Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (884) → Иерей Анатолий Першин: Человек предполагает, а Бог располагает

Иерей Анатолий Першин: Человек предполагает, а Бог располагает

№35 (884) / 13 сентября ‘16

Беседы с батюшкой

Дорогие телезрители, я хочу обозначить тему нашей сегодняшней программы. Она несколько необычна. Сегодня у нас музыкальная программа. Ее тема: «Человек предполагает, а Бог располагает». Батюшка, мы с Вами обсуждали, что Вы хотели бы начать программу с песни.

– Да, я хотел бы, чтобы эта песня была моей визитной карточкой, чтобы сразу погрузить зрителя и слушателя в атмосферу нашей сегодняшней передачи. В последнее время я предваряю свои концерты этой песней. Она называется «Как хочется чистоты». Это как раз то, о чем я сейчас очень много думаю, нам не хватает в жизни чистоты, любви, доброты, тепла, таких основополагающих моментов. Человек страдает без любви. Эта песня как раз об этом. Хочется ею поделиться.

Как хочется чистоты, как хочется простоты, как хочется тепла!
Как хочется добрых слов, как хочется светлых снов, как хочется, чтобы любовь была!
Кто сможет этот путь до конца пройти? Кто сможет не свернуть с этого пути?
С этого светлого, доброго пути. С этого светлого...
Там где-то есть лето, Солнце Правды и Свет.
Там где-то ответы. Ни болезней, ни бед.
Как хочется нам туда, где светит одна звезда,
Где с нами любовь всегда.
Страданием заплатить за эту возможность жить
И чашу до дна испить.
Там где-то есть лето, Солнце Правды и Свет.
Там где-то ответы. Ни болезней, ни бед.
Как хочется чистоты, как хочется простоты, как хочется тепла!
Как хочется добрых слов, как хочется светлых снов, как хочется, чтобы была любовь!
Кто сможет этот путь для любви пройти? Кто сможет не свернуть с этого пути?
С этого светлого, доброго пути. С этого светлого...

Такая песня.

Спасибо, батюшка. Сразу хотелось бы спросить, как Вы стали таким, каким Вы стали? Ведь человек предполагает одно, а Бог располагает другое.

– Как раз когда вы позвонили и задали вопрос, у меня сразу ответ возник, потому что это проверено на моем жизненном опыте. Предполагал одно, а Господь распорядился именно так. Теперь я уже по своему жизненному пути вижу, как Господь меня вел. Я сейчас временно параллельно служу в Токсово, пока мой храм в Осиновой Роще еще не построен. Недавно одна прихожанка говорит мне: «Батюшка, я прямо ощущаю, что Господь меня тащит». Я говорю: «Как это «тащит»?». Она говорит: «Как раненого бойца. Что бы я ни натворила, что бы ни наделала, а Господь меня все равно не бросает и тащит по жизни». Я подумал, что и у меня точно так же получается, несмотря на всю мою греховность, несмотря на то, что я вот такой, жизнь у меня в общем-то трудная, сложная была, я прямо чувствую, что Господь от меня не отступал. И в итоге, видите, стал священником, хотя не предполагал никогда.

Батюшка, как Вы считаете, Ваша судьба это пример того, как планы человека на жизнь расходятся с планами Бога на человека?

– Человек – это белый лист бумаги. И если Бог начертал на этом листе: «Иерей», то что бы ты ни делал, как бы ты ни…Конечно, у человека есть воля, он может изменить это призвание, но, я думаю, что тогда он сильно пострадает. Если написано у человека, что он скрипач, а он шахтер, и у него душа разрывается, у него душа страдает, от того, что он свое призвание не выполняет. Я ощущаю жизнь, как большую дорогу – прямой путь к Богу. А все отклонения человека, например, блуд, это заблуждения, когда человек уходит с прямой дороги. У него есть предназначение, призвание, есть Промысл Божий о каждом человеке. Вдруг он видит что-то такое привлекательное, где-то в кустах, бросается туда на какие-то бумажки, блестящие предметы и погрязает в каком-то собственном болоте. Он блуждает в трех соснах, а душа у этого человека тем временем разрывается, она вопиет. Она в это время должна находиться по дороге к Богу, а она гибнет в этих заблуждениях, в этих трех соснах, и ей очень трудно бывает. Я вижу таких людей, которые приходят в храм, потому что чувствуют, что им дальше так жить невозможно. Они заблудились. Притча о блудном сыне. Растратил все богатства и надо уже возвращаться к отцу. Сейчас у нас в стране эта притча о блудном сыне как раз и происходит, только в большом масштабе. Я как священник это вижу на частых примерах и на своей собственной жизни. Потому что молодость – это практически языческое состояние. Человек думает, что он все может, что у него все впереди открыто, а на самом деле Господь дает человеку благодать, талант даром. Человек это все растрачивает и оказывается в пустоте и вакууме. Для души ничего не сделано, душа начинает страдать, и человек приползает, прибегает, приходит, каким-то образом ищет духовности, чем этот вакуум можно заполнить, когда благодать Божия кончается. Многие особенно у нас в стране, так как у нас, слава Богу, Православие, обращаются в храмы Божии. Слава Богу, есть священники, которые это чувствуют и принимают таких людей по-доброму «в объятия Отчие». Я не исключение, то же самое произошло и со мной, только в более жесткой форме. Я не через страдания, а через смерть пришел к Богу. Через реанимацию, через кому. Вот так Господь призвал меня к Себе, потому что иным способом меня было не остановить. Были сигналы, приходили люди, случались обстоятельства, но я не обращал внимания. Я считал, что я самый умный, самый талантливый, в Америку должен был ехать и все такое прочее. И тут оказался в реанимации. С этого момента у меня все и получилось. Попал в монастырь: в монастыре, слава Богу, я не умер, хотя поехал туда умирать и через чудо на мощах преподобного Антония Сийского исцелился от смертельной болезни. И в благодарность я здесь в Петербурге с благословения епископа Архангельского и Холмогорского Тихона основал подворье: построил с Божией помощью и с помощью моей матушки, которая бессменно помогала мне, храм Преподобного Антония Сийского, и в этот же храм был рукоположен священником. А до этого был просто музыкантом, закончил музыкальное училище и не предполагал…Если бы кто-нибудь в детстве или в юности сказал бы мне, что я буду священником, я бы очень долго смеялся. Я в Советском Союзе и церковь-то не видел. В нашей деревне в Тверской области нет храма, и я совершенно не представлял, что такое может быть. Человек предполагает, а Господь располагает. Но я еще в детстве чувствовал, что родился для чего-то большого, но никак не мог понять для чего именно. Деревня мне была мала. Видимо у Господа уже какой-то промысл обо мне был, было какое-то призвание, которого я еще не знал, и вел меня какими-то путями через скорби, страдания, болезни, ошибки, через греховные падения…Все это мне сейчас очень сильно пригождается в моем священническом служении. Я научился понимать человека, сам пройдя такой опыт, и когда человек ко мне обращается, я понимаю, что у него внутри происходит, потому что я это тоже прошел и с Божией помощью от многих вещей избавился. У священников другие искушения, уже более серьезные – там враг борется уже по полной программе, хочет тебя сбить с толку, и у священнослужителей искушения есть. Но с Божией помощью мы справляемся, по Божией милости.

Мне сейчас передали, что основная часть звонящих телезрителей, просит Вас исполнить еще несколько песен и спрашивают, где их можно найти в интернете?

– У меня есть группа «ВКонтакте». Она называется «Творческая мастерская отца Анатолия Першина»: (https://vk.com/club47289186).

Там есть видеозаписи всех моих концертов, которые проходят в «Страннике». Я стараюсь все концерты записывать.

Когда человек идет по пути к Богу, он ищет, как можно себя выразить. Человек же тоже должен творить. Если Господь – Творец, то Он призывает и человека к творчеству. Это очень плохо, когда человек не поет, не рисует, не плетет корзинки, потому что человек тоже должен что-то создавать, а не только потреблять. И родилась вот такая песня «Белые Птицы».

Белые-белые птицы
Легкие, как печаль,
В окна моей темницы
Будут с небес кричать.
Окна мои открою
Я для далеких птиц,
Будут смотреть со мною
На белизну страниц.
Белые-белые птицы
Легкие, как печаль,
Будут всю ночь мне сниться
И на листах молчать.

Вот такой образ. У меня еще есть много песен дохристианского периода, когда я это все проходил. Душа искала Бога, у меня был духовный вакуум, и я очень страдал, пока не нашел Истинного Бога – Христа. Я читал и философию, и экзистенциализм, и импрессионизм, сюрреализм и всякие другие «измы» (но не атеизм), буддизм – все изучал, но душа это не принимала. Господь меня все-таки привел к познанию Своей истины.

Батюшка, Вы говорите о том, что даже в Ваш дохристианский период, у Вас возникали образы, которые сейчас привели Вас ко Христу. Но в нехристианской жизни человека все равно есть противление Воле Божией. Как распознать, что является Промыслом, а что – противлением Воле Божией?

– Человек должен по своим собственным ощущениям ориентироваться. Там, где Господь, там всегда мир и тишина в душе, благодать. «Где просто, там ангелов со сто». А когда в душе происходит волнение, непонятные ситуации, раздражение, тревоги и прочее, мне кажется, там Бога нет, когда душа мечется. В Боге душа упокоевается. Это первый признак. Если ты уверен, спокоен…Душа, как индикатор, если душа не болит (если она совсем не умерла).

Звонок: «Как получается так, что люди уходят в буддизм? У меня болит душа за свою родную сестру. Она попала в секту «Брахма Кумарис». Она отдала мне все свои православные иконы и книги. Я не знаю, как мне к ней подойти. Может быть, мне стоит переждать, набраться ума? Но я боюсь, что пока я буду ждать, ее туда еще больше засосет…Или наоборот, пока у меня не хватает знаний...

– Видимо ваша сестра еще не укрепилась в вере, потому что если человек укреплен в вере, для него только один Христос – Истина. Но с другой стороны, я думаю, что в этом тоже есть Промысл (мы ведь сегодня о промысле говорим). В каждом действии, в каждом случае есть Промысл, поэтому, может быть, Господь ко славе Своей все это делает – надо за нее молиться. А это зависит от ближних. К сожалению, мы все пожинаем плоды советского времени, и еще очень слабо стоим на ногах в вере. Сейчас у меня есть знакомый – православный йог – вот такие нонсенсы. Он это сочетает – сидит на двух стульях. Когда начинаешь с ним говорить, он вообще не понимает о чем речь идет – для него это нормально. Поэтому, за вашу сестру, конечно же, нужно молиться и может быть, Господь сам ее приведет. Бывают такие моменты, когда Господь начинает в человеке действовать. Это может быть попущение на некоторое время, как затмение. Когда ваша сестра вернется в христианство – это ей может помочь разбираться в этом вопросе, и она может помочь другим людям выбираться из этого и предупреждать. Мне любой негативный опыт в жизни пригодился. Куда бы я ни вляпался, потом я понимаю в чем была суть этого, и могу даже посоветовать человеку, как действовать в такой ситуации. Поэтому за нее можно только молиться. Любое другое агрессивное поведение будет ее раздражать. Мы только любовью должны побеждать. Нужно ей оказывать всяческую любовь и сочувствие, сострадание.

Батюшка, хотелось бы услышать от Вас еще одну песню.

Я вижу влюбленное солнце,
Я вижу прекрасные лица,
И вместе со мною смеется
Вся эта больница.
Здесь женщинам дарят конфеты,
Мужчины читают газеты,
А мне ничего здесь не надо,
Душа моя празднику рада.
А завтра весна повторится,
Прохожие станут добрее.
И выпорхнет легкая птица
Навстречу святому апрелю.

Это, может быть, тоже ответ телезрителю.

Спасибо, батюшка.

– Приоритеты надо правильно расставлять.

Хотелось бы спросить, батюшка. Как человек должен организовывать свое творчество? Вы поете о Боге или Вы поете для Бога, или Вы поете, потому что любите Бога?

– Скажу словами пророка Давида: «От избытка сердца говорят уста». Чем сердце переполнено, то и происходит. Если сердце переполнено любовью к Богу, человек поет о Боге. Можно не произносить слово «Бог», потому что «Не поминай имя Господне всуе». Можно просто это передавать за счет внутреннего ощущения. «Всякое дыхание да хвалит Господа». Человек все-таки должен в своих произведениях славить Творца, славить Его создания, и весь мир, который Он создал. Через творчество постигать этот мир, предостерегать, делать все, что с этим связано. И конечно же, творчество должно нести нравственную основу, оно не должно разрушать душу. Я вижу, как все эти постмодернистские течения «Пусси Райот» и подобные им разрушают человека. В какой-то степени это делает и рок-музыка. Можно сделать отдельную передачу про рок-музыку, потому что молодежь сейчас задает эти вопросы. Я приезжаю на приходы, и молодежь меня буквально засыпает вопросами. Я в прошлом рок-музыкант, и я говорю, что душа человека страдает от этой музыки, она ее разрушает. Поэтому всякое дыхание да хвалит Господа.

Как Вы думаете песни должны приносить больше радости или вызывать печаль?

– Я вам сейчас спою песню, как ответ. Я ее сочинил недавно. Она, можно сказать, впервые звучит.

Ну вот и лето на исходе.
Грустит береза у окна.
И в сердце тысячи мелодий,
А жизнь одна, а жизнь одна.
Уж в облаках исчезли птицы.
Им будет труден перелет.
Нам умереть и вновь родиться
Жизнь не дает, жизнь не дает.
Не знаю, поздно или рано,
Не знаю, нужно или нет.
Душе моей, как птице странной,
Лететь на свет, лететь на свет.
Ну вот и лето на исходе.
Грустит береза у окна.
И в сердце тысячи мелодий,
А мне нужна всего одна.

Грустная песня, да? Но когда звучат стихи, в человеческой душе что-то отзывается. Когда я служил в храме Преподобного Антония Сийского, я произносил проповеди, и когда готовился к ним, то иногда читал стихи. Я видел, как это действует на людей. Просто говоришь-говоришь, а потом прочитаешь стихотворение о Боге или о состоянии души человеческой… Я зачитывал «Русский Крест» из произведения Мельникова. Прямо беру и читаю главу вместо проповеди. Люди просто плакали. Это так действует на людей! Происходит какой-то катарсис. Искусство задевает такие струны, которые обычной речью задеть невозможно, и человек уходит очищенным, поэтому искусство нужно. Оно может быть и радостным, и грустным, каким угодно. Лишь бы оно побуждало человека задуматься о своей собственной душе.

Батюшка, Вы уже сказали, что в прошлом рок-музыкант, и жизнь Ваша была, может быть, не очень богоугодной. Вы вели какой-то определенный образ жизни, но Господь сделал так, что все это преобразилось, и теперь то же самое, чем Вы занимались раньше, служит Богу. Как Вы считаете, все ли может в человеке так преобразиться или есть такие вещи, от которых он должен отказаться однозначно?

– Отказываться нужно от всего того, что несет зло, от того, что ведет к смерти души. Но, как я уже говорил, в опыте человеческой жизни все негативное должно в итоге помочь человеку. Даже падения в грех. Как я могу понять алкоголика, если я сам не выпивал так, что мне было плохо от этого? И когда я вижу алкоголика, который ко мне еле-еле идет с покаянием, я за него очень переживаю и понимаю его прекрасно. И это только самый элементарный пример, поэтому любой негативный и позитивный человеческий опыт нас, как блудных детей, ведет к Богу. Слава Богу за все!

То есть безысходного положения нет?

– Нет ни одного безысходного положения. Казалось бы все, человек пропал… Даже как говорят «Лучше пусть человек отрицает Бога, чем будет теплохладным», потому что холодный человек в один момент может преобразиться. Апостол Павел тому пример.

Спасибо, батюшка. Было очень приятно с Вами общаться сегодня. И напоследок прошу Вас снова благословить наших телезрителей.

– Божие благословение! Очень жалко, что мало удалось поговорить. Простите за то, что было много слов и мало музыки. Надеюсь еще на встречи.

Расшифровка:
Анна Новикова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс