Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (909) → Протоиерей Максим Миняйло: Столетие обретения иконы «Державная», почитание Царской Семьи и уроки минувшего века

Протоиерей Максим Миняйло: Столетие обретения иконы «Державная», почитание Царской Семьи и уроки минувшего века

№12 (909) / 21 марта ‘17

Беседы с батюшкой

Отец Максим, 15 марта (по новому стилю) 1917 года в селе Коломенском близ Москвы была чудесным образом явлена икона Божией Матери «Державная», и в этом году мы вспоминаем чудотворное явление этого святого образа. Расскажите об этой иконе, почему она является такой символичной для нашего Отечества.

– Для нас это очень страшная и знаменательная дата. На следующей неделе мы будем вспоминать этот день, когда сокрушилась наша империя, наше государство, которое строили наши предки более чем тысячу лет на основе Православной веры. Был отстранен от власти Государь-Император Николай Александрович, совершился государственный переворот, и как сказал Святейший Патриарх, «совершилось преступление». Февральская революция есть величайшее преступление против нашего народа.

Однако же в этом дне мы черпаем надежду, ибо явление Богородицы, Которая держит символы царской власти, как раз совершилось в этот день. Поэтому у нас есть упование на то, что Богородица не оставляет наш народ. И хотя мы и потеряли ту державу, но как говорит святитель Николай (Велимирович) в своей книге, для того и дана была держава, чтобы было что отдать в этой борьбе, чтобы сохранилась душа народа. Душа народа есть Церковь. Как раз явление святой иконы Божией Матери свидетельствует о том, что Богородица не отступает от нас; несмотря на все ужасы, наши прегрешения, наши преступления, Она призывает нас к покаянию и обещает нам помощь, защиту и Свой покров.

Интересно еще, что 23 февраля по старому стилю (это как раз 8 марта по новому) считается датой начала февральской революции 1917 года.

– Да, в этот день совершилась манифестация, демонстрация в Петрограде, она и явилась одним из толчков, началом тех волнений, которые привели к развалу государства. Еще, кстати, будет не худо нам вспомнить, что в этот праздник мы вспоминаем в том числе и обретение главы Иоанна Крестителя. Мы помним о том, к чему приводит безудержное веселье; мы вспоминаем святого пророка, который нас призывает к покаянию. Мы вспоминаем и Ирода, который прославился тяжелейшим преступлением. Поэтому все-таки эти дни призывают нас не просто к какой-то земной, телесной, душевной радости, а к духовному осмыслению, к исправлению.

Год 2017-й посвящен урокам столетия. Этой теме были посвящены и прошедшие в январе Международные Рождественские образовательные чтения. Какими уроками для нас важен тот период нашей истории?

– Конечно, многими. Я бы хотел обратить внимание, что недавно состоялась пресс-конференция Всемирного русского народного собора. Это было очень интересное явление, были высказаны различные идеи о том, чему должна нас научить история нашего Отечества. Безусловно, мы имеем до сих пор плоды той революции, которая совершилась в результате невиданного предательства в нашей истории. Стремление построить утопичное государство, отстранение законного самодержца, который был помазан на царство, оскудение веры – все это привело к развалу нашей державы. Об этом нас предупреждали и святые отцы. Иоанн Кронштадтский говорил еще в начале века, что как огромный колосс наша империя стоит, но на глиняных ногах шатается, ибо через грех нашего народа и беззакония она может разрушиться. Что и случилось.

Были ли проблемы у царской России? Конечно, они были, как существуют проблемы в любом государстве на любом этапе его исторического пути. Такие проблемы есть сегодня и у нас. Разные проблемы. А как решать эти проблемы? Путем революции решать невозможно, потому что, во-первых, это контрпродуктивно. А во-вторых, самое главное, это преступно и с правовой точки зрения, и с точки зрения духовной, нравственной, этической. Мы видим по плодам XX века, что столько зла, сколько выпало на долю нашего народа, наверное, ни один народ не испытывал, не черпал в своей истории. И все это плоды бездумного следования утопии построения рая на земле. Ну а двигателем, совершителями этой революции явилась наша элита, которая не смогла сохранить верность устоям нашего Отечества, тысячелетней традиции и лично самому Государю и Царю, поддержать трон, поддержать монарха в тяжелые годы испытаний. Я напомню, что этот переворот совершился в военное время, то есть это невиданное военное преступление против своего народа, которое совершилось заговорщиками, элитой: генералами, родственниками непосредственно, князьями, которые вышли с поддержкой революционных преобразований.

С другой стороны, были и те, кто осознавал трагичность и пагубность этих событий. Здесь, на Екатеринбургской земле, мы должны вспомнить обязательно архипастыря, епископа Серафима (Голубятникова), который с амвона Богоявленского кафедрального собора (он на сегодняшний день разрушен и близко к этому месту находится памятник Ленину – одному из предводителей Октябрьской революции) выступил с проповедью в день отстранения Царя Николая, в день явления иконы Божией Матери. Он сказал: «Кучка заговорщиков, наглецов покушается на престол, на царский трон, на самодержавие, власть; неужели не дадим мы отпор этим людям?..» Но, к сожалению, его голос был одним из немногих, кто назвал вещи своими именами: переворот – переворотом, преступление – преступлением.

К сожалению, надо отметить, что и представители Синода, который в то время осуществлял управление нашей Церковью, поддержали эту незаконную смену власти. Священник, протоиерей Сергий (Булгаков) сказал такие слова: «Россия встала на свой крестный путь в тот момент, когда прекратила молиться за Государя». А Церковь прекратила это делать буквально сразу же после отстранения его от власти, то есть уже 7 марта были внесены изменения в богослужебный чин. Многое было забыто тогда: и то, что наши предки давали в XVII веке присягу на верность, и лично каждый представитель, который поступал на ту или иную государственную службу, давал присягу уже в XX веке. То есть это клятвопреступление.

Это огромный грех, о котором говорил и Патриарх Тихон; потом, в дальнейшем, об убийстве Царской Семьи. На каком основании она была арестована, что сделал Царь? Потом, конечно, была комиссия. Временное правительство расследовало такую версию, что в том числе и Александра Федоровна является пособницей Германии, шпионкой. То есть вся отвратительная мерзость всплыла. Но они не нашли никакого подтверждения. Тем не менее аресты никто не отменил, Государь оставался плененным.

А кто встал на его защиту? Вот для нас сегодня вопрос: кто встал на защиту правды, на защиту своего Царя? Арестовали его в Санкт-Петербурге, привезли в Тобольск, потом привезли в Екатеринбург. Екатеринбуржцам стоит задуматься о чем? Сколько здесь жило людей? Конечно, не полтора миллиона, как сейчас; было гораздо меньше. Тем не менее жители могли выйти, как сегодня выходят иногда, когда что-то нужно, с протестами. А здесь невиновного Государя с детьми арестовали, а в защиту никто не вышел. Только благочестивые монашки продолжали ухаживать за ними, помогать, носить пищу и те, кто остался верен ему.

Поэтому Россия пострадала, потому что она отказалась от своего исторического лица, от своего исторического предназначения и своего Царя. А через это она фактически отказалась от Бога. Процесс развоцерковления в максимальной силе является как раз в этот день. Поэтому мы должны понимать, что в этой революции не может быть ничего хорошего. Еще раз напомню слова Святейшего Патриарха Кирилла, который буквально некоторое время назад назвал эту революцию преступлением. Нельзя свергать законную власть.

Если говорить о том, кто остался верен Государю, то это вопрос не только к людям того времени, того поколения и тех событий, которые происходили в 1917–1918 годах, но это вопрос в том числе к нам сегодняшним. В том плане, сколько нападок мы до сих пор встречаем в средствах массовой информации, связанных с канонизацией, причислением к лику святых, связанных с останками, мироточением (последняя нашумевшая обсуждаемая тема).

– Вот как раз на пресс-конференции Всемирного русского народного собора, который я уже упоминал, прозвучала эта идея о том, что мы должны изжить наше хамство по отношению к своей истории, к тем лицам, историческим фигурам. Мы не имеем права ругать и хулить ни нашу историю, ни тех, кто верно служил нашему Отечеству. Есть исторические фигуры спорные. Деятельность любого государя, любого императора может быть рассмотрена с разных сторон, могут быть найдены даже ошибки. Царь Николай такой же человек, как мы. Он был главой огромного государства. Конечно, может быть, можно было какие-то другие шаги предпринять, все это можно рассматривать. Но если ты относишься к своему Отечеству и к его истории не как хам, а как сын, должно быть уважение; по крайней мере, не нужно хулить.

Посмотрите на наших, как говорят, заокеанских «партнеров» (в кавычках): например, англичане свою королеву не дают в обиду. Любой английский болельщик, который озабочен результатами игры своей команды и, может быть, сидит где-то с кружкой пива (может быть, он не оканчивал университета), если его спросить про королеву, – что он вам ответит? Он не даст вам топтаться на ее имени, марать его, хулить. Он грудью встанет на защиту, потому что это его национальное.

Поэтому, конечно, мы, русский народ, многое потеряли. Мы это сами делали, продолжаем делать и позволяем нашим недругам это делать. А мы не должны позволять ни Ивана Грозного хулить, ни любого другого царя. Это наша история, мы сами здесь разберемся. А ошибки есть у всех. У вас есть ошибки? Как вы управляете в своей семье? Или на предприятии, если вы – директор завода? Кто бы вы ни были, разве вы не совершаете ошибок? Но мы в духе доброжелательности, в духе верности и уважения должны рассматривать всех наших правителей и руководителей. Когда мы изживем дух хамства, это тоже будет очень полезно для нашего государственного строительства.

Поэтому при любых изменениях в жизни народа мы должны исходить из главного посыла – не через разрушение всего, что было, а через созидание строить народную жизнь. Об этом постоянно говорит Святейший Патриарх. Он говорит, что в каждой нашей эпохе есть что-то положительное. Он даже в революции нашел положительное – это стремление к справедливости. Именно через революцию многие представители нашего народа как раз пытались реализовать стремление к правде, справедливости. Но оно, конечно, должно быть реализовано в определенных здравых, разумных рамках, не через выжигание собственной земли, не через гражданскую войну, не через ненависть. Здесь все наше, и мы должны обо всем позаботиться, о каждом человеке, о представителях всех религий, которые есть, о том, чтобы человеку жилось хорошо на Руси. Вот уроки; их много, но это самые необходимые. И конечно, сохранение верности своей стране. Потому что много предательства совершалось и совершается. А мы через верность стране, Отечеству и Богу должны как раз изменить нашу жизнь к лучшему.

Как тогда человеку проявить вот это чувство справедливости, как его реализовать? Потому что мы можем видеть какую-то несправедливость в нашей жизни и нужно начать как-то действовать. Как можно вообще это реализовать?

– Святые отцы нашей Церкви говорят о том, что мы должны, в первую очередь, не ждать, когда отнесутся справедливо к нам, а самим действовать справедливо и с любовью по отношению к другому человеку. Часто же бывает так, что мы требуем к себе определенного отношения, но сами не видим, что иногда и мы бываем не правы. Поэтому сила человека, его духовная зрелость видны тогда, когда человек стремится явить любовь другим людям, позаботиться о других. Милосердие, жертвенность, о которых было сказано на первой седмице в проповедях Святейшего Патриарха, – это очень полезный путь. Сам действуй справедливо по отношению к тем, кто рядом с тобой, особенно если ты руководитель. На руководителе всегда большая ответственность, у него больше возможностей проявления этой справедливости и заботы. Вот таким путем.

Еще бы хотелось отметить, что Питирим Сорокин, известный русский мыслитель (потом уже американский, потому что он эмигрировал), вывел определенную формулу революции, которая гласит так: «Часто революции бывают не в том обществе, которое плохо живет, а в том обществе, в котором идут позитивные изменения и в определенный момент эти изменения (чаще всего социального и экономического характера) замедляются. И вот недовольство, которое вызывает это замедление, бывает катализатором утопических ожиданий и революционных разрушительных идей». Поэтому Церковь всегда призывает к здравомыслию и воздержанию; это может помогать человеку в любой ситуации радоваться жизни, которую Господь дает нам каждый день.

По теме революции наш зритель Виктор пишет: «Святитель Крымский Лука говорил, что революции и войны нас так ничему и не научили. Не кажется ли Вам, что в этой гениальной мысли содержатся не только причины вековой смуты, но и пути решения?»

– Да, к сожалению, так бывает, что человек наступает на одни и те же грабли много раз. И часто бывает так, что даже на своих ошибках мы не можем учиться. Поэтому для нас это еще и еще раз урок и возможность вспомнить те исторические события. Я не думаю, что никто не способен учиться. Просто нужно этим заниматься, нужно себя просвещать. И народ наш просвещать, рассказывать о причинах этой революции. Причины были. Самое главное, чтобы мы не оправдывали тех, кто это совершал, и не оправдывали сам факт этого преступления, чтобы формировать, в том числе и у молодого поколения, стойкий иммунитет против любых революций, потому что более разрушительного для государства ничего не может быть придумано.

У нас осталось буквально полторы минуты до окончания эфира. Я бы хотел попросить Вас дать нам какой-то духовный совет, пожелание на оставшиеся дни Великого поста.

– Желаю помощи Божией! Великий пост нам очень помогает в изменении нашей жизни. Но изменение нашей жизни начинается с изменения нашего сознания. А чтобы нам изменить наше сознание, то есть увидеть, что есть благо, уклониться от зла, как говорит псалмопевец, и сотворить благо, – нужно читать Евангелие. Тогда действительно Господь просветит наш ум. Потому что наш народ очень осведомленный, мы всегда говорим на наших занятиях с теми, кто приходит на Крещение, что сегодня среднестатистический россиянин довольно сильно научен во многих сферах: в медицине, фармацевтике, автомобилях, во всем. Но простые вещи из Евангелия часто не знает. А наши благочестивые предки знали Евангелие наизусть. А Евангелие как раз освящает нашу жизнь. Поэтому за пост я бы посоветовал всем, кто не читал Евангелие, обязательно его прочитать. Вы никогда не пожалеете о том, что это сделаете.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс