Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (895) → Священник Валерий Духанин: Неоязычество

Священник Валерий Духанин: Неоязычество

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Беседы с батюшкой

Сегодня мы хотели бы затронуть тему, во многом касающуюся современной действительности, наверное, даже во всем мире – это неоязычество. К сожалению, это движение и в нашей стране очень распространяется, и особенно в славянских государствах. Скажите, почему мы должны обсуждать эту тему в нашей православной среде, вообще в мире? В чем проблема?

– Вопрос о неоязычестве и вообще о язычестве не такой, я бы сказал, заурядный, безобидный. Почему? Это вопрос духовной безопасности и каждого отдельного человека, и в целом нашего общества. Можно вспомнить, как в 2014 году один молодой человек в Южно-Сахалинске вдруг неожиданно пошел к собору и начал стрелять из ружья в прихожан храма. Там были пострадавшие, и потом оказалось, что этот молодой человек увлекался учением Николая Левашова, одного из современных неоязычников. Казалось бы, они просто исповедуют каких-то богов, говорят о слиянии с природой, с силами природы, но на самом деле, если посмотреть, что находится внутри этих течений, мы увидим агрессию по отношению к христианству, Православию.

А ведь у нас страна православная (по преимуществу православная), и получается, что люди, которые придерживаются неоязычества, носят в себе скрытую агрессию по отношению к православным. И в каких-то случаях это выливается вот в такие ужасы. Иногда они спиливают поклонные кресты. Я вспоминаю случай, когда пытались совершить террористический акт в Москве, в Западном Бирюлеве, там произошел взрыв в храме, но, насколько я помню, никто не пострадал. Но такие акты происходят. И получается, что языческая идея, воспринятая ими, потом выплескивается в виде каких-то конкретных преступлений. То есть это не настолько безобидно, как мы можем подумать.

Но даже когда не происходит страшных преступлений, ломаются души людей: те, кто туда приходит, потом в итоге ничего не получают для своей души. Я встречался с людьми, которые прошли через это, увлекались родноверием, переходили от одного учителя к другому, а в итоге оказались ни с чем – душевные силы уходили в пустоту, потому что руководители этого движения, по большому счету, просто обманщики, мошенники. Они зачастую говорят, что приоткроют вам тайное учение, которое по традиции передавалось. А если спросить, где источники этой традиции, на что вы опираетесь, то они никогда этого не откроют.

Происходит какая-то страшная вещь, и во многом это явление психологического характера. То есть люди, вырвавшись из оков Советского Союза, стали искать, что от них скрывали. И тут неоязычники стали предлагать якобы какое-то скрытое, тайное знание. Например, они опираются на Велесову книгу, но подавляющее большинство ученых однозначно говорят, что Велесова книга – это фальсификация, подделка. Она появилась в XX веке, может быть, даже в XIX веке и никакого отношения к древней языческой религии не имеет.

То есть неоязычество представляет собой просто мыльный пузырь, привлекающий людей. Это как игра в фэнтези: есть такие толкинисты – люди, которые увлекаются романами Толкина и начинают играть в хоббитов, увлекаться этой идеологией. То же самое и здесь – это какие-то фольклорные игры на тему язычества, но, к сожалению, на алтарь этих игр приносятся души людей. А если мы еще посмотрим, что зачастую там пропагандируется и национализм, и профашистские идеи, то понятно, что это явление очень и очень небезобидное.

Опять обратимся к статистике. В 2006 году 1,5 % россиян называли себя родноверами. Эта информация есть в свободном доступе. И, соответственно, сейчас цифры немного больше. Если брать в процентном отношении к населению нашей страны, то достаточно большое количество. Кроме того, я по себе знаю, в кругах моих сверстников очень многие разбираются в том, какие боги, какие славянские народы были, и так далее – это очень широко практикуется среди молодежи: им это интересно.

– Да, но тут надо сказать, что, конечно, статистика до конца не совсем ясна. Почему? Потому что, насколько мне известно (я этот вопрос изучал), там относят себя к языческому направлению. Но дело в том, что здесь учтены те народности, которые традиционно являются языческими, живут на Севере, например, нанайцы или некоторые племена рядом с озером Байкал, где-то в Бурятии, Якутии, Хакасии, племена, сохранившие это по традиции, и у них процент язычников намного выше.

Но мы говорим конкретно о родноверии.

– Надо сказать, что счет здесь идет на сотни тысяч точно. Может быть, и в пределах от полутора миллионов человек до двух. И это уже достаточно много. Но повторяю, что в основном многие воспринимают это в форме игры, то есть у них нет серьезной веры, в отличие от традиционных язычников, которые ходят к шаманам, соблюдают из века в век свои какие-то обряды, общаются с духами напрямую, как это у них распространено.

А неоязычники не таковы, они вырваны из традиции и только пытаются путем реконструкции ссылаться на какие-то языческие взгляды. Но когда начинаешь изучать это явление, то оказывается, что родноверие не существует как единая религия, а это множество разных учений. И если их спросить, как они вообще понимают своих богов (того же Перуна, Сварога, Даждьбога), то появится масса интерпретаций. Одни будут говорить, что все-таки есть какой-то высший надмирный Бог, а эти мелкие божества просто Его такие воплощения, как бы ипостаси, в которых Он проявляется. Другие будут говорить, что это просто олицетворение природных сил, связанных с окружающим миром, а третьи будут говорить, что это самостоятельные божества.

У них самих нет никакого порядка. А это о чем говорит? Они и сами не знают, во что верят. А раз не знают, во что верят, то, собственно, является ли это истиной? А вовсе и нет. Почему? Потому что родноверие, которое есть сейчас, – это, может быть, привлекательное слово, но оно не имеет абсолютно никакого отношения к той славянской, языческой вере, которая была когда-то, по очень простой причине – никаких реальных источников не сохранилось. А сами идеологи родноверия говорят, что изучают религию каких-то иранских народов, изучают Веды, «Ригведу», множество других древних религий и по ним пытаются конструировать. То есть сейчас на самом деле это просто синтез самых разнообразных представлений, которые где-то привлекают людей. А чем привлекают? Например, они говорят, что язычество дает подлинную силу человеку.

На самом деле, у нас в стране это начало появляться на рубеже 80–90-х годов, и во многом это движение сопровождалось возрождением славяно-горицкой борьбы, когда стали говорить, что вот сейчас мы откроем нашу национальную, традиционную борьбу, а вместе с ней откроем и ту веру, ту религию, которая существовала. Они говорят о том, что язычество дает силу. Но если язычество дает силу, почему тогда оно исчезло? Если они сами говорят, что христианство – это религия слабых людей, то почему тогда христианство победило? Куда же делись все эти мужественные язычники, которые уже во времена князя Владимира не представляли реальной силы? Они не обладали той силой духа, которой обладали, например, христиане Федор и Иоанн – варяги, отказавшиеся, когда при князе Владимире язычники решили принести в жертву богам живых людей, от признания этих богов, открыто сказали, что их боги – бесы. И проявили такую силу духа, что это повлияло на самого князя Владимира: потом он вспоминал этот случай.

То есть зачастую они пытаются привлечь молодое поколение идеалом силы, культом силы, свободы: неоязычество говорит о свободе во всех смыслах, в том числе в половом смысле. Христианство обвиняется в чрезмерном аскетизме. Но если мы сравним, то увидим, что христианство как раз и дает людям подлинную свободу. Свобода – это когда ты не объят никакой греховной страстью, когда ты не сгораешь ни от ненависти, ни от раздражения, когда тебя не съедает ни зависть, ни ревность изнутри, тогда ты внутренне свободен. А человек, которого преследуют греховные пороки, который не может совладать с какими-то блудными движениями, не свободен. И все язычество – это на самом деле пропаганда низменных страстей, в рабстве у которых содержится человек. Это утрата свободы, и никакой силы в этом нет.

Знаю много случаев, и об этом пишут в интернете, как родители замечали, что их чадо, зарегистрировавшись в социальных сетях, порой часто попадает именно на эту удочку. Что можно сказать родителям, которые сталкиваются с такой проблемой? Как уберечь чадо от этого влияния? Можно не останавливаться только на родноверии, там дальше идут какие-то исламские секты, их много. А дети сейчас спокойно выходят в интернет с самого маленького возраста.

– Здесь проблемы не детей, а родителей – в данном случае мы видим, что в какой-то момент родители утратили связь со своими детьми. Родителям было тяжело с детьми: дети все время кричали, что-то просили, требовали, и родители старались как-то их отодвинуть, чтобы они занимались своими делами. И потом, когда дети «сели за интернет», то и для родителей это стало удобно, потому что дети перестали что-то клянчить, они ничего не требуют от папы и мамы. Но в итоге они настолько ушли в интернет, что подхватили там духовную заразу.

Пропаганда родноверия чем берет? Тем, что там написано очень много фантастического. А в подростковом возрасте дети очень увлекаются фантастикой. Я сам помню, когда был подростком, очень много читал фантастику, но я читал Юрия Снегова – научную фантастику. Слава Богу, мне не попалось ничего родноверческого. И тогда я понимал, что фантастика и есть фантастика.

А теперь получается, что тот же Николай Левашов столько написал про какие-то звездные войны, про то, как цивилизация была занесена на планету Земля…Там просто каждый абзац – это невероятный вымысел, но пишет он очень убежденно, иной раз думаешь, что он сам верит в то, что пишет, хотя это не соответствует никаким научным, историческим данным и сведениям, это не соответствует даже здравому разуму. Например, Николай Левашов утверждал, что он своими манипуляциями восстановил озоновый слой, что он очистил воздух над Чернобылем от всей радиации. А вот пойди проверь, да? Но он говорит так убежденно, что его сторонники в это верили.

Более того, он говорил, что буквально за пять минут он смог очистить все реки Архангельской области. Там очень много заводов химической промышленности и достаточно много загрязнений. Газеты даже вынуждены были публиковать официальное опровержение этих высказываний Николая Левашова, что никаких водоемов там не очищалось, тем более, за пять минут. Но люди верят, они настроены на фантастику, где раскрывается что-то положительное: вот, человек очищает, исцеляет, есть какие-то космические астральные силы, к которым можно приобщиться. И потихонечку наступает обольщение, как обольщена была Ева, потом и Адам, тем, что враг сказал: «Вы будете как боги, знающие добро и зло. Только вкусите этот запретный плод». И все язычество и неоязычество говорит о том же самом: вкусите тайное знание и будете как боги, будете обладать астральной энергией, космическими силами, в вас проснутся экстрасенсорные дарования и потом вы сами будете исцелять, придете к гармонии. Но зачастую это оканчивается трагически.

Все неоязычество пошло с движения New Age. И мне вспоминается одна из лидеров New Age. Во второй половине XX века она бросила христианство и настолько увлеклась, что ей казалось, что она достигла высшей гармонии, но потом, в какой-то момент (а она была на высших постах этого движения, была лидером), она чувствует, что находится под контролем космических сил, к которым хотела приобщиться, и что на самом деле это именно злые духи, которые порабощают ее волю. У нее наступила в буквальном смысле депрессия. И выйти из этого внутреннего кризиса удалось только путем возвращения в христианство, путем покаянных молитв, чтения Священного Писания, когда вся эта напасть от нее отошла. И как бы это ни казалось прискорбно, но все язычество, какое бы мы ни взяли, на самом деле связывает людей с падшими духами.

В XX веке проводилось много этнографических исследований, и была такая исследовательница Анна Смолек. Она обычная советская женщина, не отличалась никакой религиозностью, просто исследовала племена нанайцев и других народов (это 60–70-е годы), и те напрямую ей рассказывали, как они видят духов. А духов они называют чертями, то есть сами понимаете, что это за духи, с которыми язычники находятся в общении. И все язычество говорит об общении именно с духами.

Современное неоязычество – это тоже попытка в нашем цивилизованном мире опять привести нашу молодежь, наших подростков к общению с падшими духами. А падшие духи – это же разрушение человеческой души, это одержимость, и люди очень страдают потом. Они приходят и к депрессиям, и к каким-то не очень хорошим пожеланиям, и к суицидальным, так что ничего хорошего в этом нет. Где же тут сила? Где тут свобода, когда человек утрачивает свою внутреннюю подлинную свободу? Только возвращаясь в Церковь через таинство Покаяния, Исповеди, эти люди опять обретают настоящую свободу.

Давайте все-таки затронем символику, она в этом движении играет немалую роль – это и коловрат, и элементы, напоминающие свастику. Что можно сказать об этом?

– Родноверие имеет два основных течения. Одно – фольклорно-игровое, где просто им нравится вспоминать какие-то древние божества, они собираются на свои праздники, прыгают через костры, водят хороводы и совершают свои обряды. А другое направление более националистического характера, то есть не приемлется ничего чужого, и христианство воспринимается тоже как чужая религия. Соответственно, у этой направленности родноверия присутствует своя символика. В частности, свастика, но именно с фашистской направленностью.

Вообще, символ ломаного креста встречался в разных культурах, но на самом деле это было изображение движения, символическое указание на круговращение солнца. Где-то могли быть и другие смыслы, но в фашизме, когда Адольф Гитлер утверждал знак своей национал-демократической партии, он специально подбирал символы и утвердил именно этот знак. В фашизме он стал знаком избранничества арийской расы, то есть что только арийская раса является самой лучшей, превосходной, а остальные народности либо должны быть полностью устранены, либо ограничены в количестве, должны быть в подчиненном положении. Именно в фашистском смысле понимания свастики этот знак используется у ряда родноверческих общин националистического толка. То есть на самом деле здесь продвигается скрытый фашизм, где говорится, что наша славянская раса с нашими национальными древними божествами – это единственно правильное, единственно допустимое, а все остальное должно быть искоренено или приведено к язычеству.

Но есть такие интересные наблюдения: люди, прошедшие через неоязычество, говорят, что почему-то к исламскому ваххабизму отношение у неоязычников вполне спокойное. То есть там, где тоже проявляются национализм и радикализм, их представители воспринимаются как единомышленники. То есть здесь мы видим всего лишь начало скрытой агрессии, которая сидит внутри неоязычников, и в какой-то момент они могли бы выплеснуть ее наружу. Вот о чем говорят эти знаки.

А если встретишь родновера (мы уже говорили, что они могут быть агрессивными) или это твой друг – что можно ему сказать о христианстве? Как его забрать из общества неоязычников? Чем его можно привлечь? Они говорят, что в храме скучно, там монотонная молитва, а у них тут весело: костер, пляски и так далее.

– Не настолько там весело: всякое такое веселье очень быстро обнаруживает свою пустоту. Дело в том, что язычество не дает пищи человеческому сердцу. Да, там проводятся какие-то небольшие обряды, но все язычество говорит, что человек богам абсолютно не нужен – боги сами по себе, они живут в своей поднебесной сфере, заняты своими делами, а люди сами по себе. И люди могут, конечно, сделать какие-то жертвоприношения, о чем-то попросить, но им, богам, абсолютно все равно, что будет с человеком. Поэтому никакой духовной близости к божественному миру там нет и быть не может.

А христианство говорит, что Бог – это наш Небесный Отец. На земле может случиться любая беда, нас может подвести самый близкий нам человек, он может заболеть, или предать нас, или уехать, или еще что-то случится, а Бог – наш Небесный Отец, Который никогда не пре-даст. И всегда, в любой момент мы можем обратиться к Нему – и Он услышит. И молитва наша – «Отче наш». Отец наш, и мы для Него дети. То есть только христианство дает удивительную близость человека с Богом. Именно в христианстве человек поставлен очень высоко.

В язычестве человек – ничто. Как писал еще, по-моему, Цицерон, люди живут в мире, как мыши в большом доме: этот мир существует для богов. Когда человек заходит, скажем, в сарай и видит, что там мыши скачут, у него ничего, кроме негодования, нет по отношению к мышам – то же самое и у языческих богов по отношению к людям. Здесь поверхностно-холодные отношения, и язычники вымаливали какие-то милости у богов. А в христианстве мы говорим о том, что человек создан по образу Божию, человек – это отражение Самого Бога. И поэтому душа человека имеет большую ценность, чем окружающий нас мир.

Задам такой вопрос: что более ценно – огромное здание детского сада или маленький ребенок, который находится в этом детском саду? Понятно, что большую ценность имеет ребенок. Вот так и христианство говорит, что ценность имеет не сама по себе Вселенная, не астероиды призваны к вечной жизни, не бездушные планеты или космические тела, а к бессмертию призван человек с его удивительной, уникальной, неповторимой душой. И именно христианство говорит, что Господь дает человеку обожение. Язычество про обожение не говорит – там есть самообожествление. Это когда ты остаешься тем же, кем и был, но наделяешь себя божественным статусом. На самом деле, это просто игра воображения, самообман, и этим обольщает человека падший ангел. А христианство говорит об обожении, о теснейшем единении души человеческой с Богом. И Божественный свет, способный осенить человеческую душу, дает ему такую радость и такие силы, которые не найти больше нигде в этом мире.

Думаю, с любым родновером можно найти общий язык, но надо говорить о душе искренне и показать, что все, что он читал, основано на фантазиях его учителя-язычника. Это абсолютно не опирается ни на какую традицию, это придумано, и вот эти гуру манипулируют учениками.

У нас, в христианстве, есть не просто традиция, мы видим реальный опыт, как люди обретают подлинную свободу от грехов и подлинную силу, такую силу, перед которой в ничто ниспровергается все остальное. Христианство завоевало Римскую империю за 2,5 века (со второй половины I века по начало IV века) в условиях жесточайших гонений. Христианство победило. Оно выжило и в условиях распространения ислама, и в условиях распространения коммунизма и до сих пор является первой религией даже по количеству людей.

Давайте подведем итог нашей встрече.

– Я думаю, самое главное, что хочется сказать: надо ценить то, что нам дано. Нам дана Православная вера, она ведь преобразила очень многих людей. Сколько у нас было святых на протяжении тысячелетней истории! Преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский… Язычники говорят, что якобы они вместе с природой, но никакой гармонии с природой у язычников нет, потому что они прославляют природу в ее падшем состоянии. А если мы посмотрим на святых, которых дало Православие, то рядом с ними сама природа преображалась, хищные звери теряли свои дикие нравы. Преподобный Сергий Радонежский кормил медведя из своих рук, так же, как преподобный Герасим Иорданский, которого слушался лев. Преподобный Сергий извел своей молитвой источник воды. И вот так преображались благодаря молитвам святых людей те места, где даже экология страдала.

Поэтому надо понимать, что подлинная гармония с природой есть только в христианстве, там, где мы молимся Богу, стараемся исполнять заповеди Божии. И когда у нас будет гармония с Богом, тогда наступит и гармония с окружающим миром. Это все взаимосвязано. Если человек подчиняется Богу, Творцу мира, то тогда и природа тоже будет послушна самому человеку, и благодаря этому можно достичь какого-то порядка, какой-то гармонии и созидать тот мир, в котором мы живем.

Напоследок благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит вас! Всего вам доброго!

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс