Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (888) → Протоиерей Александр Пашков: Посещение дома православных христиан

Протоиерей Александр Пашков: Посещение дома православных христиан

№39 (888) / 18 октября ‘16

Беседы с батюшкой

Сегодняшняя тема – «Священник у вас дома». Поговорим, зачем можно пригласить домой священника и как себя при этом вести. Батюшка, расскажите, пожалуйста, по каким случаям священник приглашается в дом.

– Причин много. Мы знаем это из опыта Церкви, из истории Церкви – самое первое, что приходит на ум, это Книга Деяний: там говорится о совершении на дому таинства святого Соборования. Если человек болен, «да призовут пресвитеры церковные и молитвы деют и помажут его елеем» и так далее. Буквально с первых шагов Церкви, которую основал Господь Иисус Христос, требы на дому заняли, наверное, часть жизни христиан – возникают, как я сказал, разного рода причины. Например, в Книге Деяний говорится о немощи человеческой и невозможности человека самому посещать общину (сегодня – посещать храм Божий). Есть и такая причина для приглашения священника домой, как освящение жилища.

Если мы пройдемся по Требнику, то увидим там несколько очень интересных, но сегодня мало используемых поводов. Например, молебен во время бездождия, или молитвословие во время выпаса скота, или молитва, совершаемая на копание кладезя (колодца). Много разных причин. Но если говорить о современной Церкви, современном мире, то священника приглашают по таким причинам – освящение жилища (квартиры или дома) или же к болящему человеку для совершения таинства Соборования и для напутствия его, как правило, в мир иной таинством святого Покаяния и Причащением Тела и Крови Христа Спасителя.

В Требнике не прописаны какие-то особые молебны, но сейчас священников приглашают, например, на общегородские торжества. Мы видим по телевидению, к примеру, освящение вновь построенного моста, видим, как священники освящают корабли (есть молитва на освящение корабля). Очень много причин бывает, но все они, как я уже сказал, связаны всегда с какой-то духовной потребностью. Священник приходит – и здесь очень важно всем людям уяснить, что священник – не маг, не волшебник: будто он что-то такое совершит, прочтет какие-то заговоры (есть определенный контингент людей, которые воспринимают молитвословия и богослужения, совершаемые вне храма на дому, именно так).

Скажите, пожалуйста, как людям подготовить дом к приходу священника?

– Некоторые люди приходят в храм и приглашают священника. Это происходит в разные периоды. Некоторые приходят и спрашивают: «Батюшка, мы приобрели квартиру (дом, дачу). Когда ее нужно освятить – сейчас или после ремонта?». Безусловно, мы можем до ремонта, до каких-то строительных дел совершить в храме молебен, или люди просто могут взять святой воды, спеть «Спаси, Господи, люди Твоя» или прочитать «Царю Небесный» в этом жилище и с молитвой Божией начать приводить приобретенное или построенное жилище в порядок – то есть священника приглашают тогда, когда оно уже обустроено для жизни людей.

Кто-то приходит в храм, подходит к священнику и просит его прийти и совершить требу освящения жилища. Договариваются на определенное время. Священник приходит. Здесь нет какого-то регламента, что это нужно делать только утром, днем или вечером. Люди связаны работой – одни работают в первую смену, другие – во вторую, поэтому иногда приходится освящать утром. Кроме жилища люди иногда освящают офисы, предприятия. Конечно, это предприятия, где нет ничего недостойного, – продуктовые магазины, необходимые для нашей жизни товары… Люди всегда просят, чтобы предприятие или магазин освятили до их открытия. Иногда, наоборот, это событие хотят сделать праздником. Кто-то желает сделать это праздником у себя дома, кто-то – торжеством на предприятии. Собирают весь коллектив. Некоторые приходят после работы, вечером, после 7 – 8 часов (конечно, это нужно делать не ночью). Священник приходит к указанному времени, берет с собой все необходимое.

Что должны приготовить люди? У каждого человека, вообще у каждого православного человека обязательно должны быть иконы. Обязательные иконы для всех нас – иконы Спасителя и Божией Матери. Нательный крест мы носим у себя на груди. То есть должно быть устроено святое место, которое раньше называлось святым углом. Не обязательно иконы должны находиться в углу – расположение жилища, особенно в современном строительстве, не всегда позволяет это делать. Как написано в Требнике, нужно поставить стол, накрытый (желательно, белой) скатертью.

Все это для освящения дома?

– Да. Нужны также подсвечники – нужно зажечь четыре свечи. Требник предлагает нам этими свечами на четырех стенах жилища крестообразно начертать крест Господень и прикрепить свечи. Не всегда это сегодня возможно из-за материалов, из которых построено здание. Поэтому иногда приходится ограничиваться тем, что ставим четыре подсвечника. Нужна посуда для святой воды. Священник еще возжигает кадило, приносит с собой крест, Евангелие, Требник, святой елей и совершает освящение дома по чину.

Читаются определенные молитвословия, жилище прежде всего окропляется святой водой, помазывается святым елеем как раз по крестам, начертанным на четырех стенах, затем совершается каждение фимиамом с чтением псалма. Читается Святое Евангелие, произносится ектенья о здравии живущих (или, если это предприятие или офис, о труждающихся там). Завершается освящение многолетием.

Но суть освящения жилища – это призвание благодати Святого Духа на жизнь этих людей. Почему? Многие люди иногда часто переезжают или много работают и не чувствуют привязанности к дому. Дом для них, я бы сказал, как в советское время: как семья – ячейка общества, так и квартира. Вечером собрались, поужинали, а утром опять на работу, в школу. Суббота, воскресенье уделялись даче, и не было привязанности к дому. Сейчас, слава Богу, это возвращается. В связи с тем, что государство вернуло закон и квартиры стали собственностью, жилище уже не вверено вам временно, оно стало вашей собственностью – многие люди чувствуют себя дома (когда к нам приходят гости, им говорят: чувствуйте себя как дома, а англичане, к примеру, говорят: чувствуйте себя дома; это совершенно разный подтекст).

Многие люди чувствуют, как говорится, «мой дом – моя крепость». Я прихожу, они все по-своему устраивают, как желают. И на эту жизнь (пусть живет там один человек или целая семья), на это место мы должны призвать благодать Божию. Благодать Божия должна содействовать людям в их жизни, в месте, где они проводят свой отдых, где создают семью. Если говорить о требах, самое главное в них – призвание благодати Божией, призвание Самого Творца, чтобы Он благословил.

Когда необходимо освящать жилище? Допустим, после смерти кого-то из родственников?

– Начнем с того, что есть молитва на создание жилища (попросту говоря, на постройку дома). Когда писали Требник, такого понятия, как многоэтажные, многоквартирные дома, конечно, не было. Были дворцы. Конечно, если это был православный правитель или православный богатый человек, как правило, освящение было торжественное. Приглашалось какое-то количество духовенства с хором, освящали закладку дома: читалась молитва на основание дома. Когда все было готово, опять же приходил священник (до революции ходили священник, диакон, псаломщик, а в особо торжественных случаях даже хор – если это какие-то особо почитаемые, значимые люди или освящался какой-то дворец).

Сейчас мы, конечно, должны учитывать условия современного мира. Если это частный дом, после постройки нужно обязательно, как я уже сказал, призвать благодать Святого Духа на это жилище… Все написано в молитвах: мы призываем благодать Божию с пожеланием людям мира, добра, процветания, преумножения семьи, имущества – то есть всего самого доброго. Все это завершается пением «Многая лета», этот гимн знают все православные (а теперь уже и неправославные).

Иногда у людей случаются трагедии – то, что может, наверное, осквернить это жилище. Вот смерть близкого человека. Нужно ли после этого освящать? Давайте все-таки подумаем. Если это был человек верующий, православный, жил православной жизнью, что такого, собственно, произошло? Какое осквернение, что ужасного произошло в этом доме? Я ничего не вижу. Если же произошла какая-то трагедия – не дай Бог, убийство, ограбление, вошли люди и совершили какое-то зло, насилие, безусловно, здесь было присутствие демонических сил. Нужно, наверное, пригласить священника, чтобы тот совершил чин освящения. Хотя, когда люди приглашают священника в таких случаях, наверное, они хотят призвать благодать Святого Духа, хотят Божественной помощи в лице священника, что он придет, что-то сделает, ждут утешения.

Если говорить о практике, которая была в дореволюционный период, до 1917 года… Церковь определяет время, когда мы празднуем Крещение Господне, – 19 января по новому стилю. В сочельник и в сам день Крещения Господа нашего Иисуса Христа в храмах совершается великое освящение воды. Люди берут святую воду, испивают ее, омывают лицо и приносят сами домой. А если это были небольшие селения или села, то обязательно приглашали священника. В какой-то день он приходил в этот двор, дом и освящал, окроплял святой водой с пением тропаря празднику. То есть было призывание благодати Святого Духа. Это не заменяет молитвословие освящения дома, но окропляется жилище, люди.

Простите, вынужден Вас прервать – на линии звонок от телезрительницы Фотинии.
– Можно ли приглашать домой священника не только с целью освящения квартиры, а просто для беседы? На чаепитие для беседы с детьми, например. Или это только в условиях храма?

– Здесь нужно обозначить цель – для чего пригласить священника домой, если он не связан исполнением обязанностей той или иной требы. Может быть, я сужу по Санкт-Петербургу, по Москве, но я бы сказал, что, в принципе, сейчас священников достаточно. Храмов, конечно, недостаточно, об этом говорит и это видит наше Священноначалие. Потому что всегда, когда мы говорим о посещении храма, мы в нашем сознании учитываем тех людей, которые могут сами свободно передвигаться или на автомобиле, или на общественном транспорте. Мы забываем о людях, для которых посещение храма, особенно если необходимо ехать на общественном транспорте, – целое дело, как говорил один мой знакомый. Пожилые люди, особенно с какими-то немощами, болезнями...

Конечно, здесь нужно вернуться к тем добрым пожеланиям и задачам, которые ставит перед нами Святейший Патриарх Кирилл. Стало уже понятным слово о «шаговой доступности». Но сегодня у здоровых людей всегда есть возможность посетить храм Божий. В центре города храмы постоянно открыты, там ежедневно дежурит священник. Я всегда говорю людям: когда вы приходите к священнику, вы не должны его бояться, не должны бояться задавать ему абсолютно любые вопросы, кроме полностью выходящих за рамки; если может возникнуть какая-то грубость, неловкость, такого нужно избегать. Хотя жизнь человека очень многообразна, и слава Богу, что сегодня приходят люди и преодолевают в себе этот барьер, идут к священнику. Кого-то смущает молодость священника, кого-то еще что-то – ничто не должно смущать. Вы приходите в храм – и, пожалуйста, можете побеседовать, пообщаться.

Ваш случай я бы расценил как частный: люди обращаются иногда к священнику, приглашают, но эта просьба довольно редкая, – если вы, например, знаете священника, он хорошо знает вас или вашу семью, почему бы и не пригласить, не побеседовать? Но вы еще должны понимать, когда приглашаете священника домой для беседы, что многие священники достаточно сильно заняты. Нужно подумать, как других не ущемлять в этом общении. Соберитесь, например, не одна ваша семья дома – пригласите родных, близких, друзей. Конечно, это будет как малая община, священник придет, побеседует с вами. Возможно какое-то чаепитие, почему нет? Думаю, это уместно.

Еще один звонок.
Алла: «Мне как-то сказали, что дом нужно освящать ежегодно. Насколько это справедливо?».

– Освящать дом ежегодно Устав Церкви нигде не предписывает. Существуют две молитвы – на основание дома и на освящение. Если произошли какие-то тягостные или оскверняющие события в вашем жилище, пожалуйста, пригласите священника, и он освятит ваш дом. И ваша душа будет спокойна, и вы вместе с ним призовете благословение Божие, и Господь вновь посетит ваш дом, будет сопутствовать, покрывать вас Своей благодатью.

В случаях, связанных с немощью и болезнью, если нужно причастить или пособоровать болящего, как подготовить его и дом? Может быть, нужны какие-то атрибуты?

– Касательно этих треб я хотел бы обратить сугубое, очень пристальное внимание людей, и верующих, и неверующих, на то, что их родственники или близкие нуждаются в Исповеди и Причастии. Подчеркиваю: лежачим больным, больным смертельной болезнью, которые не могут передвигаться, нужно обязательно своевременное приглашение православного священника. К сожалению, и по сей день бытует мнение, что, если священника пригласить причастить (люди не учитывают Исповедь), то это обязательно к смерти – как будто бы священник придет, причастит, и завтра человек умрет. Болящие зачастую это воспринимают так, да и их родственники.

Я всегда спрашиваю людей (и любой священник должен это делать), в каком состоянии находится человек. Человек обязательно должен быть в ясном, здравом уме, чтобы он смог участвовать в таинстве святой Исповеди и осмысленно причаститься Святых Христовых Таин. С человеком, который находится без сознания, это совершать невозможно – мы причащаемся частицы Тела и Крови Христа Спасителя, а у человека отсутствует глотательный рефлекс, и это сделать просто невозможно. В моей священнической практике было такое, хотя и редко. Когда я начинал служить, меня как-то пригласили люди. Тогда, в начале девяностых, храмов было мало. Я отправился от метро Владимирского собора в район Гражданского проспекта на общественном транспорте после богослужения, везу с собой частичку. Перед этим спросил пригласивших, находится ли человек в сознании (ответили, что да). Я приезжаю и первым делом всегда смотрю, возможно ли, если просто выразиться, «технически» это совершить. И вижу, что человек лежит без сознания, уже у него предсмертное дыхание, он скоро отойдет.

Правда, по юности своих лет я даже немного возмутился. Смотрю, нарастает напряжение, люди начинают чуть ли не обвинять меня: «Как это так, Вы, батюшка, пришли и сделать ничего не можете.?!» Я им говорю: «Где же вы были? Я же вас спросил, что с человеком? Как это нужно сделать на дому…». Прямо на глазах возникает конфликтная ситуация. Причем эти люди, видимо, знали, что происходит, и собрались попрощаться с ним: людей была полная комната, родственники (не знаю, близкие, дальние). Я стою среди них один и думаю: «Господи, что же мне теперь делать?» Тут я как-то спохватился и вспомнил, что есть канон на исход души и отходная молитва. Тогда я сказал людям, что причастить, к сожалению, уже невозможно, объяснил почему (человек должен проглотить святыню, а здесь глотательный рефлекс отсутствует, они это видят). Родственники стали как-то смягчаться. Я облачился, взял подрясник, крест, епитрахиль, поручи, стал читать канон на исход души. Вижу, что Господь уже призывает больного – к сожалению, без таинства Покаяния, без таинства Причащения. Но то ли молитва так подействовала, смотрю – народ как-то стал утихать, смягчаться, я помолился, и мы миром разошлись...

Так что подчеркиваю: родственники (верующие или не очень), если вас кто-то просит пригласить священника в силу своих немощей причастить на дому, обязательно нужно учитывать, чтобы человек мог сам сознательно участвовать в этих таинствах – Покаяния и святого Причащения. Это самое необходимое. Все обязательно должны это уяснить. Не доводить до последнего!

Простите, у нас звонок от телезрительницы Ирины.
«Мы пригласили батюшку домой – как отблагодарить его? Он потратил силы, время, сделал доброе дело».

– Конечно, вопрос добрый, хороший, практический. Чувствуется, что он от души задан нашей телезрительницей. Мне не очень нравятся слова «такса», «оплата»...

...прейскурант.

– Да, как-то это не очень уместно. «Сколько вам, батюшка, дать денег?». Или что-то такое. Я бы ответил так: главное, чтобы это было от души. Чтобы ваше сердце, ваша душа, ваша отверстая рука была с добром, когда подавала то, чем вы можете отблагодарить священника за совершение той или иной требы.

Но еще раз обращаюсь к своей практике. В моей жизни были абсолютно разные случаи. Бывает, давали больше, кто-то копеечку, кто-то сувенир, еще что-то. В основном копеечку дают – больше, меньше.

Вспоминаю свою священническую юность. Меня рукоположили в 23 года, я начинал свою жизнь, семья… Все должны понимать, что у священника, как я иногда людям говорю, нет персонального облака, на котором он прилетает и улетает, и мы его видим в храме – нет, он так же нуждается в пище, в одежде, нужно заправить автомобиль, оплатить коммунальные услуги, поэтому вопрос оплаты должен быть какой-то… Не нужно какой-то таксы или еще что-то: главное, чтобы это было от души. Вы захотели поблагодарить батюшку – пожалуйста. Как говорит нам Церковь, у Бога нет лицеприятия – мы не должны смотреть на лицо, на одежду человека. Человек приходит, у него есть нужда, и священник должен прийти и по желанию этого человека совершить требу – исповедовать, причастить болящего, освятить квартиру, более радостное событие – кто-то приобрел машину, приехал к храму освятить.

Но в жизни священника такое есть, подчеркиваю, что мы, священники, живем на пожертвования верующих людей. Должен еще сказать верующим людям, что обязанность общины – содержать своего священника.

Спаси Господи, батюшка. Благословите наших телезрителей. И, может быть, еще пару слов в назидание.

– Дорогие братья и сестры, верующие люди, воцерковленные и не очень воцерковленные, может быть, и неверующие, которые случайно включили телеканал! Мне хотелось бы вам сказать, что если я что-то вам сказал сегодня доброе и полезное, прояснил какую-то ситуацию, я буду рад этому и счастлив. И еще. Когда вы нуждаетесь в священнике, сократите этот барьер, прежде всего психологический, в себе. Особенно сложно бывает убрать этот барьер для людей взрослых, пожилых, особенно для людей, которые, например, были преподавателями. Они как-то стесняются.

Иногда, прямо скажу, и гордыня не пускает («Как так, мы же какой-то статус имели в обществе…»). Не нужно бояться священника. Не нужно смотреть на его возраст. Если вы нуждаетесь в Боге, то священник, как Его служитель (я учитываю все-таки только самые положительные истории, события, обстоятельства), всегда постарается участвовать в вашей жизни. Вот что самое важное хотелось бы мне вам пожелать. И, конечно же, пусть милость Божия, благодать Божия посредством треб или молитвословий, к чему мы, собственно, и обращаемся, нам всегда сопутствует. И пусть Господь всегда присутствует в нашей жизни, ведет нас к радости и ко спасению.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс