Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №4 (901) 2017
Давайте сегодня поговорим, почему в одной семье дети учатся абсолютно по-разному (мы говорим об успеваемости)… Наши зрители описывают ситуации, когда старший ребенок учится хорошо, а младший плохо, или в многодетных семьях старшие дети учатся плохо, а младшие, наоборот, хорошо – этих комбинаций множество, но суть одна: одни дети учатся лучше, а другие хуже. Вроде бы родители все делают одинаково, те же семья, квадратные метры, отношение, а результаты разные. Почему?
– Вообще, это своего рода закономерность: не бывает, чтобы все было одинаково. В природе существует принцип гомеостаза, когда мы говорим о некоей гармоничности. В одной семье не может быть все одинаково, есть плюс и минус. Поэтому, когда мы видим одного ребенка или нескольких детей, которые учатся хорошо, то чаще всего существуют и другие дети, которые учатся не очень хорошо (не будем говорить, что они неуспевающие, но не так успешны).
Я вспоминаю звонок одной телезрительницы, которая говорила, что, когда она родила первого ребенка, это было очень для нее серьезно и ответственно. Многие спрашивали ее, готова ли она воспитывать, справится ли с этим. Для нее действительно было очень важно доказать самой себе и другим, что она хорошая мать, и она добилась положительного результата в воспитании. Ее сын учится на «отлично», у него медали, и он гордость мамы. Рождается второй ребенок, тоже мальчик, разница между детьми шесть лет. Она говорит: «Ко второму ребенку те же подходы, что и в воспитании старшего, но результат – тройки, двойки и четверки. Даже старший сын подключается, чтобы помочь и подтянуть, но ничего не помогает. Почему так происходит?».
В разговоре мы пришли к такому выводу. Когда она занималась старшим сыном, то были ответственность и желание доказать, что все получается, но успех ребенка был нужен не столько ему, сколько маме. А когда родился второй ребенок, то мама была уже спокойнее, увереннее, что если с одним получилось, то и со вторым будет то же самое. Одних методов и приемов, оказывается, недостаточно, не хватает эмоциональной стороны и желания родителей, чтобы ребенок действительно учился так же хорошо, как и первый. В этой ситуации недоставало каких-то эмоций и намерений мамы.
Если взять ситуацию многодетных семей, то, конечно, у всех детей разные способности. Вспоминая очень известную концепцию Дружинина, который говорил, что интеллектуальный потенциал семьи истощается с числом рожденных детей, мы можем логично предположить: чем позже рождается ребенок, тем меньше его интеллектуальный потенциал.
Я уже предчувствую, как наши возмущенные зрители из многодетных семей начинают переживать и приводить примеры восьмых и девятых детей, которые добились прекрасных результатов в науке, в просвещении...
– Здесь дело в том, что младшие дети берут не столько интеллектуальными задатками и возможностями, сколько социальными. Если мы возьмем первого ребенка, в которого родитель вкладывается интеллектуально, то он много читает и рассуждает сам, как правильно воспитать сына или дочь. Получается, он вкладывается в ребенка своим мышлением, а иногда определенным обсуждением с ребенком, как ему будет лучше и интереснее. Следующий ребенок получает от своего родителя уже иные знания: родитель, учтя все сделанное с первым ребенком, и поняв, что не пригодилось, этого уже не использует.
Может быть, родитель меньше рассуждает, поскольку на этот вопрос у него уже есть ответ. Верно?
– Да. Первому ребенку достается не только полезное, но и вообще все что можно, а второму немного другое, более выверенное. А это сам по себе другой ребенок, может быть, ему надо было бы давать больше, как и первому. С третьим ребенком – другая ситуация, мы даем ему еще меньше, вновь что-то исключив. Но у него есть браться или сестры, с которыми он общается, и уровень его социального интереса, социального интеллекта начинает возрастать. Общение с братьями и сестрами начинает компенсировать не такой высокий уровень интеллекта, который оказался у первого ребенка. Но так как первый ребенок был «умнее», а братьев и сестер у него не было (он недополучил социальный опыт), иногда он не знает, как свой интеллект применить в жизни. Очень часто успешными людьми становятся именно младшие дети, которые лучше социально адаптированы и умеют воплотить в жизнь свои способности и способности старшего брата или сестры. Старший может быть более грамотным, но не всегда способен это продемонстрировать обществу.
Не стоит отчаиваться: мне кажется, учеба в школе – это первая ступень к взрослой жизни, к тому, как дальше ребенок направит или проявит себя, поэтому важно, чтобы он хотел учиться, видел в этом интерес. Не нужно стремиться, чтобы все ваши дети учились одинаково. И тем более не стоит (сейчас отвечаю на вопрос одной телезрительницы) просить школьного учителя поспрашивать ребенка еще, чтобы дотянуть его до уровня второго ребенка, который учится в том же классе (дети – двойняшки), чтобы ему было не обидно. Совсем не обязательно это делать, здесь проблема не в ребенке, а в маме, которая проявила свой социальный интерес.
То, как ребенок относится к своей учебе, как он мотивирован, интересно ли ему, становится ключевым фактором, определяющим его дальнейшую жизненную стратегию.
Вы сказали, что есть дети, которые хорошо учатся, есть дети, которые учатся чуть похуже, и это можно объяснить физиологией, психологией – не надо переживать, волноваться и думать, что все плохо. Так бывает, и это нормально.
– Абсолютно нормально.
Но ведь это совсем не противоречит индивидуальным занятиям с ребятами, необходимости подтягивать их и помогать решать какие-то сложные вопросы?
– Конечно. Только ни в коем случае не сравнивайте детей, помогая в одном и том же. Например, нельзя говорить: «Посмотри, твой брат быстрее понял, а ты медленнее. Он сообразительнее, чем ты». Дети изначально разные, поэтому сравнение может стать барьером, препятствием к дальнейшему обучению, или комплексом, тормозящим человека на пути к самостоятельности. Сравнивая детей, того, кто лучше учится, мы ставим впереди, а того, кто хуже, за ним – мы «завязываем» ребят друг на друге, вместо того чтобы каждый пошел своим путем.
Я искренне надеюсь, что наши зрители услышат и поймут то, что Вы говорите. Хотя братья и сестры всю жизнь будут помогать друг другу, очень важно, чтобы каждый ребенок шел своей дорогой. (Продолжение следует)
Расшифровка:
Людмила Моисеева
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.