Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (895) → Диакон Павел Сержантов: Помазанник, Которого все ждут

Диакон Павел Сержантов: Помазанник, Которого все ждут

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Догматическое богословие

Продолжение.Начало в №8 (857) – №45 (894)

– Учение о Христе – одна из тем догматического богословия. Мы знакомимся с ней на лекциях кандидата философских наук диакона Павла Сержантова. На прошлом уроке речь шла о том, что христология, так еще в богословии называют это учение, дает ответы на следующие вопросы: какова Личность Иисуса Христа? Каким образом в Нем соединены две природы – Божественная и человеческая?

В связи с этими вопросами, христология разделяется на две части. Одна из них включат учение об Ипостаси Бога Слова, которое неразрывно связано с учением о Святой Троице, а другая содержит учение о боговоплощении. Отец Павел отметил, что тема о Христе неразрывно связана с темой спасения. И сегодня мы, зачастую безо всяких сомнений, называем Иисуса Христа Спасителем и делаем так, поскольку в мире уже прозвучало Его благовестие, а само слово «спаситель» стало одним из имен Воплотившегося Сына Божия. Это имя указывает нам на содержание главной цели и последствий Его Пришествия в мир. Но для людей, которые жили во времена земной жизни Христа и встречались с Ним, это не было так очевидно, как для нас сегодня. Хотя и тогда некоторые из Его учеников порой просто чувствовали, что встретили именно Того, Кто пришел в этот мир спасти людей от власти греха, вечной смерти и дать им вечное спасение – Царство Божие.

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва: – С Христом люди встречаются, сталкиваются прежде всего как с Человеком. Уже когда будущие апостолы увидели, что Христос – это Помазанник, Которого все ждут и Который наконец пришел, они Его воспринимают как Человека: вот, наконец, родился тот искупитель, тот мессия, которого мы все ожидали долгое время, многие века, и вот он родился, и вот сейчас будет поворотный момент в истории, народа, каждого из нас; они видят в нем человека, который повернет историю...

Общаясь с ним ближе, они видят, что Он не просто человек: в Евангелии есть целый ряд историй, когда они видят, что Он – не просто человек, руками которого Господь творит чудеса, – чудеса-то были и до этого, здесь как раз особо нового ничего нет, а они видят, что Он не просто человек.

Они обнаруживают, что Он – Сын Божий. И так и называется Он Сыном Божиим. Помните знаменитое исповедание апостола Петра? Когда Христос напрямую обращается к апостолам с вопросом «За кого почитают Меня люди и за кого почитаете Меня вы?», целая была палитра разных ответов, кто что думает. Думали очень по-разному: кто-то считал, что это обольститель, ложный пророк, ложный вождь – он ведет в тупик, соблазняет народ. Кто-то считал, что не обольститель – это человек, который от Бога пришел.

И что же это тогда за человек? Кто-то говорит, что он – один из пророков. Но в ветхозаветной истории было множество пророков – Моисей, до Моисея пророки, после Моисея пророки: множество пророков. Кто-то говорит, что это, как в Евангелии написано, Пророк. Почему-то в единственном числе, но без указания имени. Интересная ситуация, да? Подразумевается какой-то определенный пророк, но имени не называется. Почему? В чем дело? Он какой-то особенный, а имя почему не называется тогда? Не похож на всех остальных? А пророк Исаия похож на всех остальных? Очень своеобразный, просто поразительный пророк. А пророк Давид похож на всех остальных? Нет. Знаете, это первое впечатление, что они все друг на друга похожи, а когда вчитаешься, да еще если немного литературу поднять о той эпохе, то каждый пророк обретает свое лицо, какие-то характерные для него черты, и они перестают быть похожими друг на друга. Но это действительно особенный пророк. Что за Пророк такой?

Понимаете, по контексту Евангелия получается так, что кто-то считает, что это один из пророков, такой же как были до, просто еще один пророк пришел, и это очень замечательно – долгое время не было пророков, и вот наконец еще один пророк пришел помочь народу. А вот еще есть вариант, кто-то думает, что это Пророк. В чем разница между «один из пророков» и просто «пророк»? Смотрите. История ветхозаветного народа Божия тесно связана с вполне конкретным пророком Божиим Моисеем. До него народа как такового не было – людей было много, но они не составляли единый народ, не были еще в полном смысле слова народом Божиим. А с пророком Моисеем они получают заповеди, Землю Обетованную – это совсем другая история. Вроде те же самые люди, но история совсем другая: они составляют уже другое целое, народ Божий. Пророк Моисей много десятков лет служит Богу и народу. В результате, мы видим, формируется история народа Божия. Пророк Моисей умирает. За ним и Иисус Навин, преемник пророка Моисея. Мы можем между ними знак равенства поставить? Великие дела, между прочим, были сделаны руками пророка Иисуса, сына Навина. Как мы знаем, Моисей в Землю Обетованную не вошел – все служение, чтобы земля была населена народом, который вышел из Египта, легло на плечи Иисуса Навина.

Но все-таки Иисус Навин – такой же как пророк Моисей? Может, нехорошо взвешивать, но не получается приравнять. При этом пророк Моисей не просто оставляет после себя Иисуса Навина, но еще говорит о будущем – что Господь воздвигнет из среды народа пророка, такого же, как Моисей. Кто здесь имеется в виду? Иисус Навин? Согласно церковным толкованиям (а тут очень важно опираться на церковные толкования Библии – вы понимаете, каждый из нас читает по-своему и думает по-своему, а нам правду надо знать – какое это отражение нашло в моей душе: нам надо знать, что имелось в виду), Моисей пророчествует о Христе. Когда он говорит, что Господь воздвигнет пророка (пророков-то множество было, и даже Иисуса Навина можно назвать пророком), он имеет в виду не их, а Христа. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс