Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы продолжаем публикацию цикла бесед «Мысли о прекрасном». В гостях у народного художника Российской Федерации Василия Нестеренко реставраторы высшей категории Владимир Гербович Симонов и Людмила Павловна Синицына.
– Давайте начнем, на мой взгляд, с самых интересных вещей, связанных с реставрацией уникальных памятников, – русской деревянной скульптуры. Например, Никола Можайский каргопольской работы – удивительная вещь; видимо, сложная была реставрация. Скажите, как подобные произведения искусства реставрируются?
В.Г.: – При Грабаре заложены были принципы музейной реставрации, определяющие, что можно делать с памятником, а что с ним нельзя делать ни в коем случае. Такой подход был подтвержден Венецианской хартией в 1964 году.
– В былые времена реставрации как таковой просто не было, было поновление, и в результате сейчас перед вами стоит сложнейшая задача – через эти слои прорваться к автору. С другой стороны, поновление определенного этапа было, может быть, интересней, чем сама скульптура. Такое бывало?
В.Г.: – Наверное, такое может быть, однако более ранние слои все-таки более ценные. К примеру, наш отдел деревянной полихромной реставрации (деревянной полихромной скульптуры, в основном) создавался, чтобы реставрировать именно русскую деревянную скульптуру.
– У истоков этих реставрационных работ стоял Николай Николаевич Померанцев – его фамилия хорошо известна со времен Грабаря.
В.Г.: – Это был уникальный человек еще дореволюционной культуры, он закончил физико-математический факультет, прослушал филологический курс и учился у Брянчанинова композиции в консерватории – человек огромной эрудиции, он вместе с Грабарем занимался спасением произведений искусства.
– Скажите, а раньше все скульптуры раскрашивали? Ведь на большинстве из них не сохранилось красочного слоя.
Л.П.: – Да. Дело в том, что сами по себе Николы, которые находились в киотах XVI-XVIII веков, назывались «иконы нарези», то есть резная икона.
– Ну, я вот вспомнил этого Николу из Каргополя. Это ведь складень, и боковые иконы писаные. Они-то плоские, или там есть какой-то рельеф? Я такого не видел никогда: по сторонам плоские, а в центре объемный образ.
Л.П.: – Нет, это очень распространенный образ Николы в киоте. Просто очень часто киоты не сохранялись, и они не дошли до нас.
– Но складень предполагает закрытие боковых створок, а как же их закрыть, когда в центре находится объемная структура?
Л.П.: – Все было продумано; тогда складень закрывался, створки тоже были декорированы, там везде была роспись, к примеру, очень красивые растительные орнаменты.
В.Г.: – А мастер, после того как сделал скульптуру, сам писал икону.
– Мы знаем, что, например, без Голгофы невозможно себе храм представить. Как правило, это деревянные Голгофы, реже каменные, еще реже из какого-то другого материала. Я знаю, что Центр Грабаря многое делает не только по реставрации старинных скульптур, но и по Голгофам и распятиям.
Л.П.: – Конечно, у нас нередко реставрируются кресты и распятия, недавно, например, работали над палехским крестом. Это монументальная вещь, ее реставрация началась еще в 80-е годы в нашем тогдашнем отделе деревянной скульптуры, потом она была прервана, потому что реставратор умер и вещь долгое время оставалась забытой. Заканчивать ее взялся наш отдел инновационных технологий. Дело в том, что оставался нераскрытым оборот креста – он оказался очень черным и грузным. На светлой охре черными контурами были изображены орудия страстей Христовых с надписями. И мы это все открыли.
В.Г.: – Тут еще такой момент интересный присутствует. Вот картины или скульптуры где-то высоко под куполом, их никто не может увидеть с тыльной стороны, а этот крест так тонко сделан, да еще с другой стороны что-то написано – казалось бы, для чего, зачем, почему? А потому что для Бога делалось.
– Как при реставрации не внести свое «я», сохранить первоначальную целостность вещи? Вы ставите перед собой такую цель?
В.Г.: – Во-первых, реставратор соблюдает принципы реставрации, которые предполагают сохранение аутентичности памятника. Главное – не подменить реставрацию фальсификацией. Сейчас есть такие техники, которые можно использовать настолько тонко и умело, что на расстоянии ладони уже трудно определить, где была проведена реставрация.
– Но ведь гораздо легче взять и сверху написать, покрасить в похожий цвет, чем сидеть и, как Вы говорите, месяцами, годами пунктирно что-то реставрировать. Вы сказали, что с 80-х годов начали восстанавливать палехский крест, а можно было что-то похожее сделать, что и не отличишь, и все?
В.Г.: – Ну, лежал-то он по другой причине. Но я говорю, что у реставраторов есть разные направления и разные методы. Например, можно заливку сделать, но на полтона светлей, чтобы чуть-чуть была разница. Главное, поставлена цель – чтобы было видно, где реставрационное вмешательство, а где авторская работа. Считаю, что сделать так, чтобы люди обманывались и думали: «вот это сделано Андреем Рублевым», – это и для Бога не угодно. Конечно, образ важен, но мы же все-таки с почтением относимся к тому же преподобному Андрею или к другим старым мастерам: наверное, они тоже делали это с Божией помощью, надо уважать эти вещи. Но у нас сейчас часто реставрацию воспринимают как продолжение художественного творчества. Зачастую бывает так: из человека не получился художник, он стал реставратором, и теперь свои неизрасходованные художественные силы пытается в реставрацию внести.
– А реставратор – это прежде всего ученый, так?
В.Г.: – Во всяком случае, это находится где-то на стыке.
– Одна из сложнейших задач реставраторов – сохранить нашу культуру, потому что так мы узнаем о старинной церковной культуре, о наших храмах. Я думаю, что, занимаясь Николой Можайским древнерусской работы или палехским крестом, вы неизбежно проникаетесь образом мыслей автора. Это верно?
Л.П.: – Ну, конечно, хотелось бы; но в то же время, такой гордыни, ощущения, что я вот сейчас войду в мир автора, у меня нет. Но создается такое ощущение, что это – остатки нашей потерянной культуры. Только сейчас она начинает возвращаться, я считаю, в нашу эпоху; слава Тебе, Господи.
– Это как русские летописи, в которых язык совершенно замечателен, но мы его потеряли... Ведь, например, даже молитва на русском звучит совершенно иначе, чем на славянском, который мы уже не до конца понимаем. А ведь это язык разговора с Богом, когда-то на нем просто разговаривали наши предки – именно их руки делали эти скульптуры, эти иконы. А когда ты язык чувствуешь, то чувствуешь и их взгляд на мир, на природу, на все.
Л.П.: – Хотелось бы обратить внимание на один очень важный момент – надо вернуть в наши храмы скульптуру. Потому что она ведь в наших храмах запрещена была еще до Петра I. Были разрешены только крупные скульптурные распятия, а другая скульптура была запрещена. Сейчас специалисты спорят, насколько эти указы выполнялись, а насколько не выполнялись, но факт остается фактом.
Конечно, в настоящее время – это огромная редкость, хотя прежде резных икон было очень много: в XV–XVI веках это была норма – скульптура в русских храмах.
– Каждый день вас сопровождает чудо соприкосновения с наследием культурным... Но, тем не менее, чудеса в вашей жизни случаются?
Л.П.: – Я вообще считаю чудом то, что я живу, сама жизнь – это абсолютно дар Божий. А работа – дополнительный подарок. Но то, что с утра проснулся, открыл глаза, и Господь позволил тебе это сделать, я считаю, это уже дар.
В.Г.: – Я был как-то в Суздале, и меня попросили посмотреть раки святых в Рождественском соборе кремля. Они были почти овальной формы, если с торца посмотреть, и на них просто клочьями висел левкас с позолотой, толстым слоем. А левкас красивый, тисненый, и часть его уже осыпалась, но все-таки еще много сохранилось. И раньше пытались обычными способами укрепить его на клей, но там влажность очень высокая, и вместе с бумагой отдиралась позолота. Но меня эта идея задела, и я через какое-то время все-таки согласился на эту работу. Приехал, поговорили с батюшкой, молебен отслужили перед работой. Очень трудно было сохранить эти висящие фрагменты, но работа шла как по маслу и сделана была за короткий срок, не потерян был ни один кусок этого левкаса. Это была, конечно, Божия помощь.
– Ну, что ж, разрешите пожелать вам успехов в вашей работе, спасибо за беседу, наилучшие пожелания в наступившем году для вас, и для вашего отдела, и в целом для Центра Грабаря.
Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
Впервые он задумался о вечности, когда на его руках умер морской пехотинец. И он пришел в храм. Вице-президент Благотворительного фонда ветеранов и инвалидов силовых структур «Омофор» Тарас Киящук – гость программы «Люди Церкви»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.