Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (895) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Несбыточные мечты

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Несбыточные мечты

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №45 (894)

Мы сегодня поговорим на очень интересную тему, которую назовем «Мечты о нереальном». Например, ребенок младшего школьного возраста говорит, что не будет писать письмо Деду Морозу, а напишет президенту: он видел его по телевизору и знает, что он исполняет желания и мечты, или ребенок мечтает быть банкиром, работать в «Газпроме», владеть акциями, быть высокопоставленным чиновником или известным актером, раздавать автографы (космонавтом сейчас мало кто мечтает быть). Давайте поговорим, что это такое, почему у детей возникают такие желания и как на это реагировать?

– Еще мальчики часто мечтают быть футболистами. Вообще, это очень интересное время для детей, потому что младший школьный возраст – наверное, единственный период в жизни, когда кажется, что возможно и можно все, особенно при каких-то условиях. Очень часто для детей эти мечты приходят из того поля информации, в которое вхож ребенок. Если он смотрит передачи, в которых наш президент спрашивает, у кого какие проблемы, и обещает их решить, или ребенок слышит благодарности от людей за то, что президент исполнил все обещания в кратчайшие сроки, то, глядя на такие возможности, он начинает считать, что самая классная роль и миссия в жизни – быть президентом: легко решать все проблемы и всем помогать. И ребенок говорит: «Мама, я хочу стать президентом».

На самом деле, это абсолютно нормальный процесс отождествления себя с чем-то новым и привлекательным для себя. Хуже, когда ребенок начинает представлять себя в какой-то асоциальной роли (например, бандитом, пиратом, преступником), такое тоже бывает – есть звонки от родителей, которые говорят, что ребенок хочет быть пиратом, хочет одеваться, как пират, иногда специально рвет вещи, в доме все в пиратском стиле.

На вопрос, что в этом интересного, ребенок отвечает: «Пираты сильные, они могут все, и их боятся». Это привлекательно для ребенка, мы видим, что здесь проявляется потребность быть сильнее, иметь определенное влияние и не зависеть ни от кого. Выбирая определенную роль, ребенок, конечно же, реализует определенные потребности, не зная пока, как удовлетворить их в другой сфере. Поэтому нереальные мечты – это нормально. Хочется, чтобы какие-то из этих желаний стали реальностью.

То есть ничего плохого в этом нет?

– Нет. Исключение составляет асоциальная роль, к которой ребенок стремится; просит купить оружие, ножи, затевает очень жестокие драки и специально что-то отбирает, даже если это ему не надо. Таким образом, он исполняет роль пирата, так как пираты у всех все отбирают и накапливают.

Можно провокационный вопрос? А если ребенок хочет быть Робин Гудом?

– Сегодня таких детей нет, по крайней мере, младшие школьники не знают, кто такой Робин Гуд, но забирать и обижать они могут.

Многие родители задают вопрос: когда это заканчивается – есть какие-то нормы или возрастные рамки, когда это должно начинаться и сколько длиться?

– Действительно, многие родители боятся, что процесс фантазирования или очень яркого мечтания о чем-то нереальном может затянуться. На самом деле – нет, это связано с развитием психики. Чаще всего в 11–12 лет, в подростковом возрасте процесс завершается, и ребенок начинает думать приземленнее и рациональнее. Может быть, он будет задавать родителю вопросы, которые подтолкнут к тому, чтобы «купировать» это нереальное мечтание и прийти к более адекватным рассуждениям.

Вообще, сколько продлится период мечтания, зависит от папы и мамы: ребенок мечтает специально при родителях – сохраняется восприятие взрослого, как волшебника, который может все, и если сейчас ребенок помечтает при родителе, чего он хочет, то, может быть, совершится какое-то чудо и желания исполнятся. Поэтому когда ребенок мечтает, родитель может помочь ему чуть более объективно порассуждать об этой мечте.

Допустим, мы хотим привести фантазию ребенка к чему-то рациональному… Вернемся к ребенку, который хочет быть президентом. Ему можно задать вопрос: «Как ты думаешь, что для этого нужно? Надо хорошо знать языки, потому что тебе нужно будет взаимодействовать с другими народами, поэтому ты сейчас в школе очень старательно изучай иностранный язык. Нужно уметь хорошо считать, говорить. Посмотри, сколько способностей нужно в себе развить, чтобы тебя поставили президентом, ведь это избираемая должность». То есть можно показать некие рычаги и рассказать об определенных критериях для достижения мечты. Когда родитель рассказывает о механизме достижения какой-то роли, то ребенок чаще всего говорит: «О, да это так долго! Это так сложно! По-другому никак?» И потом может отказаться и сказать: «Тогда я буду как папа», то есть выбирает что-то попроще.

Если мы возьмем отрицательную ситуацию фантазирования, например пирата, то здесь тоже важно показать перспективу. Можно сказать: «Ты знаешь, что пиратов сажают в тюрьму, наказывают, с ними борются. Давай посмотрим реальную передачу, как это происходит, почему это плохо и почему таких людей, роль которых ты выбрал, в жизни не приветствуют. Может быть, мы поищем альтернативу, что-то похожее». Таким образом можно прийти к какому-то «робингудству» или волонтерству.

Время периода мечтаний, фантазий, представлений себя в высокостатусных, волшебных ролях ограничено, и если родитель хочет, чтобы ребенок, завершая процесс фантазийности, сделал для себя принципиальные выводы и понял, что его мечты могут стать реальностью, что он может стать президентом при определенных условиях (можно посмотреть биографию и жизненный путь конкретного человека, что ему пришлось преодолеть, к каким задачам нужно быть готовым, и сказать ребенку: «Ты согласен? Тогда вперед, я тебя буду сопровождать, давай ты будешь президентом». Или: «Хочешь быть актером? Давай посмотрим, что для этого нужно. Прочитаем о самых интересных актерах, что они прошли, какой опыт имеют, что говорят о процессе достижения своих результатов. Если тебе это важно и интересно и у тебя не пропали желание и настойчивость, то давай попытаемся»).

Мне кажется, что родителям, которые опасаются, что ребенок может заиграться, есть смысл уделить этой теме чуть больше времени. Не отвергайте позицию ребенка словами, что у него это не получится, а попробуйте порассуждать, что нужно для достижения цели. Может быть, после такого разговора ребенок примет решение: готов ли он дальше действовать либо он отказывается, понимая, что «это не его».

Подведем итоги. Получается, что мечтать не плохо, а даже полезно, и это проходит – ничего страшного, когда ребенок мечтает, если это не какие-то деструктивные фантазии. А если мечта перерастает в настойчивое стремление и ребенок делает все для ее достижения? Наверное, это хорошо?

– Да. Важна поддержка, родительская позиция поощрения, помощи. Здорово, когда ребенок настолько увлекся, что это стало его идеей. Выдающиеся люди говорят, что мечта стать выдающимися появилась очень рано; хорошо, что им не мешали мечтать. Поэтому можно иногда просто не мешать – пусть ребенок идет интересным для себя путем, пусть у него будут какие-то амбициозные планы, пусть родитель даже не представляет себе, как это может быть, как можно мечтать об этом. Пусть ребенок пробует. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Людмила Моисеева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс