Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (890) → Диакон Олег Терлецкий: От чего зависит успешное лечение православного христианина?

Диакон Олег Терлецкий: От чего зависит успешное лечение православного христианина?

№41 (890) / 1 ноября ‘16

Беседы с батюшкой

Отец Олег, мы с Вами не так давно встречались и говорили, как стоит лечиться православному христианину, и договорились, что у нас будет еще встреча; сегодня мы вновь в студии, чтобы поговорить о лечении, об отношении к болезни и о том, от чего зависит успешное лечение… Когда человек слышит о своем диагнозе (мы будем говорить, что у него обнаружилась какая-то тяжелая болезнь), как ему принять это и по-христиански к этому отнестись?

– Действительно, это очень важный момент – вынесение вердикта порою звучит именно как приговор. Допустим, человек узнает, что у него неоперабельный рак или заболевание крови онкологическое, уже не подлежащее лечению, или травма, не совместимая с жизнью, но мозг еще функционирует. Неверующему человеку крайне тяжело смириться с такой ситуацией (да он и слова такого не знает, а если смирится, то это слово имеет у неверующего человека другое значение).

Но нужно понимать следующее: верующий человек должен всегда брать за основу Библию, Евангелие и советы святых отцов. Святые отцы даже перед реальной смертью радовались тому, что они соединятся с Богом, попадут в Царствие Небесное, правда, сомневались всегда, будучи умными людьми и понимая, что пасть можно в любой ситуации – и за секунду до той же смерти: допустим, отчаяние как-то навалится (нынешний термин – депрессия), а это великий грех.

Как же верующему человеку относиться к страшному известию? Для начала – спокойно; у верующего всегда за плечами ангел-хранитель, Господь, Богородица и тысячи, тысячи святых, среди которых в том числе и врачи – доктора наук, хирурги, терапевты: святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – хирург, причем замечательнейший хирург, профессор, доктор медицины, Евгений Боткин – святой врач, доктор медицины, терапевт, кроме этого владел и всеми хирургическими методами оказания медицинской помощи – он был военным врачом, участвовал в русско-японской войне и оказывал помощь раненым.

Поэтому при получении какого-то серьезного сообщения (причем не только о какой-то болезни, а любого сообщения) никогда не нужно впадать в отчаяние, никогда не думать, что это «последняя инстанция». Часто бывает, что роковой диагноз не подтверждается. Изредка, крайне редко, но бывают ошибки в постановке диагноза. Допустим, по анализам – компьютер дал сбой, человеческий фактор. Поэтому зачем же сразу отчаиваться? Очень частый пример, когда человек получает известие, что он ВИЧ-инфицирован. В таком случае нужно обязательно пересдать анализ (можно в той же лаборатории, можно – в другой), а дальше сверить эти анализы.

Бывают случаи, когда человек получает анализ по онкомаркерам (для этого сдается кровь) и результат показывает выше нормы, допустим, в два-три раза. Человек верующий не должен впадать в панику – да и неверующий не должен, но у него механизмы развития всяких панических реакций намного быстрее, и никто не помогает, по большому-то счету. Но те же анализы по онкомаркерам могут быть ложноположительными: могут быть связаны с другими заболеваниями, не онкологическими, а, допустим, с аутоиммунными – допустим, при диффузно-токсическом зобе, при колите и других состояниях онкомаркеры будут положительными. Но если сразу видишь очень большие цифры, и при повторном анализе это подтверждается, опять же – надо не впадать в отчаяние, а обращаться к докторам. Православному человеку – сначала помолиться, попросить у Господа благословения на обращение к доктору и дальше все же искать хороших специалистов.

В любом случае, никогда нельзя отчаиваться, тем более верующему человеку. Посмотрите, какие преимущества у верующих людей, их у неверующих вообще нет – мы уже говорили о защите Господа, ангелов-хранителей, Божией Матери, наших святых. Но что еще существует? Существуют мощи святых. Существуют елеопомазание, просто миро от чудотворных икон, от тех же мощей, и различные намоленные предметы (я имею в виду, допустим, на молебне маслице, водичку: освященная вода, освященное масло). Существуют таинства – такие, как Соборование. По сути, все таинства Церкви предназначены чтобы человек избавился от грехов, а через эту помощь избавился и от тех болезней, которые эти грехи вызывают.

Поэтому какое может быть отчаяние? Кроме этого – молитва. Я, конечно, понимаю, что многие люди скажут: «Ну, как же молитва… мы не умеем». Но надо учиться. Вот как ребенок-грудничок: что он умеет? У него есть сосательный рефлекс, у него есть физиологические отправления – и слава Богу, когда это все в норме. Так же и в данном случае: не умеешь, так начинай учиться. Молитвы бывают краткие, бывают более обширные. Но есть же молитвословы, есть специальные книги: тоненькие, толстенькие – разные.

Какая самая краткая, но очень благодатная молитва? Господня молитва, Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Поэтому какие могут быть расстройства? Никаких расстройств не должно быть.

Какие еще ситуации возникают? Вот человек уже успокоился, понял, что надо делать и так далее, и встает вопрос, что как-то же надо лечиться. А методы лечения при тяжелых болезнях достаточно жесткие, в онкологии – химиотерапия, лучевая терапия (все это очень жестко, поверьте, опять же не понаслышке знаю), операции различные – травматические, нетравматические. Страдания у людей на самом деле жуткие. У меня была возможность сравнить верующего человека и неверующего. Такое впечатление, что над неверующим человеком роится целое стадо «этих», с рогами и хвостами, это ощущается даже по холоду и по запаху, рои мух роятся. А над верующим человеком – благодать, спокойствие, тишина, положительная энергия, как пчелки на цветочек летят, опять же, по Паисию Святогорцу (он делил людей на две категории, а был он человек очень умный, очень наблюдательный: первая категория – это те, кто во всем видят плохое и, как мухи, летят на то, на что мухи летят, в любом месте найдут то, что муха находит; а вторая категория людей – «пчелы», которые везде найдут цветок, везде найдут нектар, и появится благодатный целительный мед, целительная пыльца).

Поэтому хотелось бы порекомендовать нашим дорогим телезрителям: даже если вы услышали очень страшный диагноз и убедились в этом, ни в коем случае не унывать. Очень много случаев исцеления по молитвам даже самого человека, но и по вере, по молитвам родственников, по молитвам священников, по молитвам монашествующих, инокинь, послушников (у кого какой дар), целых монастырей.

Привожу пример действия молитвы (причем эту ситуацию мне подтвердили еще несколько человек, но это были монахи). Я расскажу без имен, фамилий и даже без намека откуда – это все же врачебная тайна. Захотят – сами расскажут, мне-то они рассказали. Речь касается онкологических больных, операции, премедикации (премедикация – это когда перед операцией человеку вводят определенные препараты, меряют давление, проверяют работу сердца, за сутки проверяют анализы и так далее). Пример трех человек, переживших достаточно серьезные операции. Одна – это удаление целого органа, пораженного раком, очень травматичная операция; вторая операция – удаление крупного метастаза с печени, а печень – это жизненно важный орган, метастаз печени – это смертный приговор человеку. Следующая ситуация – опухоль в кишечнике. Но это люди действительно верующие, молящиеся и за которых молились.

Какие у них были ощущения? Для начала перед операцией доктора недоумевают, почему все анализы хорошие, почему пульс и давление нормальные, сахар в норме и так далее. А просто люди, которые идут на операцию, – спокойны, они знают, что есть Бог. Они молятся, они знают, что получат помощь, за них молятся и будут молиться – они это знают и ничего не боятся. Так вот, какие ощущения?

Завозят человека в операционную: лампы, освещение, совершенно ничего нет, кроме кафельных стен – это правила асептики, дезинфекции, все это правильно. И человека голышом кладут на стол, руки – в разные стороны: и в одну, и в другую втыкают капельницы с обезболивающими и другими препаратами. И вот у всех этих трех человек было ощущение, как если тебя распинают на кресте, – и радость неизмеримая! И кроме этого, даже непонимание: зачем мне анестезия? Вот, распинают за мои грехи, еще за что-то, но распинают за Христа: я здесь на кресте. Такое ощущение было у всех троих. Если собрать информацию у всех прооперированных верующих людей, думаю, были бы такие же наблюдения. Яркий свет, радость, ангелы поют...

И у всех очень хорошие результаты после операций. Монашествующая, которая была прооперирована по поводу удаления органа, через месяц уже была в строю. Доктор звонил просто в ужасе: «Ой, как? Вы уже там? Да разойдется же все…». Ничего не разошлось. Она говорит: «Да как разойдется, если за меня весь Афон молится: монастырь такой-то, такой-то и такой-то». Понимаете, она не боится, мало того – она получает помощь. Это одна из духовных дочерей отца Николая Гурьянова. По его же благословению она устроила монастырь, церковь и сейчас еще строит. Она свой мощевик мне отдала. Я не знал, какая у нее ситуация была. Думаю: «Спасибо, конечно» – была такая ситуация, что мне нужна была помощь, и она отдала мне свой. А потом я узнал...

Тот человек, у которого была операция на кишечнике, тоже очень быстро выписался, и никаких метастазов, все хорошо. Тот, у кого удаляли метастаз с печени, на следующий день был на службе. Правда, два раза держался за иконостас, чтобы не свалиться во время чтения ектении, и то это было побочное действие лекарств: не предупредили, что определенные обезболивающие вызывают головокружения и снижение давления. То есть это не действие той самой операции, когда ты действительно готов распяться за Христа. Как апостол Петр: его повесили вниз головой по его же просьбе.

Поэтому никогда не отчаиваться – и ни доли сомнения, что по вере и при прямой молитве, без всяких выкрутасов и без того, чтобы смотреть назад, всегда получишь помощь, если ты действительно верующий человек, если ты действительно покаялся и исповедовался.

Еще один момент. Хочу привести дословно место (можно, конечно, и на словах рассказать), когда семь злейших духов приходят – это достаточно известная ситуация по Евангелию: это повторяется в двух синоптических Евангелиях. Хотелось бы это изречение сейчас и произнести и, кроме этого, объяснить, почему очень важно Причастие. Бывает, конечно, Причастие вне церкви, когда человек, например, при смерти, когда батюшку позвали домой, но в основном Причастие происходит в церкви. Просто очень многие люди говорят, причем я сейчас очень мягкое слово выбираю: «А зачем нам лишний свидетель или посредник между Богом и мной? Я ж сам (сама) могу». Гордыня чистой воды, но человек этого совершенно не замечает: «Зачем мне в эту церковь идти?», и так далее и так далее...

Так вот: что происходит, если человек даже дома покаялся? Действительно, у многих верующих (да и неверующих, когда приходят к вере и в конце концов крестятся и начинают веровать по-настоящему) бывает настоящее покаяние, когда люди локти кусают, но не достать уже, слезы льются, до крови губы закусывают и так далее: когда ты действительно осознаешь тяжкие грехи, которые только Церковь может научить осознавать (а ты же никогда не был в церкви, ничего не знал и все делал как все), когда человек это осознает и кается – это очень важно, это самое главное. Но если после этого не происходит Причастия, если Господь не заполняет те пустоты, когда вышли злые духи (они же зачастую выходят, чтобы поглумиться над гордым человеком – да над любым человеком: вышел, показал болящему, что «вот, ты же сам, вот тебе и легче стало»), они затем приходят и тащат за собой еще злейших. Так вот, чтобы не пришли эти злейшие, для этого и есть, в том числе, Причастие: с Причастием входит Тело и Кровь Господа нашего. И идеал – это когда в сердце присутствует Господь, не эти злые духи.

Что еще делать в этой ситуации? Узнал диагноз, определился с лечением, молишься, идешь прямым путем, но в любом случае, если ты заболел и если собираешься лечиться, какой путь должен быть у православного христианина? Церковь, Исповедь – покаяние: не перечисление грехов, не «учет грехов», а Исповедь, покаяние и Причастие. И принимаешь решение сам. Когда сам принял решение, тогда можно и батюшку спросить: батюшка, я принял такое-то решение. Это после того, как он тебя уже узнал. Это очень частая ситуация, к сожалению.

Спасибо, отец Олег! Вы обозначили основные моменты, как должен вести себя человек, который узнал тяжелый диагноз. Это и молитва, и Причастие, и пребывание в доме Божием – храме. Может быть, есть еще какие-то моменты, о которых Вы хотели бы рассказать?

– Я хотел бы объяснить нашим дорогим друзьям, от чего все же зависит болезнь. Причем это не только мое наблюдение. Когда за 30 лет вырисовалась определенная картинка, о которой я расскажу, я нашел потом у академиков (верующих и неверующих, разных академий) примерно такие же мысли. От чего зависит болезнь? Так вот, если взять все болезни за 100% или за что-то такое большое, целое, то я бы выделил три платформы, три основных проблемы, три кита. Они как бы отражают проценты: 33, 33 и 33 (но надо еще сразу отметить, что проблемы, которые ведут к болезням, в каком-то случае могут быть очень большими – не 33%, а 90%, а остальные тогда совсем маленькими).

Так вот, основные платформы. Наследственность (генетика). Но о наследственности, генетике говорить совершенно не представляется возможным в плане лечения, это не лечится – лечит только Господь. Кроме этого, я бакалавр именно по этой теме, моя бакалаврская защита к этому и относилась, поэтому если кому-то будет интересно – все объясню. Поэтому наследственность брать в расчет мы не можем: есть и есть. В каких-то случаях это очень важный момент, ведь есть чисто наследственные заболевания, в каких-то есть какой-то процент наследственной предрасположенности, например, 5, 10 или 1 – мы будем учитывать, но повлиять все равно не сможем.

Какие еще две платформы остались? Медицина выделяет центральную нервную систему, то есть все болезни от головы, от нервов. Ведь так мы слышим от многих докторов, особенно от невропатолога и психиатра? И они даже радуются: их специальность самая главная! Можно в чем-то согласиться, а можно и не очень. Мое мнение и мнение советских физиологов, а я нашел только у советских физиологов, как ни странно, ответ на вопрос, откуда все болезни, – это все же от страстей: советские физиологи, которых могли уволить, выгнать с работы, а в определенные времена и посадить, что писали, причем в справочниках? Что болезнь связана с чрезмерно выраженными эмоциями человека. А чрезмерно выраженные эмоции человека – это страсть. А дальше мы вспоминаем, что нам говорят святые отцы. Святые отцы говорят, что если страсть воплотилась в дело, то появился уже и грех. А грех вызывает болезнь.

Поэтому рассматривать, что болезни человека связаны только «с головой», не представляется возможным. Потому что без души и духа (а это очень хорошо описал святитель Лука (Войно-Ясенецкий), профессор, хирург, в своей работе «Тело, душа и дух» – там очень хорошо все отображено): центральная нервная система это ничто, это какие-то ткани, какие-то «проводки» и больше ничего – живет и работает душа и дух.

Следующее – интоксикация. Интоксикации бывают внешние, внутренние. Внешняя интоксикация связана, в первую очередь, с экологией и с нашим питанием, как ни странно. Об этом в Библии вообще-то очень интересно рассказано, и есть определенные работы ученых, которые 50 лет исследовали-исследовали и подтвердили то, что написано в Книге Бытие, в главе 3-й, в определенном стихе, как же должен питаться человек. Так вот, с внешней интоксикацией мы сделать ничего не можем – не в состоянии мы всю ту гадость, которая витает в атмосфере, устранить.

Для примера, думаю, будет интересно нашим телезрителям услышать что-то, что они знают, а что-то, чтобы посмотреть и убедиться. Внешняя интоксикация очень сильно связана с радиоактивными веществами. Допустим, 1986 год – авария на Чернобыльской АЭС. Огромная зона хранения техники – там были танки, бульдозеры, автобусы, что там только не было: тысячи единиц техники. А сейчас – пусто. Куда ушло? Мы облучаемся, я так думаю, без сомнения.

А почему случилась чернобыльская катастрофа? Есть очень интересный документальный фильм, снятый кем-то из присутствовавших на шабаше атомщиков-энергетиков накануне чернобыльской катастрофы на территории института Курчатова. Поначалу, когда появился этот фильм (он занимает четыре минуты, его можно найти в интернете, он называется «Корпоративный шабаш атомщиков, предваривший чернобыльскую катастрофу»), подумали, что это буквально за несколько дней до катастрофы, но потом оказалось, что это снято за два года и на территории института Курчатова. Что там? Там ученые, академики прославляют бесов. Я думаю, что такой карнавал постоянно происходил. И в других странах тоже происходит. Причем это только штрихи, без названия стран, виновных и так далее.

2011 год – авария на АЭС «Фукусима-1». В декабре 2013 года официально они как бы ликвидировали эту аварию. Но, пардон, океан уже весь загрязнен, атмосфера загрязнена и так далее. Почему произошла эта авария? Там было сильнейшее землетрясение… А фундамент этих АЭС был построен без учета сейсмических зон Японии, на авось. И не только авось, еще и экономия средств, что, кстати, было и на нашей Чернобыльской АЭС: я читал документы, где доктор технических наук, радиолог (женщина) рисовала проект Чернобыльской АЭС, – там фундамент по проекту был намного больше. А тот, кто возглавлял этот шабаш, все это перечеркнул – сказал, что сэкономил деньги. Гордыня ученых, зазнайство – как угодно, и от этого исходит беда.

2016 год – авария на Хмельницкой АЭС. Это буквально рядышком. Почему? Я никого не хочу осуждать, тем более мы православные. Но ведь там была какая ситуация? Я специально это не готовил, это сообщалось по телевидению, причем из разных независимых источников. Когда нужно было на Хмельницкой АЭС заменить штыри, замедляющие реакции, которые происходят, они отказались от закупки российских, по определенным (понятно, каким) причинам, и закупили американские, совершенно не подходящие. Дальше эту тему я продолжать не буду.

Эти ужасы, о которых я рассказал, человечество само победить не сможет никогда. Это надо четко понимать и давать себе отчет. Но что мы, православные люди, верующие люди, можем? Мы можем молить Господа, чтобы Он все же помог нам в этих катастрофах справиться с этими бедами. Но без нашего покаяния это не произойдет. Кстати, очень много наших ученых физиков-ядерщиков после Чернобыльской аварии пришли к Богу, построили церкви, часовни, стали священниками – вот оно, покаяние, вот он, пример.

Поэтому никакого отчаяния совершенно не должно быть. Я думаю, что в следующей передаче мы затронем еще некоторые очень важные темы, чтобы была цельная картина.

А так я желаю всем нашим зрителям здоровья крепкого, Божией помощи, Божия благословения во всех делах и неукоснительного соблюдения Божиих заповедей. Тогда все будет хорошо.

Благодарю Вас, отец Олег, за эту беседу. Спасибо огромное и до новых встреч в нашем эфире!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс