Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (910) → Диакон Павел Сержантов: Восемь врагов, которых человеку надо победить

Диакон Павел Сержантов: Восемь врагов, которых человеку надо победить

№13 (910) / 1 апреля ‘17

Догматическое богословие

Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №12 (909) 2017

– Мы с кандидатом философских наук диаконом Павлом Сержантовым приступили к знакомству с еще одной темой церковной догматики – «Учение о благодати». Но, прежде чем ее раскрыть, отец Павел обратил наше внимание на связь догматики с аскетикой: науки об основных христианских вероучительных истинах и о духовных упражнениях связаных между собой неразрывно. И особенно близок к аскетике такой раздел догматики, как учение о спасении, поскольку все духовные упражнения христианину нужны, чтобы на практике осуществлять свое спасение: наша вера и наши дела не могут быть в отрыве друг от друга. И потому отец Павел предложил для рассмотрения сегодняшней темы взять на вооружение аскетику, чтобы лучше понять учение Церкви о благодати. Он напомнил, что на пути спасения человеку приходится восходить вверх по духовной лестнице, у которой есть определенные аскетические ступени. И на каждой этой ступени христианин должен действовать определенным образом и иметь соответствующее духовное устроение.

Первая ступень – это покаяние. Если на нее не взойти, то все последующие окажутся недоступны, поскольку без перемены ума не изменится жизнь человека. Об этом мы тоже говорили, поэтому начнем уже со второй ступени. Ее в аскетике называют борьбой со страстями, и человек, восходящий на этот уровень, учится не только не грешить, но и устранять в себе причины греха.

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г.Москва: – Учение о страстях развивается не только в Православии – в древнегреческой мысли оно тоже было. Страсти понимаются как силы, которые человека разрушают, мешают человеку состояться. В данном случае, на общем уровне, эта древнегреческая интуиция верна: она состоит в том, что страсти человеку мешают. Если удастся побороть эти страсти, то человек становится бесстрастным и тем самым он становится счастливым, мудрым. Это полнота самореализации.

Мы с вами увидим, что в православной традиции, когда мы говорим о ступенях духовного восхождения, есть ступень борьбы со страстями и есть очень высокая ступень пристрастия. Дальше мы будем заполнять то, что тут в промежутке. Длинный путь до ступени бесстрастия, – но при этом в античной традиции представление о страстях свое, в Православии свое; в античной традиции представление о бесстрастии, о том, кто такой бесстрастный человек свое, в Православии свое. Они отличаются принципиально. И очень важно, что отличается этот большой путь от ступени борьбы со страстями до ступени бесстрастия – на уровне слов, на уровне некоторых интуиций сходства есть, но есть и различия. Мы не должны его упустить, потому что оно имеет принципиальный характер.

Это тут же выплывает как только мы себя спросим, что же это за страсти, с которыми приходится бороться человеку? И здесь ответ у античных философов, у стоиков будет один, у православных подвижников другой. У православных подвижников наиболее известный ответ, классический – это представление о восьми страстях (наверное, многие с ним сталкивались). Восемь основных страстей, восемь врагов, которых человеку надо победить – чревоугодие, блуд, гнев, печаль, уныние, сребролюбие, тщеславие, гордость.

Как вы думаете, борьба против восьми страстей – это дело легкое? Это дело быстрое? Это целая большая история. Человеку приходится открывать вот эту войну и выдерживать ее, и бороться не только со своими пороками, но еще и с теми силами, которые паразитируют на страстях. Это прежде всего силы бесовские. В нашей традиции есть такой афоризм, что бес присидит страсти – он пристраивается к страсти, чтобы человеком манипулировать, чтобы человек был его раб – человек может быть или раб Божий, т.е. свободный от страстей, либо может быть раб страсти. Борьба со страстями – это целая большая война, у которой есть свои стратегия, тактические ходы, целое большое воинское искусство. Большая часть нашей аскетической литературы посвящена именно борьбе со страстями.

Вопрос такой. Восемь страстей, мы можем их перечислить – это все страсти, с которыми нам приходится иметь дело? Нет, конечно. Тут все-таки еще конечно добавится. У человека может быть какая-то характерная для него страсть, какой-то приголубленный им грех, который он постоянно совершает и от которого никак отвязаться не может. Может быть, об этом в книжках не написано, у человека есть такая вот его «личная творческая находка», проблема – и человеку придется с этой проблемой иметь дело. Среди этих восьми страстей нет того, что явно напрашивается сейчас по нашей жизни на то, чтобы тоже назвать страстью. Например, наркомания страсть? Страсть. Алкоголизм страсть? Страсть. Игромания? Страсть. А тут как бы этого нет. Страсти – это разные формы болезненной зависимости, которая разрушает человека, не дает человеку состояться, отгораживает его от Бога, разрушает изнутри.

Человеку удается очищать свою душу от грехов благодатью Божией, бороться со страстями с помощью Божией… Вопрос такой: своими силами человек может победить страсть? Нет. Только если Господь поможет. Но Господь в этом помогает. И поэтому даже люди, которые погрязли в какой-то страсти – давно она у них и никак не искореняется, – все равно могут с Божией помощью эту страсть преодолеть.

Если человек преодолевает страсти, которые за его годы жизни нажиты, и они в борьбе с ним ослабевают (накал страстей, противоборство страстей ослабевает в человеке), то человек движется дальше – он совершает огромный шаг по пути духовного восхождения: поднимается на следующую ступень и в борьбе со страстями получает дар, который обозначается в нашей аскетической литературе как дар смиренномудрия. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс