Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (909) → Протоиерей Евгений Попиченко: Цель поста – вернуть душе чуткость

Протоиерей Евгений Попиченко: Цель поста – вернуть душе чуткость

№12 (909) / 21 марта ‘17

Архипастырь

Отец Евгений, добрый вечер! Начнем с такого вопроса: мы, христиане, поздравляем друг друга с началом поста. С чем, собственно, поздравляем?

– Мы с вами вышли на финишную прямую. Христианин живет другим календарем, Церковь живет своим особым календарем, особым ритмом, особым дыханием. Есть мирская жизнь, есть светский календарь, светские праздники, светские даты, события, а есть календарь церковный, который связан с ритмом нашей души и нашими взаимоотношениями с Богом. И, конечно, каждый христианин живет от воскресенья до воскресенья, от встречи со Христом до следующей встречи со Христом. Апогей этого календаря – Пасха Христова, Воскресение («Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав»). В этом смысле Великий пост – это финишная прямая. Целый год мы этим ритмом жили, жили богослужебным календарем, от недели в неделю восходили, и сейчас мы собираем последние силы для рывка навстречу Христу Воскресшему. Поэтому пост надо проходить, не глядя себе под ноги, понуро разглядывая какую-то грязь под ногами, а глядеть вперед, на маяк, который у нас перед глазами, и решительно, мужественно, радостно идти навстречу Христу.

«Поздравляем вас – вы на финишной прямой», да?

– Да, поздравляем.

Я думаю, все наши зрители замечают изменения в богослужениях Великого поста, даже символические, когда священники переоблачаются в воскресный день, предшествующий Великому посту, в черные одежды, и это как бы символически настраивает нас на этот путь. По вечерам первые четыре дня Великого поста читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, некий настрой на все дальнейшие седмицы Великого поста. Первая часть вопроса: как этот настрой не растерять? И вторая: как вообще настроиться? Одно дело – отстоять чтение этого канона, а другое – проникнуться им и действительно настроиться на покаянный лад.

– Разговаривал с одним молодым человеком, и он пожаловался на себя со скорбью, что теряет веру, теряет навыки церковной жизни. Это вообще большая проблема, как веру не потерять или как веру обрести. И в этом смысле мы помним слова святого Кирилла Иерусалимского, который говорит: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Церковь – это наша матушка: она нас питает, взращивает, бережет, печется о нас. И Церковь имеет просто потрясающий опыт воздействия на душу человека. Опыт и музыкального творчества, и богословский, и молитвенный, и мистический, даже запах играет роль. Когда человек приходит в храм, он понимает, что он в особом месте: это особое место присутствия Бога, здесь Христос, здесь Господь, здесь дом Божий. Облачение священников – это тоже воздействие на зрение человека. И все органы чувств, когда человек переступает церковный порог, начинают давать ему сигналы, что он оказался в особом месте, у Бога в гостях.

Владимир Семенович Высоцкий говорил, что «купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал»… Храм имеет своеобразную архитектуру, он отличается от всех других зданий, имеет особое качество материала. Купола украшают интерьер храма, чтобы человек ощутил, что зашел не просто в магазин или во дворец культуры, а оказался у Царя на приеме. И чтобы ощутить Бога, надо в каком-то смысле отключить свой рассудок – надо перестать анализировать, оценивать и, самое важное, критиковать бабушек, батюшек, то или другое. Надо просто прийти в храм и быть в нем. Благодать бытийна – передается через событие. Не через чтение каких-то текстов, даже не через слова проповеди, а когда человек погружается в атмосферу присутствия Бога. И в этом смысле надо просто быть в Церкви, в ее ритме.

Очень важно сейчас внимательно относиться к церковному календарю. Мы сказали, что в первые четыре дня поста читается Покаянный канон Андрея Критского. Это особый камертон, который звенит, чтобы мы услышали звук, вкус, призыв к покаянию и настроились на определенный лад. Никогда мы столько поклонов не делали, как в первые дни поста. Столько физических усилий! Но поклон – это не просто физкультура, фитнес, он имеет огромное значение – и покаянное, и телесное, и душевное. Есть целое богословие поклонов. Например, у святителя Игнатия (Брянчанинова) есть целая беседа о земных поклонах, он разбирает смысл этого священнодействия, когда человек встает на колени.

И меняется весь ритм жизни человека. Чтобы почувствовать, нужно просто быть в Церкви, нужно настроить свой жизненный календарь с церковным. Попробуйте, вырвите себя из мирского календаря. Это не значит как бы уйти в отгулы или в прогулы, просто все можно совместить. В храмах службы специально служатся с шести часов вечера, чтобы все работающие люди могли сориентироваться. Но даже если кто не успевает, то благодаря «Союзу» мы можем вместе с Патриархом помолиться Великим покаянным каноном: богослужение и молитва совершаются Святейшим Патриархом в прямом эфире, есть и в записи.

Нужно настроиться и войти в церковную жизнь, стать церковным человеком по духу, не по форме. И вера от этого оживет, душа оживет – Бога мы ощущаем, проживаем сердцем, сердечным чувством, не рассудочно. Пробуйте, экспериментируйте, не бойтесь, доверьтесь Церкви, лягте на эти волны церковной жизни, и они вас понесут навстречу Богу.

Стоит, наверное, еще поговорить об изменении богослужебного ритма. Наши зрители заметили, что в будни Литургия не служится полным чином, она совершается только в субботу и воскресный день, а в среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Расскажите подробнее об этой службе – одна из наших зрительниц в группе «ВКонтакте» пишет: «Расскажите, пожалуйста, подробнее про Литургию Преждеосвященных Даров. Кто может за ней причащаться?».

– Дорогие мои друзья, сегодня среда, и в этот Великий пост мы совершили первую Литургию Преждеосвященных Даров. В нашем храме, особенно в первую седмицу, мы стараемся служить, не отходя от церковного Устава, и сегодняшнее утреннее богослужение заняло около шести часов: нормальная постная служба, очень смирительная. После продолжительной молитвы, восьми кафизм из Псалтири, многочисленных земных и поясных поклонов выходишь со службы очень умиротворенным: не хочется ни лишних слов говорить, ни на кого-то ругаться, ни выяснять какие-то отношения. Душа очень успокоена.

Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, папы Римского, – одна из трех Литургий, сохранившихся в церковном богослужении. В субботу будет совершаться Литургия святителя Иоанна Златоустого, которую мы чаще всего в храмах совершаем, она наиболее нам привычна. И в воскресные дни во время Великого поста будет совершаться Литургия святителя Василия Великого, с некоторыми отличиями. Она чуть продолжительнее Литургии Иоанна Златоустого, но ее структура, ход точно такие же.

А вот Литургия Преждеосвященных Даров абсолютно отличается от двух других тем, что на ней не совершается пресуществление. Служба совершается на Преждеосвященных Дарах, то есть Дары освящаются накануне в воскресный день и затем хранятся на престоле. А в среду, в пятницу и в какие-то другие праздничные дни по Уставу Церкви (например, на следующей неделе будет положена Литургия в день памяти Иоанна Предтечи – 9 марта, в четверг) также будет совершаться Литургия Преждеосвященных Даров.

Ее ход очень отличается: нет Евхаристического канона, Херувимской песни, которые так привычны. Тем не менее, ее состав очень молитвенный, трогательный, и обязательно нужно почувствовать эту Литургию… Литургия между воскресными днями совершается для тех людей, которые любят Христа и хотят быть с Ним в максимальном единстве через Причастие Тела и Крови Христовых. Поэтому Церковь по любви к таким любящим Христа христианам установила в среду и пятницу совершение дополнительной Литургии, на которой причащаются взрослые и детки с 6–7 лет, уже способные принимать твердую пищу в Причастии. Младенцев за Литургией Преждеосвященных Даров не причащают, поэтому не расстраивайтесь, когда, допустим, по незнанию вы пришли с ребеночком на службу, а батюшка сказал, что сегодня не получится причастить: младенцев до 5–6 лет причащают за Литургией в субботу и воскресенье во время Великого поста.

Литургия Преждеосвященных Даров в вашем храме длилась почти 6 часов. Как полюбить такие длинные богослужения, чтобы они были не в тягость, а в радость?

– Нужно просить Бога, чтобы Господь научил любить молиться. Молитва – это труд. Наверное, самый непростой труд – умственный, сердечный. И на начальном этапе необходимо просто послушание и доверие, то есть нужно довериться Церкви. Как дети доверяют своим родителям, которые говорят, например, что кровать нужно заправлять за собой, потому что это полезно. Не нравится, но все равно дети как-то покоряются, слушаются. Научиться трудолюбию – важнейший навык в духовной жизни и вообще в воспитании детей: делать качественно уроки, вовремя ложиться спать, убирать за собой игрушки. И когда человек начинает приходить в сознательный возраст, он также должен это качество (трудолюбие) сохранить.

Молитва обязательно должна сопровождаться трудолюбием. Человек понуждает себя к молитве, понимая, что без этого труда его сердце не сможет приобрести определенных качеств, которые помогут ему быть с Богом. Собственно говоря, для этого мы и постимся. Помните слова пророка Давида о посте? «Постом смирял душу мою, и молитва в недра моя возвращалась». То есть постится тело, а смиряется душа, ведь тело с душой связаны и некоторые телесные процессы отражаются на душе, как и душевные процессы влияют на наше тело: душа заболевает страстями, а в теле возникают хронические болезни, мы их называем психосоматическими. Все серьезные хронические болезни своим корнем имеют повреждения души. А постом смиряешь душу...

Цель поста – вернуть душе чуткость, чтобы она услышала близость Бога, ощутила Его присутствие, захотела быть с Ним. Это нормальное состояние души христианина – быть с Богом. Наша проблема – что мы ходим на голове, мы перевернуты, у нас все расстроено, рассеяно, разболтано. В этом состоянии мы живем, ходим, семьи создаем. Но время Великого поста – это время реанимации, восстановления порядка, возвращения себя к норме. И в нормальном состоянии человеку хочется молиться, он любит молиться, ведь душа по своей природе христианка: она чувствует Бога, она к Нему стремится. Только болезни души, ее ненормальное состояние держат нас в унынии. Отсутствие желания молиться называется унынием. Это тяжелейшая болезнь души, когда человеку хочется заниматься чем угодно. «Ой, как я устал, а еще молитвенное правило читать»… И «только я лег – звонок; кто говорит?...». И 40 минут спокойненько, ровненько, с энергией, с желанием – сразу свеженьким стал человек, какие-то вещи вспоминает, смеется, – а вроде уже засыпал. Это признак, что душа унылая: молиться тяжело, а бездельничать легко. Но это нужно с трудом преодолевать, и постепенно появляется вкус.

Для меня очень радостно было всегда разгадывать богослужение. Как я научился любить церковную службу? Каждая служба – это история из жизни того или иного святого, это событие церковной истории. Есть в «теле» богослужения, например, канон празднику –краткое изложение жизни человека с какими-то его подвигами, чудесами. И вот стоишь и очень внимательно вдумываешься, вслушиваешься в каждое слово канона. Он состоит из тропарей – это краткая история, сформулированная очень красиво, поэтично, в несколько строк. По смыслу ты понимаешь – и, как бисеринку, нанизал на ниточку, следующий тропарь – следующая бисеринка. И по его окончании душа наполнена: она соприкоснулась с Духом Святым, с конкретным святым человеком. И от этого получила для себя самую естественную и необходимую пищу. Душа ведь питается благодатью, без благодати она не живет полноценно. А молитва – это один из инструментов стяжания благодати Духа Святого.

Телезрительница спрашивает: «Подскажите, пожалуйста, как взрастить в душе жажду к ежедневной усердной молитве дома? С маленьким ребенком не всегда получается полноценно помолиться с утра и вечером, к сожалению».

– Нужно ко Христу прилепиться, Он – наш Учитель, в нас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе. Христос любил молиться. Даже когда Он очень уставал, Он уходил на гору, оставлял учеников и молился Своему Отцу Небесному. А чтобы стать ближе ко Христу, нужно слышать, как говорит Господь: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Лучшее научение – это соединение со Христом в таинстве Причастия. Жажда Духа Святого возникает от близости к Богу.

Кроме того, есть еще один очень важный момент, на который я обращаю ваше внимание. Сегодня один молодой человек сказал: «А зачем читать святых отцов? Я их не понимаю, мне они пока никак не даются, я вот читаю Льва Николаевича Толстого, вроде там у него какие-то понятные вещи, доступные, интересные». Чтение духовной литературы не столько интеллектуально нас развивает (мы читаем не чтобы умничать, чтобы кому-то что-то пересказать, многозначительно сделать замечание или наставление) – мы за святых отцов зацепляемся, как за паровозик: любой подвижник, который пишет о своем опыте святости и приближения к Богу, как бы выходит нам навстречу, когда мы читаем его внимательно. Святитель Игнатий, например, говорит: «Внимательное чтение духовных книг само по себе является молитвой. Душа переживает то же состояние, что и во время молитвы, при внимательном сердечном сочувствии тем словам, которые мы читаем у святых отцов». И это дает возможность поддерживать ревность в духовной жизни, этот огонь.

В лампадке есть огонек, фитилек, а есть масло. Чтение святых отцов пополняет лампадку маслом, которое горит и не дает огоньку погаснуть. Поэтому даже если мы что-то не понимаем рационально, интеллектуально, наше сердце чувствует благодать, сокрытую в том или ином труде святого отца, и этим восполняется недостаток интеллектуального понимания.

На время Великого поста мы с прихожанами решили почитать две книги. Первая – «Путь ко спасению» святителя Феофана Затворника, а вторая – попроще, более повествовательная, историческая – «Беседы на Евангелие от Марка» святителя Василия Кинешемского. Детям, тем, кто еще в начале пути, очень рекомендую почитать «Дорожный посох» В.А. Никифорова-Волгина, это одна из моих любимых книг, буквально зачитана до дыр. Руководитель воскресной школы в этот раз подошел, говорит: «Батюшка, а что детям посоветовать читать в воскресной школе?». – «Конечно, читайте «Дорожный посох»». Потрясающая по чистоте, ясности книга, по веянию «хлада тонка» Духа Святого, написанная священником. Воспоминания детства, потом какие-то церковные переживания, и третья часть – это проживание революционного переворота, как священник с дорожным посохом идет от села к селу, встречает разных людей. Замечательная книга! Давайте напитаемся ею, и обязательно жажда молитвы появится при таком чтении.

Еще одна важная тема, всегда возникающая у наших зрителей и вообще обсуждаемая, – пост для детей. Телезрительница пишет: «Батюшка, подскажите, пожалуйста, как определить строгость поста для детей?». И один из наших зрителей спрашивает, как поститься спортсменам и детям, которые тоже постоянно тренируются.

– Пост – это же воздержание от греха, в первую очередь. Нужно именно так понимать, что это не диета, мы занимаемся не фитнесом и не йогой. Пост – это не просто физические упражнения, которые человек делает, чтобы в ту или иную степень совершенства себя возвести. Пост – стремление к Богу. Цель поста – очистить свое сердце, чтобы в него вошел Господь. «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» – это, наверное, одна из важнейших молитв Великого поста. Конечно, кроме молитв преподобного Ефрема Сирина. И здесь каждый человек должен сам ответственно посмотреть, как он будет проводить пост. Снизить уровень потребления, конечно, обязательно нужно: одна из важнейших задач поста, как говорил святитель Иоанн Златоуст, – уменьшить потребление разных благ, сравнить бюджет до поста и во время поста, вычесть одно из другого (предполагается, что в пост человек экономит на продуктах и вообще на развлечениях), а разницу отдать бедному человеку. Пост – не только физическое упражнение, это еще и обязательно упражнение в милосердии.

Поэтому родители с детьми сами должны обговорить их вариант поста. В первую очередь, конечно, нужно исключить то, что постоянно промывает наш мозг. Я бы очень советовал отключиться от телевидения, от развлечений на множестве телеканалов. Очень бы советовал отключиться от интернета, кроме как для работы в нем. Интернет вообще должен быть для работы, а бесконечное блуждание по сайтам, форумам, лентам, социальным сетям крайне забивает наш ум, совесть, наше сердце. И с детьми, наверное, в первую очередь, об этом надо поговорить. Исключить развлечения, а это время заполнить чтением книг. Если дети разучились читать, давайте будем читать вместе с ними. Возьмем Никифорова-Волгина и каждый вечер будем по полчасика вместе с детьми проводить, пока они засыпают, даже если им уже 12–14 лет. Вообще постараться время, освободившееся от тех средств, которыми мы его постоянно убиваем и сливаем в пустоту, направить друг на друга – на семью, детей, взаимное общение, совместные игры. Наполним свои отношения жизнью, сделаем их живыми.

А с точки зрения разных инструкций, как поститься, надо с приходскими батюшками решать, со своими духовниками – нет общих инструкций, у каждого есть свои нюансы: одно дело для спортсменов, другое дело для кормящих матерей, третье – для больных, четвертое – для младенцев. Готовых инструкций предлагать не буду: пост – это творчество. Но каждый должен ощущать усилия, мы должны в каком-то смысле уставать от поста. То есть он должен приносить определенный плод труда над собой, над ограничением своих прихотей. Прихоти надо ограничить – это главный критерий, мне кажется.

Благодарю Вас за то, что Вы сегодня пришли к нам в студию и дали нам такое наставление на Великий пост, посоветовали, что почитать, и, может быть, настроили нас на этот многодневный труд, подвиг, на финишную прямую к встрече Светлого Христова Воскресения.

– Дорогие мои друзья, пост – это прекрасное время, весна души, поэтому будем радоваться. Сегодня календарная весна. И мы с вами уже находимся в периоде, когда у души есть возможность ожить, получить новые силы, новую радость. Не лишайте себя этой возможности. Постимся постом приятным.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс