Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (895) → Игумен Дамиан (Залетов): Пост и праздники

Игумен Дамиан (Залетов): Пост и праздники

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Беседы с батюшкой

Сейчас мы проходим период Рождественского поста, и многие уже заметили, что в пост случаются праздники – и большие, например, Введение во храм Пресвятой Богородицы, память святителя Николая; праздники в пост не нарушают его дисциплины и ритма?

– Действительно, если посмотреть светским взглядом, то что такое праздник? От слова «праздность» – праздность по отношению к производительному труду, и, соответственно, некий отдых, безделье – без дела. Конечно, такой взгляд будет противоречить нашей практике поста: получится, что есть некие отдушины – я бы даже сказал, трещины – в нашей духовной работе. Но это если применить нецерковный взгляд.

Совершенно другое осмысление понятия «праздник» в Православии. Употребляется одно и то же слово, но смыслы вкладываются абсолютно разные. Хотя мы тоже можем сказать, что это праздность от чего-то суетного, греховного и, может быть, даже житейского – как сиюминутного, ежедневного, бытового, когда наша жизнь, ум, душа освобождаются для чего-то духовного. Праздность от ненужного или даже нужного, но второстепенного.

С христианской точки зрения, праздники имеют принципиальное значение и в пост, и не в пост. Церковный праздник или память святого – это определенная духовная ступень работы над собой, вспоминаем ли мы Евангельское событие, событие библейской истории, церковного Предания.

Упомянутый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы совершается в начале Рождественского поста, и сколько прекрасных важных, полезных, практических советов для верующего человека, его разума или сердца мы черпаем в этом празднике! Введение во храм – тема храма; в первую очередь, тема Пресвятой Богородицы – раз мы готовимся к Рождеству Христову, она появляется не зря. В начале поста она ставится как некое устремление к Рождеству Христову. Это подтверждает и подчеркивает такая особенность, как пение рождественских ирмосов в виде катавасий: «Христос раждается, славите». Первый раз Рождественское пение – яркое, звонкое – звучит в праздник Введения: как бы задается тон направления на Рождество Христово со дня памяти Божией Матери. Как это замечательно, мудро устроено! И наш Устав, проработанный святыми на протяжении веков, очень гармоничен и правилен – ничего не добавишь, не убавишь.

Тема храма. Что делала в нем Божия Матерь? Готовилась к встрече с Господом: посвятить свою жизнь Богу – это, собственно говоря, занятие христианина во всю жизнь, тем более, в пост. Пример Божией Матери – лучший пример: храм, богослужение, молитва, добрые дела.

Пресвятая Богородица была тогда Младенцем, Отроковицей. Значит, здесь тема христианского воспитания детей: как привести детей так, чтобы они встретили Младенца Христа. Тоже очень интересный аспект – Младенец Эммануил и дети. Христос умаляется до Младенца, и в этом смысле Он близок к детям. Это очень важные и замечательные аспекты. Они имеют определенное направление и мыслей, и дел взрослых христиан, но особенно для детей. Христос как бы находится на одном уровне с детьми – тоже очень замечательная тема, которая может быть реализована для детей как что-то доброе, вечное.

Не зря практика новогодних праздников, елок ориентирована на детей – работает психология, работают какие-то инстинкты, положительные, естественные, тем более, это должно работать в духовном смысле: Рождественский пост как особый период воцерковления детей, особенно им понятный.

Вопрос телезрительницы из Челябинска: – Коллеги на работе знают, что я хожу в храм, интересуются, держу я пост или нет. Ответить «нет» – грубо, сказать, что держу пост, нельзя: это очень личное. Отвечаю: «Да, с Божией помощью стараюсь держать пост». Считается ли грехом, что я открыто говорю об этом?

– Хороший, актуальный вопрос. Из нас постепенно уходит светская психология, которую заменяет церковная психология, и на этой границе возникают некие трения. Собственно говоря, проблемы никакой нет. Если быть последовательным, то как нам тогда отвечать на вопрос: «А веруешь ли ты во Христа?». Сомневаться, мяться и сказать, что «это мое личное дело» – будет звучать двусмысленно. Конечно, ответим, что веруем во Христа. Но вера без дела мертва, соответственно, если ты верующий, это должно быть видно из твоих поступков. Это не повод для тщеславия, какой-то гордости: наша естественная обязанность – быть таким христианином, чтобы это было видно по нам. Из сердца человека должна исходить его вера и реализовываться в делах – не только поста, а в целом спектре дел. Это должно быть видно, должно чувствоваться.

Перечитайте Книгу Деяний святых апостолов, как в ней описываются взаимоотношения – в данном случае – верующих и неверующих… Хотя «неверующий» – это абстрактное понятие: все верующие, только кто во что верит. Там описана встреча первохристианской общины с уже уходящей в прошлое иудейской общиной. Как воспринимали христиан? С удивлением, то есть видели, что это христиане, и интересовались. Может быть, кто-то и со зла добавлял что-то, но поведение христиан поражало и, соответственно, создавало необходимый посыл поинтересоваться Христом, верой.

Просто надо уметь различать вопрос. Апостол Павел обязывает различать духов, от Бога ли они? Так же и с вопросами: от чего они – от праздного любопытства ли, от желания поболтать, посудачить? Или кто-то хочет поинтересоваться чем-то положительным? Тот же Павел говорит: горе мне, если не благовествую. И благовествование должно быть не только словом, но и делом. Поэтому надо совершенно спокойно отвечать: «Да, я христианка. Да, я пощусь».

Другое дело, что надо смотреть по человеку и его вопросу. Если дальше начнутся свои рассуждения, болтовня, начнут высказывать свои мнения, то пусть высказывают, но вам не надо включаться в ненужный диалог. Если вопрос мудрый, с болью, явно не коллективный, а предполагается что-то личное, – можно попытаться ответить. Но лучше всегда держать про запас универсальный ответ: «Вам нужно пойти в церковь, обратиться к священнику, почитать духовную литературу. А что зря обсуждать мою духовную практику? Вы подключайтесь, и там видно будет…» «Люди постились и были христианами тысячу лет, что же мы будем стесняться наших предков?» Это тоже один из доводов. Разве это нужно скрывать и стесняться об этом говорить? Просто развитие темы должно быть обусловлено состоянием человека и его вопроса. Нужно ли ему это? Или это чтобы просто поговорить? Тогда можно сказать: «Да, я христианка, но не считаю нужным об этом говорить в данной ситуации. Если вас что-то интересует, обратитесь в церковь». А если чувствуете, что это интерес не праздный, то надо мудро ответить, но в любом случае привести человека к Церкви.

К сожалению, часто бывает, что люди говорят: а мне тетенька сказала, дяденька посоветовал. Кто это, что это, как это? Некое «народное» вероучение, скажем так. «Богословие» вне храма, вне веры, что, конечно, большая ошибка и опасность. Источник веры – Священное Писание и жизнь Церкви. Цель в том, чтобы любые наши разговоры и дискуссии привели человека к храму, к осмысленному изучению основ христианской веры, а не в том, чтобы плодить домыслы, суеверия и сказки.

Собственно, сама эта проблема должна побуждать каждого из нас углублять свои знания о вере, прежде всего, для себя, но и, конечно, мы должны благовествовать мудро, правильно, точно.

Вопрос телезрителя из Белгородской области: – Как Вы считаете, не являются ли ответом на вопросы любопытствующих, постится ли человек, верующий ли он, слова Христа «не бросайте бисера перед свиньями»? И какую категорию людей имел в виду под «свиньями» Господь?

– В этом месте Евангелия Христос обостряет Свою мысль, говоря, что уважаем мы всех людей, но, к сожалению, человек, оставаясь внешне человеком, способен приобретать свойства животных – стремления к удовольствиям, гедонизму, роскоши, богатству, комфорту. А греховная жизнь впрямую сравнивается с тем, как пес возвращается на свою блевотину, как свинья валяется в грязи. Человек, к сожалению, способен доходить до этого. Поэтому восприятие каких-то истин требует уровня человека, и миссионерская, просветительская, воспитательная деятельность должна быть очень индивидуальна: кто этот человек, чем он живет, на каком он уровне. И на каждом уровне свое отношение, своя позиция.

Бисер – драгоценность, требующая высокого понимания, отношения к ней, а человек еще не на таком уровне; не надо метать, может быть, надо начать с чего-то попроще. Как пишет апостол, обличая своих адресатов: «…судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». Может быть, кто-то начнет с культурных ценностей, исторических вопросов. Так как развитие человека идет от простого к сложному, от низшего к высшему, то на это, например, и направлена позиция по ведению в школах «Основ православной культуры».

Может быть, и не надо сразу начинать с основ Православной веры и догматики, это даже вредно и опасно, так как «не переварится». А основы православной культуры интересны и полезны во всех отношениях – культура, родная, русская, православная культура всем полезна. А дальше это будет основа для работы человека над собой: у него есть основание, с которого он может начать рассуждать. И он может захотеть их развить, или у него возникнут какие-то дополнительные вопросы. Религиозное сознание наконец оторвется от такого примитива, как и через какое плечо передавать свечку, и перейдет на более высокий этап.

Поэтому слова Христа грустны, но справедливы и являются не обличением, тем более осуждением кого-то, а свидетельством того, до кого, к сожалению, может опуститься образ Божий в человеке.

Вспомним про гадаринское стадо: даже свиньи – тоже Божие творение, нуждающееся в Божественной опеке, – не смогли выдержать в себе бесов. Поэтому у Бога нет ничего предосудительного и нехорошего. А для человека предосудительно опускаться и не расти вверх.

Вопрос телезрительницы из Владимирской области: – Сейчас идет Рождественский пост, в пост надо примиряться и прощать всех людей. Моя сестра не хочет примириться, почему-то считает, что я навела на нее порчу. Я уже год прошу у нее прощения, призываю к миру, объясняю, прошу поговорить, но она не хочет. Я не знаю, как мне быть, продолжать ли просить прощения, так как она уже начинает пользоваться этим и издеваться надо мной. Я прочитала у одного святого, что нельзя слишком долго просить прощения: этим вызываешь у человека гордыню.

– Это как раз пример к той цитате, которую мы уже обсуждали. Слово «простите» – это действительно жемчужина, которую не нужно метать. Метать – действие широкое, многократное. Зачем же напрасно использовать то, что не приносит пользы? К сожалению, эта цитата как раз относится к вашей ситуации.

Сразу отмечу, что просить прощения надо всегда, не ограничиваясь постами. В Священном Писании это звучит как идеал, но и как правило – а нам надо стараться расти до этих идеалов, а не опускать их – солнце да не зайдет во гневе вашем. Постараемся, чтобы день не завершился с гневом, раздражением и обидами – это самый лучший вариант. Это при наличии таковых чувств, а вообще-то замечательно, чтобы такого явления не было вообще. Чтобы мы понимали, что человек, неправый по отношению к нам, духовно болен, – но и мы духовно больны. Вот в чем смысл неосуждения.

Мы хорошо видим духовную болезнь другого человека, и чаще всего справедливо. Апостол Иоанн пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас». Мы тоже видим объективно: со стороны лучше видно. Но не наша задача ставить диагнозы кому-то. Наша задача – поставить диагноз себе и лечить себя. Если бы мы этим занялись, тогда не было бы времени на других, не надо было бы заниматься другими. А если бы еще имели какой-то результат, то поняли бы, как болен я и как больны все. И что из этого выходит? Об этом хорошо сказал Оптинский старец: «Пожалей и не осудишь». Прояви жалость к себе, бедному, больному, греховному, а мои ближние тоже, наверное, такие же. Вот краткое христианское рассуждение об этом.

К сожалению, это присутствует не у всех. Не будем осуждать вашу сестру, – но мы и не осуждаем, а таких людей жалко, жалко до того, что страшно: ведь что их ждет? Господь прямо сказал об этом в Священном Писании. Кто не простит полностью от сердца (а не только внешне, – это только этап), того Господь не простит. Если человек не читает и не понимает Евангелия, то за него только страшно и грустно.

Вы правильно чувствуете эту ситуацию. Не мечите бисер, вы свое дело уже сделали, сделали нужный шаг со своей стороны. Теперь этот шаг должна сделать сестра. Если она его не делает, то проблемы у нее. Дальше стройте отношения так, чтобы не просить прощения и не чувствовать себя виноватой, а пожалеть ее, в этом смысле потерпеть, что-то, может быть, сделать доброе, попытаться растопить ее лед – не из чувства вины, а из чувства духовного сострадания.

Но это не значит, что надо позволить сесть вам на шею, смеяться над вашими убеждениями. Есть слова Христа, очень принципиальные и жесткие: если все-таки есть конфликт, то скажи в лицо, разберись. Если тебя не слушают, позови свидетеля. Кто в данном случае свидетель? Носитель истины. Мы сейчас фактически свидетельствуем, как должно быть. Не послушает нас, повеждь Церкви (Мф. 18, 17). По-разному это можно сделать. Можно пойти в храм, посоветоваться с батюшкой, попросить объясниться. Если не ходит, то какие дальше вопросы? Если же ходит и Церкви не послушает, то, как сказано в Писании, будет тебе как язычник и мытарь – в данном случае не враг и противник, а человек, который потерял в Ваших глазах великий статус христианина, к сожалению, оторвал сам себя от любви, единства и взаимной радости. Остается сожалеть, сокрушаться, но не наносить себе при этом вред этими переживаниями и столкновениями. Бывает, нужно и немного отдалиться, но не считать, об этом апостол тоже говорит, ее врагом и молиться за несчастную душу.

Вопрос телезрительницы из Обнинска: – Этим постом в нашем храме предполагается Соборование. Сколько раз, по Вашему мнению, можно собороваться в году? И лучше собороваться до или после Причастия? В нашем храме не получается так, чтобы сначала было таинство Покаяния, потом таинство Соборования, а затем Причастие. Поэтому как лучше поступить?

– Начну со второй части вопроса. В данном случае нет привязок, назовем условно, каких-то пропорций, что надо, когда и почему. Просто христианская жизнь должна быть последовательна и наполнена таинствами и молитвами. Надо регулярно, особенно в пост, исповедоваться, причащаться, постоянно читать Евангелие, духовную литературу, соблюдать пост, то есть идет свой ритм.

И по определенной причине, о которой мы еще скажем, в этот ритм вставляется событие Соборования. Не жесткая привязка «три дня до, пять дней после», а плавно входит в существующий ритм. Пускай вы исповедовались и причастились три недели назад или сделаете это через две недели после – главное, что вы делаете это регулярно, а привязка как раз превращает таинство в какую-то «химию», какую-то самозависимость. Каждое таинство особенное, отдельное. У нас есть привязка таинства Исповеди к таинству Причастия, как некая подготовка. Но таинство Исповеди может совершаться и отдельно. Тем более Соборование, которое должно иметь место в контексте христианской жизни, а не находиться в какой-то взаимозависимости и процентном соотношении. Это будет неправильно.

Тем более, у Соборования есть своя цель. В отношении Соборования практика менялась как объективно, так и субъективно. Меняется время, меняются акценты – меняются практики: может быть, немного, какие-то моменты менялись, какие-то правила, последования, нормы. И Церковь каждую определенную эпоху редактирует и корректирует практические вопросы. Сейчас, насколько я знаю, стоит вопрос о практике Соборования – как ее лучше применить и использовать в XXI веке. Мы в процессе решения этих вопросов в общецерковном значении.

Вообще, таинство Соборования ориентировано на то, что человек состоит из души и тела, и наше тело, как «участник» нашей христианской жизни, тоже требует духовной помощи и духовного освящения. Тело необходимо духовно укреплять. Чем? Молитвой, которая не только для души. Вещество таинства Соборования, елей, – символ милости Божией, который освящает и преподает нашей душе и нашему телу благодатную помощь для укрепления в немощах и болезнях. Поэтому это должно быть не для галочки, не для удовольствия, тем более, не для высокоумия и самомнения: «Какая я хорошая – поисповеданная, пособорованная, причащенная». Не дай Бог прийти к таким результатам после принятия любых таинств! А осознавать свою немощь и греховность, что должно побуждать нас к работе над собой. Когда мы встречаемся с благодатью, истиной, светом, мы должны высматривать в себе темные пятнышки, чтобы удалить их, а не мнить о себе. (Такая дополнительная мысль.)

Прежде всего, в вопросе Соборования на первом месте – состояние нашего здоровья, о котором Церковь тоже заботится, чтобы наше тело содействовало нашему спасению, укрепляло нас на подвиги. Когда мы себя плохо чувствуем, когда нас одолевает серьезный недуг, можно собороваться в любое время. Сейчас, наверное, все мы очень немощны по причине нашей греховности, которая захлестнула человечество, – отступление от Бога, апостасия, отход от чистоты жизни не проходят даром. Поэтому вошла в жизнь такая практика, что Великим постом все мы проходим соборование. Сейчас эта практика распространяется на Рождественский пост. Насчет частоты Соборования… Думаю, что достаточно одного раза в год, при наличии симптомов можно чаще. Это конкретный вопрос духовной жизни каждого; нужно посоветоваться со священником той церкви, где вы будете собороваться. Но какие-то вехи для размышления над этим вопросом я вам подсказал. Бог в помощь!

Дорогие братья и сестры, мы прошли почти половину поста, приближаемся к его середине. Дай Бог помощи завершить пост духовными трудами, результатами, и пусть наше сердце будет хотя бы пещеркой, но в которой приютится Рожденный Младенец Христос.

Храни всех Господь, всем помощи Божией на поприще Рождественского поста!

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс