Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (912) → Протоиерей Михаил Васильев: О вере, Пасхе и любви

Протоиерей Михаил Васильев: О вере, Пасхе и любви

№15 (912) / 11 апреля ‘17

Беседы с батюшкой

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе! Сегодня мы продолжаем беседовать о Распятом и Воскресшем, о вере в Него и спасении через Него. Батюшка, первый вопрос: что есть вера? Вопрос мой не абстрактен: совершенно недавно я натолкнулся на результаты социологических исследований, которые гласят, что в Европе половина верующих христиан не верят в Воскресение Христа. Возникает вопрос: а во что они, и мы в том числе, тогда верим, если не существует Воскресения?

– Классическое определение веры, наиболее близкое мне: вера – это уверенность в вещах невидимых. То есть когда вера у человека имеет конкретную форму доверия к конкретной религиозной конфессии, конкретной религии, к которой он себя причисляет и с требованиями которой соотносит свою повседневную жизнь. Можно, безусловно, это понятие расширить, сделать его принципом построенных на доверии отношений с кем угодно, начиная от президента, заканчивая собственной женой. Но мне все-таки ближе более частное и более важное для нас, христиан, определение веры – как доверия Богу.

В нашем случае совершенно ясно, что доверие подразумевает и послушание, и терпение, и способность делать не так, как легче или как тебе хочется, а как правильно, или, по-славянски, – как праведно пред Богом. Наверно именно поэтому мы и соблюдали закончившийся Великий пост, почитая это время как праздник. И для каждого христианина (и того, кто похудел Великим постом, и кто, как и я, этого не сподобился по причине наличия углеводов во многих продуктах) очевидно, что время поста – это время духовной радости. Но при этом православные люди должны научиться не только радоваться духовно, но и осмысленно задумываться, что же такое наша вера и к чему она нас обязывает.

В вашем вопросе сквозит примерно такая же статистика, как, судя по «Интерфаксу-Религии», и в России. То есть в Европе, в России, в других христианских странах мы видим совершенно очевидное большинство людей, которые по церковным канонам и Римско-Католической Церкви, и Православной Церкви вообще не могут называться христианами, если они не верят в Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа и в последующее воскрешение душ усопших, которое означает переход в жизнь вечную. Без этой веры, как говорил апостол Павел, без веры в то, что Христос Воскрес в теле, конечно, называть себя христианином – это максимум этнокультурный контекст, в котором человек вырос, но не христианство само по себе. Сейчас такое время, когда многие утратили христианские корни.

Почему же тогда этих людей в момент Причащения Святых Христовых Таин не попаляет Божественный Огонь?

– Я не могу говорить о процентном отношении людей попаленных, или, как вы говорите, непопаленных Божественным Огнем. Я только знаю, как христианин, что неизреченной тайной является милосердие и долготерпение Божие. И знаю Евангельскую притчу, когда вместе до жатвы пребывают и сорняки, и пшеница. И в этом смысле, мне кажется, нет границ: Испания это, Италия, Россия, Украина. Здесь абсолютно все в одной лодке. Те же соблазны века сего, те же самые, к сожалению, расхристанные на протяжении уже нескольких поколений прихожане, которые с очень большим трудом собирают себя и до сих пор в большинстве своем не знают, как собрать собственных деток, а тем более внуков.

Отец Михаил, а как практически ощутить присутствие Бога в личной, персональной жизни, Его участие в ней, то, что Он слышит меня, мою молитву?

– Во-первых, можно пощупать у себя пульс, и понять, что ты жив. Если ты жив, значит, Господь еще тебя терпит, от тебя не отвернулся и больше того – на тебя очень сильно надеется. Если ты заметишь, что твой физический облик несколько трансформируется, и ты видишь на фотографиях себя поменьше, помоложе, а сейчас постарее, то это означает, что идет некий процесс – процесс приближения к тому Суду, который только для грешника называется Страшным. На этом Суде Господь Бог действительно спросит с нас за все те поступки, которые мы совершили. Если ты видишь процесс и осознаешь, к чему все движется, то надо встать с дивана, выключить телевизор и потрудиться над тем, чтобы не было на том Суде тебе грустно. И скрежет зубов грешников в аду – от бессилия, от невозможности что-либо изменить или кого-либо обвинить, – это, прежде всего, бесцельно проведенное время земной жизни. Еще раз говорю, без апокалиптических настроений, мои дорогие, у нас сейчас Светлая Пасха. Задавайте вопросы позитивнее.

Вопрос телезрительницы из Сергиева Посада: – Христос Воскресе! Как правильно готовиться к Святому Причастию на Светлой Седмице?

– Матушка, современная практика рекомендует нам делать это таким образом. На Светлой Седмице не читаются Покаянный канон, каноны ангелу-хранителю, Пресвятой Богородице, которые мы вычитываем перед Причастием. Читаются канон ко Причащению, Часы Пасхи, которые заменяют на Светлой Седмице утренние и вечерние молитвы, и сами молитвы ко святому Причащению. Дисциплина поста в современной московской практике и во многих городах и весях нашей страны такова, что люди сохраняют накануне Причастия супружеское воздержание, если они в браке, и накануне не вкушают мясные продукты. Все остальное не возбраняется. Те же самые освященные пасхальные яички, я думаю, не будет грехом потреблять в дни Светлой Седмицы. Спаси Вас Господь!

Существует мнение, что религия – это некая система ограничений, влияющих или даже забирающих радости земной жизни.

– Корень «religare» – это, скорее, не ограничение, а «отделение», или «выделение». Это сознательный выбор человека между тем, что ему воспомоществует приближаться к вечности, и тем, что мешает ему сделать вечность блаженной. Поэтому человек отделяет, отсекает все то, что мы именуем грехом, если он христианин, и сознательно прилепляется к добродетелям, стремится общаться с теми, в ком эти добродетели уже видимы и значимы. «С кем поведешься – так тебе и надо», как известно. Если ты хочешь, чтобы у тебя по милости Божией было все-таки движение не «от», а «к», в этом случае надо обязательно помнить слова царя Давида: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе». Поэтому не все равно, с кем разговляться на Святую Пасху, выпивать разрешаемую по Уставу чашу вина и соответственно после этого дискутировать. Не нужно сводить все в эти Пасхальные дни к богословским дискуссиям на кухне, а надо стараться делать больше добрых дел: взять и отнести свой куличик соседке, которая не смогла сходить в церковь, или взять яичко и подарить солдатику или дворнику-киргизу во дворе и сказать ему: «Христос Воскресе!». Представьте себе, если этот самый киргиз, который метет ваш двор, вам ответит: «Воистину Воскресе!» или: «Вам того же». И в том, и в другом случае, я думаю, будет польза.

Вопрос телезрителя из Мытищ: – Христос Воскресе! У меня вопрос: как узнали, что Иисус Христос действительно Воскрес? И как это отображено в Библии?

– Начните с самого простого – прочитайте Евангелие. Возьмите самый простой из Евангельских текстов – Евангелие от Марка, он был написан в свое время для римских тинейджеров и многим без ссылок на ветхозаветные тексты будет понятен. Если подробнее, то стоит почитать кого-то из относительно современных церковных популяризаторов. Можно почитать замечательные труды Владыки Антония, митрополита Сурожского, прикоснуться к прекрасным трудам отца Александра Шмемана, там очень подробно это расписывается. Вы просто потрудитесь прийти в большой церковный магазин в Москве или в интернете зайти на сайт www.pravoslavie.ru, набрать в поисковике «Воскресение Христа» и посмотреть, что там высветится. Выберете и почитайте – это не займет много времени и не съест много ваших денег.

Телезритель: – Батюшка, но все-таки – в двух словах. Никто же не видел Воскресения...

