Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (895) → Диакон Сергий Муравьев: Послание апостола Павла к Галатам

Диакон Сергий Муравьев: Послание апостола Павла к Галатам

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Беседы с батюшкой

Сегодня мы продолжим разговор о Книгах Священного Писания Нового Завета и поговорим о Послании святого апостола Павла к Галатам.

Отец Сергий, часто ли мы обращаемся к Посланию к Галатам? Если смотреть на содержание Нового Завета, то можно увидеть, что оно находится между других посланий, оно небольшое, и часто бывает, что человек может просто обойти его стороной. Между тем, Послание очень интересное, важное, и обсудить его, я думаю, очень ценно. Обозначим в общем, что Послание к Галатам из себя представляет?

– Послание к Галатам, написанное апостолом Павлом к общине в местности, называемой Галатия, очень интересно по содержанию и очень важно для церковной жизни и понимания основ сотериологии – основ нашего спасения, то есть посредством чего мы становимся наследниками Божией благодати и спасения.

Галатия – это община, основанная самим апостолом Павлом во время одного из его миссионерских путешествий. Это была провинция Римской империи – ее северные территории, если брать выше Греции. В научной среде были сомнения по поводу того, к каким именно галатам писал свое Послание апостол Павел: дело в том, что существуют Северная и Южная Галатия. Но на сегодня большинство ученых сошлись на мнении, что все-таки апостол Павел писал именно к северным галатам, которые больше сознавали себя как именно галаты, а южные галаты больше относили себя к Римскому государству.

Чтобы понять суть Послания, нужно сказать несколько слов о том, кто такие были галаты и как они воспринимались в среде между народами, как относились к галатам. Вообще, считалось, что галаты – весьма дремучий и простой народ. Галаты были такой нацией, над которой все как бы насмехались и считали их весьма простыми и недалекими.

И действительно, апостол Павел об этом пишет, они в простоте сердца восприняли его проповедь о Христе. Это весьма радовало апостола Павла, что они вот так, в простоте душевной, очень ярко и свободно откликнулись на эту проповедь. Но произошла беда: их сманили своими речами иудействующие христиане, говорившие им о том, что нужно обрезываться, чтобы стать наследниками спасения и благодати. Это – если вкратце о галатах. Если есть большое желание, то можно почитать об этом у прекрасного толкователя, святителя Феофана Затворника. У него есть прекрасный построчный разбор с толкованием греческих терминов, греческих слов Послания к Галатам и многих других посланий апостола Павла и вообще Книг Священного Писания.

То есть, я так понимаю, апостол Павел пишет Послание к Галатам, чтобы навести порядок в общине?

– Да, причина написания апостолом Павлом Послания к Галатам была в том, что, когда он их просветил, он, естественно, пошел дальше, и они остались исповедовать веру, но были иудействующие христиане (во многих посланиях у него проскальзывает мысль об этом), которые считали: для того, чтобы стать христианами, нужно обязательно обрезываться, то есть принять на себя Закон Моисея. И они сомневались в апостольстве Павла, потому что, как мы знаем, апостолу Павлу явился Христос, но уже после Своего Воскресения. И были сомнения у многих иудействующих христиан в том, что апостол Павел действительно апостол, то есть именно посланник от Иисуса Христа, что именно Христос даровал ему эту власть апостольства. И вот этими двумя темами пронизаны первые две главы Послания к Галатам. Павел защищает свое апостольство от нападок иудействующих христиан.

Да, важный момент: обозначить, что апостол Павел есть такой же апостол, как и все остальные...

– Да, и он говорит в своем Послании, что после того как на дороге, по пути в Дамаск, ему явился Иисус Христос, Господь наш, и призвал его на служение апостолов, он не стал тогда же советоваться с плотью и кровью. Тут важно понять, что такое плоть и кровь в представлении еврейского народа. Это идиоматическое выражение, тогда расхожее среди еврейскоговорящего населения, обозначающее человека: плоть и кровь – это человек. Мы знаем, что ни с кем из апостолов он практически не контактировал, кроме Иакова, брата Господня, и Петра, с которым он виделся пятнадцать дней на Иерусалимском Соборе, и то уже спустя определенный промежуток времени после своей проповеди. Таким образом, мы видим, что апостол Павел действительно получает этот дар, эту харизму апостольского служения именно от Господа. И он подтверждает это словами: «Я не стал советоваться с плотью и кровью». То есть это было настолько яркое переживание, настолько реальность для апостола Павла, что у него не возникло ни на минуту никаких сомнений, что Господь его призывает быть апостолом. Поэтому он, конечно же, не идет советоваться, провести легитимацию своего служения через легитимных апостолов, то есть он такой же полноправный апостол, как и те двенадцать.

Вообще, это удивительный момент: во всех посланиях, которые апостол Павел пишет разным общинам и которые теперь мы можем увидеть в Священном Писании, он то задается вопросом «разве я не апостол?», то называет себя наименьшим апостолом – ему всегда приходится объяснять, что он такой же, как и все ученики Христовы.

– Ему постоянно приходится бороться с внутрицерковными партиями, которые по-своему видят благовестие и спасение, но не имеют дара харизмы, то есть не все так очевидно для них, как для апостола Павла. Он с ними, конечно же, борется и, мы видим, побеждает в этих спорах, и общины сохраняются. Мы в некоторой степени должны быть благодарны противникам апостола Павла, что они провоцировали его писать послания и оставлять нам эти шедевры богословской и литературной мысли: мы имеем сейчас в своем распоряжении эти послания и можем научаться от премудрости апостола языков и апостола любви.

Теперь о том, на чем акцентирует внимание апостол Павел: в Послании всего 6 глав, но очень много тем, акцентов – можно какие-то из них рассмотреть.

– Если брать структуру Послания к Галатам, то можно по главам разделить темы, с помощью которых апостол Павел пытается отстаивать свою точку зрения. Первые две главы – это защита апостольства, отсылка к тому, что он не советовался с плотью и кровью и так далее. Дальше, в 3-й главе, идет богословская аргументация; это наиболее интересная для нас глава. 4-я, 5-я, 6-я – это главы увещевания уже нравственного характера и нравственные советы, как жить в общине.

Часто мы слышим за богослужением, когда служим службу преподобным, отрывок из Послания к Галатам, где говорится, какими должны быть дела Духа (любовь, доброта, милосердие) и каковы дела плоти. Но это все выходит из контекста его Послания о том, каким должен быть христианин: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). То есть здесь идет противопоставление: закон благодати и Закон Моисея. Об этом поговорим чуть позже.

Это кратко о структуре Послания: что есть защита апостольства, богословская аргументация его благовестия. Он аргументирует на примере Священного Писания, в чем заключается суть его благовестия и почему теперь соблюдение Закона Моисея не необходимо – уже не нужно для спасения: необязательно обрезываться, язычникам можно и обойти Закон, он исполнился и его Исполнение – это Иисус Христос. Поэтому уже не нужно следовать всем предписаниям Закона Моисея.

Хотя, если посмотреть с логической точки зрения и с точки зрения политического прагматизма, то выгоднее было бы встать на сторону иудействующих христиан: это означало бы пойти по пути наименьшего сопротивления. Казалось бы, что здесь такого? Ну, будут они соблюдать еще и Закон Моисеев, но они же будут и во Христа верить. Но апостол Павел четко говорит, что в этом нет необходимости, это уже не нужно делать и не нужно никого к этому насильно принуждать. То есть он четко отслеживает подмену истины, что опять произошел возврат к Закону: то, с чем боролся апостол Павел и другие апостолы в дальнейшем. И потом идут нравственные увещевания, как должно себя вести в общине.

Центр, сердцевина Послания – 3-я глава, очень насыщенная богословски. Давайте порассуждаем, какие темы поднимает апостол Павел и как в ней раскрывается богословие апостола?

– Послание к Галатам – единственное Послание во всем блоке посланий, которое не начинается с молитвы. То есть апостол Павел пишет его в таком эмоциональном состоянии: до него дошла весть, что галаты, так добродушно и с простотой сердца принявшие весть о Христе, не устояли перед аргументацией иудействующих христиан. Он этим возмущен и пишет весьма эмоциональное (не скажу, что гневное, но воспитательное) письмо – он весьма напорист в своей аргументации и весьма эмоционален.

Начало 3-й главы нам об этом говорит, она начинается так: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?» (Гал. 3, 1). То есть Павел возмущен, он называет их «несмысленными», но вернее будет сказать «глупцами», если переводить дословно: «О, галаты, вы глупцы. Что вы делаете?» «Кто прельстил вас не покоряться истине?» – апостол Павел не может понять, как это они, которые все так поняли, приняли…Он не верит в реальность происходящего: в здравом уме никто не мог отказаться от этого благовестия. Он сам в себе не может найти рационального оправдания, он говорит, что только посредством какого-то колдовства могло такое произойти.

Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Здесь тоже стоит перевести это так, что у них перед глазами не просто был предначертан Иисус Христос, а как бы была некая вывеска, баннер: у вас у всех перед глазами было изображение Иисуса Христа, то есть Иисус Христос распятый, и вы это ярко и живо восприняли – как рекламный щит сейчас блистает, так же и у вас были перед глазами эти слова: «Иисус Христос распятый». Они действительно видели Христа распятого, не как символ, а реально распятого.

«Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?» (Гал. 3, 2). Тут уместно было бы обратиться к славянскому тексту – он более передает смысловую нагрузку. На славянском это звучит так: «Сие едино хощу уведети от вас: от дел ли закона Духа приясте, или от слуха веры?». То, о чем говорилось в предыдущем стихе, – яркое переживание, вера в то, что Иисус Христос распятый перед ними и через Него они принимают спасение, – они все это живо пережили, в это поверили, все единодушно, в едином порыве отдали свое сердце, и он спрашивает их: «Через дела ли закона вы получили Духа?» – исполняя ли Закон Моисеев, вы поверили в то, что Иисус Христос распят, приняли эту весть? Или через слух веры, услышав Его проповедь, поверили в то, что Иисус Христос Спаситель и что Он распялся за наши грехи?

Конечно же, это риторический вопрос – логичный ответ на него будет, что не через дела Закона, а именно через наставление в вере. Как мы знаем из Священного Писания, «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3). И здесь как раз пример действия этой благодати: галаты под действием благодати Святого Духа поверили. И Павел спрашивает: «Через дела ли закона? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?». Он этот вопрос задает им, – но, скорее, себе, пытаясь как-то понять их, и не может их понять: «Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!» (Гал. 3, 4).

Далее апостол Павел аргументирует свою точку зрения, что Закон уже не нужен через обетование Аврааму некоего семени. Мы находим в 15-м стихе: «Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему» (Гал. 3, 15). То есть даже у людей так принято, в нашем юридическом законе, а что же говорить, если это сказал Сам Бог? Господь обещал. Что же Он обещал? «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (Гал. 3, 16).

Все мы знаем, что в Книге Бытие Господь, обращаясь к Иакову, говорит: «Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (Быт. 28, 13–14). И Он говорит там именно в единственном числе, то есть о семени как бы об одном, и это семя как раз и есть Иисус Христос. И на этом строит свою аргументацию апостол Павел: «Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу» (Гал. 3, 17). То есть Закон является после событий обетования Аврааму о семени. И он не может отменить того, что сказал тогда Господь Аврааму об Иисусе Христе: «Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию» (Гал. 3, 18).

Дальше мы чуть-чуть пролистаем к концу главы: «Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3, 24–29) – апостол Павел говорит, что Аврааму было обетование о семени, то есть об Иисусе Христе, дальше пришел Закон, но не чтобы спасти, а чтобы обозначить границы недозволенного: если есть Закон, то есть преступление – когда нет Закона, то нет и преступления определенных рамок и границ.

Поэтому Закон дан не чтобы спасти, а чтобы показать человеку, что спасение необходимо, поставить в такие рамки, чтобы человек понимал, что можно делать, а что нельзя. Но сам по себе Закон не спасает, он детоводитель. По-гречески детоводитель – это педагог, то есть человек, который водил ребенка в школу, и его уже там встречал учитель. Он вел ребенка в школу, чтобы с ним чего-то не произошло, не попал под телегу или не напали разбойники, – он выполнял функцию проводника. И апостол Павел здесь относит наше воображение к этому образу педагога, детоводителя: мы, как дети, идем к Учителю, к познанию настоящей истины, и Закон нас к этому приводит. Но когда мы пришли к Учителю, и Он взял нас за руку, то детоводитель уже не нужен. И получается, что Закон тоже нам не нужен: все мы, крестившись во Христа Иисуса, во Христа облеклись.

Буквально образ Крещения существовал, когда раба давали другому господину или продавали: вся прежняя одежда снималась с этого раба, и он облекался в новые чистые одежды, с него смывалась вся прежняя грязь, и нарекали ему имя в честь его господина. Мы тоже, когда крестимся, облекаемся в чистые новые одежды, перестаем быть рабами греха и становимся рабами, а по усыновлению – детьми, сынами Божиими. И, соответственно, Иисус Христос как некий Учитель встречает нас, и мы уже не нуждаемся в Законе. В этом заключается наше спасение. Поэтому, как сказано в тексте, нет уже ни иудея, ни язычника, то есть все мы равны между собой: «…нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Тут опять-таки уместнее будет обратиться к славянскому тексту: Несть иудей, ни еллин: несть раб, ни свободь: несть мужеский пол, ни женский: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). То есть все мы – одно в Иисусе Христе: Иисус Христос – это семя, обетованное Аврааму, и мы, облекшись во Христа Иисуса, тоже стали этим одним семечком, которое было обетовано Аврааму. И мы исполняем это обетование, на нас оно исполняется, когда мы крестимся.

Новый Израиль – это Церковь: Церковь – это, по сути, и есть семя, обетованное Аврааму. Поэтому мы спасаемся, поэтому не нужен уже Закон, поэтому апостол Павел и пишет здесь, в конце: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3, 29) – нам уже не нужен Закон, не нужно проделывать одну и ту же работу, и Закон не спасает. В этом заключается основная аргументация апостола Павла. Там еще есть много тем, на которые можно говорить, но относительно основной темы – это обетование о спасении.

Может быть, в рамках сегодняшнего разговора, у Вас есть какое-то пожелание нашим телезрителям?

– Я хотел бы пожелать всем читать Священное Писание и, как галаты, воспринимать слухом веры слова о спасении апостола Павла и вообще всех Книг Священного Писания, и чтобы вы осознавали, что вера без дел мертва есть, но спасаемся мы по обетованию Божию через усыновление Иисусу Христу в таинстве Крещения: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники».

Спасибо, отец Сергий, благодарю Вас за эту очень интересную беседу. Думаю, что наши телезрители могут заинтересоваться Посланием к Галатам, а если они читали (может быть, неоднократно), то перечитать вновь, открыть для себя что-то новое, или, может, впервые открыть его для себя.

Записала: Елена Кузоро
Печатается в сокращении.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс