Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
У нас радость: мы находимся в гостях у Федора Филипповича Конюхова. Я не люблю пафоса, но это человек выдающийся, кроме того, что он протоиерей, лицо духовное, еще и знаменитый путешественник. Федор Филиппович, наше предыдущее общение мы закончили, когда только изготавливался крест-мощевик для кругосветного перелета. В том, что крест будет сделан, мы более или менее были уверены, а как пройдет полет, было еще неизвестно. Но сегодня, слава Богу, мы можем утверждать, что все состоялось, и состоялось на уровне, выдающемся во всех отношениях – и мировых достижений, и того, что этот полет стал крестным перелетом, с которым связаны и мощевой крест, и иконы, которые ты брал с собой. Расскажи немного о перелете на воздушном шаре, потому что, думаю, многим это неведомо.
– Ну что сказать? С Божьей помощью перелет и состоялся, и успешно завершился. С Божьей помощью я смог облететь вокруг света 35 тыс. км, без посадки, на высоте 10–11 тысяч метров. Почему я говорю: с Божьей помощью? Потому что я сам, грешный, не был вначале уверен, что это состоится. Но когда вы из Костромы привезли крест с мощами, а с Афона – икону Божьей Матери с Младенцем, написанную в Ватопеде, когда я получил все это в Австралии во время завершения подготовки, тогда ко мне начала приходить уверенность, что перелет будет удачным.
Долго говорить о нем не хочется, но главное, что он прошел удачно. Монахи попросили меня освятить Землю нашу, каждый океан. Я взял с собой освященную воду и все необходимое. Когда залетел в Тасманово море, у меня была еще водичка, когда залетел в Тихий – тоже еще водичка, когда уже перелетел через Анды, печка отказала, в кабине было -20, а когда выходил из кабины к горелке, там было -58. Соответственно, вода замерзла, так что и Атлантический, и Индийский океан я освящал, отбивая из обрезанной пластиковой бутылки и бросая кусочки льда: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Я не мог разжечь внутри печку, потому что вокруг меня находились пропановые баллоны, 35 баллонов, каждый из которых весит 52 кг. Ночью работали горелки на пропане, а он, будучи более тяжелым, чем воздух, оседает. Пропан весь не вырабатывается, как газ на кухне, и он оседал прямо в кабину моей гондолы. Запаха я не чувствовал, потому что дышал кислородом, смазкой, но приборы показывали, что кабина заполнена пропаном. Тогда я вентилировал. Но я не мог разводить огонь, не мог иметь жидкой воды, а поднимал кусочки льда и рассасывал. Ведь все эти 11 дней я питался только сахаром: клал в рот под маску кусочек сахара, кусочек льда – и все.
И у меня не было жидкой святой воды, она была только в виде льда. Когда я подошел к Антарктиде, то с высоты 11 тыс. м увидел в просветы туч айсберги, потом льды. И я бросал святой лед на лед антарктический.
С Божьей помощью я вернулся и возвращаю вам крест. Мне бы хотелось, чтобы он находился в храме, который мы собираемся построить, чтобы люди могли к нему приложиться.
Скажем немного о кресте. Это полностью серебряное изделие, и на фасадной части распятие и основные святыни: часть шипа из Тернового Венца Спасителя, часть Древа Господня, часть одежды Богородицы и путы, частицы веревки, которой был связан Спаситель. Мощи вложены внутрь креста, и на тыльной части – список святынь, в котором в данный момент 64 имени, и заканчивается он именем Силуана Афонского. Мы планируем дополнять святыни. И дай Бог, чтобы этот крест укреплял и в будущих путешествиях, на Марианскую впадину и в стратосферу. На нем есть гравировка, связанная с путешествием на воздушном шаре.
Расскажи, пожалуйста, случай, когда из-за шторма пришлось изменить маршрут и была усиленная молитва.
– В экспедиции не можешь без молитвы – вся надежда на Господа Бога. Как сказано, утопающий хватается за соломинку, а мы, православные, хватаемся как раз за Господа Бога нашего Иисуса Христа и молимся святым, которых просим в тот или иной момент прийти нам на помощь.
Экспедиция была сложной, и каждая секунда решала многое. Баллоны могли взорваться, и с одним это и произошло. Днем я летел на гелии. Шар очень большой – 19 м3. Вес его 10 т, высота – 56 м. А ночью я шел на пропане. И как раз днем, когда я шел на гелии и не было огня, то от давления, большой радиации солнца (на солнечной стороне до +50), баллоны расширяются, и произошел взрыв одного из них. Хорошо, что я успел его обрезать, он ушел в океан, и не было огня.
Каждую секунду могло что-то произойти: шар мог загореться, взорваться, могла попасть молния, возникнуть другое воздушное течение. Ведь потоки разные. Я шел со скоростью 230 км в час. На земле редко где можно увидеть такие ветра. Мы знаем, что летом в Приморье был ветер 130 км в час, и это уже катастрофа. А там была скорость 230, такие ветра и ураганы – переходишь с одного потока в другой. Меня вели из метеослужбы Брюсселя, они собирали данные с моих спутников и передавали, с какого потока на какой я должен переходить, чтобы идти точно. Это очень сложно.
Когда я зашел в Индийский океан, то думал, что иду ровно, точно на восток. Я нигде не менял курс и думал, что как вылетел из Австралии, так и иду точно на нее. А потом мне передали, что впереди находится холодный грозовой фонт, который растянулся от Африки до Кергелена, – это дальше, чем середина Индийского океана, ближе к Антарктиде. Или увяжешься за фронтом, но будешь лететь с очень маленькой скоростью – 60 км в час. Если я буду идти с такой скоростью, то не успею долететь до Австралии – у меня закончится газ, и я упаду в океан. Надо было «перепрыгнуть» через этот фронт. Я подошел к нему ночью, все шесть горелок работают, а я поднялся только на 10 500 м и больше не могу – шар тяжелый.
Утром появилось солнце. Ближе к Антарктиде световой день короткий, это был июль, а в Южном полушарии в это время середина зимы (как у нас январь). И я поднялся на гелии на 11 200 м – и больше не могу. А впереди на 12 тыс. м и больше грозовые тучи – вижу их и по приборам, и сам, визуально. Я передал, что не могу перелететь через грозовые тучи, попаду в грозовое облако. Ведь я летел в облаке пропана, где скорость не ощущается. Идешь со скоростью 230 км, но ветра нет, потому что находишься в потоке. А остающийся пропан окружил гондолу и тоже идет со мной. Соответственно, если я подойду к грозовым тучам, то произойдет взрыв. Тогда мне посоветовали: ты должен точно выдерживать переходы с одного потока на другой, прижиматься к Антарктиде и обойти этот фронт. Ветра там дуют разные – на высоте 10 тыс. м я иду на юго-запад, поднялся на 10 200 м – иду уже на юг. Мне говорят опуститься ниже – на 9 700, тогда я двинулся уже на юго-восток. И такой лестницей я начал огибать фронт.
Когда подошел к Антарктиде, здесь самое основное было попасть между фронтом и Антарктидой. В штабах Бельгии и Австралии все, затаив дыхание, следили, смогу ли я перейти в потоке, который уйдет снова на северо-восток. Мне говорили: если ты не сможешь попасть, то зависнешь над Антарктидой, повисишь и упадешь. А там полярная ночь, и я работаю только пропаном – солнце только всходит и тут же заходит, и гелий не может расшириться и поднять меня. Все горелки работают и уже красные. И я думаю: если одна из горелок откажет, то на пяти я не удержусь – произошло обледенение шара и он стал тяжелым. Брать запасные горелки мы не могли – они большие, а ремонтировать на высоте при морозе и большой скорости сложно. Если бы одна из горелок отказала, то, пока бы я ее ремонтировал, шар начал бы падать с большой скоростью. Но все обошлось с Божьей помощью и помощью Николая Чудотворца, скульптуру которого мы с тобой начали лепить.
Обещать Господу Богу, конечно, нельзя. За свои 65 лет я построил 13 часовен и два храма. Но в этот раз я сказал, что поставлю вместе с тобой в нашей православной столице Москве памятник святителю. Потому что в Москве больше всего храмов и часовен посвящено Николаю Чудотворцу, ведь его многие любили, любят и будут любить. Но ни одного скульптурного образа святителя Николая в Москве нет. И я бы хотел, чтобы, как мы с тобой и задумали, в Москве была скульптура Николая Чудотворца.
Мы с тобой как раз подошли к теме нашего совместного значительного, как я считаю, проекта – это памятник Николаю Чудотворцу на мысе Горна. Мы основываемся на твоей иконе, где святитель в одной руке держит мыс Горн – это очень труднопроходимое место для всех путешествующих по воде. Там постоянные шторма, и негласно считается, что если человек прошел мыс Горн, то он прошел кругосветку. В другой же руке святитель Николай держит парусник, то есть это будет скульптура по изводу «Никола Можайский». Существуют живописные и деревянные скульптуры по этому изводу, где святитель Николай держит в одной руке храм, а в другой меч – такой воинственный образ.
– Скорее, не храм, а, как он называется, град. Святитель Николай как защитник города.
Православная вера по сути своей – ограждение малого стада христиан, окруженного бушующим морем. Почему было много русских путешественников – первооткрывателей, купцов? Люди всегда двигались по воде и всегда молили Николу Чудотворца. Сколько памятников в Тотьме! Купец едет, не знает, получится ли, и дает обет построить храм. Эта традиция прижилась, поэтому на Руси столько Никольских храмов.
– Французы говорят, что пройти мыс Горн в одиночку равносильно тому, как если подняться на Эверест без кислорода. Это очень сложно. Там еще испокон веков кладбище кораблей – ходили парусники, гибли. Я проходил по проливу Дрейка пять раз, дважды высаживался на мыс Горн (это чилийская территория), там есть иконка Николая Чудотворца, наш православный крест, который мы когда-то поставили. И молиться надо за путешествующих и моряков. Любим мы, не любим – люди как путешествовали, так и будут путешествовать. Они шли вокруг света на кораблях, парусниках, яхтах, поднимались в горы, на Эверест и другие высочайшие вершины.
Ко мне приходят альпинисты, отправляющиеся на Эверест и другие вершины, и просят, чтобы я помолился, совершил службу, напутственную или благодарственную, когда они возвращаются. Мне часто говорят: вот ты молишься за путешествующих, отправляющихся на Эверест, а они идут, чтобы удовлетворить свое тщеславие, ведь по Православной вере это грех. Да, может быть, это грех. Но, как сказано в Священном Писании, Господь Бог создал человека по образу и подобию Себя, и человек божественно идет к разгадке, хочет увидеть земной лик Господа Бога – то, что Он создал. Творец создал не только нашу страну, но и мыс Горн, и пустыни, и горы, и океаны, и моря, и человек хочет их увидеть.
Мои друзья, возглавляющие Федерацию альпинизма России, ее президент Андрей Волков, с которым мы были в 1992 г. на Эвересте, посчитали, сколько альпинистов, только состоящих в Федерации альпинизма. Только по одной Москве их 4 000 – столько альпинистов каждый сезон уходят в горы. А значит, за них надо молиться. Мы посмотрели, что из 4 000 – 2000 православных. За них надо молиться? Надо. А по нашей вере надо молиться за всех. Как сказано? Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Даже если альпинист другой национальности, другого вероисповедания, но идет в команде российской, разве я могу молиться только за русских, а за него нет? Вот сейчас шла группа, в которой были два альпиниста из Ингушетии, два из Франции, одни мусульманин, другие католики – я молюсь за всех: они подвергают свою жизнь опасности. А я делаю, как это положено по нашей вере: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Не сказано, что ближний только своего вероисповедания.
Ближнего надо любить, кто бы он ни был. Если он пришел, просит или смотрит в глаза, разве я буду спрашивать, какого он вероисповедания? Я молюсь за него. Да, на Литургии есть свои законы, и я вынимаю частички только за православных, а на вечерней, ночной молитве молюсь, конечно, за всех. Тот же Николай Чудотворец, как говорится в его житии, помог и еврею, и мусульманину, и людям других вероисповеданий.
Когда я на яхте «Формоза» заходил в крупнейший порт Саудовской Аравии – Джидду, то пришли таможенники, карантинная служба, проверять документы, яхту, что я везу, чтобы не было никаких болезней. И когда они увидели икону святителя Николая, то сразу обрадовались, заулыбались: «О! Никола!» – мусульмане очень любят Николая Чудотворца. От этого мне стало так приятно! И ко мне отношение сразу другое. Там жарко, но я застегнул рубашку на все пуговицы, чтобы не раздражать их крестиком. А они поняли и говорят: «Не надо стесняться, мы уважаем Николая Чудотворца».
Николай Чудотворец должен стоять в Москве – она многоконфессиональна. И с радостью говорю, что никто не сможет пройти мимо его скульптуры, не заулыбавшись или не сказав ему спасибо. Я хочу вылепить скульптурный образ святителя Николая, как мы с тобой его видим, придать ему характер, а дальше дело техники – профессионалы будут отливать его из бронзы. Мы бы хотели, чтобы всегда были открыты двери мастерской, где образ Николая Чудотворца отливается в бронзе.
Это соборное дело для всех неравнодушных людей. Кто-то может поучаствовать материально, кто-то молитвенно. Может быть, в каком-то другом регионе захотят поставить такой памятник.
– Сейчас приезжали люди из Мурманска, которые хотели бы поставить у себя. Представитель Крыма тоже сказал, что было бы хорошо поставить одну скульптуру в Находке (где я жил и работал 22 года), Калининграде, Крыму и Мурманске – таким крестом. И раз наша столица Москва находится в его центре, то и в центре нашей православной страны.
Здесь сходятся все пути – и религиозные, и морские, и речные.
– Николая Чудотворца все почитают. И все перечисленные города – морские: Находка, Севастополь, Мурманск, Калининград и Москва, как говорится, порт семи морей.
Федор Филиппович, возвращаясь к перелету. Мне кажется, там было какое-то молитвенное присутствие.
– Без молитвы такое путешествие нельзя совершить. Английские, французские, испанские конструкторы, участвовавшие в изготовлении нашего шара, говорят, что нужно еще лет 15–20, чтобы появились новые технологии, которые позволят побить рекорд перелета российского шара «Мортон», им я управлял. То, что сделал ты, сказали они мне, сделать невозможно.
Я вылетел из маленького городка Нортхэм, это в 100 км от австралийского побережья Индийского океана. И когда через 11 дней завершил круг, то приземлился точно на этот аэродром. Как говорят космонавты, это как «Шаттл», который взлетел, облетел земной шар и вернулся на тот же аэродром. А аэродром маленький – для маленьких самолетов.
Такое почти невозможно. Можно было вообще промахнуться, пролетев мимо Австралии.
– Такое может быть совершено только православным человеком. Вообще, стояла цель – найти в этих потоках Австралию и приземлиться в пустыне. А я не только нашел... Конечно, это нашел не я, и когда приземлился, то сказал: спасибо Господу Богу и Николаю Чудотворцу, которому молился, и он привел на этот же аэродром. И тут же подходит мой австралийский друг, путешественник, миллионер, 1941 года рождения, протестант, и говорит: «Федор, крести меня в вашу веру. Если православные так делают, то я хочу быть православным». Это для меня была большая награда: люди поверили, что с молитвой такое можно сделать. Он помогал мне еще в первом кругосветном плавании в 1991 году, уже тогда у меня на яхте были иконы. Он спустился и говорит: «Ты, как всегда, с иконами, с лампадкой». Тогда его это сильно не тронуло. Но когда я приземлился, то он сразу сказал: «Я хочу перейти в вашу веру».
Еще была жесткая посадка.
– Жесткая посадка, поскольку был большой ветер. Когда мы делали взлет, то полтора месяца ждали хорошей, тихой погоды. А посадка уже при той погоде, какая есть. Тем более что я рассчитывал, что пролечу за 16 – 18 дней, а получилось за 11. Поэтому, когда я совершал посадку, то был еще тяжелый: у меня было много баллонов. Сбрасывать их на территории Австралии я не мог. Кроме того, каждый из них весит 152 кг, и, если их сбросить, меня сразу подкинет вверх на 300 м и придется снова идти 2 – 3 километра на посадку.
Когда я совершал посадку, у меня было десять баллонов, в том числе кислородные. Ветер был 22 км в час – это очень большой ветер для шара. Обычно при такой погоде не садятся. Мне бы еще потянуть, но у меня уже больше не было времени, потому что наступала ночь. А мне сказали, что если я не смогу сесть до наступления темного времени суток, то придется всю ночь держаться в воздухе. (Окончание следует)
Записала:
Ксения Сосновская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/mysli-o-prekrasnom-vstrecha-s-puteshestvennikom-svyaschennikom-fedorom-konyuhovym;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/mysli-o-prekrasnom-vstrecha-s-puteshestvennikom-svyaschennikom-fedorom-konyuhovym-chast-2
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.