– Дело в том, что мы можем говорить о физических свидетельствах Воскресения, которые известны и сохранились в Церкви. Например, Туринская плащаница – это прежде всего не погребальный саван, а ткань, которая стала свидетелем Воскресения, которая была не развернута с Пречистого Тела Спасителя, а через которую Он вышел, Воскреснув, и это физически изменило структуру самой ткани. Можно говорить о свидетельствах, которые были совершенно очевидны для римских стражников, легионеров. Как известно, за то, что заснешь на посту, по римским дисциплинарным уставам, подлежал смертной казни весь караул, состоявший из 12–16 человек. И если засыпал на посту один, то смертная казнь с конфискацией имущества (подчеркиваю), по римскому праву, была по отношению ко всему караулу. Естественно, что каждый следил за другим, чтобы не заснули. Та четверка воинов, которая заснула, безусловно, обрекала всех на погибель. И если бы это действительно было так, то мера наказания была бы самая серьезная.

Мы можем говорить о многих свидетелях Воскресения Христа Спасителя, которые были явлены, – святых апостолах, равноапостольной Марии Магдалине, Марии Клеоповой, женах-мироносицах. Очевидно, что для них этот вопрос был неоспорим. Но еще раз скажу, что вера подразумевает степень нашего личного доверия. Если вы не имеете этой степени, то можете дерзновенно обратиться к Богу, попросить, чтобы Господь Себя вам явил: «Господи, помоги моему неверию! Помоги мне уврачевать эту рану в моей душе. Господи, яви Себя мне, помоги мне действительно осмысленно, осознанно уверовать в Тебя». И дальше – ждите, Господь не оставит.

Телезритель: – То есть, словами современного человека: «Господи, если Ты есть»...

– Не «если Ты есть» – это подразумевается. Речь идет о святоотеческих текстах. Маловерие – грех, с которым мы встречаемся и сами, как немощные люди, и в своих прихожанах, приходящих на таинство Покаяния регулярно. Это обычное искушение. Бывает, на человека накатывает грустинка, бывает – веселинка, бывает, человек начинает сомневаться даже в том, что любит свою жену или мужа, а бывает, когда для него совершенно очевидно, что это самый близкий человек на земле. Так же и в отношениях с Богом: не бывает ровности, к сожалению, всегда некая синусоида. И в этом смысле надо просто отдавать себе отчет, что мы не биороботы, мы – люди, имеющие свободу выбора между добром и злом, свободу воли, и если мы от этого откажемся, то обретем постоянство, но потеряем Божественную свободу, и тогда не сможем стяжать любовь. И только в этом духовном «коктейле» можно обрести ту ровность, которая характеризует в отличие от экзальтированных сект православного человека, это то, что качественно отличает нас от лжевер, от иновер. И именно поэтому мы должны это ценить как величайшую ценность.

Вопрос телезрителя из Ярославской области: – Христос Воскресе! В ранние периоды христианства по молитвам святых Господь являл всякие чудесные явления для утверждения веры. А сейчас время вроде такое трудное и маловерия очень много, почему мы не видим таких чудесных явлений для утверждения нашей веры?

– Ваш вопрос, по-моему, у любого человека, который ходит в храм Божий, наверное, вызовет улыбку. Мы каждый день сталкиваемся с чудом. Вот сегодня утром я и еще семь моих коллег, военных священников, сподобились увидеть чудо: два полка ВДВ поисповедовались и причастились Святых Христовых Таин, из них 80%, наверное, впервые в жизни. Ваш уважаемый ведущий Михаил был свидетелем и участником этой Божественной литургии. Разве это не чудо? У нас нет почти ничего, а сотни, тысячи православных людей в военной форме, многие из которых прошли «горячие точки», регулярно выходят из нормально работающего самолета с парашютом за спиной, рискуют жизнью, при этом не получая за это сколь-нибудь значимых материальных средств, во славу Божию и во славу нашего Отечества готовятся сейчас к Параду Победы, чтобы показать нашим, к сожалению, уже немногочисленным ветеранам, ту славу, которую на своих погонах носят наши современные солдаты и офицеры, которая известна во всем мире, поскольку мы имеем армию, которая действительно ходила всегда на войну не убивать, а умирать. Мы практически не вели захватнические войны, и большинство народов вошли в состав нашего Отечества добровольно, как те же самые грузины или украинцы. И именно поэтому Ермак и 300 казаков могли захватить (условно) огромное Сибирское ханство, где были сотни тысяч жителей. И именно поэтому добровольно вошли в состав России многие народы: калмыки, которые для этого пешочком и на лошадках пришли из Внутренней Монголии, или корейцы, сотнями тысяч бежавшие от японских оккупантов именно в Россию, в Российскую империю, и здесь нашедшие свою вторую родину. И таких примеров великое множество.

Так вот, чудеса происходят постоянно. Но эти чудеса, еще раз повторю, всегда нравственно ориентированы не на массовку телевизионную, а лично на того человека (они очень адресны), который именно этим чудом укрепится в вере, избавится от уныния, обретет надежду. И Господь эти чудеса совершает. А мы, свидетели, в основном предпочитаем об этом помалкивать, чтобы не соблазниться самим и не соблазнить кого-либо.

Сам факт, что наша Церковь за последние 20 лет возродилась из совсем малозначимого сообщества престарелых людей в полноценную, очень значимую в нашем Отечестве, самую, пожалуй, уважаемую и почитаемую духовную силу! Мы видим, что это происходит, несмотря на то, что в Церкви те же проблемы, что и в обществе. Многие батюшки, к сожалению, как и чиновники, как и коммерсанты, за деньги, а не за Родину. Проблема та же самая, поскольку священники берутся из общества, отнюдь не с Марса в герметичной упаковке. Несмотря на все эти немощи, находится достаточное количество людей, чтобы возрождать разрушенные монастыри, принимая иноческий равноангельный образ. Или, например, создавать совершенно некоммерческое, по своей сути, православное телевидение (таковых каналов уже несколько). Мне кажется, что это вообще чудо, поскольку произошло это всего за 20 лет.

Вот я, не имея никаких средств, возрождаю большой храм в Москве на улице Матросская Тишина, дом 9, в Сокольниках. У нас нет денег, но мы возрождаем его, и Господь посылает добрых людей. Буквально на праздник Благовещения освятили новую воссозданную 32-метровую колокольню нашего Благовещенского храма. Притом, если посмотреть рационально, мы бы ее лет 50 восстанавливали. А Господь управляет, устрояет. Приходите, посмотрите, потрогайте кирпичи – все настоящее и красивое. Спаси Христос!

Вопрос телезрительницы из Челябинской области: – Христос Воскресе! Я смотрела американский фильм «Евангелие от Иоанна». Мне непонятно, там Христос слишком веселый, какие-то чудеса показывают. И Божия Матерь такая счастливая... Может быть, мне так показалось? Я не знаю, как к этому относиться. Может, у нас разное отношение с американцами?

– Вы отчасти правы. Несомненно, что духовная культура в нашем Отечестве подразумевает значительно более серьезное, даже, если хотите, интимное отношение к внутреннему миру человека, в частности к вере. И многие наши храмы насчитывают лет больше, чем само американское государство. У нас даже казарме при штабе ВДВ больше лет, чем американскому государству. И ничего, там служат наши военнослужащие. Поэтому в этом смысле ориентироваться на ширпотреб примерно то же самое, что каждый день кушать лапшу «доширак» – от этого обязательно произойдет какой-нибудь заворот кишок, не дай Бог. И в этом смысле духовный заворот мозгов произойдет, если смотреть низкосортную продукцию американских кинематографистов, у которых «ничего личного»: они просто зарабатывают на популярных темах деньги. Поэтому относиться к игре актеров как к Священному Писанию, было бы, на мой взгляд, по крайней мере глупо.

Что же касается трудов на этом поприще, я не занимаюсь рекламой, но, работая с невоцерковленными категориями, прежде всего, с военнослужащими, с солдатами, скажу, что фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», безусловно, вызывает очень большое внимание, очень необычна сама форма подачи материала. Мне кажется, что человеку, который не ходит в храм Божий, надо обязательно его посмотреть. Если же ты ходишь в храм Божий, уже уверовал, то нет смысла его смотреть: будут некие штампы, некие образы, которые потом просто будут мешать молиться.

Батюшка, а как развить в себе религиозное чувство? Любовь к Богу?

– Не надо его развивать в себе. Развивать надо бицепсы, мышцы пресса. А религиозное чувство, как и любовь к другому человеку, развивается не какими-то механическими ухищрениями, а сознательной работой над исправлением собственного сердца, собственной жизни. Ты делай больше добрых дел, добрее относись к людям – добро же и кошке приятно, как известно. И Господь, видящий твои добрые дела, безусловно, призрит на твои труды и будет тебе помогать в устроении праведности в твоей жизни. И, я уверен, никакое доброе дело не остается без воздаяния. Очень многие люди, видя доброе сердце живущего рядом человека, к нему располагаются, в свою очередь, отвечают ему взаимным добром и уважением, и складываются особые, очень трогательные отношения между верующим воцерковленным человеком и, например, всеми людьми подъезда, где он живет. Очень многие спрашивают у него что-то, поздравляют с праздниками, хотя сами в храм не ходят.

Постоянно мы сталкиваемся с тем, что малознакомые или совсем незнакомые люди пытаются что-то сделать, помочь, услужить. Почти в каждый храм перед большими праздниками, в том числе и в наш, приходят прихожане или просто «захожане» и говорят: «Знаете, мы тут принесли вам из нашего хозяйственного магазина упаковку туалетной бумаги, чистящее средство «Пемолюкс...» – таким образом проявляют любовь к Воскресшему Спасителю. Эти мелочи свидетельствуют о внутреннем благочестии, о том, что, как говорил Тертуллиан, душа каждого человека по природе своей – христианка. Это действительно очень видно.

Очень многие мусульмане, замечательные мои друзья с Северного Кавказа, Юнус-Бек Евкуров – замечательный, воистину русский офицер, десантник, сейчас уже генерал, Герой России, мужественный и смелый человек, которого я имею честь много лет знать, тоже поздравляет меня с праздниками, как и заслуженные и еще не очень заслуженные офицеры, настоящие россияне, ребята из Дагестана. Есть замечательные представители исламского духовенства, которые поздравляют меня со всеми праздниками, и я им за это очень благодарен. Сам, грешен, не поздравляю, не отслеживаю религиозные исламские праздники. А они поздравляют с праздниками и показывают уважение к нашей культуре, традиции, постоянно задают очень умные и тонкие вопросы, и мне очень приятно иногда с ними пить кофе.

Что же, можно быть нравственным человеком, но не верующим?

– Безусловно, христианство не узурпирует нравственность как таковую. Другой вопрос, что сама по себе нравственность недостаточна, чтобы человек вошел в Царствие Небесное. Это важная, необходимая, но не единственная составляющая понятия «христианин». Но безнравственный человек не может называться христианином. С другой стороны, еще раз повторюсь, мы с вами живем в постсоветском обществе, которое, несмотря на выхолощенную идею Бога, тем не менее, на протяжении нескольких поколений воспитывало в людях порядочность, основываясь, в общем, на Евангельских принципах и добродетелях. Посмотрите, самое христианское в мире кино – это советские фильмы (не все, конечно, но в очень значительном большинстве): самопожертвование, на первом месте – общественное, на втором – личное, воспитание доброго и вечного почти в каждом фильме или мультфильме.

Отец Михаил, я благодарю Вас за добрую, научительную беседу. Благословите наших телезрителей.

– Бог вас, мои дорогие, благословит! Христос Воскресе!

Записала: Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс