Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Батюшка, начну с тех вопросов, которые пришли к нам на сайт. Вопрос: «Несколько раз видела, как какая-нибудь незнакомая женщина или бабушка в воспитательных целях бьет ребенка или проявляет агрессию по отношению к нему. Делаешь замечания, а в ответ: «Не лезьте, это не ваше дело». У меня всегда сердце замирает, когда я такое вижу, а потом переживаю об этом ребенке, думаю: если она его на улице колотит, то что же дома происходит? Скажите, правильно ли я делаю, когда вмешиваюсь, и что вообще в таких ситуациях делать?».
– Всякое дерево нам Господь заповедал судить по плодам. Наше вмешательство какую-то проблему решило или нет? Тем более – «а что дома творится?».
Это только догадки.
– Вот, поэтому это просто реакция живого человека на событие. Но толку от этого нет. Да, к сожалению, это есть, не так уж часто это можно увидеть, но все-таки случай не уникальный. Конечно, народ у нас весьма раздражительный, и даже не в целях воспитания, а иногда просто вымещают на детях свою сердитость, проявляют свое такое поведение. Потому очень печально. Но такое вмешательство ничего не дает, к сожалению. Увещевать тут бессмысленно – обычно эти женщины колотят в гневе, а гнев не творит правды Божией.
Да, часто люди на Исповеди потом в этом горько раскаиваются.
– Да, это тоже частенько бывает.
То есть тут стоит промолчать, пройти мимо – или все-таки предложить помощь?
– Вообще-то, это хорошая мысль. Подойти и сказать: «Не помочь ли вам чем-нибудь?». Я, например (да простит меня Господь, что говорю о себе), когда вдруг ребенок начинает плакать – обычно те взрослые, которые находятся рядом с ним (мама, бабушка), теряются, особенно в храме, но и не только в храме, – подхожу и громко спрашиваю: «Кто разрешил плакать? Кто?». И, не глядя на ребенка, оглядываюсь вокруг, насупив брови. Ребенок удивляется, и как-то это его отвлекает. Так частенько делаю. Если он не унимается – может быть, ты сам как-то видел, я говорю: «Я не разрешаю в храме кричать», и мамочке говорю: «Отправляйтесь тогда на улицу и там уже унимайте, как-то отвлекайте».
То есть здесь лучше проявить доброе участие, нежели советы давать?
– Да, конечно, это как-то смешно: один взрослый говорит другому взрослому...
...что нужно делать.
– Да, дескать, я умный, а ты дурак.
Следующий вопрос: «В проповедях священников постоянно звучит, что мы не должны желать себе материальных благ, удачной, сытой и спокойной жизни. А как же тексты некоторых молитв, в которых мы молим Бога: «Приведи нас к тихой, безмятежной жизни, даруй исцеление, избави от скорбей и печалей». То есть получается, что негоже это просить?».
– В этом есть, конечно, противоречие. Эти молитвы были составлены в XIX веке, когда такой пафос христианства, настроенный на жизнь вечную, в большой степени ослабел. Но и всякие печали, связанные и с голодом, и с холодом, и с пожарами, были гораздо чаще, чем теперь.
Но все-таки нет в этом греха – просить для себя?
– Греха в этом никакого нет. Мы, как маленькие дети, можем у своего Отца просить чего угодно. Ему желательно вообще любое обращение нас к Нему, кроме просьбы, чтобы Он кого-то наказал...
...отомстил.
– Да, или огонь с Неба низвел на некоторых людей – это, конечно, Богу не угодно.
То есть Он указал все-таки нам, что нам просить во-первых.
– Конечно. Ищите прежде всего Царствия Небесного, а все остальное приложится вам (Мф. 6, 33). Ну что еще тут можно говорить?
Ну, вот мы по маловерию все-таки обращаемся к Нему с такими молитвами.
– Да, конечно. Вот я сегодня ехал, одна наша старинная прихожанка (мы с ней дружим много лет) едет на обследование, побаивается – естественно, просила помолиться. Так и что – ее в этом упрекнуть? Я говорю: «Конечно, помолимся».
Следующий вопрос: «Суеверие ли такое мнение: у каждого есть не только ангел-хранитель, но и икона-заступница?». Вы, батюшка, знакомы с таким суеверием?
– А это зависит от самого человека. Если человек изберет какую-нибудь икону себе в заступницы, то так оно и будет – «по вере вашей да дастся вам». А так, чтобы она кем-то назначалась, – такого, конечно, нет.
Но если человек избирает икону, это не умаление ли значения Самой Богородицы, например, Которая является нашей Заступницей?
– Нет, ни в коем случае. Дело в том, что человек никак не может умалить Пресвятую Богородицу.
Следующий вопрос: «После смерти мамы было очень тяжело, стала вести дневник, где записывала все свои мысли и обиды, горести, маленькие радости. Так мне было легче пережить эту потерю. Батюшка, к которому я хожу на Исповедь, сказал: дневник вести не надо, нужно его сжечь. Скажите, а что – православному человеку грех вести дневник?».
– Первый раз слышу такое. Очень много православных вели дневник. Это к Православию имеет отношение, как этот журнальный столик.
Дневники многих святых людей мы с удовольствием читаем...
– Отца Иоанна Кронштадтского, например. Батюшка, скорее, имел в виду другое: мне так кажется (может, я ошибаюсь), он, скорее, имел в виду вот что – она этим дневником как-то затмила главное, отвлеклась от молитвы за мать и увлеклась дневником.
Он стал утешением для нее...
–...вместо Духа Святого. Я думаю, что батюшка из этих соображений так сказал, а не из-за того, что дневник противопоказан христианину.
Вопрос телезрительницы: – Как относиться к молитве по соглашению? Я часто слышу, об этом говорят: в определенные дни, в определенные часы читаются какие-то молитвы. Как к этому относиться?
– Относиться спокойно, не нервничать. Хотят люди в определенный момент все вместе молиться? Ну и пусть молятся. Как относиться? Ничего в этом такого страшного нет. Самое главное Господь сказал: «Где двое или трое соберутся во имя Мое и будут что-то просить у Отца Небесного – дастся им».
И многие люди свидетельствуют, что это действительно приносит результат, есть плоды такой молитвы.
– Приносит результат не назначенное время и не количество участников, а исключительно молитвенное усердие. Если такие приемы добавляют молитвенного усердия, то будет и результат.
Для многих это стимул отложить дела.
– Вот и хорошо. Что такое стимул? Палка с острым концом (лат. stimulus: острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют буйвола (быка), запряженного в повозку. – Прим. ред.). Раз стимул – во славу Божию.
Следующий вопрос: «Почему бесполезно общаться с сектантами обычным людям? Некоторые сектанты после разговора с православными обращаются в Православие».
– Я высказывал такую мысль, имея в виду всю массу всех крещенных в Православии людей, а совсем не тех, кто специально к этому готовился, изучил какую-то секту и начал против нее действовать. Это может в отдельных случаях принести желаемый результат, но просто это нужно делать профессионально: нужно знать их литературу, их «догматику», знать, в чем их аргументы грешат против истины. Вот и все.
А так просто спорить не о чем?
– Да это разговор двух глухих.
Следующий вопрос: «Часто получал в течение жизни от людей негативные эмоции, был свидетелем их низких поступков. Были и хорошие моменты, но, проанализировав, я понял, что не хочу вообще ни с кем общаться, кроме близких. Грешно ли сторониться и избегать людей?».
– Нет, совсем не грешно, все главное – в мотивации.
Ради чего?
– Да, ради чего. А так уход от мира, даже фактический – это у нас в Церкви практикуется с III века, а нынче – XXI. Так что ничего.
Но не вредно ли для самого человека такое замкнутое житие?
– Во-первых, такое удаление всегда надо совершать по благословению: для обычного среднестатистического человека, конечно, вредно – одиночество это большая нагрузка на психику, на душу; это совсем не простое упражнение. Поэтому если человек просто говорит: «Ой, надоели эти человечки, пойду-ка я в лес комара кормить», – как говорится, может умом повредиться. Поэтому этот путь совсем не для всех… А постепенно человек может к этому прийти. Это вещь такая, тоже обыкновенная – сначала человек подвизается в монастыре, потом в скиту, а потом уже уходит в затвор. Все имеет последовательность. А некоторые даже после затвора выходят в мир и начинают старчествовать по указанию Пресвятой Богородицы. Ну, конечно, отдых себе дают, то же одиночество: есть привычка к молитве, а люди своими «умными» вопросами от этого отвлекают.
Вопрос телезрительницы: – Я всегда переживаю, что я смотрю ваш канал с удовольствием и ни рубля не вкладываю. А почему нельзя поставить ящички в храме для поддержания «Союза»?
– Все можно, но сейчас существует форма оплаты, которую указывают в бегущей строке. Вам ничего не надо направлять. Вы обратитесь к внучку, дайте ему сто рублей, и он отправит. Ящички? Кто их будет колотить? Где их вешать? Если бы по два миллиончика клали, тогда ящичек имеет смысл, а так с миру по нитке канал собирает, там очень много тружеников, я бывал в Екатеринбурге, видел всю эту «кухню» – это все очень дорого стоит, и сам сигнал, который распространяется. Поэтому не надо думать, что я вот сижу на табуретке, я придумал, а там все дураки – такая простая вещь: ящички поставить. А вы знаете, сколько бензина нужно, чтобы эти ящички объездить? Понимаете? А тут раз – и все в электронном виде.
Да еще не каждый настоятель благословит в своем храме этот ящичек...
– Да, конечно.
Следующий вопрос: «Чем состояние теплохладности в христианском смысле опаснее, чем даже холодность?».
– А так Господь сказал, тут даже можно не размышлять. Просто у холодности можно поменять ее знак – и будет горячо, холод-то тоже обжигает. А теплохладность – это равнодушие, это гораздо серьезнее. И вот та ситуация, которую я в нашем русском народе наблюдаю, – какое-то равнодушие к Церкви, к духовной жизни. Больше всего меня, конечно, угнетает вот что. Христос ходил по земле. Некоторые люди даже ездят на Святую Землю и видят: вот здесь Он ходил, здесь Он стоял, здесь Он преображался, здесь ходил по воде. И что? И ничего. Не производит такого впечатления, чтобы человек хотя бы взял купил печку и стал бы хлеб печь – ну что-нибудь как-то на него бы подействовало! Ну, так, сувенирчиков купит – и домой. А потом говорит: «Я вот был…». Ну был, и что дальше?
И почему, на Ваш взгляд, такое происходит?
– А потому что теплохладность. Вопросы веры глубоко не затрагивают человека совершенно. Очень, очень поверхностно. Человек сочувствует, но вот такая обычная жизнь: кто волов купил, кто женился – не до того...
Заботы мира сего в основном человека поглощают?
– Да.
Но это было всегда, и все-таки мы знаем...
– Всегда, но я-то всегда не жил, я наблюдаю теперешнюю ситуацию. Где я могу наблюдать? Только внутри храма. А где еще?
Первые христиане горели любовью ко Христу, с радостью шли на мучения и смерть.
– И вторые христиане, и предпоследние… Ведь во времена большевистского гонения было огромное количество людей, которые с радостью соглашались умереть, пойти в ссылку.
Значит, они горели верой Христовой?
– Ну разумеется.
А почему современный человек, спустя меньше чем сто лет, не горит?
– Это мне неведомо.
Две тысячи лет этот огонь горел – и вдруг он угасает.
– Да, Господь говорит: «Придя, найду ли веру на земле?». Потому что увеличились беззакония и оскудела любовь. Ведь этот огонь – это есть любовь к Богу и к человеку.
Как быть человеку, желающему возжечь в своей душе этот огонь? Что он должен сделать?
– Во-первых, если он желает этот огонь зажечь, то обязательно нужно этот огонь иметь, а во-вторых, найти приложение для этого огня. Жизнь должна быть посвящена не себе любимому, а тому, кто нуждается. Взять какого-нибудь мальчонку, у которого нет папы с мамой, и заменить ему их – и вот человек был грустный, несчастный, а потом нашел мамочку, и она его любит, а он любит ее, а на Небесах радость от этой любви, и они своей любовью освещают все вокруг. А все просто, на поверхности.
Или вот идет человек – перевернутая урна, противно смотреть. А он взял, наклонился, все собрал и сложил внутрь ради Христа, ради красоты.
И вот в этих поступках потихонечку человек...
– Да не потихонечку, это же воспитание сердца. И уже человек как-то и не может без этого. Вот есть же у нас ребята, они увлекаются тем, что чистят берега рек. Эти, так сказать, бывшие пионеры придут куда-нибудь на берег реки, накидают банок, бутылок, всякой пластмассовой продукции, которая по 100 – 200 лет не может разложиться, а разлагаясь, выделяет ядовитые вещества. И все загажено. А есть молодежь, которая собирает это в пакеты и вывозит этот мусор. То есть один человек гадит, а другой – наоборот.
Даже кошка за собой закапывает отходы своего «производства» – хотя бы на нее надо посмотреть, как она делает. Кошка гораздо лучше относиться к Богом данной природе: она хоть и не разумное существо, как человек, но она действует правильно, Господь в нее это вложил. И Господь ждет, когда мы сами в себя, в своих детей это вложим, а то едешь по Москве, форточка открывается – и окурок летит на мостовую. Ну ни в одной столице мира этого не увидишь, этого хамства! Это просто мерзость, и она и у мужчин, и у женщин, и у молодых, и у старых. Или идет и сморкается прямо на тротуар из одной ноздри, потом из другой. Орангутанг того не делает! Взял бы кто-нибудь и снял его на пленочку, чтоб посмотрел, как он выглядит. Тебя сопли душат? Ну должен быть у тебя носовой платок – это же вроде несложно. Я не могу себе представить, чтобы какой-нибудь святой человек вот так выворачивал свои ноздри об асфальт, чтоб еще люди ходили и скользили – там иногда два миллиона соплей.
Вот это все безобразия такие, к сожалению. Поэтому начинается потом равнодушие ко всему. Человек теряет ощущение красоты, его не радуют цветы, может взять и проехать на тракторе по клумбе: ему надо развернуться – и все. Красота уходит из жизни и из отношений людей, из воспитания детей. Дети ведь даны умягчать сердца взрослых, чтобы люди умилялись. А дети так себя ведут, что холодный пот прошибает и шерсть встает дыбом, когда глядишь на то, что изрыгают дети.
Давеча я беседовал с одним директором школы и завучем, там про одного мальчика говорили. Этот мальчик обернулся к девочке и что-то ей сказал, то ли «я тебе моргалы выколю»…Они говорят: «Ну откуда он мог это взять?». Я говорю: «Миленькие, из советского кинематографа». Это же аккурат текст, который произносит артист Леонов, играя какого-то бандюгана. Ведь кинематограф – это же очень сильный воспитатель. А уж наше советское кино так воспето! Даже люди, которые сыграли только маленькие роли, они все гении: все гении, незабвенные, режиссеры – гении, сценаристы – гении, одни только гении и легенды… И вот легенды и гении учат детей такой вот лексике. Вот, собственно, и все, откуда что растет.
Вопрос телезрителя: – Дети ходят в воскресную школу, на уроке православной истории государства Российского учитель сказал такую фразу, дословно: «Хоть Царь Николай II и канонизирован, но русско-японскую войну он начал, чтобы отвлечь внимание народных масс от внутренней ситуации в стране, и расстрел 9 января на его совести». Мы – православная семья и не знаем, как реагировать на эту фразу преподавателя.
– Очень жаль, я только тогда не понимаю, в чем ваше Православие. Оно в чем вообще? А когда будут жечь ваш храм или к Царским вратам будут прибивать вашего настоятеля?
Телезритель: – Мы хотим пойти в эту православную школу и пообщаться с преподавателями.
– Вот. Сходите – это уже действие.
Телезритель: – Более того, мы хотели сразу пообщаться с настоятелем, но, честно говоря, остановились, чтобы первоисточники прочитать. Может, мы чего-то не знаем?
– Нет, просто это версия большевистской историографии.
Телезритель: – Волосы встают дыбом...
– Это большевистская историография. Царь к этому расстрелу никакого отношения не имел. Специальные следователи, инспирированные Керенским, все обследовали, хотели обвинить Царя и его супругу – ничего на них не нашли. Безукоризненно. Его в то время и в Москве не было. Это была обыкновенная провокация. Из толпы гапоновского шествия начали стрелять в солдат, они ответили. Но я не историк, я такую версию читал. «Хоть и канонизирован…» – то есть человек явно не понимает, что такое канонизирован, думает, что это некий формальный акт по договору. Нет, это просто наивно и смешно.
А если у вас, как вы говорите, волосы дыбом встают – очень хорошо, тогда нужно самим воспитывать детей. И самим их учить тому, чему вы считаете нужным, а не отдавать чужим дядям и тетям, которые повторяют версии врагов рода человеческого. Тогда все будет хорошо.
Телезритель: – Так воскресная школа, батюшка. В общем-то, смотрим на это...
– Да хоть субботняя.
Телезритель: – Спасибо, я Вас понял.
Следующий вопрос: «Чем дальше идет жизнь, тем больше сатанизма вижу в себе. Вижу, что живу по принципу «то, что ненавижу, то и люблю». Если человек за свою жизнь так и не приобретет бесстрастия души, может ли Господь спасти такого человека?».
– Конечно, такого и может. Более того, Он его может спасти через очищение его от страстей и дарование ему бесстрастия.
То есть когда человек признает, что он вместо того чтобы возноситься, погружается в бездну...
– Да, и даже первая фраза говорит, что человек начинает прозревать, это очень хороший процесс. Меня, например, это радует.
То, что он видит в себе, – это и есть прозрение?
– Да, прозрение. Наконец-то стал замечать – большинство людей замечают в других всякие процессы.
Ну да, что люди становятся злее...
– А когда человек сам в себе видит опасные тенденции, это очень хорошее дело, и это его может понудить обратиться к Богу-Спасителю, чтобы Он его спас. И если молитва его будет неотступна, Господь его обязательно спасет, как спас разбойника.
Батюшка, спасибо, нас просят заканчивать передачу.
– Всего вам доброго, дорогие наши зрители! Не забудьте, очень прошу: если мы хотим, чтобы телеканал «Союз» продолжал свое бытие, мы должны помогать – наш же канал, мы должны его содержать.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.