Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (889) → Протоиерей Андрей Канев: Покаяние – это знание своих грехов

Протоиерей Андрей Канев: Покаяние – это знание своих грехов

№40 (889) / 25 октября ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) – №39 (888)

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Это закон, понимаете, и мы должны о нем знать. Если человек не борется со страстью, не кается, то страсть усиливается, но возможность покаяния дается абсолютно каждому. Бывает, что люди, склонные к печали, сразу находят (не они, конечно, находят, а лукавый так их взгляд настраивает) в этом тексте повод говорить так: «Все, мне покаяние невозможно, я пришел слишком поздно». Нет, ты пришел вовремя! Когда пришел, тогда тебя и примут. И сколько бы тебе ни осталось, хоть те же десять дней – проживи их в покаянии.

– «К этому должно присовокупить, – пишет далее святитель Игнатий, – что покаяние возможно только при точном, хотя бы и простом знании православной христианской веры, чуждом всякой ереси и зломудрия. Те, кто заимствуют представления о добродетелях и правилах жизни из романов, других душевредных еретических книг, не могут иметь истинного покаяния: многие смертные грехи, ведущие в ад, признаются ими за ничтожные, извинительные погрешности, а лютые греховные страсти – за легкие и приятные слабости; они не страшатся предаваться им перед самыми смертными вратами. Неведение христианства – величайшее бедствие!»

Протоиерей Андрей Канев: – Так и есть, величайшее бедствие. Если человек сел в автомобиль и не знает правил дорожного движения, это величайшее бедствие, он убийца. Если человек надеется, что он будет помилован просто так, без веры, без ее изучения, без работы над собой, это серьезная беда. По статистике, у нас в России огромное количество христиан. Но кто же тогда делает аборты, совершает убийства, воровство, коррупцию? А разводы, которых огромный процент? Это делают люди, которые крестились в храме и носят крестики. Получается, что мы не дали им знания о вере, крестив их просто так, и это большая беда. Святейший Патриарх об этом часто говорит. Я недавно читал доклад Святейшего Патриарха на Епархиальном собрании в Москве, и, мне показалось, он с большим сокрушением отмечал, что в Москве не введено в правило проводить хотя бы две огласительные беседы. А беда-то в чем? В том, что люди не хотят знать веру. Им некогда – и они не хотят. А зачем тогда крестятся, зачем венчаются, идут на Исповедь и Причастие, если не знают основ?

Это же первостепенный вопрос! Человек должен узнать о вере. А иначе получается, что на Причастие ходят и оккультисты, и люди, вообще во Христа не верящие. Зачем ходят? Лукавый им объясняет; конечно, у них своя логика есть, но это ведь не означает, что они причащаются благодатно, во спасение и в жизнь вечную. Участие в таинствах – это же не магия!

Поэтому то, что говорит святитель Игнатий, это фундамент для приходской работы. Святейший Патриарх говорит о создании общин. Но общины создаются не чтобы чай пить – я не против чаепитий и совместных обедов: это нормально, семья должна вместе обедать, – но это второстепенные вещи, а первостепенные, когда община едина духом. Когда она едина духом, так можно уже и чай не пить: все будут едины, потому что будут у одной Чаши и Дух будет в них один.

Я часто слышал, как наша братия, священнослужители, спрашивают: «А как общину создавать?» Да все просто, ничего нового создавать не надо – нужно просто учить людей основам веры. Не устраивать какие-то «высоколобые» курсы по богословию, а учить простым основам веры. Курсы, конечно, тоже нужны, но в свое время. Детей вначале нужно учить азбуке, с ними рано говорить о квантовой физике. Придет время – будете и о квантовой физике говорить. Неудачи наших просветительских проектов в том, что мы берем за основу не тот ориентир, слишком высокий. А если мы начнем говорить с людьми об основах веры и христианской жизни, то постепенно (это очень долгая и трудная работа) в храме из просто прихожан можно действительно создать общину, в которой люди будут верить, понимать, чувствовать одинаково. Если этой работы нет, если присутствует только отправление религиозных потребностей, перед человеком и не встанет вопрос изучения веры: а зачем? Он уже крещеный, может прийти на Исповедь, попасть на Причастие – нет никаких проблем. Святитель Игнатий как раз об этом и говорит.

Вопрос о практической работе пастыря на приходе, его помощников, ориентации приходской работы именно на просвещение – это вопрос жизни и смерти. Если у человека будут правильные понятия, он и жизнь свою начнет выстраивать правильно. А мы покрестили человека или причастили его без подготовки, без внутренних перемен, и надеемся, что Бог Сам его приведет. Так Он его уже привел – теперь мы должны свою работу делать. А если мы ее не выполняем, тогда большая беда.

– «Неведение христианства – величайшее бедствие, – пишет святитель Игнатий. – Господь призывает человека к покаянию, спасению до последней минуты его жизни. В эту последнюю минуту еще отверсты двери милосердия Божия всякому, толкущему в них. Никто да не отчаивается! Доколе не закрыто поприще, действителен подвиг. Последние минуты человека могут искупить всю его жизнь».

Протоиерей Андрей Канев: – Огромная надежда нам дается. Надежда для людей, которые в последнюю минуту могут прийти ко Христу и покаяться, и их покаяние будет принято. Это об этом нам говорится, чтобы люди не отчаивались.

– Но люди, вступившие на путь спасения и пытающиеся бороться со своими грехами, нередко отчаиваются от того, что им не удается сделать то одно, то другое. Причины у таких неудач есть, и они не повод для отчаяния, однако именно это не просто бывает человеку понять. Когда он, приходя к вере, узнает, что какие-то вещи делать необходимо, желательно, спасительно, и пытается их делать, то вдруг обнаруживает, что делать их он не то что не может, а и не хочет, совсем как у апостола Павла: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». Человеку кажется, что миссия невыполнима и ничего у него не получится, и он страшно огорчается и вообще перестает делать хоть что-то ради спасения. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Наталья Коваль

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс