Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (888) → Протоиерей Александр Ильяшенко: Здоровая семья

Протоиерей Александр Ильяшенко: Здоровая семья

№39 (888) / 18 октября ‘16

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – «Здоровая семья». Батюшка, что понимать под «здоровой семьей»?

– Мне кажется, что человек посылается на свет Самим Богом. Ведь никто не знает, кто родится у данных родителей, какой у ребенка характер будет, какой рост – это сокровенная тайна. Можно построить логическую цепочку. Мы знаем, что наследственность передается генами, хромосомами, что мужская и женская клетки соединяются. Это соединение случайное. Значит, кто родится – это случайность. Мы не знаем, какими качествами будет обладать новорожденный, сколько он будет жить – мы не знаем. Исходя из этого, мы решим, что человеческая личность – случайность. Теперь можно задать любому человеку вопрос: «Вот ты – случайность?».

Значит, тебя послал Господь, и ты должен жить по заповедям Божиим. Значит, если ты по Его воле живешь, это – норма. Значит, если семья стремится жить по Его воле и заповедям, это – норма. А если она их не выполняет, то отклоняется в «не норму» – и, к сожалению, в очень далекую «не норму».

А если происходит отклонение в сторону обид, как это преодолеть?

– Есть русская народная мудрость: «отпустишь огонь – не потушишь». Надо гасить конфликт в самом-самом его зарождении. В Писании говорится другими словами: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» – солнце вашей любви, доброжелательности, мудрости. Пусть ваш гнев не превратится в злобу, раздражение, которое помрачает свет. Любой конфликт разрешайте до наступления ночи, ибо во сне закрепляются события дня. Если этот негатив закрепился, то на следующий день он у тебя в подсознании останется и будет тлеть до следующего взрыва. И когда-то произойдет полный распад семьи.

Не обижайся! Если обида – это грех (по Закону Божию), то греху надо противостоять, а греху можно противостоять только молитвой и работой над собой, тогда ты преодолеешь заморочки и сохранишь мир в своей душе и своей семье. «Дождик набежал, тучки прошли – воздух стал только чище и свежее», «милые бранятся – только тешатся» – народные пословицы. Помирились, побранились, а потом не будут браниться супруги. Слава Тебе, Господи!

Почему церковь не одобряет так называемые «гражданские браки»?

– Во-первых, тут прямое манипулирование сознанием. Двойные смыслы. Гражданским браком всегда назывался брак, заключенный по законам общества. Это нормальное явление. В России такие законы, в Европе – другие, в Индии – третьи. Муж и жена заявили о глубине и серьезности своих намерений. А манипулирование сознанием – в том, что понятие вполне однозначное и содержательное переиначивается: слово «гражданский брак» теперь означает продолжительную связь. Если спросить сожительницу, кто ты ему – жена, любовница?! Заметьте, быть любовницей – унизительно. И быть любовником тоже унизительно.

В такой ситуации, как правило, женщины готовы выйти замуж, только «он не предлагает»: у него там есть какие-то соображения – квартирные, карьерные, еще какие-то. И женщина страдает от неопределенности своего положения. Любая нормальная женщина хочет создать семью. И она, в таком унизительном положении, лишенная твердости, оптимизма, мужества и здравого смысла, начинает ошибаться. И происходит разрыв. Как правило, женщины очень страдают от этого. Но они сами себя поставили в проигрышное положение. Тут, как говорят: из двух спорящих один – дурак, а другой – подлец.

Я знаю, что Вы отец 12-ти детей. Говорят, что семья может помешать работе – Вашей работе семья наверняка не помешала?

– Конечно, нет. Наоборот, человек приучается быть собраннее, сконцентрированнее. Я многого не достиг, мог бы большего достичь, но дети растут, они друг на друга не походят. У нас есть дочки-двойняшки – они совершенно разные. Ты должен работать над собой, находить механизмы, как с детьми договариваться: ты должен настоять на своем, и чтоб не было скандалов. А дети – существа энергичные, очень определенные. С количеством детей ко мне пришел опыт: я могу спокойно отказать ребенку, и он отстанет.

Есть такое неправильное выражение: «зла не хватает на него!», а воспитатель должен держать инициативу в своих руках. Зачем доводить до раздражения? Воспитатель должен постоянно придумывать, как с детьми «бороться», только по-хорошему. Нужно еще использовать прием – переключить внимание ребенка. А главное – ребенок чувствует твое доброжелательное отношение: что можно – разрешено, а что нельзя – запрещено!

Бог создал человека семейным существом, известно, как Иисус Христос говорил саддукеям: в будущей жизни никто не будет ни жениться, ни замуж выходить. Семья, как мы ее понимаем, не будет существовать? Будет ограниченное количество людей? Они не будут размножаться? Тогда как это все сочетается?

– Вы спрашиваете о тайнах будущего века. Жизнь в том мире действительно другая! Тогда мы будем лицом к Лицу с Богом. И в свете Божественной любви уже будет не до второстепенных вещей. Есть вещи важные, и есть вещи самые важные. Спаситель сказал: «Таких брачных отношений, как сейчас, не будет». Но Господь не разлучит тех, кого он соединил на земле. Мы прожили всю жизнь вместе, любили друг друга – и мы верим, что Господь по Своей милости соединит в Царствии Небесном тех, кто любил друг друга на земле. Жизнь будет совсем другая!

У нас в России прервана традиция многодетных семей. Вы – отец многодетной семьи. Скажите, в чем ее благо?

– Прежде всего, это исполнение заповеди Божией «плодитесь и размножайтесь». А кто живет по заповеди Божией – Господь награждает. Бог очень деликатен. Как Он чудотворит в твоей жизни, в жизни близких тебе людей – сплошное чудо… Большая семья не препятствует Господу творить чудеса. По-гречески «творец» звучит как «поэтос»: жизнь – как поэма, что-то гармоничное. И эту гармонию Господь являет в жизни тех, кто стремится жить по Его благой воле. А что традиция прервалась – правда. Раньше многодетная семья была нормой, а теперь такую семью можно по телевизору показывать или в зоопарк отправить, как некую редкость.

В чем плюсы и минусы семьи, где только один ребенок?

– Там, где один ребенок, родители могут сосредоточить всю свою энергию на нем. Финансовые вопросы семьи обращены к нему. Лучшее образование, репетиторы, лучший уход, лучшая одежда – вот плюсы такой семьи.

Но приведу пример из жизни моего покойного тестя. У них в семье было 7 детей. Как-то пришли гости, принесли с собой угощения. Стоят лакомства на столе. Тесть обратился к своему старшему сыну: «Посмотри на стол. Если б ты был один в семье, у тебя такие же колбаса и торт были. Что ты выберешь, эти лакомства или братьев и сестер?». Сын ответил: «Конечно, братьев и сестер». Вот в этом минус – колбаса и торт есть, а братьев и сестер нет.

В маленькой семье ребенка очень трудно не вырастить эгоистом. Педагог Макаренко говорил: нравственным ребенка одного в семье могут вырастить только гениальные родители. Я к таким не отношусь. Старшие дети воспитывают младших детей, всякие трудности были, и «дедовщина» была – дети многому учились, живя друг с другом. И сейчас они друг о друге заботятся и радуются, что у них была большая семья.

Сейчас большая семья живет в неестественных условиях. Ведь естественно, чтоб каждая семья имела домик и при нем – небольшой участок земли: здоровая изоляция должна быть. Гораздо легче воспитывать детей в таких условиях, нежели в мегаполисе, где смог и экология нарушена, в переполненном транспорте надо ехать, огромная стрессовая нагрузка на нервную систему. Кто видит в Москве звездное небо? А люди вынуждены ехать на заработки в Москву, ставя себя в очень невыгодное положение, лишая себя создания большой семьи. У нас просто противоестественные условия.

И есть минусы у большой семьи. Дать образование, допустим. Если в советское время образованию уделялось большое внимание, то теперь многие семьи поставлены в безвыходное положение: и средств мало, и возможностей отправить ребенка в научные центры нет. Трудности есть, но они иные. Сейчас можно купить любые товары и услуги, а тогда все было дефицитным, даже если деньги были – не купишь.

Хочу узнать Ваше мнение. С одной стороны, Церковь не приветствует рождение детей от суррогатных матерей. С другой стороны, освящает оружие – корабли, ракеты.

– Я читал русского военного теоретика, который уехал после революции, вынужден был трудиться в эмиграции; он писал примерно так: «Война – безусловное зло. Но еще большее зло – это поражение в войне. Поэтому надо иметь хорошо оснащенную армию, имеющую современное оружие и обладающую новейшим опытом. Тогда ты избежишь этого страшного зла». Поэтому Церковь действует по принципу: надо из двух зол выбирать меньшее. Никто не стремится к войне. Но чтобы войны не было, ты должен быть к войне готов, и готов самым лучшим образом. Тут речь не о нападении, а о достойной защите.

Что касается суррогатных матерей. Церковь не отказывается крестить детей – она ставит условие: разберитесь, зачем вы крестите ребенка: «А вот все крестят» – или ты хочешь, чтоб твой ребенок рос христианином? А сам ты – христианин? Ты будешь его растить христианином, имея такие «бешеные бабки» (стоимость всей процедуры суррогатного материнства – от 100 000 до 200 000 долларов)?! Заметьте, речь идет о богатых, а не о бедных!

Я приведу пример из литературы. У английского писателя Оскара Уайльда, жившего в XIX веке, есть сказка «Молодой король». Герой сказки волею судеб, будучи наследником, рос в простой пастушеской семье, а когда вырос, стал королем. Он спрашивает простолюдина: «Скажи, а правда то, что бедный и богатый братья?» Тот ответил: «Правда, только имя богатого брата – Каин».

Так вот, наши богатые братья, у которых есть 100 000 или 200 000 долларов, нанимают бедную женщину, пользуются ее слабостью, бедностью и используют ее как инкубатор. А бедную женщину то ли блеск золота прельщает, то ли она «обработана», то ли неразумная. Налицо натуральный фашизм – к человеку относятся как к средству достижения своих целей. Представьте, что переживает суррогатная мать: в ней развивается жизнь, она питает своей плотью младенца, но она своей душой должна облекать зарождающуюся жизнь, должна относиться к ней с любовью. А как она его может любить, если это не ее ребенок. Представляете, какое раздвоение личности?! Какое издевательство над человеческим достоинством этой женщины! Мне возразят: «Да она сама захотела стать инкубатором». Я отвечаю словами Спасителя: «Горе тому, кто соблазнит одного из малых сих»!

Давайте вспомним суд царя Соломона из Ветхого Завета, когда царь Соломон предложил рассечь ребенка на две половинки и отдать каждой женщине по одной, чтоб он живой никому не достался, настоящая мать сказала: «Пусть заберет его другая, только пусть он живым останется» – и стало ясно, что другая женщина не была родной матерью. Так и суррогатные родители. Не знаю, кого они вырастят из ребенка, уже в утробе матери лишенного материнской любви. У них много любви? Я глянул в интернете: одна «примадонна» была 5 раз замужем, другая «примадонна» была 5 раз замужем. Другой меняет женщин как перчатки.

Вот нам говорят: Церковь должна быть милостивой, нужно прощать – Спаситель простил грешницу, которая возлюбила много… Но одно дело возлюбить много, а другое дело – возлюбить многих! Большая разница, правда? К сожалению, словом «любовь» – которая на самом деле любовь бескорыстная, жертвенная, самоотверженная, радостная – обозначается некий физиологический процесс. Если вы будете любить по-христиански, это одно, а если будете любить вот так, это совершенно другое. И тогда мы подождем, когда ваш ребеночек вырастет – он сделает выбор, он сам придет и скажет: «Мама, я сам хочу креститься», его со всей любовью примут. Будет чудом, что ребенок сам придет в церковь. Как мы можем этому препятствовать? Это великая радость!

Вопрос телезрительницы: «Я родилась в нездоровой семье, мои родители умерли, когда мне было 7–8 лет. Мой сын родился в нездоровой семье – не было веры, не знали церкви. Мы с мужем развелись. Мои внуки тоже растут в нездоровой семье, хотя и полной, но в ней нет мира и согласия, нет понимания того, кто муж и отец, кто жена и мать. Как учить и лечить молодую семью, чтоб у них была жизнь в чистоте? Что можно сделать для оздоровления?».

– Вы нарисовали пагубную цепочку. Беда нашего времени становится традицией – семейная жизнь складывается неблагополучно. Господь может исправить наши грехи, ошибки, недостатки, но мы не должны Ему препятствовать, должны совместно с Ним действовать. Ты хотел как лучше, но промахнулся: греческое слово «грех» – «промашка» (др.-греч. обозначение понятия греха – слово ἁμάρτημα, ἁμαρτία, означающее «промах, погрешность, провинность», либо синонимичное ему слово Παράπτωμα. – Прим. ред.).

Хочешь сделать что-то хорошее, но не знаешь, как? Начинать надо с себя. Храмы открыты, священники есть, море литературы, молитвословы есть. Кайся! Если ты поймешь свои ошибки, то сможешь передать своим близким, как не поступать – и сможешь передать им, как должно поступать! Должен быть в семье лидер, который передает домочадцам свой духовный опыт.

Кто, по-Вашему, должен быть главным в семье?

– Муж и жена – едина плоть. В семье должно царить единодушие. В семье должны быть главными совет и любовь: во второстепенном деле уступают, но в главном деле приходят к единодушию. Если семья верующая, то самое главное – их вера. Следует всегда помнить завет блаженного Августина и придерживаться его в супружеской жизни: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, и во всем – любовь».

Посоветуйте литературу об особенностях детской психологии, о воспитании детей в Православии.

– Я больше практик, не читатель литературы; читал Макаренко, отечественного педагога. У меня больше личный опыт. Вот приходит муж домой, устал, голова трещит. А у жены свои проблемы, с детьми и прочие. Муж вскипел, и понеслась… А как в русской народной сказке? Приходит Иван в избу к Бабе-яге – она его спрашивает что-то, а он и говорит: «А ты меня сперва накорми-напои, в баньке попарь, а потом спрашивай».

Каков смысл Венчания?

– Были и есть замечательные родители и семьи, которые волею судеб или из-за обстоятельств были невенчанные. При этом они были любящими и преданными друг другу.

В христианской семье это более частое явление. Господь дает православной семье нести крест более радостно, спокойно, мирно, открыто. Эта семья обращена к людям… Есть храм, есть таинства, и Господь может через священника дать нужный совет супругам, и таинства церковные умиротворяют душу супругов, так что им легче идти по жизни.

Какие есть пути решения тяжелой демографической ситуации в нашей стране?

– Нам надо оглядываться на состояние страны много-много веков назад. Численность людей в России всегда росла, несмотря на войны и болезни. И темпы роста в начале ХХ века были самыми высокими в мире. Как много делало царское правительство для благосостояния народа! Очевидно, если родители уверенно смотрят в будущее, то и детей они много иметь будут. А люди удрученные и обиженные не имеют запала создавать большую семью. Приведу аналогию: и животные в неволе не размножаются! Заметьте, в русском языке есть термины «воля» и «удаль». А людей сейчас загоняют: этого нельзя, этого нельзя, этого нельзя, этого нельзя, этого нельзя, этого тоже нельзя! А что можно? А что разрешат, то можно. И люди теряют радость жизни, энтузиазм, опускают руки и начинают или пить, или безобразничать, или преступниками становятся.

Если говорить о преступниках, то сейчас в стране около 700 – 800 тысяч заключенных. Это огромное число! Причем, по статистике, четвертая часть из них сидит по ошибке, не виновные. Это сколько людей детородного возраста лишены возможности создавать семьи! От курения табака сколько умирает… Каждый, кто покупает сигареты, финансирует бизнесменов, которые на его здоровье наживаются.

Если мы не будем бороться за справедливость и милосердие в наших судах, если не будем бороться против курения, если не будем бороться против пьянства, то нет в нашем народе энтузиазма. Нет у нас стремления бороться и побеждать! Вот и перестают рожать детей, и падает численность населения. Это страшное явление еще до перестройки началось.

Поколения сменяются через 20 – 25 лет. У нас такие условия, что чтобы численность населения хотя бы оставалась на одном уровне, на 10 семей должно приходиться 22 – 24 ребенка. А сейчас рождается около 10: в два раза меньше. Значит, через 20 лет будет в два раза меньше молодежи, чем сейчас, а у нас уже сейчас молодежи меньше нормы в два раза. При той же численности миллионов должно быть 55 миллионов молодых, а у нас только 28. Значит, будет 14 миллионов молодых. Еще 20 – 30 лет, и начнутся катастрофические потрясения...

Не хочется заканчивать встречу на такой пессимистической ноте… Ответьте на вопрос, батюшка: в чем сила целомудрия?

– Привожу литературный пример. Все в школе изучали повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», но не все задумывались, почему автор назвал свое произведение не в честь главного героя – «Гринев».

Так вот, героиня Машенька – целомудренная девушка. А целомудрие связано с мужеством. И вот эта девушка, глубокая провинциалка, не побоялась поехать в столицу и говорила с императрицей. И ее целомудрие было порукой тому, что она говорила правду. И императрица поверила чистой, прекрасной, целомудренной провинциальной девушке. Эта такая благодатная добродетель – целомудрие! Императрица поверила девушке вопреки всем судьям, обвинявшим Гринева, – Маша спасла своего жениха, с которым у нее были такие прекрасные и чистые отношения.

Расшифровка:
Олег Сиротин

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс