Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (884) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): О пользе церковного богослужения

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): О пользе церковного богослужения

№35 (884) / 13 сентября ‘16

Беседы с батюшкой

Тема сегодняшней передачи – «О пользе церковного богослужения». В чем польза богослужения, его необходимость?

– Многие уже вернулись из отпусков – кто-то отдыхал на юге, а кто-то на даче. Каждый старался поддержать свои телесные силы, и мы радовались, что лето и даже осень радовали нас в этом году солнцем. Храм – это и есть солнце, но согревающее не тело, а душу. И человек, который не подставляет свое сердце, свой ум этому солнцу, не получает пользы.

А если провести аналогию с искусством, когда человек подставляет свое сердце произведению искусства, которое его возвышает? В чем здесь разница с богослужением?

– Одно дело – видеть произведение искусства или памятник в альбоме, на картинке и совсем другое – видеть его воочию. Например, мы восторгаемся мозаичным убранством собора Святого Апостола Марка в Венеции, но чтобы я ни говорил о нем, никакие рассказы, передачи не сравнятся с впечатлениями, когда человек вживую видит храм или произведение искусства. Поэтому мы не заочно бываем на природе и подставляем свое тело солнцу, а сами принимаем в этом живое, действенное участие.

Митрополит Трифон (Туркестанов) сначала подвизался в одном из скитов Оптиной пустыни, а затем получилось так, что он стал митрополитом в Москве. Он служил в Богоявленском монастыре, который сейчас буквально соседствует с ГУМом. В этом же монастыре подвизался будущий митрополит Алексий Московский, мощи которого сейчас находятся в Елоховском соборе. Митрополита Трифона даже называли «кухаркин архиерей»: он служил очень рано, – в 5–6 часов утра, чтобы трудящийся народ мог начать свой день с Божественной литургии, а потом трудиться целый день. И он часто любил повторять такие слова: «Дети, дети, любите храм Божий. Храм Божий – Небо на земле».

Похоронен Владыка Трифон на Введенском кладбище в Москве, и его на могильном памятнике выбиты именно эти слова. То, что мы видим и слышим в храме, все напоминает нам о Небе.

Как меняется день человека, если он начинается с богослужения?

– Кстати, в Греции сейчас все так и сохранилось. Например, на острове Патмос праздничное богослужение в монастыре Святого Апостола Иоанна Богослова идет с 3 ночи до 7 утра. У нас богослужения начинаются так, чтобы соответствовать нуждам наших людей. Так, на подворье Оптиной пустыни богослужение для прихожан начинается в половине восьмого, а монашеское в шесть утра. Монастырский круг начинается полунощницей, потом монашеское правило, часы и Литургия: все для того, чтобы люди могли начать жизнь с богослужения и Божиего благословения.

Священное Писание говорит: сеющий с благословения с благословением и пожнет, а сеющий без благословения без благословения и пожнет. Еще у святых отцов есть слова: «Все лучшее – Богу».

Почему именно утро посвящено Богу? У нас отдохнувшее тело, светлая голова, мысли, еще не засоренные новостями. Помню, что даже когда я еще учился в школе, один мудрый человек советовал мне: постарайся учить уроки до того, как ты начал говорить с людьми. И я заметил: когда начались впечатления дня, его суета, ум совершенно иначе воспринимает информацию. Утренние часы очень продуктивны. Поэтому слова Священного Писания, проповедь на свежую голову – это очень хорошо; конечно, когда такая возможность у нас есть, но в воскресный день мы обязаны быть в храме.

Бывают такие периоды, когда мы должны отправиться в санаторий для души. В советские времена для поправки здоровья ездили в такие места, как Ессентуки, Кисловодск, Боржоми, где особые климатические и природные условия, есть целебные источники. Человек проводит там 21 день и чувствует, что у него поправилось здоровье. Наш священномученик Павел Флоренский называл монастыри «духовный санаторий для многих израненных душ». Нам полезно с пятницу по понедельник отправиться в поездку по ближайшим монастырям, а кто-то даже успевает побывать на Валааме, в Псково-Печерском монастыре. Человек может соприкоснуться с полнотой монашеского богослужения. Люди часто приобретают на них огромные впечатления.

Помню, как в 1972 году я впервые оказался в монастыре (это был Псково-Печерский монастырь). Помнится, богослужения началось в 5 часов вечера, а закончилось в половине 11-го. Это было первое богослужение, на котором я был, и я ничего не понимал, но впечатление было столь огромным, что я понял: то, что здесь происходит, – все настоящее, так в идеале и должно быть. Именно здесь от всей души и во всей полноте люди служат Богу. Хотя содержание было мне тогда совсем непонятно, но сама форма произвела неизгладимое впечатление на юношескую ищущую душу. Иногда – для проветривания души и духовной подзарядки – нам необходимы паломничества, когда позволяют силы, возможности. Приходской храм – это очень хорошо, но есть и особые, мы их так и называем – святые, места, с могучей духовной историей: как бывает отрицательное излучение, большое и маленькое, так есть источники с положительной, благодатной энергией – монастыри, кремли с чудотворными иконами, мощами угодников Божиих. Как отрицательная радиация облучает человек, оставляя негативный отпечаток на всю жизнь, так посещение святых мест оставляет порой впечатление на всю жизнь.

Вопрос телезрительницы: «Посоветуйте, что сделать, чтобы ребенку в храме было хорошо, чтобы он стремился в него?»

– Это непростой вопрос. Чтобы привить ребенку любовь к храму, необходимо особое творчество и матери, и близких. Все это делается постепенно – грудного ребенка сначала кормят материнским молоком, а не сразу же тем, что мы едим сами, так и здесь. Мама должна объяснять, что происходит в храме, постепенно брать на часть богослужения, где он сможет помолиться своими словами: «Господи, помилуй», «Господи, благослови», «Пресвятая Богородица, спаси нас»; надо еще до службы объяснять, что происходит в храме, и находиться с ним на службе в течение такого времени, которое он может проводить нерассеянно. Если он начинает играть в храме, разговаривать с другими ребятами, тогда мама, жертвуя своим присутствием в храме, одевает ребенка и выходит на улицу, прислушиваясь к тому, что происходит на богослужении.

Совершенно неправильно, если мама пришла и погрузилась в личную молитву, а ребенок шмыгает между прихожанами и делает все, что ему заблагорассудится. Напрасно она думает, что ребенку от этого есть духовная польза: ребенок не должен самостоятельно пребывать в храме и делать что хочет. Если он устал, надо выйти, дать ему отдохнуть, а потом опять вернуться, – но это творческий, духовный процесс: все делается постепенно, как в физическом, так и в духовном воспитании ребенка. Это целая наука – педагогика, ее название и переводится с греческого языка именно как «детоводительство», – как вести детей по пути спасения. Желаю вам творчества и мудрости; посоветуйтесь с теми мамами, чьи дети ведут себя в храме благовоспитанно. «Спасение во многом совете» – советуйтесь с богомудрыми отцами, матерями, у которых вы видите пример правильного духовного воспитания.

Помогает посещение воскресной школы, уже есть занятия для детей 5–6 лет. Лучше сейчас вложить в ребенка доброе, светлое, духовное, чем пожинать плоды, когда дерево уже пошло вкривь и вкось (как у одного игумена спросили однажды, видит ли он духовный рост своей братии, а он ответил: «Рост вижу, да только все куда-то в сторону». Так бывает и здесь, когда дети растут не вверх, а куда-то в сторону, но когда дерево уже окрепло, исправить его гораздо труднее).

Что бы Вы ответили людям, которые говорят, что можно хорошо помолиться и дома и нет необходимости ходить в храм?

– Это иллюзия, ведь само наличие храма на земле – устроение Божие. Прообразом наших храмов была скиния, было сказано, что Бог везде, но в этой скинии – а потом в храме – особое присутствие Божие. Христос, посещая Иерусалимский храм, взял бич и изгнал всех, продающих в нем, сказав: Дом Мой домом молитвы наречется – Он назвал храм Своим домом.

Конечно, Бог везде, все видит и слышит, и нет никаких препятствий помолиться Ему в любое время и в любом месте. Святая Церковь учит, что молитва – это возношение ума к Богу, беседа человека с Богом. Что необходимо, чтобы ум вознести на Небо? Одна лишь благая мысль. Но все же в храмах особое присутствие Бога. Нигде, кроме храма, не совершается великое чудо Божественной литургии, где Бог дарит нам Себя под видом вина и хлеба. Это возможно только в доме Божием.

Святитель Иоанн Златоуст в одной из своих бесед говорит: «Ты говоришь: я помолюсь прекрасно дома. Когда Петр попал в темницу, за него молилась вся община. Даже столпу веры – апостолу Петру – понадобилась молитва о нем всех».

Далее Златоуст вспоминает, что Ниневия должна была погибнуть, если не покается в три дня, и как пророк Иона спросил Бога, почему он не исполняет данного пророчества. Когда он спрашивал, то находился в тени тыквы, которая спасала его от палящего солнца. Но едва он спросил, как дерево засохло, так что Иона даже заплакал. И Бог ответил: « Ты плачешь от того, что засохло дерево, тебе жалко его. Мне ли не пощадить города, в котором 120 тысяч людей?»

И святитель Златоуст задается вопросом: зачем было указано точное количество людей? Огромная польза от той молитвы, что совершается от лица многих и именно в храме. Господь ведь говорит нам: где двое или трое собраны во Имя Мое, там я посреди них. А собираются, прежде всего, в храме. Посещение храма – это Божие установление – как иначе исполнить заповедь «Шесть дней делай, седьмой – Господу Богу Твоему»? Шесть дней – это забота о семье, родных, близких, зарабатывание денег, уборки, стирки, и только один день Господь оставляет Себе именно через богослужение.

Как говорит тот же Иоанн Златоуст, храм – Небо на земле, где ангелы сослужат Христу, вещают богомудрые пророки, проповедуют апостол. Там Христос через Евангелие разговаривает с тобой, там проповедуют богомудрые святители и духоносные пастыри, изъяснятся слово Божие. Там совершается великое чудо, когда Христос под видом хлеба и вина дарует Свое тело и кровь, о которых Сам сказал: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем. Поэтому никакая домашняя молитва не может заменить храм Божий.

Как часто следует ходить в храм, и не будет ли перебором, если человек начнет часто ходить в него, не имея при этом внутренней подготовки?

– Нам заповеданы субботний и воскресный дни. Богослужение начинается с субботнего вечера и продолжается в воскресное утро; так же в большие, как мы их называем – двунадесятые, праздники (их 12 в году).

Для начинающего человека будет достаточно, если он будет чтить субботний и воскресный дни и двунадесятые праздники. Если пока не получается быть в храме каждую неделю – бывать хотя бы через неделю. Себя тоже надо постепенно приучать к тому, что «суббота и воскресение – это для пользы моей души», если позволяют обстоятельства. Но добраться в воскресный день до любого храма можно и в деревне, и в городе – сейчас восстановлены многие храмы, строятся новые.

Кстати, Москва сейчас на последнем месте по количеству храмов на душу населения. Например, в районе Ясенево, где я служу, население составляет 180 тысяч, а на них три храма: один храм на 60 тысяч человек, а в областных храмах на один храм приходится по 10 тысяч человек.

Пока есть возможность, надо ходить в храм… Многие люди и хотели бы ходить в храм, да не позволяют ноги, давление, сердце. Поэтому и говорят: ходи в начале, пока можешь, чтобы пользоваться этим запасом в старости, когда такой возможности не будет. Мне кажется, переборщить с молитвой нельзя, если только человек из-за нее не пропускает учебу или работу, но это редкость. Усердие можно и нужно поправить, но лень и равнодушие не поправишь никогда. К сожалению, таких людей гораздо больше.

Что бы Вы могли посоветовать человеку, который не понимает богослужения, устает и уходит из храма. Что делать в такой ситуации?

– В любом деле требуется вникновение и изучение. Знаю многих прихожанок нашего храма, которых не научили печь пироги. Казалось бы, элементарное дело, но и в него надо вникать, надо стоять рядом с кем-то, кто будет показывать, как печь… Может быть, надо испортить один или другой пирог…. Так и в церковной жизни. Мало одного желания, надо вникновение, изучение, чтобы понимать смысл происходящего. Для этого воскресная школа для взрослых, книги, интернет.

Часто люди спрашивают, что почитать, чтобы, пусть в начатках, понимать православное богослужение. Есть потрясающая книга Николая Васильевича Гоголя «Изъяснение Божественной литургии». Казалось бы, писатель, не богослов, но он обладал прекрасным пониманием православного богослужения.

Замечательная книга Симеона Солунского «Новые скрижали», которая многократно переиздается, где говорится, что такое храм, его устройство, иконостас, утреннее и вечернее богослужения, Литургия, просфора, Царские врата, одежда священников… Надо входить постепенно. Для тех, кто уже знает больше, есть замечательные книги протоиерея Александра Шмемана «Евхаристия», «Водой и духом» – о таинствах Церкви. Во все надо вникать. Действительно, если ты не понимаешь, тебе будет скучно.

Вспоминаю свои первые шаги в храме. Я тоже много не понимал, но скучно не было потому, что я воспринимал храм как место, где находится живой Бог, а молитва – беседа с Ним. И я говорил Богу о своих проблемах – своих грехах, своих нуждах, мечтах. И однажды встретил книгу, где нашел подсказку. Это были слова святителя Василия Великого, что наша молитва в храме может быть произнесена своими словами, может быть творческой, но при этом он дает такое направление: начни со славословия, начни с благодарности, перебери, что было в течение дня или недели, что сложилось, и за что можно поблагодарить Бога – вникни лучше в свою жизнь, и поводы для благодарности обязательно найдутся. После благодарности покайся в своих грехах, немощах и недостатках: какой ты должен быть как христианин и каким не стал в течение недели. Если человек начнет вспоминать, анализировать, найдет столько несоответствий. Это тоже занимает определенное время.

Следующее, что предлагает Василий Великий: попроси у Бога необходимого для твоей души, твоего тела, твоих родных и близких. Но как раз просить мы все мастаки, чего только не просим. Занятое таким образом время богослужения, в котором пока не все понимаешь, будет просто пролетать (если, конечно, не рассеиваться на то, кто пришел, песнопения какого композитора исполняет хор, какой батюшка вышел, как одеты прихожане – иногда люди приходят в храм, как в клуб по интересам, чтобы пообщаться с людьми, но мы должны приходить в храм прежде всего для общения с Богом).

Что такое молитва? Это возношение ума к Богу. Когда ты найдешь личную молитву, личное собеседование с Богом, тогда скучно не будет. Храм – это та обстановка, которая будет поддерживать тебя в этом. Дома перед иконами не простоишь полтора-два часа, как на богослужении. Все мы живем семьями. Все, что есть в богослужении, – благозвучные песнопения, запах ладана, облачения, сама церковная музыка – все это поднимает человека. Наш хор выступал в Мюнхене с обиходными песнопениями, пел знаменным распевом, и немцы плакали, хотя ничего не понимали: душа все равно чувствует. Храм – это синтез искусств, здесь иконы для глаз, и слышание, и обоняние. И, наконец, явление живого Христа.

Богослов, литургист Николай Лосский сказал, что в храме не только воспоминание того или иного исторического события, связанного с жизнью Христа, но здесь явление Самого Христа молящимся. То есть реальное присутствие Бога по Его неизреченной милости к нам. Во время богослужения Христос присутствует в храме. Первый возглас священника при начале Божественной литургии: «Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа. Бог Господь, явися нам». И это явление происходит кому-то открытым, кому-то таинственным образом. Открытым – когда мы вкушаем Тело и Кровь Господни. Ведь во время Причастия происходит сущностное соединение с Богом. И во время богослужения происходит соединение благодатью Духа Святого, мы слышим, как священник возглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами» – как сказал епископ Игнатий (Брянчанинов), душа Христа соприкасается с душой молящегося христианина. Эта таинственная встреча может произойти только в храме Божием во время богослужения.

Большое спасибо, отец Мелхиседек. Время нашей передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

– Бог всем в помощь в наших трудах и заботах. Всем желаю любить храм Божий и помнить слова митрополита Трифона (Туркестанова), насельника Оптиной пустыни: «Дети, дети, любите храм Божий. Храм Божий – Небо на земле».

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс