Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (882) → Протоиерей Вячеслав Харинов: 1 сентября снова идем в школу

Протоиерей Вячеслав Харинов: 1 сентября снова идем в школу

№33 (882) / 1 сентября ‘16

Беседы с батюшкой

Наша сегодняшняя тема – «Первое сентября: снова идем в школу». Мы, наверное, раскроем ее от общего к частному. Есть выражение: «Что наша жизнь? Игра!». Но есть еще и представление, что вся наша жизнь – школа. Так ли это?

– Я считаю, что так. Правда, надо сразу оговориться, что познание – дар Божий. Возможность учиться, научаться – это настоящий подарок от Бога, а дар принимается с определенной мерой ответственности. Если человек безответственен, он обычно лишается дара. Так, неразумному дитяте мы не дарим каких-то дорогих и сложных вещей – мы знаем, что ребенок не разберется, сломает, и толку не будет.

Познание, как и любой другой дар (дружба, любовь, творчество), дается человеку, если он ответственен, но это, безусловно, дар, и принимать его надо: это не просто обязанность, это привилегия. Тот, кто ответственно принимает дар познания, безусловно, развивает его и себя, и, собственно, наше богоподобие строится в том числе на развитии Божиего дара познания.

Батюшка, но школа предполагает некий регламент – расписание, перемены, каникулы. Возможно ли регламентировать таким образом жизнь?

– Безусловно. Мы знаем, что вся жизнь имеет свою регламентацию и свой порядок. Собственно, гармония и порядок – это следы Творца. Тот порядок, который мы видим в природе, в устройстве вселенной, в исполнении физических законов, как мы их знаем, в исполнении законов духовной жизни, – это все следы Творца. Мы не можем проникнуть в природу Творца, мы – тварь, мы опосредованно судим о Нем.

В каком-то смысле мы уподобляемся охотникам, которые выходят в зимний безмолвный лес, но по еле заметным следам на снегу, по остаткам шишек, по зацепам на коре безошибочно судят о том, кто живет в лесу, когда, где, кто прошел и кто кого и что съел. Мы – такие же охотники. Мы выходим в этот мир и, внимательно озираясь, вдруг видим, что Бог оставил Свои «следы», оставил Свое присутствие, и на основании присутствия этих «следов» мы, собственно, знаем Его.

Важнейшие «следы» Божии – гармония, порядок, регламентация, упорядоченность и структурированность всего мира, не только физического, материального, но и духовного. И когда мы структурируем наши знания, наше время, организуем свой быт, свою жизнь, регламентируем те или иные вещи, мы, сами того иногда не подозревая, уподобляемся Божеству. Мы используем то заложенное в нас богоподобие, о котором подчас не подозреваем, поэтому вне регламентации, дисциплины, порядка и какой-то системы, наверное, невозможно знание, хотя эти системы могут быть разные и их можно отдельно обсудить.

Итак, Господь создал порядок и регламент, но часто случается, что люди, оканчивая свои учебные заведения, будь то школа или университет, перестают учиться. Можно ли сказать, что тогда они отходят от Божиего плана, от Божиего замысла?

– Я думаю, что это самоблокада, блокировка Божиего дара. Более того, ведь Божии дары – познания, творчества, дружбы, любви – это основы и причины соответствующих радостей. Люди, которые перестают творить, упражняться в познании, перестают подходить творчески и бережно к дружбе и любви, теряют радости в этой жизни. На мой взгляд, прекращение учения – это путь к унылой жизни, тоске, грусти, бессмыслице жизни, в конце концов, может быть, даже к унынию и отчаянию.

Очень часто приходится встречать людей, которые жалуются на постылость жизни, уныние, тоску, и очень часто это связано с тем, что люди блокировали эти дары Божии, источники радости. Познание, на мой взгляд, – источник колоссальной радости, колоссального удовлетворения и, конечно же, это реализация заложенного в нас богоподобия. Учиться необходимо всю жизнь.

Очень странная ситуация: молодой еще человек 20-ти с небольшим лет, имеющий диплом университета, где ему дали первичные фундаментальные знания, на тот момент, когда заканчивает университет, считает себя специалистом в этой области на все последующие годы. Это такое безрассудство! Это такой изначальный триумфализм! Понятно, что такой триумфалистский подход рано или поздно приведет к краху.

Да, можно сделать удачную карьеру, можно, используя протекцию, подняться на какие-то ступени социальной лестницы или лестницы власти, материальных благ. Но ведь невежда, необразованный человек, триумфалистски настроенный, знающий ответы на незаданные еще вопросы, – он же виден: мы видим их на экранах телевизоров, иногда видим их, увенчанных внешней славой, атрибутами власти или денег, но они для нас – как люди невежественные, необразованные. Страна иногда смеется над теми нелепостями, которые они себе легко позволяют, а это все следствие необразованности, дремучести и на самом деле вот такого триумфалистского подхода: имею диплом, больше не надо учиться, я знаю, я специалист в этой области. Но эти наши области очень узки, это узкий сегмент знаний, о которых человек позволяет себе немножко, чуть-чуть знать. На основании этого он начинает судить о других вещах. Эти люди с легкостью судят о серьезных мировоззренческих проблемах. И когда их сводишь на какой-то узкий сегмент знания, например, на физику ядра (этой науке всего 200 лет), то они показывают себя профанами. Но это узкий, маленький сегмент, и ты его не знаешь, и на основании еще более узкого сегмента (какого-то диплома) ты вдруг начинаешь судить о вещах планетарного, фундаментального масштаба. Такие люди обычно с легкостью говорят об устройстве мира, о Боге, о космогониях, которые сами же создают. Как правило, это следствие необразованности и очень узкого мышления.

Не хочу обвинять таких людей. Я понимаю, что это не вина их, это беда, но ее надо зафиксировать, о ней надо говорить. И Церковь всегда призывала к образованию, всегда говорила, что образование – это прежде всего источник радости, знаний, возможность возрастания.

Если мы говорим о таинственном процессе обожения человека, а это цель прихода Христа в мир, то, безусловно, из процесса обожения мы не можем вырывать ни рациональные знания, ни развитие интеллектуальных качеств человека. А за ними стоят память, аналитические способности, интуитивное мышление человека – именно эти качества давали возможность делать открытия.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Важно ли отдавать ребенка в воскресную школу, в гимназию, чтобы воспитать его хорошим православным христианином? Или же можно просто водить его регулярно в храм и чтобы ребенок учился в общеобразовательной светской школе? Насколько это важно?».

– Моя точка зрения – школа должна быть хорошей, и не важно, как она себя называет. Она может называть себя православной школой или гимназией, или общеобразовательной школой, – если она плоха по системе образования, по подбору педагогов, по какой-то внутренней политике и устройству, то название не спасает.

Моя личная точка зрения – школа должна быть для ребенка ближайшей к дому. Только если она находится в состоянии кризиса, бывает, что там неудачный менеджмент (директор и подбор кадров неудачные), тогда можно думать о переводе ребенка в более отдаленную и имеющую лучшее реноме школу. А так ребенок должен высыпаться. По-моему, не очень хорошо во-зить ребенка в школу, не давать ему высыпаться или заставлять спать в транспорте.

В этом отношении чем ближе школа, тем комфортнее процесс обучения, а вот сам процесс нужно, безусловно, выстраивать не только уповая на школу, но и дома: это и контроль, и умение владеть материалом, и вхождение в школьные дела, это постоянное общение с ребенком, умение создать доверительный базис общения, когда вы в курсе всего, что происходит. Школа не должна быть чем-то закрытым и неведомым для семьи, как и семья должна быть открыта для школы. Если семья есть «что-то за высоким забором», то это нехорошо отзывается на социальной адаптации ребенка. Дети, выключенные каким-то образом из общего течения жизни, изолированные молчанием, тайной: «не говори никому, что ты православный» или «не говори никому, что ты ходишь в воскресную школу», или «не говори, что папа – владелец заводов и фабрик», – это все ведет к изоляции детей, к социальной дезадаптации, к внутренней драме.

Дети должны быть открыты, должны свободно обмениваться своим опытом, и опыт одной семьи может очень хорошо перетекать и даже воздействовать на общий класс. Конечно, может и негативный опыт воздействовать – скажем, мальчик из неблагополучной семьи, где царит насилие, жестокость, может отравлять жизнь всего класса, но тогда весь класс принимает участие и что-то делает с ним. Такой опыт мы проходили и знаем – один мальчик может отравлять жизнь всего класса.

И наоборот – скажем, семья может быть единственной православной, но ее влияние может быть очень сильное. Был такой случай в нашей семье, когда в образовательном учреждении моей дочери, когда она выбрала тему сочинения, связанную с историей России, и отметила роль Церкви и Православия в формировании государственности и этическо-нравственной системы (без моей помощи, я узнал об этом уже постфактум), учительница взяла ее сочинение, стала читать вслух и смеяться. И когда она привела несколько тезисов, то со смехом, издевательски обратилась к дочери и сказала: «Ты что, Настя, у нас – православная?». И тут случилось неожиданное. Встал мальчик, за ним встал весь класс, и мальчик сказал: «Мария Ивановна, вы что-то не поняли? Мы все здесь православные». Представляете? Это было удивительно. Это было именно доброе воздействие семьи, ее принципов, ее нравственных ценностей на весь класс. Я не знал, мне рассказали потом эту историю. Дочка моя была достаточно ранимым ребенком, ее можно было легко расстроить подобным обращением, но весь класс встал, и учительница была в замешательстве, стушевалась, она не ожидала такой реакции. Такие вещи случаются, и это очень важно.

Вопрос телезрителя из Воронежа: «Я сделал такое наблюдение – родители с младших классов начинают за детей делать уроки, приучают их к этому. Потом начинаешь общаться с детьми – по меньшей мере, как бы умственно отсталые. Вроде люди верующие, но говоришь им, и они не понимают, что это плохо. Дайте, пожалуйста, какой-нибудь свой веский комментарий – может быть, Ваше слово будет убедительно».

– Все через это проходили, хотя в мой личной жизни такого не было, я всегда все делал сам. Средняя дочь тоже очень самостоятельная и всегда все сама делала, а старшая – человек талантливый и, как-то реализовавшись как музыкант, как личность, всегда, например, была слаба в математике. И мама у нас частенько с ней делала математику.

Но я встречал родителей, которые буквально говорили: «Вот, учусь в 5-м классе, заново открываю для себя историю, до 6-го доучусь, а 7-й – 8-й мне уже не потянуть, особенно алгебру, геометрию и так далее, уже не хватает собственных знаний». Но это не дело, конечно. Учатся дети. Помогать им надо, но не тем, что ты делаешь уроки за них. А совместное творчество и соразделение радости познания вполне возможны. Вопрос только родительского таланта, вопрос педагогических приемов, которые вы используете, чтобы это было не сделано за детей, но сделано вместе с ними. Это помощь – не важно, что вы вместе делаете, – пишете рассказ, сочинение, изложение, решаете задачи, рисуете вместе, разучиваете вместе песню или стихотворение. Есть разные способы развития памяти, например. Дети могут о них не знать. Это очень интересные методики.

Я помню, меня когда-то потрясли логические выводы и ясность логики отца, когда он предлагал какие-то свои решения, скажем, математических задач (уже в старших классах). Для меня это был как прорыв в новую область. То есть я мыслил как-то стандартно, школьно, по алгоритму, данному педагогом, а он, как инженер, как уже практик, человек с опытом, вдруг давал какое-то блестящее простое и неожиданное решение. Он за меня не решал, ничего за меня не делал, но это был потрясающий пример – такое вдохновляющее начало… Я думаю, возможно делать уроки вместе с детьми, и это не плохо, это создает ощущение и контроля, и подотчетности, и соучастия, сотворчества, но это не должно становиться каторгой для родителей и подменой учебных работ родительскими.

Вопрос юного телезрителя из Тюменской области: «Какой иконе или какому святому молиться о даровании разумения или, может, носить с собой в школу?».

– Я бы рекомендовал молиться своему святому, возможно, равноапостольному Владимиру. Есть масса образов, икон, есть святые, которые имели сложности в обучении (можем вспомнить преподобного Сергия Радонежского, святого праведного Иоанна Кронштадтского), есть даже икона «Прибавление ума». Но, я думаю, прежде всего молись Богу Создателю как Подателю тех благ, радостей, даров творчества, познания, которые в тебе должны раскрыться.

При вступлении человека в Церковь мы совершаем таинство Миропомазания, когда призываем Бога как Духа Святого, чтобы Он раскрыл все духовные, душевные, интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества человека. Наверное, должно быть призывание Духа Святого, Которому мы неслучайно молимся перед началом учения. Бог как Податель всех этих даров, Бог как Совершитель нашего духовного расцвета, раскрытия – наверное, надо так понимать Божество. И такая молитва Богу, именно как Просвещающему началу, я думаю, даст возможность успешнее раскрывать собственные дарования.

Надо очень тонко понимать свое богоподобие и свои качества: надо помнить, что, например, любое наше несовершенство (то, что мы называем грехом), на самом деле выжигает целые области в душе. Грех невежества, лень, нерадение, все, что связано с плохой учебой, – это грехи, которые всегда выжигают какое-то пространство в нашей душе, и важно не просто их определить, не просто сказать себе: «Я ленюсь», или «я нечестен, я сокрыл что-то», или «я рассеян и невнимателен» – надо понять, что грех что-то убрал, что-то выжег в твоей жизни. Важно определить, что на этом выжженном месте должно было быть, и это место нужно засадить добрым. Конечно, требуется время, пока это еще зацветет, заколосится (и принесет ли свои плоды), но к этому надо стремиться.

Я думаю, что осознание своего несовершенства – путь к совершенству, это критический анализ своих действий, критический подход к себе, обратная связь: любая система становится нежизненной, если отсутствует обратная связь, если нет системы самоконтроля, если система сама не стабилизируется, собой не управляет и себя не видит. Обращение к своему несовершенству – это, на самом деле, путь самоконтроля, обратная связь. Поэтому можно молиться всем святым, можно носить с собой образок и ставить его перед собой на парту, но если ты себя не оцениваешь, не находишься в состоянии самоконтроля, если не видишь собственных несовершенств, то к другим совершенствам ты не придешь. Как правило, совершенства даются тем, кто умеет увидеть свое несовершенство.

Давайте от общего перейдем к частному. В интернете нам задают много вопросов и учащиеся, и учащие: учащиеся – как преодолеть соблазны, которые возникают в школе? Учителя – как донести морально-нравственные принципы школьникам?

– Мне кажется, если учащие и учащиеся соединены любовью и любят друг друга, то они легко найдут взаимопонимание. Учащие легко будут раскрывать учащимся то, что хотят донести, а учащиеся будут принимать. Вообще, не должно быть таких ревизионистских настроений ни в семье, ни в школе, ни в любой системе, которая связана, предположим, с обменом опытом или с научением.

Конфликт отцов и детей (условно говоря – точнее, учащих и учащихся), наступает там, где происходит какая-то ревизия, как правило, необоснованная. Иногда она обоснована, нужна: «отцы ели кислый виноград, а у детей на губах оскомина» – скажем, ревизию деяний наших отцов, предположим, в 30-е годы мы можем проводить, и тогда неизбежен конфликт. Мы понимаем, что «отцы ели кислый виноград», мы не можем согласиться с разрушением храмов, с тем, что храм, который у нас в студии на экране, стал распределителем для работников НКВД: они после своей тяжелой работы, после репрессий в отношении ленинградцев шли сюда и за бесценок приобретали все, что скрашивало тяжелый быт чекиста. Мы не можем с этим согласиться.

Но если мы не говорим о каких-то драматических коллизиях, а говорим о достаточно согласном состоянии учащих и учащихся, отцов и детей, надо понимать, что никакая духовная ревизия не проходит даром. Драма Базарова («Отцы и дети») в том, что он начинает необоснованную ревизию воззрений отцов, на самом деле, ни на чем не базирующуюся и чрезвычайно внутренне конфликтную. Он начинает этот конфликт и становится жертвой конфликтного сознания, этой ревизии. Об этом надо помнить.

Благодушное, не ревизионистское восприятие того, что тебе преподают, внутренняя настроенность, открытость, умение и желание слушать и такое же восприятие педагогов – не ретроградство, не воззрения на «племя младое, незнакомое» как на что-то чуждое, но как на то, что становится продолжением нас, – это мне кажется условием очень творческого, радостного и продуктивного процесса обучения.

Вопрос, который нам задали в группе на сайте «ВКонтакте»: «Подскажите, как ребенку соблюдать пост во время учебы, если дома он соблюдает под присмотром родителей, а как быть в столовой? Сидя в сторонке, кушать свое?».

– Мне кажется, дистанцироваться от соучеников не стоит. И своим студентам я говорю, что нет никакой ценности в том литургическом посте, когда ты отдаешь свою котлету накануне Причастия другу и говоришь: «На, возьми, съешь мою котлету, я завтра причащаюсь». Это, мне кажется, девальвирует таинство Евхаристии и участие в нем, ты немного не понимаешь: котлета не разлучит нас со Христом, но нас разлучит другое – самость, самочиние, индивидуализация себя и обособленность нас от других.

Поэтому, я думаю, вполне возможно нарушение поста для детей в школе, но я знаю, что дети принципиальны – из собственного опыта знаю, что дети намного принципиальнее взрослых. Если ребенок четко усваивает для себя, что «мы это не едим, потому что пост, потому что мы солидарны с миллионами других постящихся, потому что вместе со мной постится уважаемый мною человек – священник, мирянин, моя мама, папа, бабушка, дедушка», думаю, он найдет способ достойно себя позиционировать в школьной среде и достойно сохранять пост и свою веру.

Мне кажется, в идеале, если ребенок все делает правильно, рядом с ним не постящиеся друзья могут точно так же отказаться от скоромной пищи в знак солидарности и, придя домой, сказать: «Папа, мама, а вы знаете, что сейчас идет пост? У нас там есть Таня (Маша, Вася, Паша), и она (он) постится. Он мне объяснил, что мы это делаем, готовясь к Рождеству или Пасхе, что это такое очень важное волевое, аскетическое упражнение. Папа, а если завтра война, а мы не умеем воздерживаться? А если враг схватит тебя и положит перед тобой сардельку, вдруг ты не выдержишь, вдруг ты сдашь Родину, отца, мать, меня предашь за эту сардельку? Давай вместе учиться, вместе воздерживаться от этого». Вот если таким образом мальчишка или девчонка поймут смысл поста как умения выработать в себе волю, дистанцироваться на время от каких-то излишеств, умения увидеть эти излишества, полюбить их. Это не значит, что мы заставляем себя не любить что-то, как сказал мне один мой друг, священник: «Да я в Великом посту каждую ночь во сне курицу жарю». Но мы воспринимаем это как дар Божий, как благодеяние – в этом смысл поста. Мы открываем для себя мир, открываем все радости и все блага, которые нам дает Бог.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс