Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №12 (909) 2017
– Важно обратить внимание, хвалите ли вы ребенка в жизни, интересно ли ему узнавать то, что есть в реальности, а не в каком-то виртуальном пространстве? Есть ли то, что его удивляет в нашей жизни, а не в компьютерной? И если вы, как семья, увидели, что этот момент упущен, то нужно его восстанавливать.
Юлия Александровна, конечно, мы говорим сейчас о подростковом возрасте. Но я знаю несколько примеров, когда люди более взрослого возраста, которым уже далеко за 30 и 40 лет, имеют детей, семьи и играют в различные видеоигры, компьютерные игры по ночам. Вместо свободного времяпрепровождения по субботам и воскресеньям где-то с семьей, они сидят днем за компьютерами. 30 лет назад еще не было компьютеров, – откуда у них появилась такая привычка? Предрасположенность есть не только у детей?
– Вообще эту ситуацию современные специалисты сейчас начинают сравнивать с советским периодом, когда население было самое читающее. И вот так же, как сейчас все сидят в метро, в транспорте «в телефонах», раньше люди сидели с газетами и книгами. И никто ведь не говорил: вы ведете себя неправильно...
Вы оторваны от общества, вы ни с кем не общаетесь.
– …что у вас дома, например, тысячи книг, тысячная библиотека. Зачитывались фантастикой, детективами, зачитывались какой-то нереальностью. И никто не обвинял людей, что они «уходят», что они зависимы от книг. «Мы читали, мы молодцы...» Вот здесь есть некая аналогия и есть некая связь с тем, что все-таки этому человеку важно отключиться. Наша современная действительность непростая, в ней очень высокий темп и множество задач, и хочется уйти от этого не закрыв глаза, а в каком-то немножко другом ключе и формате. И вот с теми взрослыми, которые играют в «танчики» (есть у меня такие клиенты, которые обращаются, спрашивают, что делать), мы легко заменяем игру на чтение книг.
То есть это зависимость, которую можно поменять на более конструктивную вещь, было бы желание.
– Абсолютно верно. И когда человек начинает действительно находить больше плюсов в том, что описано в книге, он начинает понимать, что сейчас, читая, он видит ту картину, которую передал ему автор, то, что чувствует он, здесь более вариативный ряд того, что ты можешь представить, чем то, что тебе дает компьютерная игра. Единственное, чего человек лишен – это власти. То есть он вынужден принять реальность, которая есть в книге, не меняя ее. Но мы учимся со своими клиентами и представлять: «А если бы ты был автором этого произведения, как бы ты его изменил? Давай обсудим, давай поменяй».
И когда не было компьютеров, люди, собственно, так себя и развлекали: ты прочитал книгу, я прочитала книгу, мы ее обсудили, потом сказали: «Слушай, какой ужасный конец. А если бы у нас была возможность изменить? Я бы вот так... А ты бы вот так...» Собственно говоря, это наша с тобой виртуальная игра, только она более полезна: мы общаемся, мы пополняем свой словарный запас, мы принимаем друг от друга какую-то информацию и учимся чему-то, и так далее.
Сейчас это немножко другой контекст. Поэтому я не склонна это запрещать, на это есть причина, а нужно найти тот путь, который был бы более полезен человеку или более разнообразен: сегодня – игра в «танчики», а завтра – читаем книгу и обсуждаем.
В общем, не надо торопиться осуждать и ставить крест на человеке?
– Абсолютно верно.
Юлия Александровна, поговорим о формах проявления компьютерной зависимости и как с ними поступать: как вести себя родителям с детьми, когда они не могут на них повлиять, или могут, но не знают, как им это сделать?
– Вообще очень часто, если мы говорим уже о зависимости, она сопровождается очень серьезной, очень ярко выраженной агрессией ребенка. И родителей в большинстве случаев беспокоит именно вопрос, как правильно реагировать на агрессию, чтобы она не вышла за какую-то запредельную, аффективную форму, когда ни ребенок, ни взрослый уже не осознает своих действий, ведет себя импульсивно и эмоционально, а потом об этом сожалеет. И второй момент: как сделать, чтобы эта агрессия купировала поведение ребенка и не позволяла ему вести себя более агрессивно, чем взрослые? Это вопросы телезрителей.
А мне бы хотелось немножко вернуться к моменту, когда мы еще не получили этой агрессии. Я думаю, что ребенок в 12–13 лет все-таки уже родителю более понятен, и они воспитали до этого времени, наблюдая, к какому типу ребенок относится: либо импульсивному, эмоциональному, либо более спокойному, уравновешенному. И здесь вопрос, как предвосхитить, не допустить эту агрессию, не допустить реакцию борьбы за сидение за компьютером, за игру.
Очень часто родители сами выступают провокаторами этой агрессии. Например, позвонившая мама сказала, что, когда она приходит с работы, первое, что она делает, – сразу забегает в комнату и говорит: «Ага, ты опять у компьютера!» Дальше ребенок начинает скидывать все со стола, говорит: «Что ты на меня кричишь?» И тут возникает очень явный конфликт и борьба, и каждый раз эта ситуация заканчивается ничем: победителей нет, каждый чувствует, что правда осталась на его стороне. Единственное, что удовлетворяет маму, что после вот такой истерики и крика ребенок приходит на кухню, кидает на стол тетради и демонстрирует, что уроки выучены, то есть: «Можешь себе поставить галочку – все выучено, несмотря на то, что я сижу у компьютера». И мама говорит: «Это меня немножко тешит и греет, но как сделать так, чтобы ребенок не проводил время за компьютером?»
Чтобы и делал уроки, и не сидел за компьютером.
– Да, получается, что мы вообще не видим того, что кроме компьютера может быть что-то интересно. Взрослый в этой ситуации показывает то, что с ним невозможно быть каким-то заинтересованным. То есть залетающая в комнату мама, которая сразу начинает с крика, явно не вызывает у ребенка желания уйти от компьютера и пообщаться с ней.
В этой ситуации, когда мы с мамой обсудили, общается она вообще с ребенком или нет, мама говорит: «Я на нее (это дочь) вообще обижена, и сказала, что, так как она слишком много времени проводит за компьютером, я с ней общаться не буду». Тогда мы назвали вещи своими именами: что маме удобно занять такую позицию, и она в принципе удовлетворена тем, что уроки сделаны (ребенок учится не на пятерки, но учится, сдает предметы), и общаться маме с дочерью самой неинтересно и самой удобно удерживать ее только на уровне академической успеваемости, не вникая глубоко в ее личную жизнь. А все-таки это девочка, которая интересуется взрослой женской жизнью. Наверняка она даже в этом компьютере ищет ответы на вопросы, которые могла бы задать маме. И, обсуждая этот случай, мы пришли к мнению, что маме есть смысл спросить: «А что ты смотришь в компьютере? А давай я тебе расскажу», «Чем ты интересуешься? Давай я поделюсь своим опытом», и заменить часть информации, которую дает компьютер, на свободное общение с ней. (Продолжение в следующем номере)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/soyuz-onlayn-chetvert-chasa-efir-ot-30-iyunya-2016g;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/soyuz-onlayn-chetvert-chasa-efir-ot-1-iyulya-2016g
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.