Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Скажите, от чего зависит сила слова? Почему у разных людей она разная?
– Ну, и физическая сила бывает разная, и материальная. Как известно, Евангельская вдовица пожертвовала две копеечки, а Спаситель сказал, что она дала больше других, но это не значит, что те, у кого денег существенно больше, чем две копейки, могут ограничиться ими. Все здесь индивидуально. И сила слова (как добрая сила, так, к сожалению, и злая) будет в очень большой мере определяться личными качествами человека, его намерением, навыком, его способностями, образованием, знаниями, ситуацией. В одной обстановке кто-то что-то скажет, и никто даже внимания не обратит, а в другой обстановке та же реплика, то же слово может оказаться либо спасительным, либо, наоборот, губительным. Мы прекрасно это понимаем.
Почему одни и те же слова, произносимые разными людьми, имеют разное воздействие?
– А очень понятно почему: сила эта не материальная. Это есть сила межличностной связи – от сердца к сердцу, от разума к разуму, от личности к личности. Слово существует, будь оно записано буквами на бумаге или сказано акустическими колебаниями воздуха, а сила-то проявляется в том, что это слово доходит до слушателя, до воспринимателя и воздействует (или не воздействует) на слушающего, воспринимающего это слово. Это некая тайна – здесь мы уже выходим за пределы материального мира, входим в мир души.
Дорогие зрители, думаю, все прекрасно понимают: одно и то же слово, еще раз повторяю, какое-нибудь обвинение, или напоминание о каком-то грехе, или, наоборот, слово поддержки и утешения, ободрения может быть ключевым, решающим для души человека. А другой, кто чужд этого дела, у кого жизнь идет благополучно, кто не нуждается в поддержке, невосприимчив к огорчениям, пропустил бы мимо ушей.
Единственная ли это сила – сила слова? Многие подвижники веры не оставили после себя письменных наставлений, но, тем не менее, каким-то образом их слова дошли до нас и имеют огромную силу.
– А здесь ничего удивительного нет, ведь Церковь – это единое Тело Христово, единый организм. Вот сейчас я говорю, действуют мои голосовые связки, а между тем, говорю я целиком, вся моя личность участвует в нашем разговоре – и руки, и ноги, и голова.
И сердце.
– Так и в Теле Христовом. Как говорит апостол Павел: все мы члены Тела Христова, каждый исполняет свою задачу. Представьте себе, мы прекрасно знаем из рассказов и воспоминаний, как выдающиеся церковные авторитеты с огромным вниманием, уважением говорят о тех, кто их учил, кто дал им эту силу, импульс к церковному творчеству. На поверхности этих слов мы их не видим, но они находятся в сердце, в разуме тех, кто научен ими – примеров множество, вы прекрасно это понимаете. И в древности, скажем, такие величайшие богословы, как святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, свидетельствуют о тех, кто их учил. И в наше время новомученики и исповедники Русской Церкви, чьи уста были замкнуты, заглушены безбожным большевистским режимом, стоят сегодня с нами и говорят вместе с нами. Если бы не они, нам бы нечего было сказать.
Есть сила слова, но существует и сила молчания. В чем она заключается?
– Сперва подумай, а потом промолчи. Что ж, мы с вами только что выяснили: сила может быть положительной и отрицательной. Точнее сказать, доброй и недоброй, злой. И сплошь и рядом слово оказывается словом злым. Вот Послание апостола Иакова, где апостол предупреждает, напоминает, какую губительную роль может выполнять наш язык, дает нам ясное понимание, что если бы человек верующий, благожелательный в острой ситуации сумел бы немного прикусить свой язык и не произносить недобрых слов, то было бы куда лучше, – и сколько грехов было бы предотвращено, сколько слез не пролито! А иногда и крови.
Опять-таки, взрослый человек это хорошо понимает, а вот молодые люди не всегда: сплошь и рядом встречаешь молодых людей, искренне убежденных, что надо говорить правду, – да никто же не говорит, что надо говорить неправду, но правду надо говорить дозированно, с рассуждением, с разумением. Мы все, находясь перед Святой Чашей, читаем одну и ту же молитву: «Верую, Господи, и исповедую…», где есть известная фраза: «не бо врагом Твоим тайну повем». Эта фраза напоминает нам о предательстве Иуды, который сказал правду тем, кто после этого убил Спасителя.
То есть не всегда следует говорить правду?
– Наши слова движутся не протокольной спецификой, а нашим ясным пониманием доброго и злого. Слова наши, их сила направлены на добро, на исполнение воли Спасителя, воли Божией. Очень много можно привести примеров и ситуаций, когда, как говорил покойный Черномырдин, «люди хотят как лучше, а выходит как всегда». Они хотят как лучше, что-то такое высказать, объяснить: «Я ему рассказываю, что он не прав, говорю ему, какой он, простите меня, дурак, как он плохо поступает, а он обижается…» – и получается очередное столкновение, очередная беда, неприятность. Вместо того чтобы подумать головой, прочувствовать сердцем и перевести разговор на другую тему.
Всегда ли в споре рождается истина? Ведь сам дух спора, ситуация спора иногда уводят от мирного устроения, от истины.
– Верно вы сказали: иногда. В том-то и дело. Понимаете, истина не может родиться – если уж говорить философски, истина уже существует. В споре она может проясниться, а может затуманиться, в зависимости от того, как идет спор, в какой обстановке, между кем он идет. Если мы находимся на научном семинаре, на научной конференции или даже просто беседуем друг с другом о серьезных материях, – что ж, этот спор может быть очень плодотворным. И достаточно часто так бывает, я сам в таких спорах иногда участвую, этому очень рад. А если это спор между матерью и сыном, или между мужем и женой, или между начальником и подчиненным, не надо иметь большого воображения, чтобы понять: в большинстве случаев такие споры к добру не приводят.
Что становится залогом продуктивного спора?
– Пожалуй, доброе и разумное намерение всех его участников. Бывает так, что несколько человек ведут беседу, а один из них, прямо скажем, не соответствует стандарту цивилизованного, благонамеренного, благожелательного разговора – он вносит раздор в эту беседу, всем делается неприятно, он провоцирует людей на неуместные высказывания, и все дело кончается неприятностью, если не хуже. Это та самая ложка дегтя, которая может испортить хорошую бочку меда.
Вопрос от телезрительницы.
– Я пытаюсь что-то сказать людям о Боге, о священстве, много читаю, но у меня никак не получается – не пробьюсь: или они виноваты, или я не могу этого объяснить. Как-то я зашла в один отдел, стала говорить, что можно слушать только священников в наше время, по телевидению смотреть телеканал «Союз»: это самые умные люди. Как все на меня набросились, человек шесть! Священники такие-сякие, на машинах ездят… Единственное, что я успела сказать: а что им, на велосипедах, что ли, ездить?
– Похоже, что вы подлили масла в огонь – или керосина. Ну разве можно так говорить: только священников можно слушать? Я сам священник, что же, я скажу, что только меня можно слушать или моих собратьев? Да что вы, ну разве можно такие вещи говорить… Вот, дорогие зрители, отличный пример того, как человек явно хочет как лучше, а выходит как всегда.
Дорогие зрители и слушатели, надо трижды подумать, а на четвертый раз в большом числе случаев либо промолчать, либо сказать уклончиво, ограниченно, с разбором, избегая обобщений, таких, какие продемонстрировала наша замечательная телезрительница. Я бы, конечно, не стал на нее набрасываться, как набросились коллеги, но, увы, надо признать их правоту – неразумных, конечно, коллег. Покажи красную тряпку быку – вот он и пошел бодаться… Не надо красную тряпку показывать, надо стараться, дорогие зрители, в ваших разговорах, особенно разговорах о церковной, религиозной жизни, держаться конкретики, избегать обобщений: на обобщениях вас подловят.
В том, что священники ездят на машинах, беды большой нет, но далеко не все священники – источники или носители какой-то фундаментальной истины (от них первый есмь аз); я не могу сказать «все, что я говорю, это истина в первой инстанции» – проверяйте меня, пожалуйста. Я стараюсь говорить то, что получаю от Церкви, так, чтобы не ошибаться. Но я могу ошибаться. Уж я наверняка ошибаюсь в чем-то – поправляйте меня и скажите любому из зрителей и слушателей и вообще ваших соседей, что Православие не утверждает никакой абсолютной истины в словах священнослужителей. Оно стремится донести до людей важнейшие факты бытия, факты церковной, нравственной жизни через беседы со священниками, которые надо воспринимать в контексте всей церковной жизни, всего Христова Евангелия. А ни в коем случае не так, что вам тут диктуют, а вы, как новобранцы, слушаетесь сержанта на плацу. Избави Бог!
Если рядом осуждают Церковь, священников, как разумнее поступить – промолчать или сказать что-то? Если сказать, то что?
– Правильный вопрос! Надо выслушать, что именно и как именно осуждают. На моем сайте «Священникотвечает.рф» (http://convent.mrezha.ru) есть цитата из двух указов святителя Луки (Войно-Ясенецкого), когда он был Симферопольским архиереем. Он там так осуждает священников, что мало никому не покажется – осуждает их за дело, за разные вполне конкретные и очень постыдные грехи, которые, к сожалению, мы наблюдаем (или наблюдали) и сегодня. И если со стороны священнослужителя происходят такие грехи, упущения, нарушения, а иногда и преступления, следовательно, их надлежит выкорчевывать с корнем (это тоже происходит – почитайте любой епархиальный отчет или отчет Святейшего Патриарха, Московской Патриархии).
Единственная разница между церковным дисциплинарным или юридическим делом и гражданским – у церковной дисциплинарной или судебной деятельности нет принципа гласности. Священника могут лишить сана. Спросят: а за что вы лишили сана? Ответят: эта информация не разглашается – за поступки, несовместимые со священным саном, и точка. И вы этого не узнаете. Таков принцип церковного судопроизводства. Да, у нас в епархии есть дисциплинарная комиссия, рассматриваются дела менее острые, но тоже кто-нибудь спросит: а что это у вас было заседание дисциплинарной комиссии, что там происходило? Говорю: у нас был такой-то священник, рассматривали его дело. А что он сделал? А я не обязан вам это рассказывать, и не просто не обязан – обязан это держать в тайне. Таков принцип церковной жизни, церковного рассмотрения дела. Вероятно, он связан с тем, что мы всегда надеемся на покаяние людей, которые проходят по дисциплинарному делу, и для облегчения этого покаяния, вероятно, по этой причине, ничего специально не разглашается – в отличие от гражданского производства, где принцип гласности едва ли не главный.
Не является ли предательством молчание в ситуации, когда рядом осуждают Церковь?
– Еще раз: все зависит от того, кого за что осуждают, дорогие мои. Представьте себе, мне скажут: священник такой-то обвиняется в таком-то злодеянии. Я его не знаю, этого священника. Я не знаю, каковы основания для этого обвинения – или, может быть, он уже обвинен, осужден, лишен сана, запрещен в служении, и люди делают на основании этого какие-то свои выводы. Я не знаю, в чем дело. У меня нет оснований ни защищать этого священнослужителя, ни, наоборот, осуждать его. Естественно, я буду молчать. А что мне еще остается делать? Если у меня есть какая-то информация, я подумаю, в каком виде ее подать. Быть может, я присоединюсь к осуждению, скажу: да, это был недостойный священник, и очень хорошо, что его лишили сана, чем скорее, тем лучше (или лучше поздно, чем никогда). А может быть, я скажу: знаете, не вся информация вам доступна, вы так говорите, но не все знаете. Такое тоже возможно.
Что означает: «Пусть слова ваши будут: да, да; нет, нет»?
– Речь идет о распространенном среди фарисеев обычае того времени – в нашей сегодняшней жизни они не очень понятны, но в разработках, посвященных истории иудейства, иудейской религиозной среды времени Спасителя, можно прочитать об обычаях многословной почти игры словами или какой-то формальной, суеверной форме клятв, уверений, даже молитвословий в религиозных обычаях иудеев того времени. Спаситель предостерегает верующих от следования этим неразумным обычаям.
На сегодня мы, пожалуй, не видим таких дефектов в нашей церковной жизни. Скорее, наоборот: христианская молитва, христианское богомыслие – важное понятие, оно требует сосредоточения, внимания, времени, усилий. Вспомните, что фарисеи, окружавшие Спасителя, были людьми внешне очень религиозными, соблюдавшими правила – соблюдение правил было для них едва ли не главным в жизни, и приводило, естественно, к нарушению нормы, выходу из нормального состояния в какое-то обрядоверие.
Пожалуй, обрядоверие и следует сопоставить с этими фарисейскими обычаями, осужденными Спасителем.
Где та грань, за которой живая человеческая речь становится многословием? Как это понять?
– По результату. Я не вижу другого критерия. Узнаем по плодам. Вы говорите с человеком и чувствуете, что уже слишком много сказано, – значит, надо свернуть вашу активность. Вообще любой разговор… Вот даже мы сейчас ведем передачу, говорим вдвоем – недаром нас двое. Вы же не скажете: «Отец Макарий, вот тебе микрофон, камера – и пошел…». Мы так не делаем. А если бы делали, стало бы скучно, неинтересно, недоходчиво, верно же? А другие передачи у нас бывают втроем – ведущий и двое гостей, получается еще интересней, еще доходчивей. Почему? Грань лишних, ненужных слов легче отсекается, когда собеседников несколько.
То есть результат беседы – критерий, многословна она или нет?
– Да, этот результат… Мы с вами сидим в студии, а тысячи или сотни тысяч зрителей – так сказать, на другом конце канала передачи. Но мы, будучи людьми разумными, если позволено будет так сказать, представляем себе, что доходит до человека, какого рода длинноты допустимы, а где уже происходит перехлест. Вы, как ведущий, наверное, знаете, видели: иной раз какой-нибудь гость или участник передачи начнет что-то говорить, а ведущий уже стучит пальцем по столу – «все понятно, закругляться надо».
Вопрос о разговорах в храме: есть ли ситуации, когда можно говорить в храме?
– Опять по обстановке, по результату. Ни для кого не секрет, что священнослужители и алтарники в алтаре, в святая святых, ведут разговоры друг с другом. Они касаются богослужений. Если начинаются разговоры о природе и погоде – это безобразие. Если разговор идет о богослужении, о практических делах, которые необходимо совершить в данный момент, значит, эти разговоры необходимы и полезны.
Что касается людей, находящихся в храме, – примерно то же самое. Если что-то необходимо кому-то указать, сообщить, относящееся к настоящему моменту, значит, люди говорят и делятся этим. Или на клиросе, среди певчих. Или вот в семинарии: студенты и студентки, которым нужно оказывать помощь, содействие или, наоборот, контролировать их поведение, их богослужебные навыки.
А если разговор этот, скажем, неактуальный – это уже вопрос здравого смысла и вежливости. Если человек к вам подходит и начинает что-то говорить во время богослужения, и вы видите, что разговор этот можно отложить, он не относится к текущему моменту, далеко не всегда вежливо будет сказать: «Знаете, Иван Иваныч, замолчите-ка лучше, потом ко мне подойдете с таким разговором» – это невежливо. Вместо этого можно сказать следующее: «Если ваш вопрос столь важен, давайте выйдем сейчас из храма хотя бы в притвор (а в теплое время года и на улицу), там с вами и побеседуем». В половине случаев человек вам скажет: да не надо, успеется. А в другой половине случаев – может быть, он и правда хочет сказать что-то неотложное для него – не откажите ему в такой любезности, выйдите с ним с территории храма в притвор, в свечной ларек, где разговоры опять-таки неизбежны, и там этот разговор можно кратко закруглить. Вот такие практические рекомендации, с тем чтобы ваше желание избежать разговора в храме не привело к неуместным конфликтам.
Скажите, как добиться от человека внимания, чтобы слово, которое ты произносишь, было услышано, прозвучало убедительно?
– Это не всегда возможно. Зависит от вашего собеседника.
А что зависит от человека, который произносит слово?
– Доброта, внимание, участие, вежливость, такт – все добрые качества, которые необходимы нам в нашем общежитии, в нашем общении с ближними.
То есть эти качества становятся залогом той самой силы слова, о которой мы сегодня говорили?
– Залогом – трудно сказать, но некими носителями, помощниками, неким содействием – «средствами транспорта», которые доносят доброе слово от человека к человеку.
Да, в самом деле, к сожалению, ошибки, грехи присущи людям, но эти ошибки в общении между людьми достаточно распространены, и сплошь и рядом люди не обращают на это внимания. Особенно распространены эти ошибки между близкими родственниками – между старшими и младшими, между родителями и детьми. Родители начинают кричать на детей (на несовершеннолетних и даже совершеннолетних), топать ногами, брызгать слюной, оскорблять… Иногда и наоборот, естественно, сплошь и рядом: за что боролись, на то и напоролись.
Все это строго недопустимо, это и есть грехи, беды человеческие, это болезни человеческой личности. Такое качество, как вежливость (или ее отсутствие), требует серьезнейшего внимания, тщательного покаяния на Исповеди перед Господом, и избавления от дурных навыков.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.