Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (882) → Игумен Парамон, ныне – епископ Бронницкий, викарий Святейшего Партиарха Московского и всея Руси: Донской монастырь

Игумен Парамон, ныне – епископ Бронницкий, викарий Святейшего Партиарха Московского и всея Руси: Донской монастырь

№33 (882) / 1 сентября ‘16

Архипастырь

Начать нашу программу хотелось бы с события, которое на следующей неделе. 1 сентября вся Полнота Русской Православной Церкви будет отмечать чтимый образ Божией Матери Донская. Поскольку Ваш монастырь именуется Донским, у Вас будет престольный праздник. Расскажите, пожалуйста, о мероприятиях, которые будут проходить у Вас в этот день.

– 1 сентября, действительно, является престольным праздником нашей Обители, и уже по древней традиции, возрожденной в 90-е годы, в этот день на территории монастыря будет пребывать чудотворный образ Донской иконы Божией Матери, который хранится в Третьяковской галерее.

Принесение чудотворного образа в Обитель в этом году совершается в 20-й раз после возрождения дореволюционной традиции. По ней ежегодно в этот день совершался крестный ход от Кремля, где икона хранилась в Благовещенском соборе, с ней приходили в Донской монастырь.

В этом году в субботу будет совершено перенесение чудотворной иконы из Третьяковской галереи в Донской монастырь. Мы будем встречать образ в монастыре, и он будет находиться здесь до 10 часов утра 2 сентября. Все это время перед иконой будут совершаться молебны с акафистами. В субботу состоится всенощное бдение, в воскресный день в монастыре состоится три Божественных литургии: ранняя Литургия в Сретенском храме, нижнем храме-усыпальнице царей грузинских; средняя Литургия в Большом Донском соборе. Между этими богослужениями будут совершаться молебны с акафистами перед чудотворным образом Донской иконы Божией Матери. В ночь с 31 августа на 1 сентября монастырь не будет закрываться, но будет открыт всю ночь. Первая Литургия начнется в ночь на 1 сентября в Большом Донском соборе, ранняя Литургия в Сретенском храме. Позднюю Божественную литургию возглавит Святейший Патриарх Кирилл, по окончании будет молебен перед чудотворным образом Донской иконы Божией Матери. Монастырь будет открыт 1 сентября до 22 часов для всех, желающих помолиться перед этим образом. Утром 2 сентября начнутся часы и Божественная литургия, по окончании будет совершен молебен перед образом, после чего мы проводим его снова на хранение в Третьяковскую галерею. Такие праздничные мероприятия будут проходить в Престольный праздник и в предшествующие дни в Донском монастыре. Всех, кто имеет желание и чтит этот образ, приглашаем принять участие в этих мероприятиях, богослужениях, чтобы помолиться за наш город, страну, соотечественников.

Не поднимался ли вопрос о передаче чтимого образа из музея в монастырь?

– Образ Донской иконы Божией Матери никогда не находился на территории Донского монастыря, но издревле хранился в Кремле: сначала в Успенском соборе, затем был перенесен в Благовещенский собор, домовой храм русских царей. Поэтому постоянного общего доступа к нему не было. Единственное, что описывается известным русским писателем И. Шмелевым, крестные ходы с Донской иконой Божией Матери, когда при большом стечении народа, многочисленном стечении духовенства, во главе с московским митрополитом или патриархом совершался крестный ход и на престольный праздник икону приносили в Донской монастырь. Эта традиция была возрождена в 1994 году, но вопрос о нахождении иконы в Донском монастыре пока не поднимался. Мне кажется, пока не будет создано условий, которые гарантировали бы полную сохранность святыни, ставить такой вопрос было бы неправильно. Когда условия будут созданы, надеюсь, будет взаимопонимание с музейными работниками. Такие примеры есть: Владимирская икона Божией Матери и некоторые другие уже возвращены обителям, на территории которых они исторически находились. Для нас радостно, что раз в году мы можем предстоять и молиться перед этой святыней. Это уже большое чудо.

Вы говорили, что раньше была традиция ходить крестным ходом с Донской иконой Божией Матери из Кремля в Донской монастырь. Насколько возможно сейчас не привозить икону, а проследовать с ней от Третьяковской галереи крестным ходом?

– Думаю, технически это всегда возможно осуществить, но надо смотреть, какой Москва была до революции и какой она стала после нее. Для того чтобы сейчас совершить крестный ход, надо перекрыть улицы для его движения, создавая неудобства для большого количества людей. Поскольку это центр города с плотным движением, который всегда перегружен, такого вопроса у нас пока не возникало.

Надо также помнить, что мы должны создать такие условия, чтобы икона не пострадала. В начале XX века были проведены реставрационные работы: сняты поздние записи и открыты старые, икону необходимо хранить в соответствующих условиях. Даже когда ее перевозят, то делают это в специальном контейнере, обеспечивающем необходимую температуру, влажность, все показатели, необходимые для хранения святыни.

Нас предупреждают, что если в течение двух часов эти показатели не будут такими же, как в киоте, где хранится икона, ее придется отвезти в Третьяковскую галерею, чтобы она не пострадала. Музейные сотрудники относятся к этому очень ответственно, и мы стараемся поступать так же. Хотя понимаешь, что не ты печешься о святыне, а святыня печется о тебе. В особенности это чувствуется, когда святыню привозят в монастырь, и он внутренне преображается. Матерь Божия Сама заботится, чтобы монастырь возрождался. Это тоже необходимо понимать: Если не Господь сохранит дом, всуе бдe стрегий.

Кем и когда был обретен образ Донской иконы Божией Матери?

– Разные исследователи считают по-разному, но большая часть склоняется к тому, что он был написан преподобным Феофаном Греком и подарен Димитрию Донскому донскими казаками перед Куликовской битвой. Этот образ был свидетелем и покровителем русского воинства на этой крайне важной для истории нашего Отечества битве. Именно здесь приобретает свою известность Донская икона Божией Матери. После этого она становится покровительницей различных военных походов, например похода Иоанна Грозного на Казань в 1552 году. Другие цари и князья молились перед ней и брали с собой в военные походы.

Мы знаем, что во время нашествия хана Казы-Гирея на Москву Донская икона оградила город: был совершен крестный ход вокруг Кремля, после чего икона была положена в походном храме преподобного Сергия Радонежского, где теперь построен Малый Донской собор. На этом месте царь Федор Иванович молился перед Донской иконой Божией Матери об избавлении Москвы от разорения. Когда 19 августа по старому стилю и 1 сентября по новому он вышел утром из храма, поскольку молился всю ночь, ему доложили, что хан Казы-Гирей, стан которого располагался совсем рядом, на Воробьевых горах, бежал, побросав оружие и обоз. Русским воинам оставалось лишь преследовать врага.

Во все наши крымские и южные походы всегда молились перед этим образом Божией Матери, чтобы Она помогла победить тех, кто доставлял много бед и скорбей нашествиями с юга. После избавления города Москвы от хана Казы-Гирея было установлено празднование в честь Донской иконы Божией Матери 1 сентября (по новому стилю). Была написана служба, и этот день стал престольным праздником нашей обители.

Во время Смутного времени Донской монастырь был разорен, но затем стараниями Михаила Федоровича и Алексея Михайловича вновь восстановлен. При Алексее Михайловиче были учреждены крестные ходы в Донскую обитель с чудотворным образом Богоматери.

Если посмотреть на историю, Матерь Божия всегда являлась Заступницей нашего города. Она не столь известна в других городах, но для Москвы Донской образ являлся последней надеждой для нашего воинства, когда силы оружия было недостаточно.

То, что Святейший Патриарх каждый год в этот день возглавляет Праздничную литургию в Донском монастыре, наверное, тоже говорит о почитании этого образа?

– Во все времена образ Донской иконы Божией Матери чтился москвичами с благоговением и торжественным размахом. Только этот крестный ход описывается Иваном Шмелевым. В этот день перед образом собирались русский царь со своим народом и духовенством, чтобы почтить Божию Матерь и помолиться за свое Отечество. Это было мероприятие в масштабах всей столицы.

Не случайно Донской монастырь становится царским богомольем. Даже его галереи до революции назывались «нищенками», потому что здесь царь после богослужения раздавал милостыню.

Вы неоднократно говорили, что этот образ Божией Матери является чудотворным. Происходили какие-то чудеса на Вашей памяти?

– Смотря, чего мы ждем. Во-первых, не всякий человек будет говорить о том, что с ним произошло, но всякий, прикасающийся к святыне, чувствует внутренние изменения. Самое большое чудо, которое может произойти с человеком, это преображение души. Видя людей, которые прибегают к святыне, мы, прежде всего, надеемся на это: что преобразится наш ум, наша душа, тогда преобразится и все вокруг.

Для меня самое большое чудо, когда видишь, как со святыней преображается весь монастырь. Это необъяснимо, но это чудо я могу переживать ежегодно. То, что испытываешь, прощаясь с этой святыней, невозможно передать словами. Чувство, подобное тому, когда ты надолго расстаешься с родителями, ты словно осиротел. Многие люди, приходящие к этой иконе, испытывают подобное чувство.

Лик Донской иконы Божией Матери написан в стиле «Умиление». От него невозможно отвести глаз, и, действительно, что-то происходит внутренне в душе, об этом свидетельствуют многие люди, которые приходят. Какие-то переживания я знаю от своих друзей, и для меня это показатель того, как эта святыня действует на нашу душу, наши умы и сердца.

В Донской монастырь приходят очень многие, для того чтобы помолиться перед списком Донской иконы Богородицы. Особенно в тяжких нуждах. Потом люди приходят и в благодарность за помощь оставляют свои украшения в кружке, чтобы хоть как-то отблагодарить Божию Матерь, но не каждый приходит и рассказывает, что именно с ним произошло.

Главное – не мешать Божией Матери действовать. Потому что если мы стараемся действовать по своей воле, Ей остается лишь отойти в сторонку. Поэтому отойти надо нам, чтобы Она Сама нас заступала, направляла, а мы были только Ее помощниками.

Вопрос телезрительницы из Москвы: Поскольку Вы отвечаете за проведение православных выставок, хочу задать вопрос о недавно прошедшей в Сокольниках выставке «От покаяния до воскресения России». Нам все очень понравилось, но хотелось бы спросить, имеет ли эта выставка благословение Патриарха и будут ли еще проводиться подобные выставки в Сокольниках?

– Могу точно сказать, что названная вами выставка имеет благословение Святейшего Патриарха. Предыдущие выставки, которые проводил другой организатор, не имели его. Последнюю выставку «От покаяния до воскресения России» проводила Уральская выставочная компания, которая обращалась в Комиссию по координации выставочной деятельности и получила на это разрешение. На ВДНХ также проводятся православные выставки, и они также имеют благословение Патриарха. Если вы хотите проверить имеет ли та или иная выставка благословение Святейшего, вы можете найти необходимую информацию на портале Патриархия.ру, где можно посмотреть утвержденный годовой план, посмотреть сроки выставочных компаний. Надеюсь, что этот организатор продолжит работу на выставочной площадке в Сокольниках.

В Донском монастыре пребывает другая особо чтимая святыня: мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Как они оказались в Донском монастыре?

– Известно, что Святейший Патриарх Тихон последние три года своей жизни провел на территории Донского монастыря, где по его завещанию он и был похоронен в Малом Донском соборе. Прежде с наружной стороны этого храма был похоронен его ближайший соратник и келейник – Яков Полозов, принявший мученическую кончину во время покушения на Святейшего Патриарха. Можно сказать, что в последние три года жизни Патриарха Тихона Церковь управлялась из Донского монастыря. И после своей кончины он остался именно здесь.

Доброй памятью и любовью тех прихожан, которые проживают в Америке, в 1946 году Малый Донской собор был передан Русской Православной Церкви и стал приписным храмом к Храму Ризоположения на Донской улице. Это произошло благодаря тому, что православная делегация пожелала посетить место захоронения Патриарха Тихона.

К лику святых Святейший Патриарх Тихон был причислен в 1989 году, и после возвращения Русской Православной Церкви Донской обители, возрождения в ней монашеской жизни были обретены его мощи.

Интересно, как происходило обретение мощей. В 1991 году проводили ремонтные работы в Малом Донском Соборе, было испрошено благословение Святейшего на обретение святых мощей, но сразу не получилось заняться поисками останков, поскольку были разные версии о том, где они могут находиться.

Ремонт был закончен, но не прошло и двух недель, как был совершен поджог храма, это случилось 18 ноября 1991 года. Внутрь были брошены бутылки с зажигательной смесью, и поскольку там были и свечи, и киоты, разгорелся нешуточный пожар. Практически все, что было в трапезной части, выгорело. Чудом сохранилась одна икона, которой пламень не коснулся – это небольшая икона Архистратига Михаила, память которого отмечалась в тот день.

После пожара пришлось заново реставрировать храм, и вновь было испрошено благословение на обретение мощей. Работы начались с места, где находилось надгробие Святейшего Патриарха Тихона, и во время их проведения мощи были обретены. С тех пор они находились в Малом соборе, а в 2000 году были перенесены в Большой собор, где почивают по нынешнее время. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла для них было подготовлено место на правом клиросе, где была установлена сень, и теперь они доступны для каждого верующего, который приходит в Донской монастырь.

Для нас большая честь и ответственность, что сам Святейший Патриарх Тихон является покровителем и молитвенником и за братию, и за прихожан, за всех, кто к нему обращается в разных бедах и нуждах. Знаю, что многие обращаются к нему в онкологических болезнях, молятся и получают просимое.

Последние годы Вы ведете в монастыре масштабные реставрационные работы. Расскажите о том, что уже было сделано и что еще предстоит сделать.

– Негоже монаху хвалить себя и рассказывать о своих трудах. Я считаю, что сам я ничего не сделал, а делают люди, неравнодушные по отношению к нашей святыне. Долго перечислять нехорошо. Матерь Божия Сама располагает сердца людей, а как это делается, я не знаю. Это труд очень большого количества людей, которые любят монастырь. Моя главная задача не мешать, а помогать.

Монастырь немного преобразился, но масштаб реставрационных работ очень велик, потому что нет такого объекта, к которому не надо было бы приложить руки. Это касается и территории за оградой, и Нового Донского кладбища. Конечно, есть огромное желание привести святыню в надлежащий вид. Монастырская братия трудится не покладая рук, есть и мирские люди, которые всячески стараются помочь ей в этом устремлении.

Из-за проведения строительных и реставрационных работ есть некоторые неудобства, за которые я прошу прощения у прихожан. В ближайшее время будут проводиться масштабные работы по замене всех коммуникаций, и вид будет не такой благолепный, как сейчас. Но надеюсь, что потом мы все поправим.

Через два дня мы будем отмечать Успение Божией Матери, закончится строгий Успенский пост. Как надо встретить этот праздник, и почему Успение Пресвятой Богородицы вообще отмечается как праздник?

– Апостол Павел говорит: смерть для меня приобретение. И так это для каждого христианина, потому что он идет ко Христу. Всю жизнь он стремится соединиться с Ним, и смерть является той последней преградой, которая отделяет его от Христа. Это никогда не являлось трагедией. Нам тяжело прощаться с близкими и родными, но когда человек знает, куда и к Кому он идет, то он ждет этого момента. Все мы, родившиеся на земле, обречены на смерть. С одной стороны, это наказание, неестественное для нашего организма, с другой, некий порог, через который мы обязаны пройти, чтобы снова соединиться с Богом и жить со Христом, как Адам жил в раю с Богом.

Успение – праздник, потому что это не было для Божией Матери трагедией, ведь Она знала, что уходит к Сыну. Мы знаем, что Господь забрал и тело Божией Матери. Но Она прошла через это, как и Ее Сын, чтобы и мы могли тем же путем соединиться с Ним.

Когда мы готовимся к каждому церковному празднику, какой самый большой дар мы можем принести Господу и Божией Матери? Сердце сокрушенно и смиренно. Когда мы в течение поста правильно постимся: каемся, исповедуемся, очищаем свое сердце, сокрушаемся о своих грехах и приносим это сердце Божией Матери, думаю, большего подарка для Нее и нас самих не может и быть.

Когда наше сердце принадлежит Богу, о нас радуется Божия Матерь, и эти праздники становятся светлыми для нас. Не праздниками для тела, потому что разговление, а праздниками для души.

Благодарю Вас за сегодняшнюю беседу и прошу в завершение благословить наших телезрителей.

– Бог благословит вас, дорогие телезрители. Благодарю вас за сегодняшнюю беседу, пусть Господь и Матерь Божия помогают всем нам на нашем многоскорбном жизненном пути. Храни всех вас Бог.

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс