Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) – №48 (897)
Мы продолжаем разговор о Псалтири с протоиереем Алексием Ладыгиным.
– Сегодня рассмотрим 38-й псалом. Каждый псалом удивителен – раскрывает внутренние переживания псалмопевца Давида, его покаянные чувства, открывает тайны Пришествия Христа Спасителя в этот мир и научает, как вести себя, ведь те испытания, которые легли на сердце псалмопевца Давида, проходят и через сердце каждого из нас: «Несть человек на земле, иже жив будет и не согрешит». Каждый грех приносит некое страдание человеку, а совокупность грехов требует некоего внутреннего, да и внешнего испытания, чтобы мы сумели покаяться здесь, на земле, и смогли прийти очищенными в вечность. Мы сталкиваемся с рассуждениями псалмопевца Давида. Псалом написан в конец, Идифуму. Идифум был тем человеком, кто озвучивал псалмы Давида. Псалмопевец Давид всегда пишет «в конец», этим помечается некое завершение либо жизненного пути, либо его жизненных переживаний.
«Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною». Особое значение Псалмопевец уделяет словам, которые мы говорим в своей жизни: слова – это не просто звуки, которые исторгает человек, за ними следует действие, почему наши предки и говорили: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» и всегда бережно относились к словам. Словом своим человек может оправдаться и словом своим может осудиться. Давид как раз и говорит, что всякое слово определяет путь человека, его действия. Поэтому не нужно согрешать языком своим, если можно, лучше промолчать и обдумать то, что пока еще в помыслах. Мы знаем русскую пословицу: «Слово – серебро, а молчание – золото». Когда человек промолчит, он не даст возможности произнести то слово, которое затем поведет его на неправильный путь и к неправильным действиям.
«Положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною». Здесь псалмопевец Давид опять говорит о своих переживаниях во время восстания на него сына Авессалома. И многие восстали против него, кто кланялись ему, признавали его великим, пели ему дифирамбы и ласкали его слух льстивыми речами. Из них выделился Семей, который теперь Давида называл самыми грубыми словами, обвинял его во всех видимых и невидимых грехах, бросал в него не только камни, но булыжники, бросал в него пыль (2 Цар. 16). Как себя вел Давид – великий царь, который обладал величием, достоинством и славой, но который сейчас оказался в таком униженном состоянии?
Он сказал: «Положих устом моим хранило», то есть он не открывал уст своих, не оправдывался ни перед кем, он молчал, терпел и, более того (мы об этом еще скажем в рассуждениях об этом псалме), уже когда он восстал в своей славе, то приказал слугам не трогать Семея и не причинять ему никакого зла (2 Цар. 19, 16–30). Почему? Потому что он сказал: «Я страдал за грехи свои. А если я вижу грех и то, что Господь попустил мне страдать за грехи мои, значит, я должен терпеть всякое поношение совершенно безмолвно». И псалмопевец Давид это исполнял, что, конечно, великое поучение для каждого из нас: мы в правде и неправде своей говорим столько слов, оправдываемся, лжем, представляем себя убеленными... А псалмопевец Давид закрыл уста свои и все переносил в сердце своем, как бы ему ни было тяжело, больно и трудно слышать те слова и поношения, которые несли в себе и правду, и неправду, и вымысел, и увеличение той неправды, которую он сделал. Но он сказал: «Я грешный человек, я согрешил перед Господом, поэтому я все должен терпеть».
«Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися». Здесь Давид продолжает говорить о себе, что он «онемех и смирихся, и умолчах от благ», то есть он от всего отказался и ничего не предпринимал, чтобы сделать себя чистым и белым. «Болезнь моя обновися» – он все свои страдания переносил в сердце своем.
«Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь. Глаголах языком моим». Что значит: «Согреяся сердце мое во мне»? Конечно, когда человек все это слышит, у него возникает ярость, он поднимается духом, готов пойти и отомстить этому человеку. Но все-таки Давид говорит о том, что в нем преобладало: «И в поучении моем разгорится огнь». То есть он говорит: «Это переживание, которое рождает мое обличение, проходит через мое сердце, через те страдания, что я буду нести внутри себя каждый день, каждую минуту, не забывая о нем, переживая и помня о том, что я сделал и что я сейчас переношу». «Глаголах языком моим» означает, что он говорит слова, но говорит их не громко, а тихо и смиренно. Кому он говорит? К кому можно обратиться в эту минуту, кому можно принести, изложить печаль? Только Господу.
«Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть? Да разумею, что лишаюся аз».
Он обращается к Господу и говорит: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, сколько мне еще жить, сколько мне еще терпеть неправду, эти поношения – долго или скоро? На что мне рассчитывать в своей жизни?». Конечно, никто не знает числа лет своих, но при этом хочется узнать, уразуметь до конца, сколько еще ему терпеть такое поношение и переживание? Мы сами знаем, что, когда человек болезнует сердцем, его моральные страдания, произведенные грехом, не дают ему покоя, ему не мила жизнь, он хочет поскорее уйти из этой жизни, чтобы больше не волноваться, так сильно не переживать, так не страдать.
«Се пяди положил еси дни моя».
Он говорит, что дни человеческие очень малы. Пядь – это самое малое число измерения, четыре пальца всего-навсего. С этим малым измерением он сравнивает человеческую жизнь, которая действительно очень мала, скоротечна, и кто бы сколько ни прожил, спроси любого старца, он скажет: «Я почти не видел жизни»; спроси юного, он скажет: «Я только начинаю жить». Поэтому никто не может похвастаться тем, что прожил долгую жизнь, если даже человек говорит такое, то только ради словесной риторики.
«И состав мой яко ничтоже пред Тобою: обаче всяческая суета всяк человек живый». Конечно, жизнь человеческая по сравнению с жизнью Божией – ничто, потому что в Господе вся жизнь и Господь – Обладатель этой жизни. А мы живем очень мало времени, поэтому вся жизнь наша – это действительно пядь. «И состав мой яко ничтоже пред Тобою», то есть наша жизнь – ничто перед Богом. «Обаче всяческая суета всяк человек живый». Здесь он как бы соприкасается с Екклесиастом, который говорит, что вся наша жизнь – «суета сует и томление духа». И в то же время говорит, что мы не должны посвящать время этой суете, потому что жизнь скоротечна, она проходит и нужно думать о чем-то очень важном, серьезном. На что современный человек растрачивает свое время? На приобретение того, что уходит в никуда, или на развлечения, которые приносят разочарования и пустоту, или занимается украшением самого себя. На что мы растрачиваем свое скоротечное время? Псалмопевец Давид здесь хочет обратить наш взор, наше внимание к большим духовным богатствам, к которым мы должны стремиться и которые должны искать в своей жизни.
«Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровищствует, и не весть, кому соберет я».
«Убо образом ходит человек» – можно приводить очень большие сравнения, но действительно человеческая жизнь коротка. Человек живет какими-то идеями, земными задачами, стремлением к власти, и вся его жизнь проходит в этом. Он собирает сокровища, богатства, трудится всю жизнь, но не успевает ими воспользоваться. Кто ими воспользуется – достойные или недостойные? Попадут ли они в руки тех, ради которых ты собираешь, или не попадут? Или все это будет так, как мы видели в 90-е годы и как видим в сегодняшние дни, когда одно за другим идет не в пользу человека? Например, ради экономики, как заявляют, сейчас можно отбирать все банковские сбережения у населения, это достойнее. То есть сам человеческий труд ни во что не ставится. В советское время люди работали, а в 90-е годы небольшая кучка олигархов поделила между собой огромное количество денег, отобрав сбережения у граждан, которые люди копили, отказывая себе в чем-то. То есть человеческие сбережения – ничто, человеческий труд – ничто.
И сейчас «лопаются» банки и пропадают сбережения людей.
– Совершенно верно, сбережения не возвращают. Оправданием, сказали, будет спасение экономики нашей страны. То есть опять за счет народа. А зачем тогда трудиться, зачем полагать все ради этого: отдавать здоровье, забывать о духовном, забывать о Господе? Все это никогда не приносило, не принесет и не будет приносить никакой пользы.
Я недавно читала о тульских купцах Сушкиных, которые много благотворили Афону. И до революции разорялись банки, тульский банк купцов Сушкиных «лопнул», а в нем было много сбережений, в том числе и церковных (Церковь хранила там свои деньги). Так вот, братья получили шесть лет сибирской ссылки. Я не слышала, чтобы сейчас хоть один банкир, банк которого «лопнул» и сбережения которого пропали, понес какое-то наказание.
– Они все скрываются в Англии.
Они скрываются и спокойно существуют на деньги, которые украли у населения.
– «И ныне кто терпение мое, не Господь ли? И состав мой от Тебе есть».
Действительно, все идет от Господа. Господь дает человеку все, дает и силы, и терпение. «И состав мой от Тебе есть», сама жизнь – от Господа. Если человек отлепляется от Бога, полагается на богатство, жизнь проходит, как прах. Но человеку, который собирает духовное богатство, Господь дает и терпение, и жизнь. Псалмопевец Давид говорит обо всем – о суете, о своем поведении, но всегда он возвращается к Богу. Вся жизнь – в Боге, потому что Господь – Начальник жизни.
«От всех беззаконий моих избави мя, поношение безумному дал мя еси».
Почему рождаются беззакония? Опять у псалмопевца Давида очень глубокие рассуждения, потому что беззакония от искушений – причиной беззаконий являются искушения, которые посылаются человеку в жизни. Поэтому он просит от этих искушений избавить человека. Если Господь поддержит нас, если Он не даст властвовать над нами или избавит даже от предложения искушений, то тогда не будет наших беззаконий и неправд. Поэтому мы всегда просим Господа, чтобы Он увел нас от того места, или от тех людей, или от той среды, где мы можем заразиться грехом и беззакониями.
«Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси».
Опять псалмопевец Давид возвращается к Семею и говорит: «Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси», то есть: «если Ты, Господи, послал мне все это переносить, то, как бы мне ни было сложно и трудно, я буду это переносить, потому что терплю за свои беззакония, за свои неправды». Мы уже говорили, еще раз можем повторить, что он запрещает даже мстить тем людям, которые неправедно возносили на него всякие поругания, всякую ложь.
Как преподобные наши...
– Да. Но Давид был очень глубоким, почему и книга Псалтирь очень важна для жизни христианина – она показывает глубокие переживания псалмопевца. И эти переживания, страдания, восприятия скорбей не дают не только ропота, но приближают человека к Богу, и всегда он остается в поле действия Божественной благодати, потому что ничего не делает против Самого Господа.
«Отстави от мене раны Твоя: от крепости бо руки Твоея аз изчезох».
Он опять пишет: «Все раны и страдания посланы от Господа, почему я не должен их принимать? За мои неправды, беззакония Господь послал мне эти страдания. Почему я не должен их принять, если они от руки Божией? Или почему я должен роптать, если мне их посылает Господь? Значит Ему виднее, для чего Он мне это дает».
«Во обличениих о беззаконии наказал еси человека и истаял еси, яко паучину, душу его: обаче всуе всяк человек».
Прекрасные слова! Что значит «во обличениих о беззаконии наказал еси»? Что значат эти наказания, эти страдания? Страдания дают утонченность души, утонченность тела, то есть человек становится пригодным для Царства Небесного. Грех же дает грубость душе человеческой. Человек становится милосердным и приближенным к Богу за счет испытаний, искушений, великих страданий и переживаний, которые посылаются от Господа.
«Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи: яко пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои».
Так он просит Господа, чтобы Господь услышал его молитву, и не просто услышал, потому что его молитва непростая, это не просто перечитывание последований отвлеченным умом. Он со слезами молится, со слезами просит, чтобы Господь внял его молитвам. Он не считает себя хозяином положения, он – «пришлец» на земле, то есть переселенец, это не его вечный дом, и он знает, что Господь может переселить его в любое другое место. И он пойдет так, как Господь благословит его. Святые отцы говорят, что мы должны научиться у Давида слезной молитве, тогда у нас рождается покаяние.
«Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду».
Здесь псалмопевец Давид говорит: «Господи, дай мне возможность облегчения, дай мне возможность узнать, когда будет конец мой, чтобы мне покаяться прежде, чем я уйду к Тебе, потому что там нет покаяния, а к Тебе я хочу прийти с облегченной душой и очищенным сердцем».
Удивительный псалом!
– Замечательный псалом! Когда я готовился к передаче, у меня было столько мыслей! Я просто начал пересматривать всю свою жизнь, свое отношение к людям, страданиям, своим словам, к своему порой недостатку выносливости… Наверное, нам действительно нужно быть ближе с Давидом, с его Псалтирью, тогда будет происходить изменение наших сердец.
Благодарю сердечно за то, что Вы постоянно с нами, что я имею возможность проводить с Вами такие замечательные беседы. (Продолжение следует)
Расшифровка:
Нина Кирсанова
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.