Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №7 (904)
Какие еще фильмы Вы порекомендуете из программы?
– В этом году их так много, и такие талантищи. Масса молодежи. Столько молодых кинематографистов… Вот девочка, выпускница Высших режиссерских курсов, сняла трогательнейший фильм об одной немножечко убогой девочке, у которой в душе полная пустота. Но вместе с тем она (это видно) человек настолько способный, настолько религиозно открытый, что пустоту, которая требует заполнения, она пока заполняет тем, что может понять в духовной жизни (у нас же понятия о духовной жизни совершенно варварские). И вот она собирает марки. Больше всего ей нравится собирать про русских писателей, через них она как-то входит в духовный мир русского языка, русской культуры и постепенно, понемногу что-то такое происходит. В фильме нет декларативности, непонятно, чем закончится, но в целом это очень трогательное кино.
В чем обаяние художественного и документального кино? Там нет декларативности, в конце нет резюме: «За веру, царя и Отечество, мы победим! Дзум-дзум-дзум! Враг бежит!». Там такие сложные, тонкие конструкции, которые тебе просто помогают увидеть то, что происходит в мире, и самому принять решение.
Давайте напомним историю фестиваля. Как он развивался и какие у него перспективы? Как видится будущее?
– Этот фестиваль, как окошко в душной комнате: открываешь его, а там благоухающий сад, цветы, деревья, ходят коты красивые, белки по деревьям лазают. Ты видишь живую жизнь нашей Церкви. Причем это же документальное кино, это все документы, свидетельства о том, что это правда, не выдуманные вещи, не художественный рассказ. Причем на эти фильмы большей частью не дают денег, ребята сами где-то все изыскивают. Иногда жертвуют, кто-то камеру где-то взял, кто-то еще чего-то – и поехали. Они так впечатлены этим расцветом русской жизни, людьми, которые в храмах, монастырях, и просто мирянами, что это, конечно, трогает.
Если говорить о развитии – раньше было такое предметное, простое понимание, которое и сейчас востребовано: колокольный звон, умильная матушка, девочка со свечкой…Такой набор. Это тоже хорошо, но мы видим, что сейчас происходит уже за пределами храма: люди, уже выросшие в Русской Церкви, осуществляют различную деятельность. Наш выдающийся документалист Мамонтов сделал фильм «Благотворитель» о миллиардере, который проходил на нашем фестивале по номинации «Милосердие». Там и бедные матушки, сестры милосердия, помогающие чем они могут, и миллиардер, который тратится не на яхты и всякую ерунду, а построил кафедральный собор в Ярославле, полностью, с нуля, а потом полностью взял на себя целый большой монастырь в Переславле-Залесском. Я думаю: Господи! Я с ним недавно виделся на 70-летии Святейшего, он говорил: «Я думал, что не потяну. Это же такая махина, это же миллионы, миллионы и миллионы, которые нужно было взять из бюджета компании и прибыль организовать». Такой очень скромный пожилой человек. Вот какие у нас есть люди.
Расскажите нашим зрителям (может быть, кто-то планирует создать фильм или уже работает в индустрии кино), как можно подать заявку на ваш фестиваль и каковы критерии оценки, чтобы заранее понимать, какие фильмы пройдут, какие нет.
– Во-первых, на сайте radonezh.ru есть раздел «Фестиваль». Просто присылайте, не нужно звонить. Вы прислали – мы посмотрели. Отборочная комиссия и жюри – это, «без дураков», самая лучшая экспертная группа в Русской Церкви, которая совмещает, с одной стороны, глубокую церковность, с другой – высочайший профессионализм. Это все преподаватели ВГИКа, Высших режиссерских курсов, сами выдающиеся действующие кинематографисты, поэтому оценка будет по заслугам.
Мы ушли от прямой церковности и от учебы – этим занимается фестиваль «Вера и слово», наш церковный, корпоративный фестиваль, посвященный тому, как научить епархиальные пресс-службы хорошо работать с материалом. Кстати, фестиваль проходит очень хорошо, очень интересно. Мы же пошли немного шире. Сейчас это фильмы о духовном мире человека, метафизическом, духовном мире. Поэтому фильмы иногда такие попадаются, что даже я удивился. Был один фильм о Вагановском училище, о балете, Цискаридзе. Я говорю: «Слушайте, а почему этот-то фильм оказался у нас?». Оказывается, все это оправдано, и отборочная комиссия была совершенно права. Что такое русский балет? Чем он отличается от того модерна, который кругом? Там Цискаридзе говорит жесточайшие слова: «Я не дам уничтожить это наследие. Я буду до смерти защищать то высокое, что дала нам русская культура». А русская культура дала нам идеальный телесный образ достоинства человека: это спинка, это ручки, все эти па, все, что мы безусловно должны сохранить. Фильм очень целомудренный, ведь о балете говорят столько, на самом деле, глупостей. Причем русский балет сохраняет чудесное достоинство человека, которое дает нам Православие. Отсюда все – это радиация Церкви. Церковь все вокруг освящает и преображает. Поэтому даже такие фильмы у нас бывают на фестивале. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Екатерина Самсонова
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.