Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (909) → Священник Игорь Лысенко: Пост – время действия или время покоя?

Священник Игорь Лысенко: Пост – время действия или время покоя?

№12 (909) / 21 марта ‘17

Беседы с батюшкой

Каждый, кто вступил в пост осознанно, наверняка хочет подвести какой-то итог, поразмыслить: а что было? и что еще будет? и что для меня пост? Постараемся ответить в нашей передаче на вопрос, что сделать на период поста: затвориться, чтобы каяться и молиться, или же, наоборот, открыть и развить в себе то, что давно хотелось, но на что не хватало, может быть, сил, терпения, смелости?

– Давайте начнем с очень простых цифр. В году 365 дней, а постных дней по Уставу Православной Церкви больше 200: Великий пост – 49 дней, Рождественский пост – 42 дня, из-за ранней Пасхи бывает большим и летний пост, Успенский пост и практически еженедельные среда и пятница. Поэтому получается, что если мы будем во время поста самоуглубляться и слишком озабочиваться спасением своей души, понимаемым с точки зрения удаления от всего, изоляции, – к чему мы придем, если 2/3 времени будем заниматься только собой?

Ни к чему хорошему.

– К хорошему не придем, особенно в отношении тех, кто от нас зависит, – старики, дети, немощные. То есть мы будем заняты: «Отстаньте, не мешайте нам спасаться». Поэтому ответ совершенно очевиден – пост необходим нам для более дерзновенного служения. Но никакое дерзновенное служение невозможно без самоконцентрации. Вот это как раз взаимосвязь: чтобы больше отдавать и чтобы отданное было не благими намерениями, ведущими вниз, а благими делами, благими плодами, оно и должно быть удобрено молитвой, подчинением своих страстей, их порабощением, чтобы они над тобой не властвовали. А высвободившийся дух, энергию направить на служение, чтобы пост помогал служить, воплощать таланты, которые мы получаем от Господа. Как раз, может быть, мы и имеем 2/3 времени поста, чтобы помнить в эти дни, что надо отдавать, делиться, надо быть теми, кто, как Господь, живет не для себя, а для других.

К сожалению, в обычные дни мы заняты суетой, «разносолами» не только в гастрономии, но и в отношении к миру, в развлечениях. А пост все-таки помогает нам вспомнить, что развлечений должно быть поменьше, а дел служения побольше. И весь смысл поста ни в коем случае не в пище, пища в данном случае – абсолютно вспомогательный элемент. Поскольку наше тело мы питаем пищей, то, правильно подобранная, она как раз и дает возможность телу не отвлекаться на болезни, на переваривание слишком жирного, слишком обильного, слишком сладкого. То есть пост в данном случае помогает нам сделать тело более работоспособным органом для служения.

Мы сказали, что в постное время нужно быть человеком деятельным, иначе...

– Более деятельным. То есть пост – это время для более плодотворной и бескорыстной деятельности. Если без поста мы как-то еще можем задумываться о своих проблемах, где-то отвлекаться, то во время поста мы должны быть максимально сконцентрированы. Церковь предлагает нам пост, как заботливая Мать, понимающая особенности нашего организма, нашего отношения к жизни, наших слабостей: пост для того и дается, чтобы мы опомнились, чтобы спасались. В данном случае спасение – это не самоуглубление, не спасение своей души в ущерб остальным, о чем нас предупредил Спаситель: кто хочет душу свою спасти, тот ее погубит. Это и ответ тем, кто хочет изоляции, кто во время поста хочет быть только с собой и считает, что любая деятельность будет искушением. То есть это сектантство – самозатворение, самоизоляция и самоспасение.

Тем более если вокруг семья, которая нуждается во внимании человека, а он углубляется в себя...

– А какой пример мы показываем, если говорим, что «сейчас пост и потому отойдите от нас с теми и другими проблемами»? Что же ты тогда за христианин? Как ты выполняешь первую заповедь: «растúтеся и мнόжитеся», когда ты сам должен раститься, умножаться с точки зрения духовного роста и с точки зрения своего человеческого роста и помогать своим детям, членам семьи? Ты должен быть примером – показывать, как надо жить, быть деятельным, реализовывать свои таланты.

А если вместо этого ты будешь в изоляции, один, в таком случае ты разрушаешь Церковь: Церковь – это всегда созидание, всегда соборность. Почему на стояниях мы собираемся вместе, вместе молимся? Чтобы почувствовать энергию совместного молитвенного служения и молитвенной просьбы. Ведь как говорит Господь? «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я и есть». Во время чтения канона Андрея Критского мы говорим: «Душе, покайся», то есть изменись – перестань служить только себе, думать только о себе, отдай себя, посвяти себя другим: с Господом, через Господа. То есть фактически стань Христом, тем Сыном Человеческим, Который отдает, любит, воплощает любовь в Своих делах.

Есть еще одна крайность: человек стремится к самоотдаче, но это приобретает гипертрофированную форму – он не уделяет себе совершенно никакого внимания, бывает, он даже выглядит весьма своеобразно, не следит за собой, говоря: «Мне надо успеть туда, сюда…».

– Вы же знаете, как обычно говорят: «Крайне левый и крайне правый – это примерно то же самое». Как маятник: если он слишком далеко в одном положении и слишком далеко в другом положении, он неустойчив. Господь – это всегда мера, Господь – это всегда живое состояние и лезвие бритвы между всеми искушениями. Враг пытается вывести нас из равновесия в крайнее состояние, либо состояние крайней изоляции, либо крайнего лжеумудрения, лжеуглубления.

Так и излишняя активность. Недаром же специалисты говорят, что трудоголики – тоже зависимые. Трудоголик – это тоже повреждение души: если человек пытается отдать себя без Господа, то это те самые благие намерения, что ведут не туда.

Почему и важно причащаться как можно чаще, чтобы сила и благодать, полученные во время Причастия, оплодотворили твою деятельность любовью. Чтобы это была не просто деятельность, а созидание, чтобы это были действительно благие плоды. А Господь сказал так: «Никто не благ, только Бог». Поэтому, чтобы были благие плоды, надо делать обязательно с Господом. А если ты пытаешься делать без Господа? Как некоторые говорят: «Нам некогда причащаться – мы работаем». Что же это за работа, если она без Причастия? Если ты непричастен Богу, то на кого ты работаешь и каковы твои плоды?

Так что здесь надо опомниться. К сожалению, враг, чтобы отлучить нас от Причастия, воздвигает слишком много препятствий. В известном монастыре Ватопед на Горе Афон, откуда нам привозили Дары волхвов и Пояс Богородицы, во время Великого поста идет ежедневное Причастие. Там служат по своему Уставу, и получается, что Причастие у них не четыре раза в неделю, как у нас – среда, пятница, суббота, воскресенье (из них два дня Литургия Преждеосвященных Даров, если нет праздника), а каждый день. Я думаю, что это очень правильно.

Конечно, и у нас, как вы знаете, если человек болен, если он в сложной ситуации, мы его причащаем теми запасными Дарами, которые всегда есть в храме и заготавливаются на весь год в Великий Четверг. В нашем храме, по благословению нашего Правящего архиерея Владыки Игнатия (думаю, что нам очень повезло: он очень светлый человек и понимает силу Причастия), мы стараемся причащать человека, который по своей немощи не смог дойти до храма, того, у кого очень сложная жизненная ситуация, или беременную, всю себя отдающую своему ребенку. Конечно, им тяжело поститься по формальным требованиям, но мы обязательно причащаем: без этого невозможно полноценно отдавать себя, невозможно совершать благие дела.

Я думаю, что излишняя кипучая деятельность – это искушение, которое преодолевается усиленной молитвой. И чтобы действительно сделать все правильно, блаженно, необходимо постом и молитвой избавляться от искушений, а высвобождаемые силы и время спокойно и молитвенно воплощать в служение и дела.

Отсюда вытекает еще один вопрос. Бывает, что человек во время молитвы искушаем: у него вдруг появляется множество идей, которые роятся…

– Вы уже ответили на вопрос – искушаем. Понятно, от кого бывают искушения. В Священном Писании мы видели, как святые говорили: если что-то от Господа, то оно повторится. И до трех раз. Вы помните, как это было у многих библейских деятелей: Господь не боялся им повторить что-то, причем по-разному. Либо оно было так, как было в просьбе, либо это повторялось – или… Помните, как было сказано при рождении Иоанна Предтечи: «…ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за тó, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время»?

То есть заранее говорится, что и как будет, никуда не торопясь, никого не преодолевая и не усиливая, не ломая человеческую волю. Это всегда спокойно, всегда естественно, всегда гармонично. А суета, напор, буйство каких-то мыслей, идей чаще всего бесплодны, и чаще всего после спокойного вдумчивого молитвенного разбора оказывается, что все это пепел, просто прах.

Вопрос телезрителя: – Я хочу поблагодарить за тему, которую вы подняли. Если кто-то посмотрит со стороны на нашу христианскую жизнь, то увидит одну молитву, а действий нет, и Святая Церковь почему-то не предоставляет образ святых, которые занимались деятельностью, например, таких, как Великая княгиня Елисавета.

– Вообще-то говоря, святой – это человек, отдавший себя Богу, а не изолированный человек. Если мы вспоминаем про какого-то святого, то удивляемся как раз чудесам его созидания, его более чем обычного делания. Святой – это больше, чем обычный человек. Например, тот же святой Александр Невский, который в 42 года полностью, без остатка сжег себя для служения своей стране, который сделал столько, что мы даже представить себе не можем. И, как вы знаете, был пострижен в схиму перед своим успением. И любой святой – это человек, в первую очередь, делающий гораздо больше, чем обычный человек.

Иоанн Кронштадтский, причастив в течение нескольких часов до 5 000 человек, потом успевал еще объехать всех тех, кто к нему обращался, и наделить средствами серьезные и очень важные дела, проекты – созидание храмов, строительство домов трудолюбия, даже строительство частных домов. Если, например, у какого-то большого семейства сгорал дом, то было много случаев, когда он давал достаточно средств, чтобы сразу решить всю проблему. В результате эта семья возрождалась, преображалась и дети становились деятелями. Вот это подход. Вот это служение.

А когда мы очень часто не по-церковному, а по-мирскому, по-профанному считаем, что святой это нечто фарисейское: человек, знающий молитву и отстраняющийся от всего мирского, от всей деятельности, – то это ложное представление. Святой – это всегда более отдающий, более служащий, более деятельный, чем тот, кто еще не приобрел святость.

Вопрос телезрительницы из Московской области: «Как правильно подготовиться к Причастию и Исповеди в Великий пост? Кто-то говорит, что не надо читать три покаянных канона. Подскажите, пожалуйста».

– Я думаю, что все-таки самое главное условие подготовки к Причастию – это понимание, что без Причастия жить невозможно. Все остальное – технические моменты.

В последнее время у нас, к сожалению, слишком много внимания уделяется внешнему. Слишком много внимания уделяется тому, какое количество молитв или даже текста прочитано. К сожалению, когда некоторые священники требуют формального исполнения определенного правила, молитва, то есть живой разговор с Господом, превращается в говорение некоего текста, в некое заклинание.

Очень важно, чтобы все было поставлено с головы на ноги и обрело первоначальный смысл. Чтобы мы понимали, что Причастие нам необходимо ежедневно, как в молитве «Отче наш», когда мы говорим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Понятно, что не о буханке хлеба говорит Господь в этом обращении к Отцу Небесному.

Поэтому, если мы будем говорить о количестве канонов, молитв, которые надо читать перед каждым Причащением, я думаю, мы не будем правы. В молитве, произносимой непосредственно перед Причастием, мы упоминаем двух людей – Иуду, который готовился к Причастию, три года служил вместе со Спасителем, ходил вместе с Ним, разделял трудности, молился вместе с Ним, может быть, исцелял так же, как остальные апостолы (помните, Господь посылал их по два человека?). Иуда причастился – и как недостойно повел себя после Причастия! И второй человек – это разбойник, который никак не готовился, никаких канонов не вычитывал, но в результате стал святым.

Нужно осознать, что каноны помогают, но важно, чтобы они не были заклинанием. Так что, с учетом Канона Андрея Критского или если вы читаете Псалтирь (бывает, люди договариваются и каждый вычитывает кафизму, чтобы все 20 кафизм Псалтири вычитывалась ежедневно), каноны ко Святому Причастию (особенно если причащаться в среду и пятницу) лучше разбить на несколько дней. Пусть в понедельник вы прочитаете один канон, во вторник – второй, а в среду, может быть, третий.

Например, в нашем храме Литургия Преждеосвященных Даров служится вечером, чтобы люди могли прийти с работы и вооружиться Причастием.

Люди говорят: «Мы не успеваем вычитать правило к Причастию за один день». А зачем за один день? Кто мешает разбить правило, кто мешает относиться к этому органичнее, более по-человечески, чтобы молитва к Причастию была настоящей мольбой, настоящей молитвой – просьбой о помощи к Господу, а не просто проговариванием текста, когда я формально, как фарисей, сказал этот текст? «Смотри, Господи, я это вычитал и это вычитал – все, теперь могу причаститься». Но это же «ты – мне, я – тебе». Где тут Господь? Где тут любовь? Где тут благодать?

И, наоборот, может быть, ты прочитаешь всего один канон, но проживешь его сердцем, может быть, зальешься слезами, ведь там каждое слово драгоценно, каждое молитвенное воздыхание – сокровище, оставшееся нам от святых, именем которых названы эти молитвы. Ну, так и проживите их, напитайтесь ими. Опять же, как говорил Господь: «Не будьте многословны, как многословны те же фарисеи». Хотя при этом говорил: «Ваша праведность должна быть не меньше, чем их». Но эта праведность не в изолированной молитве, праведность – это когда молитва становится твоей жизнью, когда ты весь пропитан молитвой.

И даже по формальным моментам Иисусова молитва (это говорят и монахи, и Устав) может заменять каноны. Определенное количество Иисусовых молитв может заменять один канон или все каноны вместе. Я считаю, что это только ориентир, а смысл в том, что в посту мы должны все время молиться. Мы должны все время осознавать, что стоим перед живым Господом, должны все время понимать, что без Него ничего доброго не сделаем. А вот вместе с Ним сделаем все. При этом, подпитываясь Телом и Кровью Его Единородного Сына, мы сделаем гораздо больше, гораздо безопаснее для тех, ради кого мы это делаем, и гораздо безопаснее и полезнее для своей души.

Вопрос телезрительницы Елены: – Мой муж только на пути к Богу, он ходит на Причастие, но сказал, что Великим постом будет поститься только в первую и последнюю неделю, так как они самые важные. Вопрос о физической близости: я хочу воздерживаться от всего, но как сделать, чтобы не было конфликтов с мужем?

– Знаете, Елена, многие женщины приходят с таким вопросом. Здесь все-таки надо обращаться к Священному Писанию. Мы слышим от апостола Павла, что жена не принадлежит себе, и тело ее принадлежит не ей, а ее мужу, так же как тело мужа принадлежит жене. Поэтому муж полностью отдает себя: свои силы, свою энергию, свое время на служение семье, на служение жене, детям. Он отдает всего себя.

В данном случае очень важно, чтобы наши слушательницы понимали, что если есть такая потребность, выраженная в человеческом теле, особенно у молодых людей, то – конечно, не в день перед Причастием – как мне кажется, гораздо более безопасно и для семьи, и для тела быть вместе. Может быть, без страсти, без полного разжигания, а с заботой, с отдачей себя мужу, это совершенно другое. Чтобы это не была попытка удовлетворения своих страстей, какого-то развлечения. Наоборот, здесь надо осознать, что Церковь недаром освящает союз таинством Брака, чтобы потом не говорить, что это нечто греховное, постыдное. Это принципиально. Важно осознавать, что чем с большей любовью, чем с большим осознанием того, что в браке ты служишь другому и семье в целом, отдаешь себя, тем более святы будут дети как плоды этой самоотдачи и тем ты будешь (благодаря вроде бы физическим действиям) более духовным. Вот это надо осознать.

Иначе бы не родились святые. Иначе бы мы не продолжали существовать. Поэтому очень важно, чтобы здесь не было гностицизма («плоть – это что-то стыдное, что надо скрывать»). К сожалению, это было у старообрядцев, и, к сожалению, это есть и сейчас у «ультраправославных» людей, которые считают: мы-то православные, а остальные не такие православные. Этого очень много и у неофитов – тех, кто недавно крестился.

Пост – время действия и время покоя… Как мы можем впустить в свою жизнь такой необходимый для молитвы элемент, как тишина, в нашу жизнь, которая буквально бежит, грохочет, спешит, торопится – и у нас есть семьи, а в семьях – дети, мужья, жены? Как среди всего этого хотя бы на несколько минут в день настроиться на волну тишины?

– Вы знаете, я настраиваюсь на молитвенную тишину, на молитвенный покой, на молитвенное углубление во время Причастия. Мне кажется, нет другой возможности. Именно во время Причастия ты осознаешь ту степень громадности чуда, которое с тобой происходит. Ты понимаешь, что в этот момент соединяешься с мировой тишиной: тишина – это нечто священное, нечто гармоничное, несуетное. И чтобы в тебе была эта тишина, приняв ее в Причастии и погрузив в глубину своего сердца, ты должен ее сохранить. Иначе, если она не будет пребывать в тебе постоянно, ты окажешься на мелководье, захлебывающимся в житейских волнах.

А вот если в тебе будет эта тишина, это спокойствие, тогда ты будешь ощущать себя непотопляемым – будешь чувствовать, что под тобой есть глубина, которая не дает прибрежного пенного захлестывания, этой срамоты, как говорится в псалмах. В середине моря волна спокойная, ровная, пусть даже очень большая. Корабли во время шторма выходят из бухт и отходят от причала, чтобы встретить шторм в открытом море, где это неопасно – на мелководье волна страшная, она разрушает, разбивает, а в открытом море ты спокоен, ты с Господом, чувствуешь, что здесь можешь выстроить судно носом против волны, и она тебя не утопит.

Тишину ты приобретаешь во время Причастия, сохраняя ее до следующего Причастия, и она – необходимое условие для твоей деятельности. Как и все в Православии, это неразделяемое соединение. То есть мы должны быть деятельными в тишине благодати, тишине любви, в тишине и несуетности, и тогда наша деятельность будет благой. Для этого нам нужен пост, чтобы, ограничив себя от каких-то искушений, излишеств, развлечений, мы смогли сосредоточиться одновременно и на самоуглублении, и на служении, на том, чтобы себя посвятить, отдать и разделить.

Отец Игорь, краткое пожелание от Вас нашим телезрителям.

– С постом приятным! Нет ничего более приятного, чем отдавание себя, служение другому, благодарность Богу. Повторяю, что пост установлен, чтобы, как в раю, не вкушая только одного плода, мы были полностью в доверии с Господом, полностью отдавали себя служению раю. Помните, как было сказано: не вкушай этого плода и возделывай рай. Вот смысл поста.

Так и здесь: мы не вкушаем грехов, не вкушаем излишеств, чтобы возделывать все, что вокруг. Чем больше возделывания, чем больше благодарности; чем больше радости, тем полноценнее пост.

Спасибо, отец Игорь! Благодарю Вас, что нашли возможность прийти на эфир, и у нас с Вами получилась такая деятельная беседа.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс