Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (912) → Игумен Дамиан (Залетов): Праздник, которому 2000 лет

Игумен Дамиан (Залетов): Праздник, которому 2000 лет

№15 (912) / 11 апреля ‘17

Беседы с батюшкой

Тема нашей беседы никак не могла быть другой, чем праздник Светлой Пасхи. Сегодня мы постараемся обсудить ее с разных сторон. Интересно, что уже примерно 2000 лет этот праздник – самый значимый и, если можно так сказать, он не теряет своей актуальности. Почему?

– Действительно, праздник Пасхи, Воскресения Христова – это наше все. Поэтому говорить о нем можно так же бесконечно, как бесконечны глубина и значимость его. Я все-таки рассчитываю на вопросы телезрителей и тех, кто в интернете может с этим вопросом соприкоснуться, ведь говорить можно много – важно, чтобы темы были актуальны для наших телезрителей.

Праздник Воскресения Христова – самый главный наш праздник, «Праздников праздник и Торжество торжеств», как мы именуем его в богослужении. Не случайно он так называется, ведь это суть нашего спасения. Дело Христово осуществляется в восстановлении человеческой природы, ее преображении. Это произошло во Христе, благодаря Его страданиям, крестной смерти и Воскресению, а в дальнейшем – в Вознесении на Небо, это надо воспринимать без отрыва от Пасхи. Христос явил Себя людям как Спаситель именно через страдание и Воскресение. Благодаря этому мы снова сопричастны Богу, нам снова открыт доступ в Царствие Небесное.

Конечно, вся жизнь Христова ценна равнозначно. Без Рождества не может быть Человека, без рождения Человека не может быть становления, без каких-то событий Его жизни, какие мы тоже празднуем во Христе, – и Крещение, и Сретение, и многое другое. Но главное все-таки результат, все ради результата. Пасха Христова – результат служения Христа, спасения людей.

Ни в какое время человек не может быть равнодушным к тому, что ради него Бог сошел на землю, принес Себя в Жертву. Нет больше той любви, кто отдаст жизнь свою за ближних своих. Это правило явил Христос – не абстрактно, не теоретически, а самым практическим образом – отдал Себя ради каждого из нас и каждому из нас открыл дверь к Богу, доступ к Богу, в рай. Конечно, это великая надежда, великое упование для всех нас.

Другое дело, что мы должны воспользоваться этим теперь. Эту вторую часть вопроса, вторую сторону медали, мне кажется, люди часто забывают. Сама возможность спасения нам дана во Христе, в Его Воскресении: без Бога это было бы невозможно, без этой Жертвы. Эта надежда нас окрыляет, вдохновляет. Но, с другой стороны, не будем забывать, что надо реализовать эту надежду, эту возможность своей жизни. А реализовать ее можно лишь одним способом – пройти путем Христовым, идти за Христом, нести крест: пройти свою голгофу, если хотите. Земная жизнь становится осмысленной в Евангельском свете, после Христа. Человеческие же скорби и проблемы становятся не просто неприятностями и бессмысленным горем, а спасительным горьким лекарством, прекрасным делом нашей жизни для нашего спасения. Вот какую надежду, упование мы имеем в христианстве.

Ну а для того чтобы этим воспользоваться, человек должен все-таки проникнуться Христом, Евангелием и пойти вслед за Христом, неся свой крест. Это не общие слова.

Конечно, мы уже 2 000 лет их говорим, они становятся обыденными даже, но такие дни, как и страдания Христа, Пасха, и Его Воскресение освежают для нас эти идеи, опять придают им новизну и актуальность. Вот что драгоценно в такие праздники. Молясь в эти дни в храме, слушая многократно Евангелие о Христе, мы как бы обновляем в себе наши христианские идеи, мировоззрение, обновляем, углубляем, расширяем его – конечно, те, кто сопричастен этому. Понятно, что такие праздники и события имеют значение для нас прежде всего потому, что помогают обновить в себе образ христианина. В этом смысле мы каждую Пасху чувствуем новизну, свежесть служения Христа, Его подвига, Его Воскресения. Это нас вдохновляет – в нашем тяжелом, суетном мире это нас обновляет, настраивает идти дальше (тех, конечно, кто идет).

Братья и сестры, праздник Пасхи – самый лучший, самый глубокий повод вспомнить о Христе. Не просто думать, как-то обыденно размышлять, а по-настоящему, с чувством благодарности, ревности и усердия снова всмотреться в Христа, в Его Личность, Его глаза. И сделать еще шаг вперед.

Вопрос из социальной сети, задает Дмитрий: «Как провести Светлую Седмицу?».

– Хорошо поставлен практический вопрос, выделено понятие Светлой Пасхальной Седмицы. Праздник Пасхи – семидневный. Один праздник – семидневный. Один день – в семи днях.

7 – число полноты. Празднование всю неделю говорит о некоей полноте благодати спасения, данной человеку. Большего не было, не будет и просто невозможно. В числе 7 – полнота праздника. Дальше еще 40 дней попразднества и Вознесение. Число 40 – тоже указание на вечность, переход в Царствие Небесное. И количество дней праздника, конечно, придает ему солидность и величие. Столько дней в году – это значительная часть года – надо осмыслять Воскресение Христово. И это само по себе Евангельское число пребывания Господа на земле. Он тоже не просто так был здесь 40 дней – все не случайно у Господа, все глубоко, и все для людей.

Потому этот день – как один, и мы его должны праздновать как один с переживанием Воскресшего Господа. Лучшее переживание – конечно, в храме, за богослужением, за молитвой, за размышлением над Священным Писанием. Пост окончился, но можно только предупредить, что он должен оставить, как мы отмечали в прошлой передаче, некий духовный импульс. Не просто прекратили и забыли, увлеклись материальным. Нет, надо сохранить разумность, сдержанность, сохранить то, что мы должны были наработать в посте и в телесном вопросе.

Наш телезритель Денис из Беларуси интересуется: «Как не расслабиться духовно и телесно по прошествии поста?».

– Мы об этом говорили – как завершить Великий пост. Но само желание, сама постановка вопроса замечательные. Не расслабиться можно тогда, когда мы этого сами не хотим, когда нам, братья и сестры, не в тягость наша вера, наше благоговение, усердие, подвиг. Если у нас есть желание расслабиться, значит, мы должны себя проанализировать: а не в тягость ли мне было это? Ведь пост, наши труды – это не нагрузка, это необходимая нам потребность – как дыхание, еда, питье: это потребность для души. И если мы еще не почувствовали это как потребность, значит, нам надо поработать с нашей душой, с нашей верой. Если это будет потребностью, то темы расслабления просто не может стоять для нас. Как мы в жизни? Подышать – надо бы посвежее, покушать – посытнее, даже побольше у нас есть стремление в физическом смысле. Так же должно быть и в духовной жизни.

Мы часто путаем физическое и духовное: в телесном усердствуем, а в духовном нерадеем. А вот как раз в духовной жизни должна быть такая постановка вопроса: молиться побольше, поразнообразнее, читать Священное Писание с пониманием, с усердием, ежедневно. Храм посещать – хоть бы каждый день. Не всегда есть возможность, но в душе остается печаль неудовлетворенности, а не радость, мол, не пошли – и слава Богу. Такой настрой должен быть у верующего человека, естественный духовный настрой. Вспомним о Христе, Который ради нас был распят, пострадал, принес такую Жертву. По-моему, любое сердце должно как-то вострепетать, это передастся разуму, и здравомыслящий человек поймет, что тут нельзя расслабляться, надо приложить усилие.

Может быть, будет продолжением следующий вопрос, который нам задает Евгения из Санкт-Петербурга: – Старалась весь пост достойно встретить Светлую Пасху, постилась, посещала храм, исповедовалась. Но произошло много искушений, особенно в субботу перед Пасхальной службой, а в воскресенье ребенку даже «скорую» вызывали. На службе чувствовала усталость, и даже в лицах других людей это чувствовала. Не было той особой, очень долгожданной радости, а ведь еще два года назад, не знала даже, что такое Причастие, а, празднуя Пасху, в душе было светло и радостно, и, казалось, это все испытывали. Сейчас сижу и казню себя: наверное, Господь не принял ни моего поста, ни стараний. Недостойна была, значит. А можно ли еще успеть наверстать?

– Замечательно передан нам опыт духовной жизни, который, думаю, проходит каждый человек, независимо от того, сколько он в Церкви и каков его формальный статус...

Понимаете, то, что было раньше, когда мы чего-то не знали, только шли к этому, и то, что мы чувствовали в нашей душе – радость, легкость, – это был дар Божий, данный нам не заслуженно, а по милости Божией, чтобы мы поняли, чтό есть общение с Богом. Как это замечательно, правильно! Господь нам (еще незаслуженно) предоставляет такую возможность почувствовать это, чтобы мы не сомневались, что это есть. Дальше, естественно, надо прилагать свои усилия, ведь если нам что-то постоянно давать незаслуженно, это будет обесцениваться, потеряет значение и испортится – так скажем, потеряется. Так что понятно, почему было то, что было. Дальше надо расти, совершенствоваться.

Вопрос, что мы ставим целью? Собственно говоря, мы не ставим целью настроение. Настроение – это производная от встречи с Господом, встречи со Христом. Да, понятно, какое должно быть настроение от встречи с Богом – воодушевленное, радостное, духовное, возвышенное, светлое. Но это производные. А главное – это встреча с Господом. Это главная цель. Надо в целях не ошибаться. Не «почему плохое настроение на Пасху», а главная цель – встретиться с Богом. А как ты с Богом можешь встретиться, как мы идем к Пасхе? Мы идем через Страстную седмицу, через Голгофу, через страдание – к Воскресению. Вы описали свой случай – просто классика. Вам Господь дал самый четкий, понятный путь к Воскресению. Видимо, вы на это уже способны. Не пробежаться по храмам, везде свечки поставить, куличи освятить, платочек надеть – это все внешние вещи. Мы должны сопереживать, сострадать Господу, чтобы быть с ним.

Вспомните учеников. Да, есть те, кто разбежались, предали. Какое у них было настроение? Явно невеселое. А некоторые шли рядом с Ним, сопровождали Его на Голгофу, были на Голгофе. Понимаете, что они пережили? И потом удостоились встречи с Ним. Мы упомянули Марию Магдалину, других учеников, жен-мироносиц (их опыт особенно вас касается). Надо было пройти сначала с Господом через путь страданий. Как, спросите вы, пройти путь страданий? Поверьте, отстоять службу в храме – это только первый маленький шажок, и сейчас это не такая тягость, как это было по уставам Древней Церкви, когда богослужения длились всю ночь – тяжко было; сейчас это все достаточно гуманно, мягко, даже либерально. А вот то, что вы пережили, – это был предложенный путь страданий; только страдая, мы можем сострадать. Вам предложен замечательный, классический вариант быть со Христом.

Сама ситуация – не какая-то ошибочная, вредная, неполезная. Сама ситуация – классическая, чтобы вы действительно по-настоящему встретились со Христом. Может быть, чуть-чуть не сориентировались, разволновались, выбились из колеи. Не стоит смущаться. Очень хороший путь, просто вы вернитесь внутрь своего сердца: «Мне было трудно, а как было трудно Христу. Как я должна утешить… Значит, я была с Господом». Можем только вас поздравить, Христос Воскресе!

Вопрос телезрительницы: – Если мы приносим Благодатный Огонь из храма, как правильно им пользоваться? Мне привезли связку свечей из Иерусалима, но кончики у них уже обожжены святым Огнем. Как правильно, чем отличается то, что мы приносим из храмов (если это не Москва и не Санкт-Петербург, когда к нам 2 – 3 дня идет Благодатный Огонь)?

– Мы своей верой (прежде всего имеется в виду, что мы – не источник благодати и спасения) благодаря Христу освящаем весь мир. Как мы освящаем великую воду, агиасму, в день Крещения Господня, мы приносим ее в дом и освящаем весь мир, освящая источники воды. Освящаем многое другое в жизни – это правильно, освящаем самих себя. Все, что вокруг нас, освящается нашей верой. Наша цель – освящать этот мир во всей его полноте, во всех стихиях, он нуждается в восстановлении, в преображении, в воскресении от греха, от смерти греховной. Не только мы сами, весь мир за нами изменяется. Это относится ко всем стихиям. Колокола звонят – освящают воздух, воду освящаем, мы молимся, храм стоит на земле – она освящается. Это мы тоже чувствуем: молимся, кропим и так далее.

И даже огнь – важнейшая стихия в нашей жизни – освящается нашей молитвой и Церковью. Огнь сам по себе есть символ Бога. Господь говорит: Богъ нашъ огнь поядаяй [есть] (Евр. 12, 29). В Ветхом Завете Бог являлся в виде столпа огненного. Это замечательный символ. С другой стороны, мы освящаем эту стихию, которая тоже требует освящения, то есть восстановления правильного бытия: не чтобы огонь разрушал, разлагал, приносил вред, а чтобы был в сфере нашей христианской жизни. То есть такой богословский подход. А конкретно – мы освящаем; наверное, любая свечка, лампада в храме – это святой огонь: горящее в церкви все свято. Горящая лампада дома тоже свята.

Понятно, что, когда мы огонь зажигаем от единой молитвы, от источника богослужебной молитвы, это еще замечательнее. Поэтому есть традиция – от четвергового огня, который люди несут домой с чтения Двенадцати Евангелий Страстей Христовых, который освящен нашей молитвой, мы зажигаем дома лампады, свечки. Особенно у кого эти лампады горят долго – хотя бы чуть-чуть она погорела дома в день перед распятием... Кто-то, может быть, постоянно держит лампаду зажженной, если же нет – это тоже не страшно. Важны наша вера и продолжение нашей молитвы. Мы сами становимся источниками милости Божией – мы же христиане. Господь сказал: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Такое место из Евангелия от Иоанна.

Мы благодаря Христу становимся сами источниками благодати и милости Божией: Господь был прославлен страданием и Воскресением, и нам был дан такой дар. Поэтому пускай останутся эти свечки из Иерусалима или из храма. Когда есть нужда молитвы, какого-то духовного подъема – возжечь эту свечку из Иерусалима или из храма, если она постоянно не горит, для молитвы. Это же согревает, этот огнь через свечку связан с воспоминанием Христа, Его страданий, Святых мест. Разве это не огромный духовный потенциал для нас, нашего восприятия? Если у вас есть нужда, можно хранить эти свечки в святом углу, около икон. Взирая на них, вспоминать о Святых местах, о том, что Бог с нами – это выражено материально, это не абстракция, это «с нами Бог!», и будем же своей жизнью присутствие Бога в мире усугублять! Все начинается со свечки, с капельки, с огонька, а давайте разовьем это в присутствие Бога в мире, в наших сердцах. Вот цель. Начнем с малого – и перейдем к большему.

Телезрительница Елена задает вопрос: «Можно ли на Светлой Седмице смотреть кинофильмы?».

– Вопрос двусмысленный… Какие кинофильмы? Знаете, это отдельная тема – восприятие телевидения и киноиндустрии. Есть вещи, которые никогда не надо смотреть, ни в какую седмицу. Если речь идет о благочестивых фильмах, то какая-то излишняя тяга, думаю, тоже ни к чему. Мне кажется, Светлая Седмица должна быть настолько загружена нашей молитвой в храме и дома! Если есть время, сходите в храм, дома пропойте, прочитайте Пасхальный канон, зажгите свечки. Зачем нужны какие-то фильмы, развлечения – даже если они имеют положительное значение? Понятно, что постепенно меняется, хотя в Церкви всегда есть какая-то актуальная тема, но если есть потребность посмотреть благочестивый фильм, то можно посмотреть и после. Ну, может, исключением будет посмотреть фильм о Благодатном Огне, о праздновании Пасхи в Храме Христа Спасителя, в Иерусалиме – для церковного единства, для сознания… Но повторяю: чтобы это не было заменой молитвы.

Вопрос похож на тот, который задала Юлия, 17 лет: «Как справиться с унынием в эти великие дни, ведь так хочется порадоваться, а в жизни только скорби и печали?».

– Да, Юлия, это так. Такова жизнь, и другого не то что не будет – и не должно быть. Жизнь наша – это крестоношение. Воскресение Христа – это надежда, реальная надежда, стопроцентная реальность, данная нам, к которой мы должны прийти. Это не то, что «мы сейчас получим и будем в раю жить на земле – Христос Воскрес, и все проблемы решились». Нет. Христос Воскрес и дал нам возможность вечной радости, но не здесь – на земле: в нашей земной ограниченной жизни не может быть вечности. Поэтому в верующего человека это вселяет оптимизм, надежду на будущее, и в самую трудную минуту это великая опора – надежда на сопричастность Воскресению. И здесь мы это уже чувствуем, если стараемся приобщиться к Христу и к богослужению, молитве, Священному Писанию. Это с одной стороны.

С другой стороны, не надо воспринимать скорби и проблемы как бессмысленные или вредные вещи. Скорби, проблемы, болезни – это горькие лекарства. Нам обещано здоровье, мы можем на 100% быть уверенными в здоровье (назовем здоровьем Воскресение Христово), но для этого здоровья надо полечиться. А в лечении есть горькие лекарства. Если мы скажем: нет, будем только сладкое пить и вообще не будем никакими лекарствами пользоваться, то мы с вами отказываемся от возможности приобщиться к здоровью. А коль хочешь здоровья (и оно может быть, вот в чем радость!), то надо выпить и горькие лекарства. В этом смысле мы идем за Христом: как и Он шел – нельзя воскреснуть без распятия, без страдания. Христос сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Поэтому это путь спасительный.

Для утешения могу сказать только одно: действительно, подлинный путь спасения – через скорби и несчастья. Это должно вселять оптимизм. Да, это не отменяет трудность и тяжесть. Поверьте, каждый человек, кто старается жить по Христу, вас понимает. Желающие жить благочестиво будут всегда гонимы... Так что это действительно путь к спасению, и вы идете по этому пути верно. Но приложите усилия, терпение.

Вопрос телезрительницы Марины из Кемеровской области: – Я читала Псалтирь с православными христианами в церкви «Скоропослушница». И на меня пошли большие нападения. Я более 15 лет хожу в Церковь – и не попала на службу по своей болезни, поднялась высокая температура, я слегла. Сегодня только могла встать. Почему так получилось, ведь я соблюдала все посты?

– Голубушка, а Господь слег в Великую Субботу во гроб! Вам не кажется замечательной параллелью с вашей ситуацией? Может быть, в храм-то пойти для среднестатистических слабых христиан… А вам дана возможность прочувствовать со Христом Его страдания, Его погребение, если хотите. Вы как будто со Христом – не умерли, конечно, но, понимаете, есть чем воодушевиться. И сейчас воскресли, начинаете воскресать со Христом.

Боже мой, зачем только всю Пасху сводить к тому, что произойдет в храме? Пасха в сердце должна быть! Вам Господь дал этот опыт, не надо ни в ком искать виновных. Вам Господь дал возможность сострадать Ему и прочувствовать подлинное воскресение. Не отказывайтесь от этого! Не смущайтесь, не унывайте. Вы тоже человек. И апостолы отбежали, и мироносицы рыдали. Ну так давайте вместе с ними теперь воспрянем духом и скажем: «Господи, я с Тобою воскресаю». И все будет еще впереди – и храм, и молитва, и не надо бояться никаких нападений, надо идти в бой. Как Господь не испугался, сказал: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет! Христос Воскресе!

Записала: Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс