Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня тема нашего эфира – «Честность». Конечно, тема совершенно необъятная, поэтому мы, перед тем как начать эфир, решили сосредоточиться на определенных, очень важных моментах: это честность Господа нашего Иисуса Христа, честность святых, новомучеников и, может быть, еще какие-то частные вопросы, которые волнуют христиан по Исповеди.
Давайте начнем с того, что Господь наш Иисус Христос всегда говорил правду, никогда не лукавил, и это выводило из себя книжников и фарисеев. Дошло до того, что наш Господь был ими распят, пострадал за всех нас на Кресте. Вопрос: подражание нашему Господу в такой честности возможно? Мы можем быть такими же честными, каким был Господь, и всегда говорить только правду?
– Раз мы сотворены по образу и подобию Бога, то можем быть в какой-то мере подобны Христу, но полностью, на 100%, скорее всего, у нас не получится – даже у святых не получалось: хотя мы их называем святыми, но прекрасно знаем, что и у святых бывают грехи. Наша грешная природа очень сильно искажает нашу жизнь. И получается, что мы очень часто лукавим. Если говорить по-честному, то лукавим просто все время.
Поэтому, к сожалению, мы даже честность воспринимаем несколько по-разному. К примеру, если говорить про Христа, Он мог честно отвечать на вопросы Пилата, но молчал. То есть не всегда Он говорил – иногда и молчал. Или, когда Его спрашивали, чему подобно Царство Божие, Он приводил притчи, то есть Он давал аллегории, а кто имеет уши слышать, тот слышит. Соответственно, у каждого человека свое восприятие и свое мировоззрение, и слова Христа люди воспринимали неоднозначно – как и до сегодняшнего дня спустя две тысячи лет Евангелие люди воспринимают совершенно по-разному. И опять же, каждый считает, что это по-честному.
У нас три конфессии, по факту. И каждая считает, что они по-честному читают Библию, поэтому у каждого из нас своя совесть и свои искажения в совести. Есть, казалось бы, очень хороший инструмент, который помогает нам быть честными, – совесть. Но, оказывается, и она у нас больна. Это очень здорово заметил Гоголь в своем знаменитом произведении «Ревизор», когда он показал некий город С. (это наше сердце), в котором живут люди, и все они грешники: кого ни возьми, все грешники. И вся страна тогда смеялась – «такая комедия!». А ведь на самом деле это триллер: в сердце человеческом столько грехов, что нет ни одного положительного героя, ни одной положительной черты, одно сплошное лукавство. А все равно приходит совесть, но уже на смертном одре, вот этот ревизор. Это Христос, Который приходит к тебе, и Он не спрашивает тебя, в чем ты виновен или невиновен. Он пришел, а ты, получается, всю жизнь был не с Ним. Поэтому вопрос честности для каждого из нас очень сложен. Мы действительно очень увлекаемся своим лукавством.
Возможно привести какие-то примеры святых праведников, патриархов из Священного Писания – тех, которые были честны и у которых мы можем честности поучиться?
– Если мы возьмем Новый Завет… Мне хотелось бы как раз вспомнить житие Антония Великого, основателя одиночного монашества. Он всю свою жизнь провел в подвиге, всю жизнь над ним страшно издевались бесы. И когда в конце этого подвига пришел Христос, он, как маленький ребенок, расплакался: «Где же Ты был, Боженька мой?». И Христос ему отвечает: «Я был рядом, Я взирал на твой подвиг, готовый всегда вступиться». Если мы попытаемся посмотреть на эту ситуацию мирскими глазами, то нам покажется такая позиция немного нечестной: «Как же так? Меня там в школе избивают, на работе или в семье обижают, а Господь стоит рядом со мной и не заступается за меня. Как же так? Это же не по-честному».
А ведь как может по-другому сформироваться мужество, если не будет страданий? Так что действительно Господь Бог честен с нами – Он не всегда нам дает то, что мы у Него просим. Мы у Него просим, например, терпения, а Господь говорит: «Нет; когда ты у Меня просишь терпения, получается, ты просишь страдания, а готов ли ты их выдержать? Тебе мало страданий, которые у тебя есть? Неси то, что у тебя есть, не проси сверх того. То, что тебе надо, Я тебе дам, и это тебя сделает мужественнее». Смотрите, все люди страдают, а где мужественные? Страдают абсолютно все – мужественных единицы. Вот и получается, что Господь честнее по отношению к нам, чем мы к Нему: мы опять живем в каких-то выдумках.
Возьмем житие святого патриарха Авраама. Он, идя в Обетованную Землю по повелению Бога, предлагал своей жене Саре признаться, что она не его жена, а его сестра. И очень много таких преткновений было в свое время у советской власти, когда поносили Церковь и говорили: «Ваши святые, которых вы называете таковыми, нечестные. Вот, он собственную жену просит не называться женой, а называться сестрой». Авраам носитель благодати, он родоначальник верующих, и он прекрасно понимал, что рискует жизнью: он один верующий на земле (он так понимал; может быть, их было два-три, но он их не видел). И он, как носитель, как разведчик в тылу врага, должен был поступать исходя из этой очень страшной ситуации. Поэтому когда мы пытаемся оценить его честность исходя из нашей честности, это уже нечестно.
Может быть, еще привести какие-то библейские примеры? Понятно, что Священное Писание ими изобилует. Один из них – это Авраам и Сара. Тот же самый Авраам должен был принести своего сына в жертву, и ему, видимо, это очень нелегко далось, здесь тоже можно было ему слукавить, а он честно с ним идет.
– Как же своего собственного ребенка зарезать, да еще 75 лет его ждав? Но он честно пошел на это – он оказался первым верующим человеком на земле, поверившим в воскресение из мертвых. Никто до этого не воскресал, и долгое время после Авраама никто не воскресал. Почему Господь его и называет: «Ты друг Мой» – раб не знает воли господина, а друг знает: «Ты узнал главное». То есть Господь ищет в нас именно веру, именно доверие: насколько мы Ему доверяем. А получается наоборот: не мы Ему доверяем, а Он нам. Поэтому проблема честности – опять же в том, как мы о ней судим. Мы по своей честности пытаемся судить честность другого человека. Это не совсем честно.
Теперь поговорим о нас, сегодняшних христианах, и об Исповеди. Вот человек приходит на Исповедь – и часто случается так, что ему стыдно исповедовать какие-то свои грехи, особенно если он давно знает этого священника (или это просто другой человек, которому нужно открыться). В результате Исповедь неполная, человек все равно уходит с тяжестью греха на сердце: у него просто не хватает сил и мужества открыться перед Богом. Как научиться быть честным со Христом, когда рядом стоит священник и принимает Исповедь, является посредником в Исповеди?
– Я думаю, что не только в моей практике, а у каждого священника есть такие моменты, когда мы чувствуем недосказанность. А иногда бывает по-другому, когда люди даже наговаривают на себя. Когда человек достаточно часто исповедуется и причащается, наступает такой момент, что уже и не в чем каяться, уже все сказал, а надо же идти на Исповедь, и человек начинает наговаривать. Мы тоже чувствуем эту нечестность.
И так, и так получается, что мы не честны. В любом случае, как бы ни было, лучше говорить все как есть. Здесь, как на приеме у врача: чем больше медицинская карточка, тем больше шансов разобраться в болезни. Если у меня один чистенький листочек, никто из врачей не поверит, что я болен. Мы больны все, и тебя просто будут «гонять» до тех пор, пока снова не наберется количество листочков, необходимых, чтобы поставить диагноз.
Так же и здесь. Мы не боимся количества грехов, мы боимся качества совести. Вот здесь мы являемся врачами и пытаемся помочь человеку научиться быть честным по отношению к себе и собственной душе. Это твой собственный огород, где ты честно должен прополоть. Не хочешь пропалывать – не приходи: это будет честнее. Если ты хочешь вылечиться, должен быть честным. А иначе получается опять лукавство и игра. И вместо отпущения грехов ты добавляешь грехи. Тут, как с врачом, – надо быть честным.
Может быть, стоит задать вопрос о детях и о том, как родителям с ними общаться? Бывают самые разные ситуации, когда дети задают вопросы, на которые нельзя сказать правду, это будет для них очень травматично. Предположим, усыновленный ребенок спрашивает, кто его родители, или ребенок спрашивает, где отец, кто он, или, если у ребенка отчим, кто его настоящий отец, и так далее. То есть возникает масса вопросов, ответы на которые могут нанести травму.
– Однозначно здесь трудно сказать: каждый ребенок индивидуален. Нужен отдельный подход, желательно посоветоваться с кем-то. Если эта семья ходит в церковь, то надо с батюшкой советоваться; если семья не совсем воцерковлена, сходите к психологу и покажите ему ребенка, чтобы он вам подсказал, насколько именно для этого ребенка будет травматичен ваш ответ. Мы, на самом деле, очень часто нечестно поступаем по отношению к нашим детям.
Например, классическая нечестная позиция, когда мы говорим нашим детям, какие мы были классные в их возрасте. Это нечестно: ребенок никогда не будет таким, как ты – у него совершенно другой путь, и получается, что я его уже ломаю, я ему уже показываю невозможность чего-то. Он не будет таким, как я.
Вместо того чтобы вместе с ним жить, рисовать, бегать по дорожкам, отжиматься, уроки делать, хоть какую-то часть времени прожить вместе с ним, мы ему показываем свою взрослую позицию. Ребенок не готов к ней, ему еще надо дозреть до этой взрослой позиции. Здесь часто бывает, что надо говорить притчами, как и Христос выражался притчами к недозревшему еврейскому народу: «Имеющий уши да слышит».
Вопрос телезрителя из Калининграда: – Я читаю молитвы из Последования ко святому Причащению, молитву ангелу-хранителю. Там есть слова, где я прошу ангела избавить меня от всякого плотского искушения и вожделения. Меня смущает слово «всякого», и я все время как бы лукавлю: большинство людей, к которым я себя отношу, не могут искренне желать, чтобы их избавили от всякого плотского искушения – это только путь Марии Египетской, который для меня, например, недоступен.
– Надо учитывать, что у нас сегодня очень сложная ситуация не только в монастырях, но и у мирян. Практически каждый мирянин в той или иной степени проживает какую-то монашескую жизнь, даже имея семью. Какой-то отрезок жизни мы все равно живем по-монашески, поэтому, конечно, эта молитва нас касается. И просьба избавить нас от плотского вожделения каждого из нас касается. Здесь никаких недоумений не должно быть: действительно хорошая молитва.
Вопрос, касающийся честности к больному человеку. Доводилось встречать такие случаи, когда человеку до самого момента его исхода из этой жизни не говорили, что он болен и чем болен. Но очень важно, чтобы человек мог осознать, что он, например, неизлечимо болен, что ему осталось жить совсем недолго и что нужно как-то свою жизнь, возможно, осмыслить, сделать какие-то выводы, может быть, открыть для себя вертикаль духовной жизни, которая для него до сих пор была неведома. Часто лгут в таких ситуациях, и человек умирает в неведении, нередко неожиданно даже для себя. Как здесь быть? Как быть честным в ситуации, когда действительно тяжело сказать правду близкому, родному человеку?
– Опять не знаю, как ответить; все индивидуально. Кому-то надо в лоб сказать, что он болен, и, может быть, это приведет его к покаянию – он хотя бы последние несколько дней жизни проведет достойно, покаявшись. А кто-то, наоборот, сломается и будет жить, пустившись во все тяжкие. Совершенно непредсказуемо, как может человек себя повести, даже верующий.
Если вспомним апостолов, то как их Христос ни готовил, они оказались не готовы, они предали, хотя Он и предупреждал их, но они ничего не поняли и разбежались. Увы, наша природа очень слаба. И моментов для лечения нашей природы Господь дает много… Чтобы научить нас, Он дает много страданий, но мало мужественных. То есть мало людей, которые честно берут эти уроки и честно сдают «экзамен». В основном мы хотим, чтобы кто-то что-то подсказал, чтобы нам дали списать – мы всю жизнь и живем на чужих подсказках и чужих примерах, даже на своих не учимся. Очень много нечестности в нашей жизни.
Надо учиться быть честным с самим собой, со своей совестью и со своими близкими и понимать, что каждый из нас обречен на смерть, каждый из нас обречен на болезни. Здоровых людей нет. Неожиданные диагнозы почему неожиданны? Я был нечестен – я не с Богом выстраивал отношения, а со своим телом: жил, развлекаясь здесь, на земле, и считал, что это все мое. А вот Бог – раз! – и предупредил меня: «Не твое, тебе осталось мало жить». Может быть, Он и продлит еще жизнь на 50 лет, но это Он решает, а мы забываем, что мы смертны, и смертны внезапно. Мы забываем очень важные вещи.
Вопрос телезрительницы: – Я лукавлю, если даю своим детям деньги или что-нибудь такое втайне от мужа?
– Очень сложные семейные ситуации, и очень сложно их разрешать. Вас, как мать, я прекрасно понимаю: вы хотите помогать детям, любой родитель хочет этого. Надо понять, почему ваш муж против. Может быть, он считает, что, помогая детям, вы их растлеваете? Может быть, он считает, что дети должны самостоятельно научиться жить?
Бывают очень сложные жизненные ситуации, когда, может быть, были какие-то обиды: и у родителей бывают обиды на детей, и у детей бывают обиды на родителей, причем такие сильные, что просто никак не можем общаться друг с другом, помириться не можем. Бывают такие ситуации, что приходится помогать тайно. Как бы, получается, опять нечестно, опять лукавим, но помогать-то ведь все равно приходится. И здесь, увы, это ваша жертва и ваш очень тяжелый крест. И дай Бог вам правильно этой жертвой распорядиться – так, чтобы действительно она была в помощь, в радость и в благословение Господне. Я очень сочувствую, что вам так тяжело.
Может быть, Вам приходилось сталкиваться с такими людьми (их тоже немало), которые с детства сначала многое преувеличивают (по большей части), но потом это для них самих перерастает в проблему, что они все время и повсеместно врут, даже уже становясь взрослыми людьми. Их ближние прекрасно понимают, что это вранье полное, да и человек сам от этого страдает. Как ему помочь, как его от этого отучить, радикально или как-то иначе?
– В любой болезни первый шаг – честно признаться, что ты болен. То есть если алкоголик честно признается, что он алкоголик, значит, он уже сделал первый шаг, если клептоман признается, что он вор, значит, он уже сделал первый шаг, честно признался. Так же и здесь: человек должен учиться честно признаваться в этом. Почему мы говорим, что нуждаемся в Спасителе? Раз мы в Нем нуждаемся, значит, мы погибаем. А мы чувствуем, что мы погибаем? Если мы не чувствуем, то нас никто и не спасет. То есть надо почувствовать, что ты погибаешь, и честно признаться, что тонешь и тебе нужна помощь. Как Петр, который тонул… Христос его поднимал и говорил: «маловерный! зачем ты усомнился? Что же так-то?».
Есть такая программа «12 шагов», она была придумана протестантами. Потихонечку первый шаг, второй – и все надо делать честно, предельно честно. Идти в сторону Бога, идти в сторону любви к себе, к ближним. В первую очередь – к любви к Богу.
Это очень трудный и сложный путь. Дьявол так просто не отпустит никого, он использует наши привычки, слабости, страхи и комплексы, но у нас есть друзья. И самое главное – у нас есть Господь Бог, Который и является главным нашим Другом. Поэтому всегда и везде будем учиться быть честнее и не осуждать друг друга. То есть мы увидели человека, который заврался или заворовался, мы не осуждаем его, а подставляем свое плечо: врач же не осуждает пациентов – он лечит, рискуя заразиться, рискуя потерять семью, жизнь. Но он подставляет самого себя и свое плечо, помогая этому человеку, проживая вместе с ним какой-то отрезок. Вот это будет правильная позиция, если каждый из нас попытается стать для кого-то врачом, – это будет честно.
Благодарю Вас за то, что Вы согласились на такую беседу. Понятное дело, что тема честности огромная, для этого нужно делать цикл программ. Спасибо Вам огромное, что у нас с Вами сегодня получился такой разговор и что хотя бы на некоторые вопросы мы с Вами смогли ответить.
– Дай Бог каждому из нас быть честными перед самими собой. Я всегда беру в пример князя Владимира, который взял ответственность за те грехи, которые он сотворил, и нес ее всю свою жизнь, пытаясь уже нести мир. Раньше, до Крещения, он нес войну, вражду, убийства. Став христианином, нес мир. Каждому из нас желаю этого мира и этой честности, чтобы она соединялась с миром, с любовью, потому что честность без любви – опять фашизм.
Отец Владимир, спасибо за доброе наставление.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.