Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) – №39 (888)
С протоиереем Алексием Ладыгиным мы размышляем над Псалтирью.
– Псалом 29-й – тоже пророческий и очень удивительный. Надписание к псалму – «Обновление дому Давидова». Если брать буквальный смысл, то здесь речь идет об обновлении храма, но святые отцы нам говорят и об обновлении человеческой души через покаяние – мы знаем, насколько обновляется человек, когда приносит покаяние Господу. Из истории известно, что и некогда павший царь Давид принес покаяние, и Господь простил ему, возвестив об этом через пророка Нафана, а через пророка Исаию Господь возвестил о прощении Иезекииля.
«Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне». Как может человек вознести Господа? Через свое служение Богу он может сам уподобиться Господу, а это возможно только когда человек начнет исполнять заповеди Божии. Он будет подниматься в своих словах и действиях до той высоты, которую нам задает Сам Господь, призывая к святости и совершенству. «Будьте святы, как Свят Аз есмь, – говорит Христос. – Будьте совершенны, как Отец Мой Небесный». И потому, конечно, «вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси и не возвеселил еси врагов моих о мне». Враги не могли порадоваться о пророке Давиде – когда он чувствовал свою ущемленность, ущербность через падение, он понимал, что если Господь не на его стороне, то он становится уязвимым для всякого человека, желающего ему зла. Еще немного – и враги возрадуются о нем, и он будет побежден...
Когда пророк Нафан возвещает царю Давиду, что Господь его простил, псалмопевец благодарит Бога за то, что Он не дал возможности его врагам. Если человек поднимается и служит Богу, то он никогда не будет побежден врагами, они никогда не будут смеяться над ним и радоваться его слабости: Господь укрепляет только того, кто верен Ему.
«Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и исцелил мя еси». Здесь продолжается та же мысль, что и в первом стихе. Воззвал к Господу с молитвой... Мы всегда взываем к Богу с молитвой, и Господь поддерживает, благословляет и исцеляет человека. Она бывает самой разнообразной – и покаянной, и славословной, и благодарственной. Здесь псалмопевец Давид взывает в покаянной молитве и просит прощения за все совершенные им грехи, за которые он сильно переживал. Мы знаем, сколько таких покаянных слов произносится им за неправильные поступки, и Господь прощает и укрепляет его – и эта мысль выражается почти в каждом стихе псалмопевца Давида.
В таком случае, можно сказать, что Псалтирь – это покаянная песнь?
– Конечно, именно покаянная. Все псалмы царя Давида (где-то в большей, где-то в меньшей степени) имеют внутреннее покаянное напряжение, потому что Псалмопевец понимает, что связь с Богом будет только тогда, когда человек очистится, а это возможно лишь за счет покаяния.
Не можем мы совершать всякую правду. «Несть человека, еже жив будет, – говорят нам слова молитвы, – и не согрешит». Нет ни одного безгрешного человека, но нам дается покаяние, возможность примирения с Богом, очищения от грехов. И эта мысль особенно проводится псалмопевцем Давидом, который сам испытал на себе всю тяжесть греха и отлучение от Бога. Он пережил не только внутреннее, но и внешнее поражение из-за греха и падения, которое случилось в его жизни.
«Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров». Мы должны четко понимать, что такое ад. Это не только место пребывания человека, праведного и грешного – в Ветхом Завете или грешного – в Новом Завете после того, как Господь открыл двери Царствия Небесного и вывел всех из ада. С одной стороны, здесь звучат пророческие слова псалмопевца Давида: Господь Своим Воскресением, Своим подвигом, Своей жертвенной Любовью вывел человека из ада. Но ведь мы не можем отрицать и того состояния, о котором в буквальном смысле слова говорил псалмопевец Давид, когда говорим: «В душе моей ад» – из-за грехов, из-за страстей, из-за многих неразрешенных проблем, которые раздирают человека, лишая целостности, целомудрия. Он оказывается разделен многими страстями в своей жизни, пока не принесет покаяния, пока Господь не уврачует разрушенное, не соединит разорванные нити души. Только после покаяния человек чувствует, что Господь вывел его из ада.
«Спасл еси от низходящих в ров». Ров – это не маленький окоп, а страшное место, из которого невозможно самому выйти, где ты заживо погибаешь и действительно просишь и молишься, чтобы Господь вывел тебя из этого рва. Это, по сути, могила, гроб, куда ты попадаешь из-за своего грехопадения, богооставленности и видишь, что тебе не на кого больше надеяться. Но в то же время, если ты приносишь молитву и славословие, то Господь избавляет от смерти, и ты чувствуешь, сколько раз тебя Он спасал от смерти.
Этот псалом очень близок человеку, который видел в своей жизни милость Божию. Словно ему вначале ставили смертельный диагноз, а потом он не подтвердился, или он находился в море и случайно спасся, или произошло крушение самолета, и он чудом выжил... Господь творит разные чудеса.
И здесь, в этом псалме, Господь выводит человека от тех, кто уже считается покойными. Он творит великие чудеса.
«Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его». Память о Божией святости приводит человека к служению Богу, но Господь не от каждого принимает его – от человека грешного, исполненного всякой неправды, не принимает, потому псалмопевец Давид и говорит: «Пойте Господеви, преподобнии Его». Наверное, не случайно здесь дан образ особого видения служения Богу, существующего в нашей Церкви. Ведь когда мы приходим в храм, то видим, что перед богослужением стоит очередь на Исповедь. Человек, исповедавшись, становится чистым, и в этой своей чистоте он идет и совершает свое служение Богу. Этот образ необходим для понимания истинного служения Ему.
«Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его: вечер водворится плачь, и заутра радость». Это очень глубокие слова, очень тонкие и милостивые, дающие надежду, свидетельствующие о внутреннем переживании человека. Жизнь, конечно же, находится в воле Божией, но в то же время есть и гнев, и ярость Его: Господь наказывает человека, и он проходит через страдание в своей жизни. Святые отцы пишут, что это необходимо, чтобы человек соприкоснулся с жизнью, изменился: не будет принят человек в вечности, если он не утончится, если духовно не приобщится к Небу, а это происходит только через страдания, скорби, болезни. Да, неприятно, конечно, когда режет хирург, но только когда убрана опухоль или очищена рана от гноя, человек получает исцеление. Так через страдание и боль происходит спасение человека. Такова воля Божия о нас. К сожалению, в нашей свободе невозможно по-другому поддержать святость, и Господь, поддерживая ее в нас, дает нам понимание кратковременности пребывания здесь, на земле, через страдания.
«…Вечер водворится плачь, а заутра радость». Здесь есть разные толкования святых отцов. И апостолы святые плакали, горевали в Великую Субботу, а уже на утро воскресенья узнали, что Господь Воскрес, и их плач обратился в радость. И человек, который кается вечером, утром, получая очищение, избавление от своих грехов, радуется. Святые отцы так же говорят о смерти человека: он умер и не знает, что с ним будет дальше, но когда он вселяется в Небесное Царствие, то радость наполняет его сердце. Поэтому не стоит плакать и печалиться об умершем человеке – участь праведника велика в вечности.
«Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век». Когда человек живет в изобилии, то он думает, что так будет всегда, никуда его богатство не денется. Но мы знаем, что особенно сейчас, в кризисное время, когда многие были богатыми, вдруг все заканчивается, и человек еле сводит концы с концами или научается жить так, как живут обычные люди. Так что не нужно думать, что все, что тебе дает Бог, вечно и всегда будет в твоих руках... Если только ты будешь жить праведно, оно у тебя сохранится, а если нет, то богатство пропадет.
«К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся». Естественно, человек может укрепиться только когда он будет обращаться к Богу, взывать к Нему и молиться. Тогда Господь будет давать силу и крепость. Без Бога, без молитвы к Нему человек не может уверенно идти по жизни.
«Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? Еда исповестся Тебе персть, или возвестит истину Твою?». Здесь псалмопевец Давид хитро обращается к Господу и в то же время научает всех нас: какая нам польза, если мы будем жить не для вечности? Выражение «в крови моей» означает все тело человеческое. Зачем я буду тучнеть, полнеть, богатеть, если все равно умру? Если я буду жить только для себя, какая мне от этого польза? Может, мне тогда лучше поработать для вечности? И псалмопевец Давид покаянно обращается к Господу и просит Его, чтобы Он помог служить Ему и простил за грехи. Какая польза будет человеку, который пожил здесь, на земле, и превратится в прах и пепел, который не будет Тебя и дальше прославлять и хвалить и Тебе служить? Ты же будешь получать хвалу не от земли, а только от человека, приобщенного к святости, к вечности в будущем… Поэтому здесь вразумление для каждого из нас, чтобы наша жизнь не была только чтобы наполняли свое тело, ублажали его на мягких постелях, ездили на дорогих машинах, отдыхали в фешенебельных отелях. Может, лучше попоститься немного, помолиться, сотворить доброе дело, чтобы в вечности Господь принял тебя и чтобы ты дальше славословил Его? В то же время человек, приносящий покаяние Богу, не должен отчаиваться: Господь примет его покаяние.
Это доказывает покаяние самого царя Давида, который говорит: «Какая польза будет, если Тебе, Господи, исповестся персть, возвестит истину?». Какая польза, если не человек, а земля, истлевшая плоть будет воссылать Тебе славу? А если Тебя будет исповедовать весь ангельский мир, живой человек, спасенный, праведный, в вечности будет воспевать, то тогда будет огромная польза. Это своего рода назидание, что ты через свое терпение и перенесение страданий в этой жизни становишься участником вечности и отсюда прославляешь Бога. Вот тогда будет большая польза! Здесь говорится о силе покаяния, о том, что Господь всегда слышит кающегося грешника.
«Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть Помощник мой». И дальше говорит царь Давид: «Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием». Здесь уже говорится о результате этой молитвы, о том, что Господь слышит и будет Помощником для человека – и всякий плач его покаяния претворяет в радость: человек уже ощущает легкость, чувствует избавление от греха, и она дает ему радость, поскольку Господь простил его.
Дальше псалмопевец Давид использует язык образов. Когда раньше человек находился в удрученном, покаянном состоянии, он надевал на себя козью власяницу, которая называлась вретищем, и если он чувствовал избавление от греха через принесенное покаяние, то он раздирал вретище, сбрасывал его, препоясывал себя и одевался в мягкие одежды. Подпоясаться поясом означало стать аккуратным, подчеркнуть красоту своего тела. Это мог сделать человек только тогда, когда не имел за собою греха или порока. И вот псалмопевец Давид говорит, что Сам Господь растерзал вретище и препоясал его весельем.
«Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся: Господи Боже мой, во век исповемся Тебе». Слово «не умилюся» значит, что Псалмопевец не сможет молчать: когда человек получает прощение, он всегда воспевает Господа, он не станет молчать и из века в век будет прославлять имя Господа Вышняго. (Продолжение следует)
Расшифровка:
Евгения Осипцова
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.