. Если Бог не воплотился – значит, человек не будет спасен.

II Вселенский Собор был созван в Константинополе в 381 году против ереси Македония. Ересь македонианства (духоборчества) была логическим следствием ереси Ария: по сути, Македоний был не только последователем Ария, логическим продолжателем его заблуждений, но он неправо учил о Третьей Ипостаси Святой Троицы – Духе Святом. Разумеется, на II Вселенском Соборе были осуждены все остатки арианства и полуарианства. Даже люди, не имеющие богословского образования, хорошо знают, что на I и II Вселенских Соборах был составлен Никео-Цареградский Символ веры – краткое изложение основ нашей веры.

III Вселенский Собор был созван в Эфесе в 431 году против ереси Нестория, который был архиепископом Константинополя и тоже незаурядной личностью (надо сказать, что многие ересиархи были по-своему талантливыми личностями, подвижниками, очень эрудированными, энергичными, амбициозными людьми), и он неправо учил о соединении двух природ во Христе, и Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Деву Марию называл не Богородицей, а Человекородицей или лишь Христородицей. Против него был созван Собор, который осудил это лжеучение.

IV Вселенский Собор был созван в 451 году в Халкидоне против ереси монофизитов (именно с таким наименованием эта ересь вошла в историю, от слова «монос» – «единая природа»), изображающей, что Божественная природа во Христе полностью поглотила Человеческую, то есть якобы не было реальной Человеческой природы во Христе, не было соединения двух природ, а лишь Божество поглотило Человечество. И эта ересь – как и арианство, и несторианство – очень потрясала основы христианской веры: много верных чад Церкви, много колеблющихся людей было увлечено этим лжеучением, особенно в среде монашествующих, а Египет был колыбелью монашества – в Египте было немало монофизитов и до сих пор, к сожалению, есть.

V Вселенский Собор был созван в 553 году в Константинополе, при святом императоре Юстиниане Великом – без преувеличения, одном из величайших императоров Византии и богословов; были осуждены, по сути, пережитки монофизитства, некоторые главы в произведениях отцов Церкви, которые так или иначе высказывались, может быть, не совсем верно о православном вероучении. И, что немаловажно, на V Вселенском Соборе окончательно были осуждены ересь Оригена и сам Ориген (это очень полезно знать нам, современным людям: сейчас есть немало людей из числа околоцерковной интеллигенции, которые восхищаются Оригеном, считают его несправедливо осужденным – вроде бы его осудили по зависти многие из тех, кто сами якобы учились по его произведениям. Поэтому нам важно помнить, что на Вселенском Соборе император Юстиниан разобрал учение Оригена и в своем вступительном слове, что называется, по полочкам разложил эту ересь).

Напомните, в чем состояло учение Оригена.

– У него целый конгломерат самых разных лжеучений, и многие ереси, что изложены в его произведениях, стали впоследствии родоначальниками других еретических учений, в частности, о переселении душ, апокатастасис (вера во всеобщее восстановление, что, якобы, в конце все покаются – и дьявол, и демоны – и будут автоматически Богом прощены без внутреннего изменения) и много других неправых мнений. Любой желающий может познакомиться с деяниями V Вселенского Собора и основательно узнать, за что были осуждены Ориген и его лжеучения.

VI Вселенский Собор был созван в 680 году против ереси монофелитов. Если монофизиты учили о единой природе Господа Иисуса Христа, о Божественной природе, поглотившей человеческую, то монофелитство – лжеучение о том, что во Христе была лишь Божественная воля и не было реальной человеческой воли, которая во всем покорилась Божественной. В 680 году в Константинополе был созван Вселенский Собор (а до этого велась очень продолжительная борьба с этой ересью), и ересь была окончательно осуждена.

VII Вселенский Собор был созван в 787 году в Никее, как и I Вселенский Собор, где была окончательно осуждена ересь иконоборчества. Вот на этих семи столпах истины – семи Вселенских Соборах – зиждется православное Предание.

По какому принципу принимались решения на Вселенских Соборах? Что было критерием истины?

– На Вселенских Соборах всегда было единомыслие и единодушие всех православных отцов, то, что мы называем богословским термином «consensus patrum» (принцип «согласия отцов» был сформулирован в V в. прп. Викентием Леринским).

То есть не было демократии?

– Такой демократии, как в нашем современном понимании, не было, это не было каким-то механическим единением, когда все сговорились («давайте согласимся, подпишем»), а внутренне, Духом Святым святые отцы почувствовали, когда излагается правое вероучение, а когда излагается ересь. В частности, на I Вселенском Соборе император Константин предложил внести термин «единосущный» – у историка Евсевия Кесарийского трактуется, что, якобы, сторонники так называемых полуариан предложили этот термин, из других источников мы знаем, что сам равноапостольный Константин Великий по совету Осии Кордубского, одного из старейших участников этого Собора, предложил ввести термин «единосущный» в Символ веры, и все присутствовавшие там православные отцы единодушно сказали: «Это вера апостольская, это вера Православная». То есть именно Духом Святым было такое единомыслие и единодушие. Вот таким образом истина отделяется от заблуждений, пшеница отделяется от плевел.

Видимо, Вселенский Собор – не то, что происходит сегодня, допустим, на каких-то встречах, дебатах, а определенное духовное состояние, в котором находились люди, принимавшие эти решения.

– Совершенно верно. Разу-меется, во время дискуссий была и полемика, порой достаточно напряженная, бескомпромиссная: святые отцы знали, что за истины веры нужно жизнь свою отдать. Это не какие-то отвлеченные философские истины, не имеющие отношения к реальной жизни: если Бог не воплотился, если Он лишь творение, значит, Его страдания не имеют искупительного смысла и не спасительны для всех нас.

Как проследить цепочку – как решения, принятые на Вселенских Соборах, влияют сегодня на повседневную жизнь православного христианина?

– Равно как и в ту эпоху, когда жили люди, современники тех замечательных событий, беспрецедентных в истории. Не будет преувеличением сказать, что Вселенские Соборы – это уникальнейшее явление, когда с разных концов земли собираются епископы, порой даже не знающие друг друга лично и не имеющие возможности друг с другом общаться без переводчика, молятся и начинают обсуждать цитаты из Священного Писания, позиции еретиков и вместе приходят к единомыслию, к консенсусу по действию Духа Святого.

Все мысли, что тогда провозглашались и утверждались, имеют прямое отношение к каждому из нас. Вот смотрите: мы живем в XXI веке, нас отделяют века от тех событий, но что будет, если мы не будем веровать и исповедовать, что Господь Иисус Христос, Вторая Ипостась Святой Троицы, стал реальным Человеком, во всем подобным нам с вами, кроме греха? Если Он был реальный Человек, Он реально пострадал за нас, значит Его крестная смерть, Его страдания имеют искупительное значение для всех нас – Он не просто какой-то Учитель нравственности, как многие другие – Будда, Конфуций, Лао-цзы и прочие учителя человечества, которые писали какие-то трактаты, чему-то учили людей, к чему-то призывали своих учеников, а Он умер за нас, чтобы Своей искупительной смертью избавить нас от греха, проклятия, вечной смерти: Его смерть имеет искупительное значение для нас и всех тех поколений людей, которые жили от Адама и будут жить до Пришествия Спасителя, а Его Воскресение дарует нам вечную жизнь.

Какое заблуждение самое опасное в наши дни, какая ересь?

– Эпоха Вселенских Соборов закончилась. Есть мудрое наблюдение одного из ярчайших богословов XX века, священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, который был правой рукой Святейшего Патриарха Тихона, и, собственно, его веское слово на Поместном Соборе 1917 –1918 годов о необходимости возродить Патриаршество было самым главным. Замечательный проповедник, богослов, ярчайшая личность, он говорил, что эпоха, в которой он жил (конец XIX–начало XX века), я думаю, что и по сей день, – это эпоха экклезиологических ересей (от греч. ἐκκλησία – Церковь), то есть ересей против единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Священномученик Иларион очень мудро говорил, что 9-й член Символа веры – «Верую во едину Святую Соборную Апостольскую Церковь…» не так живо воспринимается людьми. Надо верить, оказывается, что Церковь – это живой Богочеловеческий организм, это Тело Христово, реальное, здесь, на земле, осуществление Царствия Божия: в нее надо веровать и в ней надо жить. Собственно, вера в Церковь по преимуществу касается жизни человека в том смысле, что требует от человека самоотвержения, подлинной веры и подлинной любви, Церковь – это не что-то отвлеченное.

Священномученик Иларион очень мудро отмечал, что Господь в Своей первосвященнической молитве «Отче, да будут едины, яко же и Мы» поставил высочайший образец единства людей в Церкви – образец единства Святой Троицы, то есть на земле не было другого единства, с которым можно было бы сравнить единство Церкви. И Господь молится – просит Своего Небесного Отца, чтобы Его ученики и те, кто согласно их проповеди придет в Церковь, были едины: «…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино». Поэтому Церковь – это не просто общество, объединенное одним учением, когда каждый понимает его по-своему и поступает как хочет, а это должно быть именно единство веры и любви: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).

Наша эпоха – это как раз эпоха экклезиологических ересей, ересей против Церкви, убеждений, что якобы вне Церкви есть какая-то истина, какая-то спасительная благодать или частички благодати, как будто благодать можно расчленить и раздать по разным еретическим конфессиям, или есть какая-то попытка увидеть спасение в еретических конфессиях, которые не только откололись от Церкви, но и сознательно ей противостоят, по сути являясь богоборческими. Вот этим характеризуется наша эпоха.

Есть такое выражение: «Дух дышит, где хочет». Это значит, не только внутри Церкви есть дыхание Духа?

– Дух дышит, где хочет, но не в том смысле, что спасающая благодать Духа может быть вне Церкви: если бы спасение было возможно вне Церкви, не нужно было бы Воплощение Христа. Самое главное, что принес на землю Господь Иисус Христос, самое главное Его дело – создание Церкви. Господь не оставил никаких Своих письменных трудов, в отличие от многих других учителей человечества, которые писали много и много говорили, так что ученики едва успевали за ними записывать. В Евангелии есть единственное свидетельство, где Он перстом писал на песке, когда привели женщину, взятую в прелюбодеянии.

То есть Основатель христианства не оставил никаких текстов, значит, не учение и не что-то иное принес Господь, Он не просто Учитель, Он – Спаситель и Свою главную миссию изложил такими словами: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Именно эту Церковь святой апостол Павел в посланиях к Римлянам и Коринфянам сравнивает с Телом Христовым (Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены, и рука не может сказать голове или ноге: «Вы мне не нужны» – все они члены единого тела), так Церковь – единое тело, и спасение возможно только в едином теле Церкви.

Дух дышит, где хочет, в том смысле, что благодать Духа Святого может призывать (есть призывающая благодать) любого язычника, иноверца, просто богоборца, любого атеиста – есть свидетельства, что любой человек, даже закосневший преступник, находясь в тюрьме, может почувствовать прикосновение благодати Божией, но она призывает его в Церковь, а не просто к абстрактному спасению вне Церкви.

Каковы корни ереси? Почему они зарождаются?

– Корни любой ереси – это всегда человеческая гордыня, эгоизм, когда человек свое собственное видение ставит во главу угла. С этого началась трагедия римо-католицизма, когда римские первосвященники, предстоятели Римской кафедры, находясь тогда еще внутри Святой Церкви, возо-мнили, что они являются наместниками Христа на земле, наместниками апостола Петра, который, с их точки зрения, князь апостолов. Господь не ставил над апостолами никого князьями, Он говорил: «А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель – Христос; все же вы братья», Он никого не поставил выше других. А протестантизм, например, – это законнорожденное чадо римо-католической конфессии.

Если приходится общаться с человеком, который впал в ересь, – как ему об этом сказать? Сказать прямо – человек может обидеться, это может его оттолкнуть, а если не говорить вовсе, то, получается, косвенно соглашаешься с его убеждениями. Как здесь быть?

– И даже более того (хочу немного развить вашу мысль), если человеку об этом вообще никак не говорить, это не только согласие с его заблуждением, это его еще больше утверждает в заблуждении.

Если православный христианин будет с откровенным еретиком или человеком, попавшим в какое-то еретическое сообщество, говорить на равных, общаться просто как брат, улыбаться, говорить: «И ты правильно веришь, и я правильно верю, и у нас благодать, и у вас благодать, и у меня спасение, и у вас спасение», то это еще больше утверждает такого человека в его лжеучении. Таким образом, православный христианин косвенно, даже без злого умысла, становится как бы виновником того, что вечная участь этого заблудшего человека будет весьма печальной.

Поэтому, конечно, человеку, который находится в еретическом заблуждении, надо об этом говорить. Тут есть грани. Одно дело – дипломатия. Да, надо говорить дипломатично, вежливо, так, чтобы человека не обидеть, помочь расположить его к диалогу, попытаться найти общую платформу, некий общий знаменатель, чтобы диалог получился, чтобы человек мог тебя слышать, а не просто замкнулся, обиделся и так далее. А, с другой стороны, если потакать и со всем соглашаться, то тогда мы уже отступаем от истины Православной веры, становимся, сами того не осознавая, предателями своей веры.

Чтобы вступать в продуктивный диалог, нужно самому быть очень подкованным и искренне верующим человеком. Как укрепить свою веру?

– Подкованность подкованности рознь. В первую очередь, надо быть глубоко воцерковленным человеком, то есть надо самому жить в русле Предания, самому исповедоваться (а не просто призывать других: «Кайтесь, кайтесь, исповедуйтесь»), самому причащаться Святых Христовых Таин, соблюдать посты, совершать молитвенное правило (не так: сегодня помолился, завтра устал, послезавтра какие-то дела, потом какие-то проекты – молиться некогда). Нужно молиться неукоснительно, ведь молитва – это возношение ума и сердца к Богу, Источнику жизни. Как можно без молитвы быть христианином?

Нужно читать слово Божие. В молитве мы обращаемся к Богу, а в Священном Писании читаем, как Господь обращается к нам. То есть без молитвы, поста, покаяния, без жизни внутри Церкви просто интеллектуальная подкованность так и останется просто интеллектуальными знаниями, которые были и у книжников, и у фарисеев: у них было очень много знаний, а Христа они не узнали.

Чем отличается единство в вере от унификации, однообразия?

– Однообразие, унификация – это когда стираются вообще всякие различия, ведь каждый человек – личность, а каждая личность по-своему уникальна. Даже сравнивая творения святых отцов, живших в русле православного Предания, осмысляя его, писавших свои богословские трактаты, церковные историки видят, что здесь есть красота в многообразии. А унификация – это когда всех ровняют под один стандарт: как если всем сделать одинаковую прическу, надеть одинаковую одежду, поставить строем и заставить смотреть только в одну сторону. Унификация – это уничтожение, обезличивание, в христианстве это совершенно недопустимо, здесь каждая личность неповторима.

Преподобный Амвросий Оптинский очень премудро говорил, что даже старцев, достигших бесстрастия, благодать Божия не лишает их уникальных особенностей. Если старец был гневливее, то, став бесстрастным, он становится решительнее, мужественнее. Есть более смиренные, тихие – разные темпераменты; благодать как бы украшает качества, которые в человеке есть.

Наша тема – «Сокровище Православной веры». Почему именно сокровище?

– То, что Господь наш Иисус Христос принес на землю (а Он Сам, Воплощение истины, «есть путь, истина и жизнь»), – это самое главное сокровище, необходимое человеку для спасения. Поэтому Православная вера есть сокровище, которое надо хранить, беречь, изучать. И на примере святых отцов семи Вселенских Соборов надо учиться не только основательно изучать истины, но и умению другим преподать их, в нужный момент защищать, когда призывает к этому Господь (и защищать соборно, а не в одиночку), обличать и опровергать лжеучения.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс