Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (912) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Зачем же делать вещи, противоположные здравому смыслу и воле Божией?

Протоиерей Димитрий Смирнов: Зачем же делать вещи, противоположные здравому смыслу и воле Божией?

№15 (912) / 11 апреля ‘17

Беседы с батюшкой

Что мешает людям, на Ваш взгляд, настроиться на духовную жизнь?

– Очень многое. Неразвитость ума, неспособность читать. Сейчас очень много таких людей. «Печально я гляжу на наше поколенье» вслед за великим русским поэтом, «его грядущее иль пусто, иль темно». Такая темень, что молодые люди не могут отличить Гоголя от Некрасова. Это просто потрясающе!.. В их сознании никогда не ночевали даже отголоски нашей величайшей отечественной культуры, то есть они – мимо этого. Чем они живут? Люди совершенно без корней.

Новая культура.

– Я уже как-то поминал, что через наш церковный двор храма Святителя Митрофана Воронежского постоянно ходят молодые люди. Я стал смотреть на их лица. Смотрел года два. Пытался найти ответ: почему мне так тяжело на них смотреть? Я отродясь таких людей не видел. У них на лице нет никаких следов, отпечатка духовной жизни. А потом в интернете нашел ролики, когда у молодых людей на улице спрашивали разные вещи (например, просили назвать трех русских композиторов). Никто ничего не может сказать. То же самое – о литературе, поэзии: совершенно не узнают ни одного стихотворения, путают авторов. Все говорит о том, что это совершенно не касалось их ума и сердца.

Хотя в школе, казалось бы, должны были изучать.

– Я не знаю. Это ЕГЭ, будь оно четырежды (не буду говорить на ночь что), убило все, просто целое большое поколение двадцати пяти лет выпало.

Я представляю себя где-нибудь в Калькутте: иду я по Калькутте, и вдруг храм – может быть, языческий, может быть, буддистский. Не представляю: как не зайти в него? В детстве я очень интересовался Индией, но даже если без этого… Просто это нечто совершенно другое. Здесь идут через церковный двор. Наверняка все эти ребята крещенные кем-то когда-то, но следов нет. В советское время такого не бывало. Даже сейчас, когда смотришь хронику (конечно, непривычны эти прически с перманентом), понимаешь, что это совсем другая эпоха, но лица... А когда я впервые открыл журнал «Нива», где печатали фотопортреты офицеров, убитых в русско-японской войне, один взгляд на эти лица – и сразу слезы на глазах: они прекрасны, они одухотворены, они замечательны.

А здесь что-то такое... Современные прически – один на одного похож: виски выбриты, сзади какой-то хвостик – это означает, человек как бы о себе заявил. Но не отражается на лице никакой внутренней работы, даже самой простой, например, чтения. Что-то весьма технически поверхностное. Причем внешне они не то что как олигофрены в стадии дебильности – нет, имеют вполне осмысленные лица, но одухотворенности нет. Я вот все сопоставил и подумал, что, наверное, с этим связано. Конечно, погружение в литературу, музыку, поэзию, живопись, архитектуру – это не духовная жизнь. Но такое погружение хотя бы дает возможность подойти близко к тому, где есть следующая ступень в жизнь духовную (вот как изображено в нашей студии на этой лестнице). А там этого нет. И самое тяжелое, что нет никакого интереса и потребности. Идти через двор храма и не зайти в храм?.. Интересно!..

Ну, вот нет потребности. Интерес лежит за церковной оградой.

– Да. Может, я просто такой любопытный, мне до сих пор все интересно. Любая новая информация дает какой-то импульс осмысления, поиска. Я помню, когда я был помоложе, выходя в церковный двор, видел реакцию людей на меня как на некую необычно одетую персону и этим пользовался, всегда подходил, спрашивал: «Что Вас привело? Что у Вас в моем облике вызвало интерес?». И люди с очень большим интересом на это реагировали. А здесь: священник идет через двор или наш черный кот – абсолютно...

...реакция одна.

– Да, для меня это феномен. Ничего в этом обидного нет, но, тем не менее, это говорит о какой-то, может, и катастрофе. Представляешь, Гоголь писал «Вечера на хуторе близ Диканьки», а они не знают ни Диканьку, ни ее хуторов. Как же можно так жить?

Вопрос: «Скажите, пожалуйста, как удержать молитвенный настрой и благодать после Причастия в течение всего поста?».

– С помощью богомыслия и молитвы.

То есть, если ты начал подготовку к Причастию, продолжи это молитвенное упражнение и после него.

– Да. Когда человек причастился, есть о чем поразмыслить. Ты же соединился с Богом – большей близости у тебя не будет ни на этой земле, ни в будущем веке. Поразмышляй, помолись и поблагодари. Принеси какой-нибудь плод – сделай что-нибудь для Бога, для Церкви, для ближнего, для врага.

Видно, нет навыка такого.

– А тут не надо никаких навыков. Открываешь Евангелие: «Я был болен, и вы посетили Меня...». – «Кто у меня болеет?» Звонишь: «Ты не против, если я к тебе зайду? Не надо ли тебе чего?». Если ничего не надо, принеси букетик цветов, поставишь на тумбочку. Красота же всегда умиляет. Что такое цветы? Это воспоминание о рае. Пусть к больному придет не только твое доброе сердце, но и кусочек рая.

Часто люди сетуют, что их добрые дела вызывают порой какие-то негативные чувства, неблагодарность. Говорят, трудно благотворить неблагодарному человеку...

– Так вообще наш мир как-то невосприимчив к добру, к правде. У человека больше корыстных реакций на то, что происходит. Но это же не значит, что мы должны оставить всякое добро и замкнуться в собственной пользе, лишь бы избежать травмирования. Этого недостаточно. Конечно, здоровьем надо заниматься обязательно, относиться к своему телу, как к вьючному животному, – кормить его, поить, жалеть, лечить.

И утруждать, раз оно вьючное.

– Да. Вот мы своей лошадке недавно сделали операцию. Наш Гаврюша – очень большой труженик, сделали ему операцию, сейчас он восстанавливается. Надо же заботиться о лошадке. И о своей «лошадке», которая нас возит по Москве, по родственникам, по врачам, тоже надо заботиться, но не это главное.

Вопрос телезрительницы: – Как правильно пользоваться молитвой по соглашению?

– Не знаю, как правильно. Вы с кем согласились, с тем и договаривайтесь. Какие правила установите, так и будет правильно, от слова «правило».

Телезрительница: – Я слышала, что кроме этой молитвы надо читать акафисты. Это обязательно?

– Я никогда этого не слышал. Так что, видимо, у вас слух лучше. Про то, что надо, я никогда не слышал. Но я еще молодой человек, я считаю, еще время есть, от вас вот уже услышал. Век живи – век учись.

Телезрительница: – Спасибо. А можно ли в Великий пост читать акафисты?

– Не только акафисты. Можно даже читать Достоевского «Преступление и наказание».

Вопрос: «Иоанн Креститель посылает учеников спросить Христа: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?». Зачем он спрашивает, ведь он узнал, когда Христос пришел на Иордан»?

– Много всяких версий существует. Мне больше нравится такая: он это сказал для своих учеников, чтобы они убедились и пошли за Ним. Он говорит: «Я не достоин даже развязать ремень у обуви Его». И он хотел, чтобы ученики перешли к Христу Спасителю, чтобы не смущались тем, что он попал под арест, что его лишили жизни.

Одно дело услышать, пусть от своего учителя, а другое дело – увидеть Мессию.

– Да. Мне кажется, что Предтеча, именно твердо зная, Кто перед ним, ради Кого он вообще на землю пришел и в чем смысл его жизни, сделал так, чтобы в этом могли убедиться его ученики.

Вопрос: «Перенесла несколько операций. Когда болела, пообещала Богу: если выздоровею, замуж больше выходить не буду. Сейчас, слава Богу, выздоравливаю, появилось желание жить, радоваться, работать. Я уже много лет в разводе. Врачи советуют для моего здоровья рожать, я и сама очень хочу детей, но останавливает обещание, данное Богу. Посоветуйте, как мне быть».

– Я не буду ничего советовать. И вообще, каждый человек несет ответственность за то, что он сказал, за то, что сделал. А зачем перекладывать на меня решение такого вопроса, тем более – незнакомого мне человека? Конечно, кто же спорит, что рожать детей – это прекрасно. Несколько женщин за мою жизнь обращались ко мне: «Я заболела раком. Врачи говорят, что мне надо обязательно прикончить моего младенца, который у меня во чреве». Все хором так говорили. Я всем говорил, что этого делать никак нельзя. Никакое состояние здоровья – не аргумент, чтобы убивать других людей. И у всех этих женщин прекрасные, здоровые дети, у некоторых уже довольно большие. И они живы до сих пор. Потому что врач-то думает больше о своих проблемах, хлопотно это. Врачи часто действуют по такой системе, которая распространена в мире преступном: нет человека – нет проблемы. Поэтому у нас такое отношение и к детям: нет человека – и нет проблемы.

Тут надо мужество, чтобы поверить тому, что Господь все устроит.

– А, может быть, и не устроит. Но убивать-то все равно нельзя.

Если умрешь, то устроит еще лучше.

– Конечно, потому что женщина, умирающая родами, – как святая мученица. Она же умирает ради исполнения воли Божией. А воля Божия – чтобы женщине рожать детей. А та, которая не рожает, – это просто иуда, фашистка. Ну как это можно – уничтожать своих детей? Если ты не хочешь детей, тогда и не надо их зачинать. А то женщина делит ложе с мужчиной – разве она не знала, что от этого дети получаются? Я понимаю, где-то в детском доме 13-летняя юная леди ничего об этом не знает и в 14 лет она уже на сносях. Она могла не знать, это ладно. Но все остальные, живущие на свободе, прекрасно знают, откуда бывают дети. Если ты по какой-то причине не хочешь детей, то и незачем всю подготовительную работу делать, чтобы зачать дитя.

Если я не хочу есть, я не иду в ресторан – это понятно. Если я не хочу гулять, я лягу на диван и буду дома что-нибудь читать – это понятно. Если ты не хочешь детей, так и незачем, как говорится, ложиться в койку. Какая-то дикость! Сначала приходит в ресторан, ему говорят: чего изволите? У нас есть то-то и то-то. «Мне не надо ничего». – «Извини, брат, тогда зачем ты пришел, да еще куришь здесь?».

Вопрос телезрительницы из г. Стерлитамака: – Я работаю в церковной лавке от нашего храма, но лавка находится в большом торговом центре. Батюшка, я разделяю Вашу боль по поводу людей, которые ходят мимо и не интересуются храмом. Так же и в нашем торговом центре: мимо лавки ходят люди, далекие от церковной и духовной жизни. И подходят с такими вопросами, на которые сразу и не ответишь (например, про обереги или как свечами квартиру чистить, про красные нити). Как им отвечать коротко и так, чтобы, как сказал мне батюшка, им хотелось вернуться к нам? Как им отвечать доходчиво, чтобы они не обиделись? Сразу-то напрашиваются такие эмоции: «Вы же с крестом на шее, почему вы с такими вопросами обращаетесь?» Вы, батюшка, так остроумно и легко отвечаете на все вопросы, а я теряюсь иногда.

– Я на этом стульчике сижу уже не один десяток лет, я уже человек тренированный. У нас, конечно, не лавка, и звонят в основном люди, которые к Церкви имеют отношение. Но все-таки тоже вопросы задают для крещеного человека порой очень странные, на каждой передаче.

Что можно сказать? Например: «Вы знаете, я бы не советовала вам это делать, ведь обереги, всякие нитки – это, как написано в Писании, перед Богом мерзость. Поэтому, угождая существам, которые у нас в церковном обиходе называются бесами, вы не получаете благословения Божия, а, наоборот, навлекаете на себя всякие прещения, делая то, что не подобает делать человеку, который есть дитя Божие. Поэтому по-дружески я бы это не советовала». Вот и все. Спокойно и ласково.

Телезрительница: – Дай Бог, чтобы им все это было понятно.

– Может, кому-то и непонятно будет, зададут дополнительный вопрос. А еще хорошо бы иметь заранее какую-нибудь брошюрку для этих людей. А если нет такой брошюрки, то попросите в приходе какого-нибудь грамотного человека, чтобы он составил такую листовку. Распечатать килограмм таких листовок и по сто граммов каждый раз приносить на свое послушание. И людям давать: «Вот, почитайте».

Человек идет наиболее простым для него путем – кто-то посоветовал...

– Я не против. Самый простой путь в Москве – метрополитен. Я ничего не имею против метрополитена. Я против того, чтобы во время работы метрополитена кто-то спускался на рельсы, бегал против хода эскалатора в обратную сторону (наверх, когда эскалатор спускается вниз), толкал локтями людей, у которых в руках какие-то вещи, и так далее. И за то, чтобы те, кто нас охраняет, не пропускали пьяных в метрополитен: они – источник повышенный опасности. Вот, собственно, и все. А так пусть все своим путем в метро ездят. Но зачем же делать вещи, противоположные здравому смыслу и воле Божией? Да, каждый человек сам решает, но почему нельзя его предостеречь? Ему надо на станцию Щелковскую, а он едет в сторону Багратионовской – разве не долг москвича сказать: «А знаете, дружочек, вы направление перепутали».

Вопрос: «У меня возникла сложная ситуация, связанная с верой. Мне 30 лет. У меня есть дочь, ей 5 лет. Год назад мои родители втайне от меня и от моей жены ее крестили. Мой вопрос: почему священнослужитель крестит ребенка без родителей? Зачем крестить ребенка, если в дальнейшем ребенок к Церкви не имеет никакого отношения, тем более это совершать втайне от родителей?».

– Зачем – я не знаю. Просто у нас в Церкви такой обычай: приносят в церковь младенца, просят покрестить, и, по умолчанию, священник доверяет людям: у Церкви нет никаких рычагов, чтобы провести расследование. А так, например, мы знаем, что у нас очень много женщин не имеют мужей. Строго говоря, у таких женщин детей крестить нельзя, потому что эти женщины давно отпали от Церкви, к которой они принадлежали только некоторое время после своего Крещения.

Потом, мы крестим людей потому, что при советской власти в послевоенный период после гонений Хрущева осталось всего 6 000 церквей на весь Советский Союз. И Церковь не сочла возможным отказывать людям в Крещении. Тем более что некоторые, чтобы крестить ребенка, преодолевали расстояние не в одну тысячу километров. И вот такая сложилась традиция. Сейчас мы эту традицию всей Церковью стараемся исправить. Например, чтобы крестить человека, даже маленького, проводим две беседы и с родителями, и с крестными, чтобы все эти вещи выяснить. Но такая практика еще не дошла до каждого прихода.

Поэтому такой же вопрос («зачем?») я могу задать и вашей жене: зачем она крестит ребенка без согласия на то родителя и почему делает это тайком? И почему дознание вы возлагаете на священника? В его функции это не входит. Почему вы с больной головы переносите все на «здоровую» (в кавычках)? Священник для того и существует, чтобы крестить. А вы, глава семьи, – для того, чтобы управлять своей семьей, чтобы там не было тайных, подпольных течений, чтобы не делали ничего против воли главы семьи; это все ваша забота. Если человек этого сам не делает, он несостоятелен как глава семьи, с чем его поздравить никак не могу.

Вопрос: – Моему младшему брату 5 лет. Я стараюсь привить ему веру, рассказываю о Боге. Но он боится заходить в храм и все мои слова воспринимает как сказку. Говорит, что все это выдумано, все неправда. Подскажите, пожалуйста, как мне его можно убедить?

– Не надо убеждать. Нужно с ним поиграть.

Поиграть во что?

– Например, он скажет: «Я хочу кушать». – «А мы с сегодняшнего дня кушать не будем».

Да, он сразу, так сказать, уши откроет.

– Да, спросит: «Почему?». – «Вот смотри, сейчас время обеда – мы не едим».

Время обеда – это не есть.

– Да. Например, иногда меня спрашивают: «Батюшка, а можно мне завтра в храм приходить?». Я говорю: «Нет, ни в коем случае, ведь вышел указ Президента: все двери храмов задраить и больше народ туда не пускать». И человек понимает, что он спрашивает какую-то несуразную чушь. Ни один человек не приходит в булочную и не спрашивает: «А можно к вам после обеда зайти?». Но почему-то по отношению к храму человек сам для себя придумывает какие-то сказки. Люди же задают много совершенно сказочных вопросов. Так и что?

Так и ему составить сказку, в которой обязательно будут совершенно абсурдные слова: «Теперь будет так всегда: мы теперь есть не будем никогда». – Это же неправда! – Как неправда? Правда. Вот мы сейчас не едим и вечером не будем есть. – А, ты придумал! – Нет, не придумал. В Церкви все неправда, и у нас все неправда. Потому что есть – это неправда.

Довести до абсурда. Как в математике: в доказательстве используется приведение к абсурду. И считается, что задача решена: если мы берем абсурд, придаем ему противоположное значение, оно считается истинным, если наши рассуждения привели к абсурду.

Вопрос: «Очень прошу Вас, посоветуйте, что мне делать. Муж физически здоровый, не хочет работать. Живет на иждивении жены уже много лет. Вполне мог бы работать водителем, но не хочет. Как можно его наставить или заставить?».

– Заставить можно разными путями – например, купив автомат «Сайга», но это чревато для исполнителя процедуры. А есть очень хорошая процедура – опустошить холодильник и самой жене питаться в общепите. На второй день, когда муж убедится, что в холодильнике не только ничего нет, но и ничего нового не появляется, голод его обязательно заставит пойти на работу.

Я знал много лет назад одного человека, который не работал. И потом вдруг мне сообщают, что он пошел на работу. Я стал спрашивать, что его заставило. Он рассказал: «Отец с матерью получили квартиру и уехали. А я побоялся, что если у меня не будет денег заплатить за телефон, то мне его отключат». И он срочно пошел на работу. А он на многие должности не устраивался из принципиальных, я бы даже сказал, идейных соображений. Но необходимость в телефоне (тогда еще не было мобильных телефонов, это было несколько десятков лет тому назад – может быть, 40 или 35) заставила его работать.

Но голод еще эффективнее, особенно для молодого (или нестарого), сильного мужчины, который не привык к посту, – для него это просто трагично. Ну зачем работать, если тебя кормят, поят, моют за тобой посуду, на тебя стирают, платят за квартиру, за свет, за газ? Какой смысл в работе? Его нет. Вообще изначально смысл в работе – чтобы себе добывать пропитание и одежду, а потом, в дальнейшем, когда люди вылезли из пещер, еще и жилье.

Спасибо, батюшка, за передачу.

– Всего доброго, до свидания!

Записала: Нина Кирсанова.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс