Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Давайте разберем вопросы, которые поступили, и те, что мы будем ждать от вас в прямом эфире.
Первый вопрос: «Что такое свобода в Православной вере? Свободным себя не чувствую – много постов, правил, обязательств».
– Высший дар, который Господь дает человеку, – это дар свободы. Свободы выбора. Мы свободны выбирать добро или зло, служить Богу или нет, делать ли ту или иную вещь. Но Господь, любя нас, ограничивает какими-то вещами, такими, как посты, молитвы, хождение в храм, чтобы мы понимали, в каком направлении двигаться. Можно сравнить: человек свободен в каком-то периметре. Я сравниваю это иногда с тем, что человек стоит на крыше дома. Он свободен ходить по периметру крыши, от края до края. Но, перейдя границу этой крыши, он, к сожалению, погибнет. Так же и Господь дает нам какие-то границы, чтобы мы не переходили их. Почему? Чтобы мы учились добру, терпению, смирению, добродетелям и совершенствовались в вере, естественно. Поэтому свобода есть – свобода выбора. За нее мы и будем отвечать перед Богом.
Но никто человека не насилует, не принуждает к посту либо к молитве. Церковь только советует и дает пример из житий святых, из церковных поучений, из Евангелия. Господь говорит, что мы должны соблюдать. Это как учение, которое мы, последователи-христиане, должны соблюдать. Если мы не соблюдаем постов, не молимся, не ходим в храм, то назвать нас верующими людьми невозможно. Апостол Иаков пишет: вера без дел мертва есть, а дела веры суть пост, молитва, воздержание, благость и так далее. Дальше он пишет, что дьявол, бесы тоже веруют, и трепещут. Они намного более верующие тем, что знают истину. Но они трепещут в своем противлении и злобе перед Богом. И человек так же. Если он не совершенствуется духовно, он отходит в другую сторону. Человек стоит между Богом и бесовскими силами. Какую сторону он выбирает, в том и совершенствуется. Если он по своей свободной воле выбирает служить Богу, Господь дает ему благость и, самое главное, конечно же, – Царствие Небесное. Для этого мы и выбираем здесь, на земле.
Следующий вопрос: «Как справиться с неверием? Как верить, не сомневаясь?».
– Верить, не сомневаясь, может быть, очень сложно: в начале, когда человек приходит к вере, у него множество вопросов. Если человек приходит к вере уже взрослым, ему нужно перестроить всю свою жизнь заново. Но новоначальному дается и особая благодать. Святые отцы пишут, что это так называемая предваряющая благодать, когда он на молитве чувствует умиление, на службе нерассеянно молится. Я думаю, что многие из православных христиан испытывали это чувство, когда только пришли к вере, если пришли к ней уже во взрослом состоянии. Потом эта благодать отходит, и начинается уже борьба за свое спасение. То есть Господь вначале дает человеку почувствовать, что такое вера, чем она хороша, как она наслаждает человека. И когда он вкусит этот плод, он знает, к чему потом стремиться.
Когда отходит предваряющая благодать, человек должен совершать молитвы, посты, хождения в храм, и, как говорил преподобный Серафим Саровский, как бы ни были хороши сами по себе пост, молитва, хождение в храм, они только суть средства для достижения самого главного. А самое главное в вере – это стяжание благодати Духа Святого, то есть совершенствование в добродетелях. Совершенствование в добродетелях не может быть скучным – человек должен преуспевать восходить от возраста в возраст. Тем более сейчас все дано. Сейчас очень много духовной литературы.
Когда люди приходили к вере в начале 90-х годов (думаю, многие знают), мы взапой читали духовную литературу, которая тогда появлялась. Сейчас можно все узнать о вере, глубоко узнать. Есть курсы для тех, кто хочет получше узнать, на чем вера основывается, и дальше совершенствоваться. Поэтому человеку верующему не может быть скучно – может быть какая-то усталость, в какой-то степени лень (она выражается в том, что, вот, я хожу, а не чувствую благодати, которая, может быть, была раньше). Но здесь нужно набраться терпения. Как говорит Господь, претерпевый до конца, той спасется. Поэтому нужно совершать все церковные обряды, чтобы духовно совершенствоваться. А вера несумненная придет только тогда, когда человек станет совершенным, как доказали множество святых, – они жили глубокой верой, она их наслаждала каждый день. Они мало ели, мало спали – они не хотели разлучаться с благодатью, которую Господь дает каждому верующему человеку.
Как известно, испытания и искушения – это посещение Бога. Нам задают вопрос, действительно ли это так.
– Господь по-разному посещает людей – не только испытаниями и искушениями, но и благодатью Своею, и милостью, и любовью Своей в первую очередь. Господь долготерпит нас, и мы должны помнить каждый день, что Господь терпит наши немощи, даже наши прегрешения, дает нам время на покаяние, на исправление своей жизни. И самое главное проявление любви Божией – в том, что Господь нас не наказывает: не нужно думать, что Господь наказывает кого-то. Господь может только вразумлять. И Господь, видя, что человек, может быть, немного ослаб в вере, отошел от чистоты, предался какой-то лени или прегрешениям, иногда вразумляет. Болезнями, наказаниями какими-то, как нам кажется. Но это не наказания, а вразумления.
Можно привести такой пример. У человека есть дети. И когда дети перестают слушаться слов, человек их, естественно, наказывает какими-то способами (лишает сладкого или еще чего-то). Но он наказывает их не из-за того, что не любит или хочет наказать. Он хочет по любви к ним вразумить их. Так же и Господь какими-то проблемами, искушениями нас вразумляет. Также Господь говорил: многими скорбями подобает внити в Царство Небесное. От скорбей не были избавлены и святые. Если мы почитаем жития всех святых, не говорим уж о мучениках, но даже преподобных, то увидим, что они несли такие скорби, какие мы с вами, дорогие братья и сестры, не сможем перенести – у нас нет таких сил.
Но самое главное – какие бы ни были скорби, искушения, проблемы, надо понимать, что Господь любит нас, каждого, и знает силы каждого. Если Он видит, что человек не сможет перенести той или иной болезни, скорби или неприятности, Он никогда не попустит. Если попущено – значит, с помощью Божией, переживем. И если мы переживем какие-то земные страдания, лишения, может быть, именно этим мы искупим свои грехи, потому что все мы немощны, ленивы, редко несем великие подвиги, какие несли святые отцы. Надо совершенствоваться духовно, поэтому Господь посылает нам, попускает такие искушения, чтобы, пережив их, мы хоть как-то взбодрились духовно и принесли плод покаяния.
Звонок телезрительницы: – Я осуждаю очень много и своих, и чужих людей. Кому бы мне молиться, чтобы не осуждать, не ругаться бы с ними по личным и семейным делам?
– Молиться можно любому святому о смирении, так как каждый святой в основание своего жительства положил смирение. Господь говорит: гордым Господь противится, а смиренным дает благодать. Но невозможно за небольшое время приобрести смирение, если мы совершенствовались столько лет – я по голосу так понимаю, что вы уже зрелый человек, поэтому за какое-то короткое время невозможно приобрести смирение.
Совет вам такой. В первую очередь, прежде чем что-то сказать, ответить, спросить, с близким ли это человеком или с другим, осеките себя на секунду. Никогда не торопитесь говорить. Задайте себе всего один вопрос: как мне сказать (или спросить) так, чтобы человека не обидеть и в грех не впасть? Этот секундный вопрос отрезвит вас, и вы уже более серьезно подойдете к своим словам. А если приходит осуждение, у нас есть замечательное средство – Иисусова молитва. Самая главная молитва, какая может быть для смиренного человека, – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Акцент надо делать на свою греховность.
Во-вторых, надо понимать, что осуждением мы никак человеку не поможем. Мы видим иногда прегрешения других людей, они могут нас уязвлять, но, еще раз говорю, прежде чем сказать, надо подумать, обязательно помолиться. Если приходит сильное осуждение, в первую очередь обратить внимание на себя и подумать, в чем мы согрешаем. Думаю, каждый человек найдет грехи, страсти, которые он еще далеко не поборол и которые тоже являются грехом пред очами Божиими.
Лучше сначала исправить себя. У преподобных отцов есть очень хороший девиз – «познай себя, и довольно с тебя». Если мы познаем свои немощи, свои прегрешения и постараемся их исправить, нам на это всей жизни не хватит. А если мы будем видеть в чужом глазу сучок, то своими бревнами, к сожалению, его только пораним. Опять же, как говорит Господь в этой притче, очень интересно: вынь сначала свое бревно и потом увидишь, как вынуть сучок в глазу брата. То есть не просто не будешь этим заниматься, а увидишь, как это делать. Сначала нужно научиться исправить себя, жить свято, и тогда уже можно на своем примере и опыте помочь другому человеку. А осуждать – мы сами понимаем: не судите, да не судимы будете.
Примем еще звонок. – Вопрос о Промысле Божием. У меня за последние три года никак не получается с работой – от меня это нисколько не зависит: меня то сокращают, то увольняют. Что сделать, чтобы не впасть в отчаяние, поскольку все очень сложно?
– Я так думаю, вы живете в городе? Думаю, работу вы здесь всегда найдете. Другое дело, можно хорошенько посмотреть: может быть, в нас все-таки есть что-то такое, что смущает людей? Внимательно покопаться в себе, поговорить с бывшими коллегами, работодателями, чтобы они хотя бы честно сказали, что их не устраивает в вас. Может быть, вы чего-то не замечаете. Как говорят, замылился глаз: вы думаете, что вы хороший, замечательный человек, работник, а со стороны, как говорят, виднее. Поэтому можно спросить бывших коллег, начальников, чтобы они подсказали, что исправить.
А отчаиваться ни в коем случае не надо. Мы понимаем, что в этой жизни мы множество раз меняем работу, в основной своей массе, конечно. Не нужно ее как-то обожествлять, к ней привязываться всем сердцем и душой. И самое главное – конечно, духовно совершенствоваться и честно зарабатывать на хлеб насущный, на крышу над головой. Но, в первую очередь, еще раз говорю: в вас что-то может быть не так. Если вы не замечаете, спросите у ближних.
Часто, когда возникают жизненные трудности, препятствия, человек впадает в уныние. Расскажите поподробнее об этом понятии, и как противостоять этому греху?
– Уныние – один из самых страшных грехов, считали святые отцы. Например, преподобный Серафим Саровский, когда приходил из своей пустыньки в монастырь, старался братию, можно сказать, развеселить, но не в человеческом понятии, а в духовном: поддержать, подбодрить; он считал, что уныние – один из самых страшных грехов, ведущий к отчаянию и потере совершенно связи с Богом.
Уныние происходит в основном у людей, которые, как мы сегодня уже говорили, духовно еще не совсем созрели. Они какие-то неприятности ставят выше того, что можно, как им кажется, перенести. Говорят: это выше моих сил. А вот это как раз совершенно неправильное понятие – как я уже сегодня говорил, нет ни одной неприятности, ни одной болезни, скорби, которая была бы выше сил человеческих. Значит, здесь человек страдает маловерием – это раз.
Что сделать? В первую очередь – молиться, как всегда. Хоть и кажется, что это дежурный ответ, но Господь сказал: просите, и дастся вам, ищите и обрящете, толците, и отверзется. То есть просить, чтобы Господь умягчил наше сердце, дал тишину в сердце. В первую очередь, естественно, идти к духовнику либо священнику, покаяться в своем унынии, что мы отчаиваемся и печалимся по какой-то совершенно земной вещи. Не думаю, что это у человека такая огромная печаль. Это показатель нашего духовного несовершенства, а где-то, может быть, и гордыни – наступили на гордыню человека, обидели или оскорбили как-то. И он, прокрутив все это в себе, считает себя обиженным, всеми брошенным. Это тоже показатель своей греховности.
Уныние – один из самых страшных грехов, он рождается больше от гордости. Если человек смиренный, он понимает: какие бы проблемы Господь ни попускал, они нужны для его спасения. Когда приходят какие-то скорби, нужно всегда задавать вопрос не за что, а для чего. Для чего Господь посылает? Для нашего спасения. Все содействует ко благу человека в этой земной жизни. Человек должен понимать и даже ни на секунду не сомневаться, что Господь всегда рядом с ним, если человек сам не отвернулся от Бога, конечно же. Всегда нужно подбадривать себя именно этим – вокруг святые, к которым можно обратиться за помощью, рядом есть храмы, в которые можно прийти, попросить совета и благословения у батюшки, помолиться своему святому покровителю, чтобы он помог пережить то или иное страдание.
Самое главное, конечно же, понимать, что духовно совершенствоваться надо дальше и ни в коем случае не отчаиваться. Если приходит уныние и отчаяние, человек иногда оканчивает жизнь самоубийством, потому и считается оно одним из самых страшных грехов, что человек этим показывает свое неверие в Бога: «Я уже не верю ни во что и не хочу ничего от этой жизни».
А надо понять, что Господь нигде в Евангелии не говорит: вы здесь, на земле, проживете наслаждаясь, радуясь, веселясь и Царствие Божие наследуете. Наоборот, везде Господь приглашает на крест: хочешь следовать за Мной – возьми крест свой и следуй. Хочешь спастись – уготовь душу свою в искушении. И мы должны понимать, что, если мы достойно донесем, не ропща и не унывая… Печалясь – печаль может приходить. Всю печаль мы опять-таки должны изливать в молитве. В молитве изливать свою печаль перед Господом, и Господь утешит. Ни в коем случае мы не должны отчаиваться и унывать, а дальше бодрствовать.
Вопрос, связанный с пятой заповедью. Там сказано: чти отца и матерь свою. Что значит «чтить»? Подчиняться? Каков смысл этого слова?
– Господь оставил заповеди, в первую очередь, чтобы мы духовно совершенствовались и понимали, как нам относиться к близким и родным. Господь в пятой заповеди говорит: чти отца и мать твою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле. Аще же нет, смертью да умрешь. То есть это одна из заповедей, которая становится, можно сказать, приговором, если не будешь чтить отца и мать: Господь послал тебя в мир именно от этих родителей, от матери и отца, и они вложили в тебя все, что могли. Есть, увы, родители, подверженные алкоголизму или еще каким-то порокам, но их единицы. Основная масса родителей всегда ради своего сына или дочери пожертвуют собой. Они стараются воспитывать ребенка и давать ему все, что могут, самое лучшее, самое дорогое. И мы должны воздавать тем же.
Господь говорит: как хочешь, чтобы к тебе относились люди, так и ты относись к ним. Если мы не будем чтить, почитать, уважать и упокоивать старость своих родителей, так же и дети наши к нам отнесутся. Если мы будем к ним предъявлять претензии, что они, может быть, не дали того, что нам, кажется, хотелось бы, – квартиры, машины или еще каких-то вещей… Но это совершенно не важно. Самое главное, они дали любовь свою, дали тебе жизнь, воспитание, прокормили тебя, вырастили, выучили. Ты должен быть благодарен им за это, чтобы твои дети тоже были благодарны. Почитание – значит любовь к родителям, проявление уважения, заботы, чтобы всегда печься о том, когда человек уже возрастает, что им нужно, как упокоивать их старость.
Конечно, родители могут быть неверующими. Здесь проявляется уже другая заповедь. Господь в Священном Писании говорит нам: кто возлюбит отца или мать или чада паче Мене, несть Мене достоин. Здесь как раз говорится, что нужно любить Бога больше, чем своих родителей – Господь дал тебе жизнь, и ты должен Его любить, Он твой самый главный Отец. Родителей – почитать и уважать. Но если родители стоят на пути твоей веры – запрещают молиться, поститься, ходить в храм (когда человек, может быть, совсем молод), уже не нужно слушать родителей, а стараться мягко, корректно настаивать на своем. Здесь уже идет другая заповедь.
Следующий вопрос очень простой: с кем дружить в нашем мире? Как это правильно делать?
– Вопрос кажется простым, но он достаточно сложный. В основной своей массе мы все находим друзей в юном возрасте – в школе, в институте, на работе. Со временем круг общения сужается. Но в первую очередь, конечно, нужно стараться общаться в том обществе, в котором тебе хотелось бы. То есть если мы ходим на дискотеки, на какие-то увеселения, то друзей там найти сложно. Люди там больше развлекаются, приходят совершенно несерьезно. Друзей можно найти в зрелом возрасте в каком-то православном сообществе, либо в воскресной школе для взрослых, или еще как-то.
Но самое главное – не нужно стремиться к этому. У каждого человека самый главный друг – это Господь. Второй друг – это жена или муж. Третий друг – мама, папа и так далее. То есть близких родственников тоже можно назвать друзьями. Для монаха, например, дружба вообще не особо приветствуется: даже слово «монах» происходит от греческого слова monachos, «монос» – «один». Человек должен быть в основном углублен в свое совершенствование. Из жития преподобного Варсонофия Оптинского я вспоминаю: он описывал, что пришел к своему старцу и спросил: «Отче, с кем ты мне благословишь дружить в монастыре?». Старец ответил: «Благословляю тебя дружить только с одним другом – Господом нашим Иисусом Христом».
Дружба бывает и не совсем полезна. Бывает не совсем полезная компания. Поэтому человек должен быть, в первую очередь, близким другом своим родным и близким, а если Господь сведет с нормальными людьми, которые не увлекают нас в какие-то греховные сообщества, то можно, конечно же, и дружить. Но не надо на этом зацикливаться.
Следующий вопрос. Почему нужно обязательно исповедоваться священнику? Разве нельзя обратиться к Богу напрямую, ведь Он и так все слышит?
– Господь слышит, но Он на земле нам оставил Церковь Божию, священников, епископов, отдав им власть разрешать или не разрешать грехи. Говоря апостолам в земной жизни, наш Спаситель дал им власть: те грехи, которые отпустите, отпустятся, а которые удержите, удержатся, то есть власть разрешать или не разрешать грехи имеют только священники. Но они не своею властью это разрешают, а Господь через священников разрешает нам наши грехи.
Можно привести сравнение. Когда мы совершаем какой-то грех, естественно, мы сразу же можем осознать, что неправильно поступили. Например, поссорившись с близким или родным человеком, мы, придя домой, понимаем, что погорячились, неправильно сказали, обидели человека. Мы осознали это. Можно сказать: все, я примирился в себе. Но пока ты с этим человеком не созвонился, не увиделся, не попросил у него прощения с глазу на глаз, этот человек так же обижается на тебя. То же и здесь. Может быть, это сравнение мирское, но до тех пор, пока мы не пришли и не поучаствовали в таинстве, не получили через священника прощение от Господа, этот грех на нас будет всегда. А так, осознав свои грехи, мы можем взмолиться Господу, попросить прощения и в ближайшее время, идя на Исповедь, обязательно покаяться в этом прегрешении перед Господом. Не перед священником: священник – только свидетель.
Спаси Господи, Владыка, за прекрасную беседу. Напоследок благословите наших телезрителей.
– Очень радостно было сегодня, дорогие братья и сестры, слышать ваши заинтересованные вопросы. Продолжайте так же, продолжайте изучать веру – она до такой степени глубока, что ей невозможно научиться, как, например, математике либо физике. Это самая главная вещь, которая нам нужна для нашей жизни, ведь Господь говорит: ищите прежде Царствия Небесного и правды его, а все остальное приложится вам. Помощи вам Божией в ваших житейских делах, и самое главное – духовного роста. Помоги Господи!
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.