Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (888) → Протоиерей Михаил Браверман: Почитание Пресвятой Богородицы в православном мире

Протоиерей Михаил Браверман: Почитание Пресвятой Богородицы в православном мире

№39 (888) / 18 октября ‘16

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – почитание Пресвятой Богородицы в Православной Церкви. Каждый православный человек проникнут особым почитанием и любовью к Божией Матери, Пресвятой Богородице. Мы с Вами не исключение. Позвольте начать с вопроса: Кто для нас Пресвятая Богородица и почему мы Ее так почитаем?

– Я отвечу очень кратко: Пресвятая Богородица – наша Мать и Заступница, поэтому мы Ее любим и чтим. По слову апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Бог есть любовь. Если это так, то прийти к Богу можно только возлюбив Его всем сердцем, всеми силами разума и души. Всю нашу жизнь мы учимся любить Бога, учимся молиться Ему, жить по Его заповедям, и на этом пути мы учимся любить Пречистую Деву Марию – именно Она привела Бога в наш мир. Когда-то, на самой заре человеческой истории, непослушание одной девы – Евы – увело человека от Бога. И наоборот, две тысячи лет назад послушание Девы Марии, Ее совершенная чистота, совершенная любовь привели в мир спасение, прощение Самого Христа Бога.

Интересная закономерность: церковный год, который начался совсем недавно, начинается большим Богородичным праздником – Рождеством Пресвятой Богородицы. И заканчивается он большим праздником – Успением Пресвятой Богородицы. Почему именно Богородичные праздники очерчивают круг литургического года?

– Спасибо за замечательный вопрос. Действительно, церковный год начинается, как и год учебный, 1 сентября. Все мы когда-то были учениками, кто-то до сих пор ученик. Действительно, начинается новый этап в жизни каждого христианина: если мы христиане, то мы всю жизнь ученики Христа Спасителя.

Церковный год начинается с праздника Рождества Богородицы, а заканчивается праздником в честь Ее Успения, ведь в почитании Ее, Ее Рождестве, Ее Успении – весь смысл христианского учения: от Девы Марии, Богородицы, рождается Сыном Человеческим Сын Божий. На Деве Марии уже явлены плоды спасительного подвига Христа – в день Успения Дева Мария не просто перешла душою к Богу, не только покинула этот временный мир: день Успения стал для Девы Марии началом Ее совоскресения Христу Богу, то есть на Ней уже явлена победа Христа над смертью. Почитать Ее – это почитать Христа: именно Ее Бог выбрал для того, чтобы служить великой тайне Боговоплощения. Сколько ни было на протяжении тысячелетий земной истории святых, праведных дев, не было среди них такой чистой, так Бога возлюбившей, от Которой Бог, на Коего не смеют взирать ангелы, Который живет в свете неприступном и мог бы воплотиться, Родиться Человеком. Поэтому, когда мы чтим Деву Марию, мы тем самым прославляем Христа.

С нами в студии Ваша книга, посвященная Пресвятой Богородице. Она называется «Агни Парфене». В день, когда мы говорим о почитании Пресвятой Девы, хотелось бы поговорить и о Вашей книге: как у Вас родилась идея посвятить Пресвятой Богородице целую книгу, а не отдельные главы или проповеди?

– Как и всякий христианин, я призван учиться любить Бога, Его Пречистую Матерь. И поскольку так получилось, что я пишу книги и расцениваю свой писательский труд как продолжение священнического служения, то было очень естественно после книги о Литургии, о Евангелии посвятить отдельную книгу именно Деве Марии – Она занимает особое место в жизни Церкви, в жизни каждого из нас, в богослужении. Это моя любимая книжка, потому что она с картинками.

Да, очень красиво иллюстрированная книга. Что означает ее название?

– «Агни Парфене» по-гречески – «Чистая Дева». Так назван известный гимн святителя Нектария Эгинского в честь Девы Марии. Это красивое название я выбрал для обложки книги, посвященной Чистой Деве Марии, Богородице.

Расскажите, пожалуйста, о книге...

– Дорогой Михаил, наверное, книжку надо читать. Но я говорю о том, что почитать Деву Марию означает почитать Христа. Если мы посмотрим историю богословских споров, то увидим, что все христологические споры (как сочетаются в единой Личности Христа Спасителя две природы – Божественная и Человеческая) начинаются вроде бы с частного вопроса – с обсуждения термина «Богородица».

Таким образом, рассуждать о Богородице действительно означает богословствовать о Христе. Когда мы говорим о Деве Марии, мы говорим о Ее живом присутствии в Церкви, о том, сколько чудотворных икон явлено нам по Ее милости, какие замечательные праздники являют нам Ее роль в истории нашего спасения.

Какие качества можно почерпнуть из жизни Пресвятой Богородицы, чтобы стать ближе к Богу, стать чище, светлее? Как быть человеку, на что обратить внимание?

– Нам всем не хватает самых главных духовных вещей – любви и смирения. А вот Дева Мария – величайший Человек на земле, Она выше ангельских сил, самая смиренная: мы не найдем никого смиреннее Ее.

Сам Господь Бог, ставший Человеком, говорит нам: «Научитесь от Мене, ибо Я кроток и смирен сердцем». То есть смирение – такая удивительная вещь, которой мы призваны учиться, но найти ее не можем. Если мы посмотрим на величайших святых, на Самого Христа Спасителя и услышим, что Он призывает нас учиться смирению у Него, мы поймем, что сами по себе не можем стяжать никаких добродетелей, в том числе любви и смирения, – но мы можем об этом думать, просить, можем понемножку этому учиться. И даже если у нас не все будет получаться, тогда мы будем на правильном пути – на пути к Богу. Только любовь, смирение приводят нас к Спасителю. Только сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Наверное, глядя на всех святых, наших Небесных покровителей, с которыми мы тезоимениты, то есть обладаем одними именами, мы понимаем нашу малость: то, что в духовном плане нам гордиться и хвалиться совершенно нечем.

Все, что мы можем принести Богу, – это наше смирение.

Спасибо! Что касается иконографии… Вы сказали, что в книге можно познакомиться и с ней. По интернету гуляет картинка, на которой изображена бабушка, говорящая: «Я тебя научу, какой Пресвятой Богородице в каких случаях надо молиться». Мы знаем, что образов много, и часто, бывает, даже ошибочно спрашивают, где «помолиться Казанской Пресвятой Богородице» или «Иверской Пресвятой Богородице». Как это получается? Дает ли книга нам понимание иконографии, того, что есть образ Пресвятой Богородицы, какие образы бывают и как это правильно воспринимать?

– Эта книга не учебная, а, скорее, поэтичная. Мы говорим о богословии, о красоте церковного учения, о том, как учение о Христе Спасителе выражает в себе учение о Деве Марии, Богородице. Конечно, если мы затронем тему богородичных икон, это тоже продолжение христианского богословия, учения о Христе Спасителе.

Бог немыслим, Бог неизобразим. Но Он становится Человеком, становится видимым. Соответственно, Бог изобразим. Притом мы изображаем не природу, а Личность – Личность Христа Спасителя, в Которой неразрывно соединены две природы – видимая Человеческая и невидимая Божественная. И раз можно изображать Бога, ставшего Человеком, и, по слову вероопределения VII Вселенского Собора, честь, воздаваемая образу, отходит к первообразу (к тому, кого являет икона), то, несомненно, можно изображать иконы святых людей, в которых Духом Святым отобразился Сам Христос Бог. И прежде всего изображать Деву Марию, Которая дала Свою пречистую плоть, чтобы Бог Слово, Бог невидимый стал плотью, Человеком.

Поэтому не случайно распространение в нашей Церкви получили именно иконы Девы Марии. Не случайно их так много: каждая икона Богородицы свидетельствует о тайне Рождества Христова. Какой иконе молиться? Мне нравится молиться иконе «Прибавление ума» – мне кажется, нам всем этого не хватает. Особенно вам, как студентам, просто необходимо иметь эту икону.

Мы молимся одной и Той же Деве Марии через все Ее образы – множество окон, но все они указывают на Нее.

Еще несколько вопросов о книге: она представляет из себя какой-то сборник или нечто цельное? Можно ли воспринимать ее как энциклопедию или как сборник?

– Когда я пишу книги, то прежде всего хочу показать важность и красоту учения Церкви. Я не ученый муж, которые находятся недалеко от нас в зданиях духовных школ. Я – приходской священник, задача которого – проповедовать о Боге, приводить людей к Богу. Мои книги – это продолжение проповеди, но уже не в формате разговора, или беседы, или слов, произнесенных с амвона, а в печатном, книжном.

Насколько важно сегодня, на Ваш взгляд, говорить с читателем языком богословия?

– У людей есть иллюзия, что их жизнь, их человеческое счастье, благополучие, здоровье, равно как и здоровье и счастье их ближних, зависят от курса валют, от цены на нефть, тех или иных политиков...

Может быть, все это влияет. Даже фазы Луны влияют на человека. Но человеческая жизнь, счастье зависят в первую очередь от Бога. Поэтому нет ничего более важного для человека, чем слышать о Боге, знать о Боге и учиться богословию, то есть постигать церковное учение. Все, что мы читаем в Священном Писании, у святых отцов, даже в скучных богословских учебниках, – все это важно для человека, от этого зависит вся его жизнь, и не только временная.

От того, что он узнает и как будет трудиться над тем, что услышал о Боге, зависит и его посмертная участь. Поэтому нет ничего важнее. Просто, к сожалению, нынешний человек очень обмельчал, он думает, что самодостаточен – пока не приключится какая-нибудь тяжелая жизненная ситуация, которая покажет, что он нуждается в помощи свыше. Но мы должны искать Бога в жизни и учиться быть христианами не потому, что нам за это обещана награда, а потому, что мы – Божии дети. Реализуя свое духовное призвание, мы реализуем свою человеческую жизнь. Что может быть хуже, чем не реализоваться в жизни, и что может быть важнее и ценнее, чем действительно стать детьми Бога Отца!

Преподобный Никодим Святогорец написал когда-то, что одно смиренное коленопреклонение перед Богом выше всех земных сокровищ. Представляете? Если мы со смирением произносим краткую молитву: «Господи, помилуй нас», то это уже наша награда, то, что действительно придает нашей жизни ценность и смысл. Поэтому, конечно, можно и нужно любить богословие. Богословие – это живое слово о Боге, живое знание о Церкви, о своем Творце.

Действительно, так и есть. Некоторые люди задают такой вопрос. Мы говорим: «Пресвятая Богородица», «Пресвятая Дева». Но есть и иные формы обращения к Пресвятой Богородице. Например, Дева Мария или просто Святая Мария. В католическом мире приняты как раз эти формы, у нас они, так скажем, не развиты, и многие люди даже стесняются называть Матерь Божию по имени. Насколько это оправданно?

– Пресвятая Богородица – человек такой духовной величины, такого духовного значения, что как-то даже неудобно просто назвать ее по имени. Мы прибавляем эпитеты – Пресвятая, Пречистая, Преблагословенная, Славная Владычица наша Богородица. И делаем мы так, чтобы каждый раз напоминать себе, что мы очень маленькие, а Она очень и очень велика.

Сейчас модно говорить, что ты как-то устроен, реализован в жизни, если сделал карьеру, заработал деньги и так далее – в обществе есть такие убеждения. Пресвятая Богородица же, как сказано в стихотворении Сергея Сергеевича Аверинцева, «в тесной комнате меж четырех углов, сокрывшись от всякого взора… ». Она для нас пример, что не важно, кем мы стали, главное, чтобы мы были с Богом, как Она?

– Говорить, что Дева Мария или Сам Христос Бог – примеры, можно и нужно. Но все-таки это несоизмеримые величины, хотя апостол Павел утверждает, что в нас должны быть те же чувствования, что и во Христе Спасителе. На самом деле, наше призвание в Церкви Христовой тоже очень велико. Апостол говорит: «Разве вы не знаете, что вы дом Божий, и Дух Божий живет в вас? Разве только вы не то, чем должны быть»; призвание человека – это призвание к святости. Просто, может быть, мы очень мелкие люди – настолько, что нам об этом и говорить-то совестно, ведь мы не отвечаем нашему призванию. Но наше призвание – быть подлинными христианами, подлинными носителями Духа. Отвечаем мы этому призванию? Думаю, что нет, в большинстве своем.

Что нам делать? Унывать? Конечно, нет, нам надо трудиться, молиться и смиряться. Понемножку, но продвигаться вперед, к Богу. Если позволите, Вы сказали о смирении, об уничижении Девы Марии. У меня есть даже главка, посвященная именно этой теме.

Сегодня очень сложно говорить о смирении, когда человеку, можно сказать, навязываются совсем другие качества.

– Навязывается все, что противоречит Евангелию, подлинной культуре, даже обычному житейскому здравому смыслу. Но от человека самого зависит, что для него приоритет, что является основой.

Из главы «Кенозис и слава Божия». «Мы именуем Деву Марию Всесвятой Царицей. Выше Небесных Сил бесплотных прославляет Ее Церковь как «почтенную выше херувимов и славою превзошедшую серафимов». И в то же время Ей были ведомы все горести земного бытия – Она рано лишилась родителей, подвергалась опасности, была беженкой и, наконец, Она потеряла Своего Сына.

Святитель Иннокентий Херсонский написал о той двойственности – Божественного и обыденного, высокого и трагичного, – которая сопровождала всю жизнь Пресвятой Девы: «С самого начала Она вступила в ряд событий славных – необыкновенных и бедственных – обыкновенных. Такая двойственность и от нас теперь требует размышления. Для Нее же это многого стоило. Состояния эти для Нее как бы сменяли друг друга, одно другому противоречили и тем заставляли Ее размышлять».

Действительно, откровение Бога сменялось состоянием опасности и гонения. Явление Архангела и сообщение вести о спасении требовало такой решимости положиться на волю Божию, при которой уже не страшно было бы оказаться оболганной и изгнанной. В ночь Христова Рождества ангелы пели славословие Богомладенцу, а затем пришли с востока мудрецы-волхвы и принесли Ему дары – золото, ладан и смирну. И в этом уже было указание на будущее. Золото было даром Христу Царю, ладан – Христу Богу, смирна же, которой умащали тела умерших перед погребением, указывала на смерть Христа.

На сороковой день после Рождества, согласно Закону, родители принесли Младенца в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу Отцу. В храме Младенца взял на руки Симеон – человек, которому Духом Святым было обещано, что он не увидит смерти, пока не встретит Христа. Симеон, узнав в Младенце обещанного Мессию-Христа, произнес слова, ставшие молитвой для всей Церкви: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля».

Деве же Марии Симеон предрек: «И тебе оружие пройдет душу». Это исполнится через тридцать лет и три года, когда Мария будет стоять у Креста, на котором в муках умрет Ее Сын.

Узнав о Рождении Царя мироздания, царь Ирод хочет погубить Младенца, и Мария с Иосифом Обручником вынуждены бежать в Египет. Так весть о спасении переплетается со скорбями, а слава Божия – с уничижением. И, конечно, такая ситуация обусловлена самой тайной Боговоплощения. Ведь Сын Девы Марии – одновременно и Бог, и Человек. Он, будучи Царем славы, на Которого и ангелы не смеют взирать, стал подобным нам во всем, кроме греха.

Царь мироздания родился в пещере для скота – вертепе. Через Него, как Сына Божиего, Отец сотворил мир, а Он, став Сыном Человеческим, не имел места, где приклонить голову. Он есть Бог Откровения, через Него был дарован человеку Закон – Его же обвиняли в нарушении Закона. В дни земного служения Он исцелял страждущих, насыщал тысячи голодных, повелевал природными стихиями, воскрешал умерших, а Сам испытывал голод, жажду, усталость. Христос есть Истина, а Его называли обманщиком. Христос есть Любовь, а Его объявили преступником. Христос есть Жизнь, а Его предали лютой смерти.

Снисхождение Сына Божиего на землю в богословии обозначается термином «кенозис», буквально – «опустошение», «умаление», «истощение». И парадоксальным образом уничижение Сына Божиего послужило Его прославлению, потому что, умерев на Кресте, Господь разрушил власть смерти Своим Воскресением: «смертию смерть попрал», чтобы каждый из нас не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3 ,15).

Слова апостола Павла об истощении Сына Божиего Церковь провозглашает в дни Богородичных праздников на Литургии, ведь именно от Девы Марии воспринимает человеческую природу Господь, и, по слову апостола Павла, Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца (Флп. 2, 6–11).

Имя, которое дал Отец Сыну, – «Господь», Сущий Бог, Который есть и был и грядет (Откр. 1, 8).

Воскресший Господь вознесся во славе на духовное Небо в сороковой день по Воскресении, а в день Пятидесятницы сошел на учеников Дух Святой, в Котором Господь открывается и Которым созидается на земле Христова Церковь.

И слава Христа Спасителя как Сына Божиего и Победителя смерти, о которой возвещает Евангелие и о которой знает Церковь, станет явной уже для всех в конце времен, когда Господь придет судить живых и мертвых и Царству Его уже не будет конца». Аминь.

Остается несколько минут, чтобы услышать какое-то Ваше пожелание нашим телезрителям в рамках нашей встречи.

– Думаю, мое пожелание будет традиционным для наших встреч: всем желаю крепкого физического и душевного здоровья. И самое главное, то и другое будет у нас только тогда, когда мы будем помнить о здоровье духовном. А духовное здоровье обеспечит нам наша смиренная молитва ко Христу Спасителю и Его Пречистой Матери.

Благодарю Вас за сегодняшнюю очень интересную беседу. Дай Бог, чтобы строился этот храм. Я видел проект...

– В честь Порт-Артурской Иконы Божией Матери. Будем молиться, прошу всех телезрителей вознести краткую молитву, чтобы Господь благословил нас и помог нам на пути строительства нового храма.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс