Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) – №37 (886)
– В прошлый раз мы говорили о 26-м псалме, сегодня поговорим о псалме 27-м. Оба псалма отличаются очень глубоким содержанием. Их глубина определяется любовью псалмопевца Давида к Богу, которая всегда защищала его от врагов видимых и невидимых, и упованием на Господа, благодаря которому Давид выходил победителем из многих сложных жизненных ситуаций.
Все мы испытываем в жизни трудности. Чтение Псалтири учит нас, что мы должны уповать на Бога в сложных ситуациях. И здесь особую помощь могут оказать именно эти два псалма. Они наполняют наши сердца любовью к Господу и помогают избежать многих ошибок.
27-й псалом учит уповать на Бога. Псалмопевец Давид написал его, когда был в скорби, потому что Саул восстал против него – изгнал из среды избранного народа, и Давиду пришлось жить среди язычников. Согласно представлениям древних евреев, человек, который жил среди язычников, творящих неправду и не исполняющих закон Божий, более не может относиться к избранному народу.
«К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене, да не когда премолчиши от мене: и уподоблюся низходящым в ров». Здесь Давид говорит, что все надежды он возлагает только на Господа, что кроме Бога никто не может его ни защитить, ни понять.
«Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молити ми ся к Тебе, внегда возмоления моего, внегда молити ми ся к Тебе, внегда воздети ми руце мои к храму святому Твоему». Псалмопевец говорит о глубокой сердечной молитве, которую он обращает к Господу. Только молитва дает ему возможность выстоять в трудные времена. Давид молится не формально, не суетно, но возносит руки свои в сторону святого храма. Храм – это великая святыня; люди Ветхого Завета понимали, что храм – место, где живет Бог. Если ты возносишь руки в сторону храма, значит, ты возносишь руки к Богу. Эта традиция сохранилась и в наше время. В сельской местности покойника принято хоронить лицом на восток, который ассоциируется с Царствием Небесным, со славой Божией. Но в некоторых селениях человека хоронят лицом к храму, потому что храм – это дом Божий. Как мы видим, это добрая традиция восходит ко временам псалмопевца Давида.
«Не привлецы мене со грешники и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих». Давид просит Бога о том, чтобы Он не судил его вместе с язычниками: «Хотя я и живу среди язычников, но Ты, Господи, не суди меня с ними. Они творят неправду, не верят в Тебя, единого Бога, не исполняют заповедей Твоих. Но я не с ними, я не такой, как они. Я даже здесь живу по Твоим заповедям, я не смешиваюсь с этой средой. Здесь только моя плоть, а душа моя полностью с Тобой, Господи».
Псалмопевец Давид дает нам очень важный урок. В каком бы государстве мы ни жили, мы должны сохранять свою духовную идентичность – Православие. Наши предки всегда помнили, что они православные, и, где бы ни поселялись, всегда воздвигали храмы Божии. Да и наши современники за границей поступают так же – они продолжают исповедовать истинную веру, исполнять заповеди и славословить Бога по нашей православной традиции. Они совершают богослужения, воспитывают детей в Православной вере и открыто противостоят навязыванию антихристианских ценностей, которые так распространены в Европе.
Давайте прочитаем, как Псалмопевец характеризует внутренний мир язычников, которые теперь его окружают. Они «глаголют мир с ближними своими, злая же в сердцах своих», то есть хотя и говорят о мире, в глубине души замышляют злое.
«Даждь им, Господи, по делом их, и по лукавству начинаний их: по делом руку их даждь им: воздаждь воздаяние их им». Псалмопевец Давид просит Господа дать оценку их поступкам и наказать их. Обратите внимание, Давид не собирается мстить своим обидчикам, потому что суд человеческий не бывает правильным и праведным, он зависит от наших чувств, от эмоций. Священное Писание говорит о том, чтобы мы дали место гневу Божию, то есть врагов своих вручили в Его руки, а Господь Сам вразумит этих людей и укажет им истинный путь. Псалмопевец Давид не просит Бога дать ему возможность отомстить самому, но чтобы Он воздал им по делам их, то есть наказал за тот грех, который они совершили против Давида. Псалмопевец не раз писал в своих псалмах, что он ничего не делает без воли Божией. Господь Своим перстом помазал его через пророка, и если враги Давида восстают на помазанника Божия, то они восстают на Самого Бога, а, значит, Сам Господь должен оценить их поступки и дать им воздаяние.
«Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его: разориши я, и не созиждеши я». То есть не человек, но Господь разрушит их жизни за то, что они творят неправду – не нужно мстить, нужно дать место гневу Божиему. А еще нужно помолиться за человека, творящего неправду, чтобы Господь его вразумил, и тогда он сам осознает свою неправоту и, возможно, принесет извинения, а значит, мы приобретем друга. А если мы сами начнем разбираться с обидчиком, то приобретем не друга, а врага.
«Благословен Господь, яко услыша глас моления моего. Господь Помощник мой, и Защититель мой: на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя, и волею моею исповемся Ему». Псалмопевец говорит, что уповает на Господа, а Господь для него – и помощник, и защитник.
А что значит «процвете плоть моя»? Человек в скорби, как правило, худеет, потому что изнемогает от болезней или переживаний, у него нет аппетита. А когда у него все в жизни налаживается и сердце успокаивается, то он начинает полнеть, то есть плоть его начинает процветать. Когда Господь наш Защитник и Помощник, когда на Бога уповает наше сердце, тогда человек расцветает. Когда человек пребывает с Богом, ему не нужно испытывать потрясения, чтобы вернуться в лоно Отца Небесного. Ведь испытания – это шлифовка характера человека, они попускаются, чтобы человек осознавал, что такое земная жизнь, и не прилеплялся к ней. Мы же, увы, часто радеем только о потребном нам в этой временной жизни. Кто-то даже ищет сомнительных прорицателей, астрологов.
Предположим, я хочу узнать, что будет со мной завтра. Зачем? Не лучше ли узнать о том, что будет с тобой в вечности? Никакие земные приобретения с собой в вечность взять нельзя. Лучше интересоваться не будущим, а заповедями Божиими. Человеку, живущему по заповедям, предсказания просто не нужны.
К сожалению, порой даже православные христиане всерьез интересуются астрологией, говорят, что это чуть ли не наука, что ее признала Церковь. Знаете, меня иногда спрашивают: «А кто Вы по знаку Зодиака?». Я на такие вопросы отвечаю: «Я по знаку Зодиака православная».
– А я отвечаю, что «я по знаку Зодиака – носорог». Суетная вера в астрологию – это нарушение первой заповеди: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 2). Вера в приметы и звезды, то есть в неодушевленные предметы, будто бы от них зависит судьба наша, а не от Господа, – это полная измена Богу. Это очень тяжелый грех. Может быть, из-за этого и колыхает так современного человека, поэтому-то он и претерпевает различные скорби.
Мне кажется, на это его толкает в том числе и любопытство.
– Я не думаю, что главная движущая сила тут любопытство. Вера в астрологию – это суеверие, которое рождается в сердце от боязни будущего. Нам свойственно сомневаться, часто мы не знаем, как правильно поступить, но это не повод обращаться к гаданиям. Перекрестись и поступай! И будь свободен от предсказателей, которые все равно обманывают, потому что действуют по наущению врага рода человеческого, который есть отец лжи.
Сейчас интересом к астрологии грешат многие телеканалы, даже центральные, и некоторые очень чувствительные люди воспринимают их абсолютно всерьез: если в гороскопе сказано, что им нельзя выходить из дома, они не выйдут из дома, даже если у них есть важные дела.
– Ну что ж, они получают достойное за грехи свои. Нужно просто уповать на Господа, тогда не будут нужны никакие астрологические прогнозы.
«Господь утверждение людей Своих, и Защититель спасений Христа Своего есть». То есть Господь защитит Своих людей и своего помазанника. Если Господь поставляет царя, он ему помогает, укрепляет его, показывает путь, по которому следует идти.
Обратите внимание, Псалмопевец молится не только за себя, о том, чтобы Господь помог ему лично, но за людей своих, потому что он царь: «Спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, и упаси я, и возми я до века».
Давид молитвенно просит, чтобы все его люди видели в Боге своего Помощника и Защитника, чтобы они тоже имели глубокую веру. Если народ будет един в молитве со своим царем, то он будет непобедим. Он не будет испытывать тех трудностей, которые, например, испытывает наш народ сейчас.
Мы испытываем большие потрясения, когда уходим от Бога, когда уповаем только на собственные силы, пытаемся опереться не на Закон, данный Богом, а на либеральные ценности. Нужно надеяться не на силу оружия, а на Господа! Важно, чтобы Богу был верен весь народ, тогда он не будет страдать.
Когда народ забывает Бога, когда он покидает или разрушает Его храмы, Господь попускает серьезные испытания. Так было и с нашим народом. Мы прошли через Смутное время, и нас очистили от грехов нашествием поляков. Затем был период поклонения французскому Просвещению, и нас очистили нашествием французов. Затем пришло время нигилизма, когда люди стали хулить не только царя, но и Бога, и Церковь. И пришла революция, которая привела к катастрофическим последствиям. Они сказываются до сих пор даже в таких, казалось бы, далеких от духовности вещах, как экономика. Когда нечестия безбожников дошли до предела, Господь послал нам войну с немцами. Сильнейший духовный подъем наша страна пережила в 80-е и 90-е годы, когда многие от безбожия вернулись к вере.
В последние годы мы почувствовали некоторую успокоенность, и многие, видимо, решили, что можно хорошо жить и без Бога – ездить на иномарке, отдыхать за границей. И Господь опять послал нам испытания, но именно в этом тяжелом для нашей страны году мы увидели обилие народа Божия в храмах Великим постом. Начинается новый период духовного подъема.
Неужели нам обязательно нужны катаклизмы, чтобы человек не забывал Бога?
– К сожалению, видимо, да. Наш народ именно такой. Увы, про нас сказано: «гром не грянет – мужик не перекрестится». Должен звучать гром, должна светиться молния, чтобы мы помнили о Боге. Как от этого уйдешь? Только постоянно пребывая в молитве. Действительно верующий человек пребывает в мире, в радости, он спокоен за себя и за своих детей.
Мы сегодня говорили с вами о прописных истинах. Но как трудно осознать их человеку, который хочет жить согласно страстям этого века! Мы, увы, живем в такое время, когда подавляющее большинство уповает только на себя. Раньше было наоборот: большинство уповало на Бога, и были редкие исключения – люди, которые мыслили по-другому. Сейчас, напротив, редки люди, которые живут с Богом. А остальные живут как хотят, думая о том, что свобода для них главная ценность, поэтому сейчас столько бед и скорбей и у человека, и у народа. Так Господь показывает, что каждый из нас ответственен за судьбу всего народа, всей страны, даже за ее экономическое положение. Дело не в том, что кто-то где-то что-то продает, качает и не делится. Экономика страдает от нашего отношения к Богу, от нашей греховной жизни, от отсутствия благочестия. Вся наша жизнь напрямую зависит от нашего желания или нежелания исполнить заповеди Божии. (Продолжение следует)
Расшифровка:
Екатерина Иванова
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.