Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (912) → Протоиерей Артемий Владимиров: У Бога всего много

Протоиерей Артемий Владимиров: У Бога всего много

№15 (912) / 11 апреля ‘17

Молитва

Продолжение. Начало в №44 (893) 2016 – №14 (911) 2017

– Дорогие друзья, хочу вас спросить... Видите ли, батюшка, по обыкновению, не только рассказывает что-то интересное, но и общается со своими телеприхожанами и все время задает вам вопросы. Что из этого следует? Ну, во-первых, к старости люди становятся любопытными, поэтому не удивляйтесь, что я нет-нет, но о чем-то вас спрашиваю; во-вторых, есть такое понятие – риторический вопрос, как будто бы не предполагающий ответа. На самом деле в живом общении, когда от уст к устам, от сердца к сердцу мы предстоим друг другу, подобный вопрос, обращенный как будто ни к кому в отдельности, но ко всем, возбуждает человеческую мысль, побуждает активно вслушиваться в предлагаемый материал – как будто провоцирует диалог. И хотя мы с вами разделены сейчас морями и океанами, тем не менее, создается впечатление, что священник присутствует у вас дома, сидит вместе с вами за столом и, попивая чашечку чая, закусывая конфеткой или доскребая с блюдечка малиновое варенье, находится с вами в непосредственном общении.

Так вот, у меня к вам, может быть, не очень удобный для вас вопрос. Бывало ли у кого-то из вас в детстве так, чтобы вы были застигнуты на месте преступления? Бабушкой, которая, внезапно войдя в кухню, увидела, что вы без позволения, как обезьянка, запустили лапу в сахарницу… Ну, это было в нашу эпоху, в далеком XX столетии, когда для маленьких детей 60-х годов сахар представлялся необычным лакомством: другой на кухне открывал створку буфета и, оглянувшись налево, потом направо, как будто бы переходит дорогу (а на самом деле пересекает демаркационную черту «нельзя», «неприлично», «некрасиво»), однако, совершал этот ненормативный акт, подтаскивал какой-нибудь мармелад или конфетку – цап-царап – и был с поличным застигнут бабушкой.

Хорошо бабушкой, а то каким-нибудь незнакомым дяденькой, – у меня, к сожалению, было такое в раннем детстве (чего таить греха, рано или поздно шило из мешка все равно выйдет). Благодарение Господу Богу, я в студенческие годы вспомнил все свои проказы, все, что мог, исповедал, и теперь мне не стыдно сказать во всю Ивановскую, что не был мальчик-с-пальчик: хотя и не был мальчишом-плохишом, однако ничто человеческое было мне не чуждо.

Но давайте не будем останавливаться на автобиографических подробностях – я доведу свой вопрос до конца: бывало ли у кого-нибудь из вас, чтобы вас схватили за ворот, за рукав, а то и за мочку уха, тотчас начавшую зловеще багроветь, со словами: «Держите вора! Ату его, скорей, скорей сюда, посмотрите, что тут происходит». А вы, извиваясь словно уж на сковородке, патетически воскликнули, а то и заорали бы, как недорезанный поросенок: «Дяденька, отпусти! Дяденька, отпусти!» (вы знаете, не только дяденьки, но, бывает, и сверстники, устроив кучу-малу, так заиграются, что от ребяческих проказ перейдут уже к настоящей драке, войдут в клинч – двое митрофанушек тузят друг друга, хватают за грудки, а то и, не дай Бог, вцепятся в воротник так, что дышать трудно. Благо, взрослые подоспеют вовремя и разнимут драчунов, желая, чтобы они поскорее отпустили друг друга).

Это воспоминание я привел сегодня, конечно, не просто так, не для развлечения, а еще и для того, что многие из нас, достигнув зрелого, а то и пожилого возраста, как-то мысленно держат обстоятельства давно минувших дней. По крайней мере, батюшки часто слышат такие признания: «Никак не могу отпустить ситуацию. Дядюшка, который меня воспитывал, уже давно заплатил долг природе, то есть скончался, умер, а я все внутренне не отпускаю его, все сержусь, переживаю, бывает, что во сне обижаюсь на него и встаю утром с таким ощущением, что только-только виделась с ним и опять поцапалась». Вы знаете, у священника всегда возникает внутреннее чувство тревоги за человека, который, уподобясь осьминогу, протягивает свои щупальца в прошлое – задумайтесь только! – и по-прежнему обижается на усопших родителей, что категорически недопустимо, за недостатки воспитания или внимания к нему, когда он был маленький, или носит вековую обиду на мужа, который, может быть, уже и состарился, и раскаялся, пусть это произошло и в другой семье. Но словно какая-то колючка, какой-то внутренний полип, некая шишка, нарост, чага образовалась на сердце и сосет, сосет, высасывает из человека жизненные соки, а тот бледнеет, зеленеет, жизни порадоваться не может, свет ему не мил и хлеб не сладок из-за того, что он никак не может – а, на самом деле, не хочет – отпустить, простить, забыть, вверить со всеми потрохами и любящих, и ненавидящих его и почувствовать себя спокойным, легким, радостным и блаженным – когда этот балласт многочисленных обид, недоразумений, треволнений мы сбрасываем с палубы своей души и наш глубоко просевший в волнах житейского моря корабль расправляет паруса, превращается в бригантину с алыми парусами, мы на опыте познаем, что же имел в виду русский поэт, сказав в своем прекрасном поэтическом произведении: «И верится, и плачется, и так легко, легко».

У нас остается только один вопрос: ну как отпустить, простить, перестать внутренне гневаться на то, что уже давно отшумело и отгремело? Для этого всего-навсего нужно раскрыть наш любимый акафист Иисусу Сладчайшему. Что мы там найдем? Какое снадобье в этой Божественной аптеке?

На сей раз мы извлечем такой алмаз, бриллиант, который сияет в словах, молитве – обращении человека ко Господу: «Иисусе, отпусти неправды моя». Таков уж наш Бог, что, прощая человека, Он не вспоминает о соделанных им грехах. Даже если это было отречение, тягчайшее позорное желание, но, оплакав его, искренне сокрушившись о содеянном, произнеся вслух само преступление, наименовав его, с чувством, толком, расстановкой, назвав вещи своими именами, присовокупив: «Каюсь, Господи, прости меня», вы тотчас почувствуете, что Бог отпустил, простил, мгновенно отсекает от вас мечом Своего правосудия эти греховные узы, высвобождает вас, как пленника, связанного по рукам и ногам разбойниками, но получившего свободу от рук подоспевшего доброго человека.

«Иисусе, отпусти неправды моя»… Чтобы нам уходить с Исповеди такими облегченными, очищенными, умиротворенными, нам должно самим отпустить, то есть простить, людям все то нехорошее и недоброе, что вошло в нашу жизнь через их ограниченность. Нужно при этом заметить, что кто-то из наших обидчиков каялся, а кто-то никогда не каялся, не просил у нас прощения. И здесь, соответственно, у нас должно быть различное расположение. Если человек искренне признал свою вину, если, обратив к нам потемневший от внутренней боли взор, сказал: «Я был глубоко неправ, я переживаю, как мог так непорядочно поступить. Прости меня», то, безусловно, мы, прощая, просим у Господа Бога уврачевать эту рану. И если человек достоин по своей жизни доверия, мы восстанавливаем с ним полноту общения. Только бы произнесенные им слова были искренними.

Если же человек по гордости, по грубости своей не считает долгом просить у нас прощения – да, конечно, мы будем сохранять известную дистанцию в общении с ним, не правда ли? Не станем же мы лезть к нему в объятия, когда он показывает нам шильце или ножик? Но быть внутренне готовым не предъявить ему вексель на Страшном Суде – это очень важно. Ведь у каждого из нас есть должники, которые по внутренней непорядочности, бессовестности делают вид, что ничем нам не обязаны и никогда у нас не одалживались. Совесть – самый строгий судья. Вверим их собственной совести, отпустим внутренне, предоставляя Самому Господу вразумить тех, кто повернулся к нам тылом. Но внутреннюю свободу, на мой взгляд, иметь совершенно необходимо – внутренне примирившись с Господом, поблагодарив Создателя, что Он попустил эту неприятную ситуацию ради нашей пользы, для того чтобы нам простить наши грехи, избавить нас от каких-то пристрастий. В конце концов, не обеднеем: у Бога всего много, и людям великодушным Он всегда прибавит и умножит, если они искренне читают молитву «Отче наш»: «И остави нам долги наша, якоже мы оставляем, отпускаем должникам нашим. Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». (Продолжение в следующем номере)

Записала: Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс