Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, мы стараемся молиться о людях даже незнакомых, когда знаем, что у них сложные жизненные обстоятельства. И очень часто душа христианина болит о неверующих родственниках. О том, как правильно молиться по молитвослову или своими словами, дома или только в храме. Существуют ли какие-то правила, потому что эти вопросы волнуют многих.
– Ну, правило одно – непрестанно молиться. В самом этом правиле уже заключен ответ на большинство вопросов, которые вы задаете. То есть постоянно человек должен молиться. Молитва как пребывание с Богом в большинстве представлений современных людей это постоянно звучащее слово «Дай». На самом деле молитва – это связь с Богом, это пребывание с Богом, это жизнь вместе с ним. Те, кто ощутил это не спрашивают сколько нужно молиться, как нужно молиться, когда нужно молиться. Они молятся почти всегда. Это люди, которые достигли, если не совершенства в духовной жизни, то определенных высот.
Владыка, есть предание, что якобы преподобный Серафим Саровский, наставляя дивеевских монахинь, которые очень много трудились, работали, говорил, что и дело молитве не помеха.
– Конечно, не даром такое правило по преданию идет из Дивеевского монастыря, Серафимовское правило, которое для людей, в его случае для неграмотных еще, потому что много было людей, которые просто не умели читать, но и для людей занятых в монастыре на послушании, те молитвы, которые человек может читать, проговаривать со смыслом. Есть замечательный пример наших вечерних молитв 24 молитвы Иоанна Златоуста по числу часов дня и ночи. Вот Феофан Затворник в своей книге что такое духовная жизнь и как на нее настроиться очень часто дает в качестве своего благословения духовным чадам молиться этими молитвами. Час одной, час другой, час третьей. Это чтобы разнообразить молитвенное правило. Ну и конечно Иисусова молитва. Это все способы постоянного пребывания с Богом.
То есть даже в дороге где-то?
– Более того, именно в дороге, там, где человек тратит время непроизводительно, ему лучше всего учиться молиться. Вот пробки, да? Это прекрасное место, чтобы молиться Богу. Какая тренировка памяти, внимания, терпения, смирения. Это повод, который не всякий монастырь может предоставить – находиться в пробке и по-настоящему правильно молиться Богу. Поэтому молиться нужно всегда и везде. И эти молитвы не просто просьбы к Богу «Помоги, Господи, сдать экзамен, купить машину, помириться женой или с мужем». Нет, это именно как жизнь с Богом.
А если человек не молится по молитвослову, а вот дома либо в храме исключительно он молится сам так, как чувствует.
– Ну, вы знаете, молитвослов – это некая обязательная часть молитвы, по крайней мере в первые годы, когда человек приучается к церковной жизни, воцерковляется. Дело в том, что в молитвословах ведь не только собраны какие-то назидательные тексты. В них собраны молитвы, составленные великими святыми, т.е. людьми, которые, скажем так, совсем светским языком, профессионалами в молитве. Когда человек учится, он сначала смотрит на то, что сделано профессионалом. Художник идет в музей и долгие годы смотрит, копирует, рисует картины старых мастеров. Что-то в этом роде делает архитектор, музыканты. Вот музыканту надо играть или петь что-то, он, наверное, переслушает сначала все имеющиеся записи выдающихся исполнителей чтобы понять какие-то вещи относительно темпов и т.д. И точно так же с молитвами, которые в молитвослове. В них очень ярко, образно, поэтически изложено то, как и о чем мы должны просить Бога в молитвах. Поэтому молитвы из молитвослова должны стать твоим собственным языком, твоими собственными словами. А потом человек, который молится и молится постоянно, начинает и сам молиться Иисусовой молитвой, краткими молитвами какими-то. Они, собственно говоря, и в молитвослове есть. Можно молиться и без молитвослова своими словами, но так, чтобы это было адекватно тому, что в молитвослове, опыту свытых. В Церкви лучше все-таки слушать то, что читается и поется, потому что это, помимо всего прочего, не только красиво, но и назидательно. Хотя, когда непонятно, например, человек пришел в большой храм, он не очень хорошо слышит, не очень хорошо разбирается в том, что поется, пожалуйста, молись своими словами, своими молитвами, которые у тебя в памяти. Это тоже можно.
Александра спрашивает: «Очень трудно психологически и даже физически иногда молиться за людей, отвергающих Церковь, молить Бога об их вразумлении, но я читала, что Божия благодать никогда не насилует волю человека. Как Господь вразумит человека, который сам ему отказывает? Еще труднее молиться о помощи, когда этому нашему неверующему ближнему плохо, когда он в беде, болен и т.д. Просить Бога ему помочь все равно что человека просить тому, кто этого человека не любит и всюду поносит. Не молиться вовсе? Но ведь эти неверующие, отвергающие православие люди, наши родные и друзья, оставаться равнодушными к их судьбе мы не можем. Как быть?».
– Да, это очень хороший вопрос. Очень непростой. Но здесь есть ошибка одна в этом вопросе. Во второй части вопроса, где Александра говорит, что трудно молиться о помощи, когда человек в беде, когда он болен, просить Бога помочь. Бог не человек. Это неправильно. Невозможно представить, что мы молимся за какого-то человека и Бог слышит наши молитвы и говорит: «Нет, это человек меня не любит и поэтому я молитву слушать не буду, не помогу». Это невозможно. Перенесение самых нехороших качеств человека на Бога – это неправильно. Но с другой стороны такая действительно проблема есть. Вот у меня эта проблема всегда была, когда я еще был молодым священником. Когда привозили в храм на отпевание людей, которые как шутили старые батюшки, что два раза были в храме и оба раза их приносили. Первый раз креститься младенцем, второй раз в гробу уже на отпевание. И когда ты читаешь молитвы разрешительные, там «и прощаю тебе по духу чада все твои грехи» – какой там по духу чада. Ты его никогда не видел, и он тебя знать не знает, ни тебя ни Церковь, ничего. Да, действительно очень плохо, действительно проблема, но кроме этого есть еще другая проблема, есть родственники, близкие и из них есть верующие. Которые очень хотят, чтобы была и твоя, и церковная молитва об этом человеке. Он был далек от Церкви, но он был дорог и близок им. И вот как вот здесь поступать? Ну, старообрядцы, конечно, не отпевают никого, кто не ходил в церковь. Правы они в этом или нет? Наверное, не совсем. Но и когда мы удостаиваем таинств церковных и обрядов людей, которые к ним относились или относятся очень поверхностно, тоже есть в этом что-то неправильное. Поэтому слава Богу, что мы сейчас с Крещением и с Венчанием поставили эту преграду и пытаемся огласить людей, наставить их в основах веры и потом уже сподоблять их Крещение. Разве, когда раньше приносили детей и пьяные крестные так называемые стояли, которые потом в конце Крещения говорили: «Ой, а я сам не крещенный» и бедный батюшка думал, сейчас крестить крестного надо или отпустить их с Богом и забыть о них. Это все было в нашей жизни и слава Богу мы сейчас с этим расстались. С покойниками пока похуже дело. Там сложнее дело, но с другой стороны мы понимаем, что хоть и побуквенно нарушаем какую-то вещь, но исходя из пожелания близких людей мы все-таки молимся об этих людях. А вот результат этой молитвы на волю Божию. Ну и Александру я бы советовал, молитесь, а там Бог сам знает, как помочь.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.