Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (660) → Не просто профессия…

Не просто профессия…

№3 (660) / 16 января ‘12

Василий НестеренкоМысли о прекрасном

Мы продолжаем цикл бесед «Мысли о прекрасном». Их ведет народный художник Российской Федерации Василий Нестеренко


– Я приветствую в моей студии гостя, замечательного художника-реставратора и ученого Александра Анатольевича Горматюка. Александр Анатольевич совмещает в себе две как бы несовместимые профессии: и художника, и ученого. Вы – сотрудник реставрационного центра имени И.Э. Грабаря, реставратор высшей категории, плюс к этому профессиональный искусствовед, имеете степень кандидата наук. Как Вы совмещаете эти две ипостаси?

– Я рад оказаться в такой творческой обстановке. Думаю, что эта обстановка придает моему интервью дополнительное обаяние. Что до конфликта двух профессий – творчества и научной работы, конфликта в реальности не существует. Я профессию реставратора особо и не выбирал. Начал довольно рано заниматься искусством, у меня родственники с одной стороны – научные люди, а с другой стороны – художественные. Я прицепился к своему старшему брату и первый рисунок сделал, когда мне было четыре года. Он на пленэр ходил, и я с ним. Потом поступил в художественное училище памяти 1905 года – попал на реставрационное отделение, которое впервые было организовано там на отделении монументальной живописи, поэтому моя первая профессия – реставратор монументальной живописи. А в практической деятельности так получилось, что и художником был, и современной живописью занимался, но жизнь так сложилась, что ушел целиком и полностью в реставрацию иконы – сначала в музейную реставрацию, а потом оказался в реставрационном центре Грабаря, в темперном отделе.

Организация реставрации на профессиональном уровне началась только после революции. До этого были отдельные профессиональные мастерские, в основном в кругу старообрядческой культуры, а уже государственный уровень установить удалось Грабарю. Он убедил новое правительство, которое достаточно агрессивным было к Церкви и к церковному искусству, что этим надо заниматься. Но это было, конечно, явлением временным, и к 1934 году организация претерпела репрессии, и многие пострадали вплоть до ссылок и увольнений, а кто-то отдал свою жизнь за реставрацию, в частности икон.

Новое восстановление этой мастерской произошло уже в 1944–45-х годах на территории Марфо-Мариинской обители.

– Я хотел бы это отметить, поскольку мастерские И.Грабаря и он сам сделали очень много в реставрации. Но то, что они находились долгое время в Марфо-Мариинской обители, позволило сохранить и знаменитый храм, и росписи Нестерова. Когда передали Церкви и восстановили Марфо-Мариинскую обитель, оказалось, что все было сохранено любовно, на высоком профессиональном уровне.

– Отчасти это действительно было благодаря мастерам-реставраторам, но, наверное, и Елисавета Феодоровна также не оставляла это место, реставраторы-то находились как бы под ее сенью. Недаром основным местом, скажем так, – домом, мастерской был Покровский собор. Когда Елисавета Феодоровна проектировала этот собор вместе со Щусевым, она имела в виду, что там будут проходить заседания археологического общества, и трапезная там была – это достаточно большое пространство.

– Она в это время параллельно возглавляла Императорское Палестинское общество, поэтому задумывала строение с двойной функцией.

– Она была очень деятельный человек и нередко работала в нескольких направлениях. Но мы, по сути дела, были там с 1944-го по 2006 год. Самой большой проблемой в Москве оказалось то, что не было даже места, куда бы мы могли переселиться. В конце концов, переехали на улицу Радио, которая тоже приближена к центру. И для нас самая большая ценность – что наконец-то все реставрационные отделы, которые разбросаны были по Москве (многие занимали и храмы, которые сейчас переданы Церкви), собрались под одной крышей.

К сожалению, сейчас мы переживаем тяжелый момент, потому что у нас горе случилось – год назад произошел пожар. Но центр продолжает не просто существовать, а работает, активно занимаясь реставрацией и спасением наследия России. Наш темперный отдел пытается восстановить наследие 40–50-х годов, когда иконы и христианское церковное искусство были просто под запретом. Тогда многие исследователи и реставраторы это все делали под эгидой того, что это – общекультурное наследие, что и помогло.

Хотелось бы представить издание, которое мы подготовили в память и благодарность за то, что нам такой приют и покров дала Елисавета Феодоровна. Это будет трехтомник, откроют который благословение и вступительное слово Святейшего Патриарха, и затем будет вступительное слово от министра культуры Российской Федерации. Первый том будет целиком посвящен Елисавете Феодоровне и историческому храму.

– Вам приходилось восстанавливать уникальную икону с образом Василия III. Расскажите о ней, потому что это древняя московская живопись: какие там стояли задачи, что Вы там сделали, как удалось доказать, что это образ именно Василия III?

– Предыстория иконы такая. Настоятель Архангельского собора, где хранились надгробные иконы рядом с гробницами царей, обратился к И.Е.Забелину, директору Исторического музея, в 1894 году. Он говорил, что им негде хранить иконы, они гниют, ветшают, и предлагал забрать их в музей. Ряд этих икон был передан в музей, и из них в 30-е годы были сделаны несколько икон, которые сейчас находятся в Историческом музее, в Третьяковской галерее. А несколько икон, в том числе и надгробный образ Василия III и портреты царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, поскольку они были особо почитаемы, неоднократно реставрировали, поновляли, как тогда было принято, – там буквально не было живого места. И так получилось, что реставрацию этих икон начинали и в 20-е, и в 30-е годы, и в 50-е, и все время натыкались на как бы поврежденные участки. К идее сделать выставку с этими иконами в конце 90-х годов, к юбилею Москвы, обратились еще раз. Я под микроскопом разглядел, что лик Василия III без вставок, и добился, в конце концов, раскрытия этого образа. И когда удалось это сделать, мы увидели просто потрясающую живопись.

– У Вас много подобных примеров было в жизни. Та же работа в Марфо-Мариинской обители – духовная связь с Елисаветой Феодоровной, работа в Московском Кремле – духовная связь с нашими российскими древностями и святынями. Работа на Афоне – духовная связь со святогорцами. Расскажите об этом этапе Вашей жизни.

– У Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне есть келья Святого Стефана Первомученика, она была достаточно обветшалая. В 2007 году так получилось, что, с благословения наместника монастыря отца Иеремии, мы начали работать, а если бы мы на месяц-другой опоздали, можно было бы и потерять эту живопись. Но слава Богу, что все сложилось.

– А где Вы жили это время?

– В келье поначалу жить было невозможно. Нас приютили греки, которые сейчас в Андреевском скиту. Какое-то время и в палатках пришлось жить.

– На Афоне в палатках – как-то необычно…

– Там есть разные люди. Рядом с этой кельей, в некотором отдалении, например, жил один молдаванин: из реечек построил каркас маленькой палаточки, обшил ее полиэтиленом и жил в ней три года. А там ведь достаточно сырой климат, зимой выпадает снег, и звери водятся, и змеи есть.

Мы провели и архитектурную реставрацию. Проблема этой церкви заключалось в том, что келейные храмы – бедные: грубо обтесанные булыжники, глина с соломой. А как только вода попадает, глина превращается в песок, и все начинает проседать, и, в конце концов, живопись, как скорлупа, висит на стенах. Именно в такой момент мы туда и попали, когда в некоторых местах дырки были такие, что под живопись можно было просунуть целиком руку. Поэтому нужно было принимать конкретные меры архитектурной реставрации, потом реставрации росписи, потом восстановления кельи. В итоге за два года эта работа была осуществлена.

– Это подвиг самый настоящий...

– В общем-то, это особой трудности не представляло, но все-таки были проблемы. Потому что монастырь находится на территории Греции, хотя, действительно, вроде стены и родные почти что. Но такой зарубежный опыт у меня не первый. До этого мы провели ряд сложных работ, в частности, целый комплекс коптских икон восстановили и отреставрировали один из древнейших христианских храмов, который находится в Старом Каире и связан со многими потрясающими чудесами. Именно в этом храме был патриарх Авраам. Даже у Лескова есть такой рассказ, как бы переложение коптских легенд. Легенда говорит о том, что калифу местному показали строчку из Евангелия о том, что имеющий веру сдвинет гору. Он вызвал к себе патриарха и сказал, что если в течение трех дней они не сдвинут гору, он все храмы сравняет с землей. В этом храме они молились три дня, с 26 по 29 октября, сейчас эта дата празднуется, и патриарху явилась Божия Матерь и указала на Симона-водоноса, по молитвам которого часть горы Мукатан, недалеко от Каира, обрушилась. И тогда даже многие мусульмане уверовали во Христа.

Этот храм построен на фундаменте старой римской крепости, которая, по сути, разделяла фарватер Нила. Напротив была одна из столиц Египта, а с этого места был выкопан канал в сторону Красного моря – от этого места можно было попасть либо в Средиземное, либо в Красное море. Это было ключевое место, и, собственно, до III века это был укрепленный форпост сначала греков, потом римлян. А в целом, конечно, реставрация такого православного храма имела большое мировое значение.

– У Вас такая широкая география работ, а какие планы на будущее?

– Афон действительно от себя не отпускает – в ближайшее время планирую туда снова поехать, поскольку я, кроме реставрации, занимаюсь еще живописью и иконописью и знаю, что там, на Афоне, по-другому пишется – и пишется, и дышится, и молится по-другому. Самое главное, что ты там относишься к миру с какой-то евангельской простотою.

– В конце бесед я всегда спрашиваю о чудесах: были ли чудеса в Вашей жизни?

– Чудеса ведь каждодневно случаются, бывают большие, бывают маленькие.

Вот совсем недавно прошел праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница». В Москве есть храм «Скоропослушницы», и так получилось, что чуть ли не в первый день, как мы поселились в столице, мы с супругой пошли погулять. Я по карте нашел, что есть такой храм, а его в те дни только-только начали разгребать от запустения. Собственно, наша жизнь духовная началась там, и это наш родной, домашний храм. Там все время сейчас в службах участвует алтарник Андрей. В начале 90-х годов, когда он был еще совсем маленький, у его матери не было никакой зимней одежды, и купить было не на что. Она сидела и плакала в храме; пришел Андрей из школы, узнал, в чем проблема. Подходит к иконе «Скоропослушница», уже заносит руку на крестное знамение и спрашивает: «Мам, что просить-то, говори, шубу или пальто, отвечай быстрей, молитва идет». Помолился. Через час староста пошла к псаломщику, который жил недалеко от храма в вагончике. А там лампочка перегорела, она запнулась и упала. И видит на дороге какой-то пакет, а в нем шуба. Приносит шубу в храм. А мать Андрея говорит: «А вдруг размер не подойдет, а вдруг рост не тот?» – «Да точно, это твоя!». И действительно, шуба оказалась впору. Так что реальность исполнения наших молитв – это чудо. Но с этим надо быть осторожным, я бы так сказал.

– И просить, наверное, надо не шубу…

– Ну, когда-то для кого-то это может быть и шуба, но, думаю, все надо делать по мере сил и по необходимости.


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Мысли о прекрасном». Понедельник 00.00, 10.30, вторник 04.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№21 (726) / 3 июня ‘13

Мысли о прекрасном

Писатель Татьяна Миронова: Русский язык – это русский народ

Беседовал Олег Молчанов, заслуженный художник России

№7 (664) / 13 февраля ‘12

Мысли о прекрасном

Хранители вечности

Василий Нестеренко

№25 (730) / 1 июля ‘13

Мысли о прекрасном

Олег Митяев: Душу народа убить не удастся

Беседовал Олег Молчанов, заслуженный художник России

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Владимир Цветков: Без Церкви не может быть веры

 
Интервью

Разговор по-русски

Интервью с артистом Игорем Растеряевым

О вере в Бога, судьбах России и ее миссии в мире, о боговдохновенной природе творчества и многом другом – в беседе корреспондента «Нижегородских епархиальных ведомостей» Светланы Высоцкой и артиста Игоря Растеряева.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс